села. Однажды встретились два шутника Каса Кувлигский и Каса Кюрягский. Когда Каса Кюрягский спросил, какие новости в Кувлиг, Каса Кувлигский решил пошутить;- Валлах наши сельчане весной посадили марковь. Марковь выросла очень большой и наши сельчане сегодня запрягли 10 пар быков, чтобы вытащить эту марковь. А теперь скажи, какие у вас новости в Кюряге? На что Каса Кюрягский ответил. А наши кузнецы готовят казан. Казан такой большой что, когда один мастер стучит по своему краю, другой мастер, находящийся напротив, не слышит стук. На вопрос Кувлигского Каси - зачем вам такой большой казан, Кюрягский Каса ответил - чтобы сварить вашу марковь. Летным утром Ражабали будит сына - Махмуда, стуча палкой о трубу печки на первом этаже. Махмуд встал и зевая вышёл во двор. Ражабали в упрёк ему говорит; Такой мужчина вымахал, а утром рано вставать не научился. Махмуд отвечает; « всю жизнь пас овец, а барабанить не научился». В один день, когда сельчане на годекане обсуждали разные хабары, мимо годекана проходила пьяная молодёжь, при этом они громко хохотали, и не поздоровавшись прошли мимо. Тогда Сулайман, присутствовавщий на годекане говорит; «Воистину, когда щенки хорошо накормлены, они начинают гавкать на звёзды». В один день в 1970 годы в село приехали скупщики тряпок, бутылок и костей животных. За килограмм тряпок давали 20 копеек. Муртаза тогда учился в Махачкале и был на побывке в селе. На следующий день, он должен был уехать в Махачкалу, и поэтому мать ему постирала пиджак брюки и развесила в огороде сущить. Тагир, местный хулиган, увидев, что висит неплохой товар, снял и продал одежду Муртазы скупщикам за 1 рубль. В один день афнинский Магомед (Прачев) пас отару овец на местности Гатарин мугъара. А Эседулла и его младщий брат Бедулла игрались чуть повыше (хьарарикки). Им было 10 и 6 лет. Эседулле взбрело в голову, пустит камень по склону. Он взял камень побольще, с размера сусуг и перекатил его на место, откуда камень будет кататься дальше и быстрее. Увидев это Магомед (он немой) начал его жестами рук и головы умолять, чтоб он делал этого. Но Эседулла был непреклонен. Он движением ноги скинул с кочки камень и тот покатился вниз, прямо в отару. Магомед, то бежал к отаре, то наперерез камню, словно хотел остановить его собой. Обошлось тогда малыми жертвами - убило только одну овцу. Магомед, быстро зарезав овцу, бросился наверх. Если бы он тогда поймал хулигана, наверняка забил бы его до смерти. Спасло тогда Эседуллу то, что он залез под тавут из под муки. Магомед обшарил весь дом, в котором жил Эседулла и не нашёл его. В 1978 год Насуров Юсуф давал Хяларин аш перед свадьбой своего сына Габиба. Тогда за неделю до свадьбы собирали родственников и их сперва угощали хорошенько, а потом им говорили имена их гостей. Когда уже расходились по домам, Тагиров Рамазан был сильно пьяным. Он дошёл, цепляясь за сетку до ц!иц!иникьар, а дальше сетки не было. Тогда Рамазан, цепляясь за сетку, вернулся в дом Юсуфа и говорит- друг, проведи сетку до моего дома, а то я не могу дойти до дома. В один день в 1990 годы из райцентра приехали гьякими на проверку работы сельсовета. На обед они зашли в гости, а водитель остался у своей машины возле сельсовета. В это время мимо проходил Омаров Гаджи. Он подошёл к гостю, поздоровался и спросил, пообедал ли гость. Тот обрадовался, что его сейчас позовут в гости и сказал что, ещё не пообедал. Гаджи говорит гостю - ты никому не говори, что не обедал, и никто не