КИМ СМИРНОВ. КРАСОТА СПАСЕТ МИР, ЕСЛИ МИР СПАСЕТ КРАСОТУ Как-то само собой разумеющимся полагалось, что наша страна была в числе друзей. А между тем не случайно, что среди государств, упоминаемых в письмах и документах движения конца 1920-х – начала 1930-х годов за принятие Пакта Рериха, нет СССР. Не случайно, что с установлением советской власти в Прибалтике существовавшее там сильное Рериховское общество было закрыто, а некоторые из его руководителей даже оказались в Сибири. Не случайно в томе Большой Советской Энциклопедии, вышедшем в 1955 году, между «Рерберг» и «Рерум новарум» вообще нет слова «Рерих». Не случайно, наконец, и то, что вплоть до перестроечной гласности, даже во времена, когда Николай Константинович уже был включен в число официально признанных великих наших соотечественников, фундаментальное философское творение ЖИВАЯ ЭТИКА находилось под цензурным запретом. Тому было свое объяснение. Именно в начале 1930-х Николай Рерих и общества его имени протестовали против сталинской «пятилетки безбожия», против варварского уничтожения Храма Христа Спасителя, Спаса на Бору, Симонова монастыря и других памятников древнерусской архитектуры. Это, естественно, не могло нравиться Сталину и его окружению. Как и то, что Рерих активно сотрудничал с самыми разными организациями и личностями, разделявшими его тревогу за культуру, независимо от их политической ориентации, в том числе и с представителями русской эмиграции. Николай Константинович встречался с президентами и королями, был даже на приеме у японского императора. Его принимали великие физики и философы, главы государств и религиозных конфессий. Встречался он в свое время и с советскими наркомами, что ныне подвигло некоторые жаждущие нездоровой сенсации головы на мысль возвести Рериха в ранг советского разведчика. Если бы это было так, о, какое фантастическое воздействие мог бы оказать он – при своих связях буквально со всеми сильными мира сего – на ход современной истории, на повсеместное разжигание мировой революции! Но факты не оставляют камня на камне от этой, мягко говоря, «версии». Для того чтобы в этом убедиться, совсем даже не обязательно копаться в архивах спецслужб и выслушивать заверения, что Рерих никогда ничьим агентом не был. Достаточно прочесть предлагаемую вашему вниманию книгу, ознакомиться с тем, как Рерих оценивал надругательство тогдашних наших властей над культурой. Сколько раз он возвышал голос против торжества невежества, каковым считал разрушение храмов в России в 1930-е годы! Или кто-то полагает, что он обвинял советских вождей в варварстве и антигуманизме «в конспиративных целях»?! Естественно, можно предположить, что разведки противоборствующих держав интересовались личностью Николая Константиновича, имевшего определенное влияние на современников, искали ключи и подходы к нему и его ближайшим сотрудникам. Наивно думать, что в мире, густо пронизанном силовыми линиями спецслужб, рериховское движение оказалось за пределами их интереса. Но фактом является и то, что духовный мир Рериха оказался выше этих интересов. Чем больше обнародуется документов по истории рериховского движения, тем это становится очевиднее. Ибо смыслом подвижничества Рериха было не служение той или иной политической доктрине, тому или иному государству, а утверждение в душах и умах, в том числе и государственных умах, его собственной, если хотите, доктрины: лидирующей роли культуры в становлении и полнокровной жизни личности, общества, государства. Выше было молвлено слово о спасительной соломинке Красоты, Культуры. В применении к Рериху сравнение оказывается неточным. Для него культура – краеугольный камень, прочный фундамент всего сущего в человеческих сообществах – морали, законов, государственных структур, экономики и даже финансовой системы. Подробнее: http://lib.icr.su/node/1296 #ЛВШ_ЗнамяМира #АгниЗнамяМира #АгниПактРериха #НиколайРерих
ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА ШАПОШНИКОВА.
