ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ СЕРДЦА

Давно не было со мной такого: читаю книгу и плачу. Плачу от осознания, как мы, взрослые, не понимаем детей, как не можем почувствовать их ангельскую природу, и как своим воспитанием калечим их души на всю жизнь. Ой, как задевает струны моего сердца эта книга… Её название - «Педагогические притчи». Автор - Шалва Амонашвили.
Воистину мудрость этого человека велика. Сколько любви к людям, сколько уважения к детям, сколько Истины, Правды, Веры в его словах… Только где взять теперь мне знание, как всё изменить, ибо понимание того, как ДОЛЖНО БЫТЬ - есть, а понимания, как ПРЕТВОРИТЬ это в жизнь, в свою личную жизнь - пока нет. Читаю дальше. Спрашиваю своё сердце. Ищу ответы. Плачу. Стараюсь простить себя за ошибки. Чувствую вдохновение воспитывать детей по-другому.
Боже, какая же это сложная задача: воспитание ребёнка. Ты так доверяешь нам… Ты доверяешь нам, матерям и отцам, самое сокровенное - чистые души, хрустальные сосуды. Чем наполняем мы их? Мама, которая гавкает; мама, которая потеряла улыбку; мама, которая не имеет крыльев; мама, которая в сердце своём не отыскала Божественную Педагогику… Это ведь про многих из нас, и мы на самом деле любим своих детей, но что-то случилось с нами, раз не умеем мы быть для своих детей теми Учителями, о которых в своих книгах пишет Шалва Амонашвили. «Беда, когда ребёнок теряет маму, но трижды беда, когда он теряет веру в маму». Как сильно сказано!
А знаете, какой вопрос из этой книги меня поразил больше всего? «Всё живое знает Истину воспитания, но почему же так трудно познать её нам?» Это из притчи «Летать надо, чтобы прославлять Творца». И вправду: почему звери, птицы, рыбы - все живые существа знают, как воспитывать своих питомцев, только мы, люди разумные, столько говорим о воспитании, столько книг читаем, столько спорим друг с другом, но так и не избавились от своих проблем и вопросов. Трудные дети, проблема отцов и детей, самоубийства детей из-за непонимания взрослых… Почему в природе этого нигде нет, а у нас есть?
В притче «Педагогика Божественная», правда, есть ответы на эти вопросы: «О человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в Ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, Ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».
Я в воспитании своих детей полный профан. А знаете, сколько книг по воспитанию я прочла, лекций прослушала? Как старательно пробовала применить разные техники, советы в общении со своим старшим мальчиком! Как искала я ответы в беседах с психологами, учителями! Но всё не то, всё не работает. Неудовлетворённость взаимоотношений с сыном накапливалась, я успокаивала себя тем, что идеальных родителей нет, я надеялась, что однажды я узнаю, как воспитывать детей иначе.
Быть может, только сейчас подошла я к Истине. По крайней мере, я увидела тот идеал, к которому буду всеми силами стремиться: идеал Родителя, идеал Учителя. «Пусть сердце твоё, а не ты, говорит с сердцем твоего сына, а не с ним. Главное слово в сердце!» - даёт Шалва Амонашвили наставление в притче «Как в себе найти ответы на все вопросы».
И в заключение я хочу поделиться с вами тремя притчами, которые мне понравились больше всего. Желаю вам приятных озарений!
Екатерина Микитенко
* * *
Родители из небоскрёба
Пришёл Мудрец в большой город и остановился у небоскрёба. «Здесь помощь нужна», - подумал он. Вошёл в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры Мудрец услышал крик отца. Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась.
- Чего тебе, старик? - спросила она. Опять послышался крик отца. Женщине стало неловко.
- Экран телевизора одурманивает нашего ребёнка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, - извинилась она.
Мудрец произнёс:
- Наполняй его светом, и экран поблекнет перед ним.
- Что?! - удивилась молодая мама. - Тогда компьютер поглощает его!
Мудрец проговорил:
- Наполняй ребёнка культурой, и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг.
- Да?! - переспросила мама. - А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?
Сказал Мудрец:
- Зароди в нём понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути.
- Старик, - сказала молодая мама, - я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!
Ответил Мудрец:
- Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.
Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже небоскрёба недостаточно, чтобы познала я в себе свет, культуру, путь. Мне нужно погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»
Но была бы она неумной, сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?» Но она сказала:
- Спасибо, старик!
На шум вышел муж с недовольным видом.
- Что происходит? - спросил он жену. - Кто он?
- Он - Мудрец, - ответила жена, - спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!
Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.
- Хорошо, - сказал он, - назови мне три качества для воспитания сына!
Ответил Мудрец:
- Мужество, преданность, мудрость.
- Интересно… Назови три качества для воспитания дочери!
Сказал Мудрец:
- Женственность, материнство, любовь.
- О, - воскликнул муж женщины, - это прекрасно! Дай мне наставление, старик!
Мудрец улыбнулся.
- Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них, умей учиться у них.
Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо изменить своё отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».
Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок несёт - мужество, женственность, любовь… Кому нужны в нашем мире эти покрытые плесенью понятия? И чему я должен учиться у своих детей - глупостям и дерзостям?.. Это педагогика первого этажа, а не педагогика для тех, кто живёт на сотом этаже небоскрёба».
- Спасибо, старик! - сказал отец и обратился к жене. - Дай ему что нужно!
Но Мудрец не дождался даров, вошёл в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.
* * *
Дайте мне дар ваш
Провели учителя совещание и пришли к выводу: чтобы сеять добро в учениках, надо чтобы те открыли им свои Сердца. Но как добиться этого?
- Может быть, наука нам поможет? - сказали они и направились на курсы повышения квалификации. Там профессора объяснили им принципы, методы, формы обучения, говорили о целях и методах воспитания, рассказали о стандартах образования, о реформах и концепциях. Потом выдали свидетельства о повышении квалификации и сказали: «Дерзайте!» Применили учителя полученные знания на практике, но ученики не открыли им свои Сердца.
- Не хватает нам психологических знаний! - решили они. И поспешили получить вторую специальность. Наполнили свой ум массой психологических понятий и приступили к практике. Но ученики всё же не дали им заглянуть в свои Сердца.
- Наверное, поможет Запад!
И пригласили из-за океана специалистов по «новым технологиям образования». Те приняли менторскую позу и научили их неким туманным «интерактивным технологиям» - сверхсовременным, как они уверяли, или даже из будущего. Но эти сверхновые технологии тоже не сработали. Опечалились учителя, не могут найти путь к Сердцам своих учеников, чтобы сеять в них семена добра.
- Может быть, спасёт Мудрость? - сказали они. И нашли Мудреца, сидевшего в пещере.
- О, Мудрец, - взмолились они, - укажи нам путь к Сердцам наших учеников, чтобы сеять в них зерна добра, иначе поколение становится жестоким!
Сказал им Мудрец:
- Дам вам путь к Сердцам ваших учеников, но отдайте мне взамен дар ваш!
Учителя переглянулись: какого дара от них требует Мудрец? Тогда Мудрец сказал:
- Если у кого есть раздражение,
Дай мне раздражение.
Если у кого есть гнев,
Дай мне гнев.
Если у кого есть жестокость,
Дай мне жестокость.
Если у кого есть грубость,
Дай мне грубость.
Если у кого есть сомнение,
Дай мне сомнение.
Если у кого есть ненависть,
Дай мне ненависть.
Если у кого есть злоба,
Дай мне злобу.
Если у кого есть страх,
Дай мне страх.
Если у кого есть предательство,
Дай мне предательство.
Если у кого есть суеверие,
Дай мне суеверие.
Если у кого есть саранча мыслей,
Дай мне саранчу мыслей.
А если дадите пригоршню дурных привычек,
Я приму и эти пыльные погремушки.
Но не забудьте, чего достоин тот,
Кто отнимет однажды подаренное.
Итак, я принял все пороки вашего Сердца,
И оно становится чистым.
И открываю вам Мудрость:
Путь к Сердцу ученика есть чистое Сердце учителя.
* * *
Божья благодать
Посадил крестьянин лозу виноградную и закрепил рядом палку. Обвилась лоза вокруг палки и начала расти.
- Ты - моя мама, я люблю тебя…
- Ты - моя дочь, расти счастливой…
- Ты - моя надежда…
- Ты - моя гордость…
Так они шептались днем и ночью. Лоза все крепче прижималась к маме-палке, а та радовалась ее цепким щупальцам. Но однажды сказала мама:
- Дочь моя, гниет мое основание, я скоро упаду…
Встревожилась лоза:
- Держись, мама, если ты упадешь, я погибну, а скоро должна начать цвести…
Взмолилась мама Господу:
- Дай мне устоять еще немножко…
И начала лоза цвести. Вскоре появились солнечные гроздья. Мама была счастлива, глядя на радость дочери. Но тяжесть все наполняющихся кистей отнимала у нее последние силы.
- Дочь моя, я уже не в силах держаться, ухожу из жизни, береги себя и детей своих…
Воскликнула лоза со слезами на глазах:
- Не оставляй нас, мама, без твоей опоры мы все погибнем…
Тогда взмолилась еще раз мама Господу:
- Сделай меня вечной надеждой для моих детей…
… Пришел крестьянин собирать виноград. Взглянул на лозу и глазам своим не поверил: опоры нигде не было, а лоза тянулась все выше и выше, обвивая своими щупальцами воздух. Но взор крестьянина не мог видеть Божью Благодать: лозу поддерживал не воздух, а любовь матери, что одаривало ее обилием урожая.
🍒 Практическая ЗОЖ-рассылка. Новые привычки, новое мировоззрение и пробуждение 👉 https://ok.me/CZHA1 💥 Ближайшие мероприятия по здоровью, красоте и саморазвитию + Подписка на новости в Комментариях ниже:
#семья #дети #образование #взаимоотношения #воспитание #психология #отношения #стресс #счастье #самостоятельность #психология #ответственность #любовь #свобода #отношения #воля #жизнь #саморазвитие #развитие #развития_речи #игры

Комментарии