узнает. В один весенний день Эседулла, Абдурашид и Бейдулла с утра вышли поиграть. На земле лежал иней. Ребята решили покататься по склону ДУРИЪ. Они взяли одну лыжу из саней для быков. Абдурашид говорит – так как сани наши, я буду командиром и сел впереди, Эседулла в середине и Бейдулла сзади. Лыжа набирала скорость. Зседулла соскочил с ходу. Экипаж во главе командира со всей скоростью заехал в кучу камней. Абдурашид, как ошпаренный соскочил с лыжи, и, крича «арай жан дадай» держась за мягкое место, с реактивной скоростью начал крутится вокруг кучи. Оказывается, ему сильно прищемило мягкое место, и оно у него стало багрово-чёрным. После этого он неделю не выходил из дома. В один летный день, Эседулла и Бейдулла пасли по очереди телят сельчан в местности Дуриъ. В этом стаде пасся и буйвол Абдурахмана. Дети, которые ходили за стадом, катались на этом буйволе. Вечером, когда уже было пора, вернутся домой, Эседулла сидел на буйволе, а Бейдулла гонял впереди стадо в село. На местности Аьхъмаъ Бейдулла говорит - давай я сяду, а то я устал. Они поменялись местами и как Бейдулла сел на спину буйвола, тот бросился в кучу колючек боярышника. Бейдулла остался висеть в колючках, а буйвол убежал. После этого Бейдулла долго плача, вытаскивал колючки из тела и больше не смотрел в сторону буйвола. В 1960-е годы после охоты, Сулайман Шериф и другие жарили пойманного им зайца на местности ч!инниин. На радостях от компании один из них выстрелил в воздух. В это время в Афна тоже сидели в компании, и они ответили выстрелом. Кюрягцы ответили двумя выстрелами, а Афнинцы трёмя. Так и продолжилось. К месту события собралось много людей. Одни начали заряжать патроны, другие бегали по домам и собирали порох и пистоны. Афнинцы, когда у них кончился порох, начали бегать в Гуми. Так и стреляли до вечера, пока не закончились у Афнинцев «боеприпасы». В тот день было сделано около 1000 выстрелов. Тагиров Рамазан служил в Челябинске, в стройбате. Они, ходили на работу в городе строем. Рамазан шутил с прохожими русскими на табасаранском языке. В один день проходя мимо кинотеатра он увидел одного человека стоявшего у дороги и решив пошутить спросил - «Гьивдава бай Аьндарай». Тот оглянулся и ответил - «гьамушвахь дикъназа». Оказывается, он был братом Бензер из села Фурдаг. Его до этого долго искали родные, а нашла его шутка Рамазана. В один день Сеид и Насур в очередной раз засиделись в клубе за шахматами. Было уже почти 12 часов вечера, но азарт игры не давал им расходиться. Мимо проходивший Магомедкерим, возврашавщийся с гостей, увидев свет в окнах клуба, решил заглянуть туда. Он был слегка под градусом. В клубе стояла мёртвая тишина. Сеид и Насур смотрели на шахматную доску и решали в голове Наполеоновские задачи разгрома друг друга. Магомедкерим зашёл в клуб и поздоровался, но те даже не услышали его. Тогда Магомедкерим подошёл ближе и стукнул головы играюших друг о друге, и разбросал шахматы по доске и поздоровался ещё раз. Сеид и Насур посмотрели на Магомедкерима так, как будто они сидели в разных окопах во время войны, и, ругаясь, перенесли партию на завтра, когда им никто мешать не будет. Был летный день и мужчины шли на косьбу к местности ири гунт!