ЗНАМЯ МИРА.
КИМ СМИРНОВ. КРАСОТА СПАСЕТ МИР, ЕСЛИ МИР СПАСЕТ КРАСОТУ
Как-то само собой разумеющимся полагалось, что наша страна была в числе друзей. А между тем не случайно, что среди государств, упоминаемых в письмах и документах движения конца 1920-х – начала 1930-х годов за принятие Пакта Рериха, нет СССР. Не случайно, что с установлением советской власти в Прибалтике существовавшее там сильное Рериховское общество было закрыто, а некоторые из его руководителей даже оказались в Сибири. Не случайно в томе Большой Советской Энциклопедии, вышедшем в 1955 году, между «Рерберг» и «Рерум новарум» вообще нет слова «Рерих». Не случайно, наконец, и то, что вплоть до перестроечной гласности, даже во времена, когда Николай Константинович уже был включен в число официально признанных великих наших соотечественников, фундаментальное философское творение ЖИВАЯ ЭТИКА находилось под цензурным запретом.
Тому было свое объяснение. Именно в начале 1930-х Николай Рерих и общества его имени протестовали против сталинской «пятилетки безбожия», против варварского уничтожения Храма Христа Спасителя, Спаса на Бору, Симонова монастыря и других памятников древнерусской архитектуры. Это, естественно, не могло нравиться Сталину и его окружению. Как и то, что Рерих активно сотрудничал с самыми разными организациями и личностями, разделявшими его тревогу за культуру, независимо от их политической ориентации, в том числе и с представителями русской эмиграции. Николай Константинович встречался с президентами и королями, был даже на приеме у японского императора. Его принимали великие физики и философы, главы государств и религиозных конфессий. Встречался он в свое время и с советскими наркомами, что ныне подвигло некоторые жаждущие нездоровой сенсации головы на мысль возвести Рериха в ранг советского разведчика.
Если бы это было так, о, какое фантастическое воздействие мог бы оказать он – при своих связях буквально со всеми сильными мира сего – на ход современной истории, на повсеместное разжигание мировой революции! Но факты не оставляют камня на камне от этой, мягко говоря, «версии». Для того чтобы в этом убедиться, совсем даже не обязательно копаться в архивах спецслужб и выслушивать заверения, что Рерих никогда ничьим агентом не был. Достаточно прочесть предлагаемую вашему вниманию книгу, ознакомиться с тем, как Рерих оценивал надругательство тогдашних наших властей над культурой. Сколько раз он возвышал голос против торжества невежества, каковым считал разрушение храмов в России в 1930-е годы! Или кто-то полагает, что он обвинял советских вождей в варварстве и антигуманизме «в конспиративных целях»?!
Естественно, можно предположить, что разведки противоборствующих держав интересовались личностью Николая Константиновича, имевшего определенное влияние на современников, искали ключи и подходы к нему и его ближайшим сотрудникам. Наивно думать, что в мире, густо пронизанном силовыми линиями спецслужб, рериховское движение оказалось за пределами их интереса. Но фактом является и то, что духовный мир Рериха оказался выше этих интересов.
Чем больше обнародуется документов по истории рериховского движения, тем это становится очевиднее. Ибо смыслом подвижничества Рериха было не служение той или иной политической доктрине, тому или иному государству, а утверждение в душах и умах, в том числе и государственных умах, его собственной, если хотите, доктрины: лидирующей роли культуры в становлении и полнокровной жизни личности, общества, государства.
Выше было молвлено слово о спасительной соломинке Красоты, Культуры. В применении к Рериху сравнение оказывается неточным. Для него культура – краеугольный камень, прочный фундамент всего сущего в человеческих сообществах – морали, законов, государственных структур, экономики и даже финансовой системы.
Подробнее: http://lib.icr.su/node/1296 #ЛВШ_ЗнамяМира #АгниЗнамяМира #АгниПактРериха #НиколайРерих