иин. Азизов Иса шёл впереди. Шедший позади Шамсудин спросил у него – есть ли у него в магазине бруски для заточки кос. Иса сделал вид, что не услышал. Он был слабослыщашим. Тогда Шамсудин, решив розыграть Ису, спросил - а кто потерял рубль, я нашёл рубль. Иса сразу крикнул – я потерял, где? Шамсудин говорит – вот же он слышит, когда о деньгах говорят. В один зимный день Насуров Юсуф созвал мил, чтобы привезти сено на быках с местности Къярихъ. Он позвал своего свата Гюлахмеда с быками и Тажира (племянника своей жены Гевхер). Загрузив сено в сани, они возврашались в село. Они паковать сани умели конкретно, особенно если быки были не свои. На спуске близи села Сикук, быки, подгоняемые грузом саней, начали бегать, а державщий их за узду Тажир крикнул – ВОГЬА ц!агъанай. Так как это было прозвищем Гюльахмеда, Тажир спохватился и извинился – Бахишламиш ап!ин Гюлягьмад ими, аъгъдарди т!ут!увччвунияс. Но в это время он понял, что извиняясь, он конкретно обозвал своего дядю. Юсуф посмотрел на него косо и сказал – ты молодец, за один выстрел двух зайцев убил, и меня и Гюлахмеда обозвал одним разом. Тажир долго держал за голову и не зашёл даже домой к Юсуфу пообедать. В один день на годекане хабарили сельчане. Разговорились о том, о сём. Сидевший на бревне чёрт Рамазан начал хвастаться о том, что на его участке Зурт!ик!и он собрал хороший урожай картошки. Когда у него сидевший рядом Омаров Гаджи спросил, как это у него получилось, Рамазан ответил: - Мне бог даёт. Гаджи тогда ему говорит: Почему бог тебе не дал чуть- чуть роста и немного красоты? В один день к мачум Рамазан пришли гости, то ли родственники, то ли друзья. У Рамазана в доме не было мяса. У него была одна курица и то с цеплятами. Он тайком от жены поймал курицу и зарезал её. На причитания жены, что делать с цеплятами? он говорит: - сдадим их в детдом 50 на 50. А тепер о том, как п!ачум Рамазан получил своё прозвище. Во время войны он был в интернате в Касумкенте. После возвращения с войны, его дядя Нурбай забрал его домой. В один день он игрался вблизи дома Абдуллы (газу) и гонялся за курами. Абдулла собирал веник. На замечания Абдуллы не баловаться он кидал слово зачум. Это повторилось несколько раз, но Рамазан не унимался и дальше раздражал старика. Тогда Абдулла не выдержал- взял прут с веника и начал стегать его по одному месту и кричал: вот тебе зачум, вот тебе пачум, вот тебе мачум. С тех пор его так и зовут. В раннее летнее утро, когда Насур уже собирался на своём мотоцикле на работу в контору совхоза к нему на мотоцикле подъехал его сосед Гаджи Омаров и попросил ехать за ним, куда он поедет. Они оба работали в совхозе и Насур подумав, что у Гаджи что то серьёзное, поехал за ним. Они приехали на местность МЕЙДИНАРИХЪ. Когда Насур спросил у Гаджи, что случилось, Гаджи отвечает: ничего, проверка мотоцикла. После чего сел на свой мотоцикл и говорит: поехали обратно в село. Насур поняв, что тот его розыграл, долго ругал его. А теперь расскажу о поучительной истории, которая приключилась в селе Халаг. В один день на годекане села Халаг сидели Жамалудин халу , Мурадяли, Гашим и другие. Когда уже собирались расходиться Жамалудин говорит собравшимся: вечером приходите ко мне в гости, мне надо вам сказать очень важное. Вечером у него собрались Мурадяли, Гашим и ещё другие гости. У Жамалудина был приготовлен хороший стол для гостей. Его жена приготовила хинкал из индюка. Его начали спращивать, Жамалудин ими, скажи, зачем нас собрал. Тот отвечал: ешьте, пейте, я вам после всё скажу. Так они хорошо выпили и поели, и Жамалудин им говорит: Вот зачем я вас собрал, мало осталось настоящих мужиков в селе, и я хотел бы узнать кто из вас настоящий мужик, а кто - подкаблучник. Я это узнаю утром. Гости разошлись по домам. Мурадали подошёл к своему дому и потихоньку постучал в дверь. Но ему не открыли. Тогда он вспомнил о том, кто в доме хозяин и слова своего дяди о чести мужика. Он с размаху ударил в двери ногой, и те отворились. В это же время навстречу выходила жена, и Мурадали с размаху ударил жену по лицу. Та упала и ударилась головой о ступеньку лестницы, ведущей на второй этаж. На шум выскочили сын и невестка Мурадали. Жена лежала без сознания. Мурадали мигом отрезвел, и понял, к чему привело его мужество. Еле привели вместе с сыном и невесткой жену в чувство. У неё лицо стало синим от синяков. Ночью Мурадали не спал и думал о своей глупости, которой он наделал, послушав слова дяди. На следующее утро он вышёл на улицу и увидел, те которые вчера вместе с ним были у Жамалудина и их жёны, как и в другие дни весело хохотали и загоняли свой скот в стадо, а жена Мурадали, с завёрнутым платком лицом, выгнала скотину из двора, и быстро закрыла за собой дверь. В это время на годекане сидел Жамалудин, и он говорит подошедшему Мурадали: ты молодец, ты настоящий мужчина. Мурадали отвечает с досадой: Не видеть бы тебя сто лет. Я из за тебя чуть жену не убил. У семьи Абдурахмана в кладовке начали опустевать баллоны с компотами. Кто - то открывал баллоны и тайком выпивал компоты. У Абдурахмана все подозрения шли на второго своего сына Казимагомеда. Кази клялся, что это не он, но так как на Абдурафи они не думали, пятаки от отца получал он. Казимагомед, чтобы снять с себя подозрения, решил проследить, кто заходит к ним в кладовку. Оказывается к ним в кладовку, через окно залезал ныне покойный Шахбан – сын их мираса и соседа Абдулкерима и выпивал компоты, а взбучку получал Казимагомед. В один день,ныне покойный Абумуслим (Абуц) продавал буханки в пекарне. Обычно он готовил хлеб из муки первого и второго сорта, но в тот день муки этих сортов в пекарне не оказалось, и Абумуслим испёк хлеб из муки высщего сорта. Кто – то из покупателей упрекнул его, почему хлеб подорожал на пять копеек. Абумуслим ему отвечает: «Лизи хюян уьлю гьайими, цена аьгъяди ккунду». В один весенный день у ворот гаража совхоза «Труд» сидели бездельничающие механизаторы. От нечего делать они хабарили о том, о сём. В это время мимо проходил Афнинский Магомед. Он был в кастюмах – тройках. Он собирался поехать на совхозной машине, в один из нижных сёл, выбрать себе невесту. На дороге стояли лужи и слякоть. Когда Магомед сравнялся с сидевшими механизаторами, Гюльмагомед (будильник) бросил в лужу рядом с Магомедом кусок шифера. Брызги испачкали его с головы до ног. Магомед, ощеломлённый от неожиданности, посмотрел на свой испачканный кастюм и на сидяших на скамейке и издавая какие – то неестественные звуки ярости, бросился на своего обидчика. Но того и след простыл. Долго бегал Магомед по всему гаражу и искал Гюльмагомеда. Если бы Магомед тогда поймал бы Гюлбай, то наверняка убил бы его. После того как Магомед ушёл к себе в село, механизаторы увидели, как Гюлбай вылезает из бункера комбайна. В один день Насур со своим сыном Курбан точили топоры на сельской точильне у дома Сулаймана. В это время к роднику за водой пришёл сын Сеида Руслан. В одно время, пока заполнялись его вёдра, он начал ругаться, смотря в направлении точивших топоры. Насур не обратил на него внимания, но тот снова, смотря в их сторону, ругался словами (яв жинс к!ут!рияв. яв тум аравкъурияв). Насур, не понимая, посмотрел вначале на ругавшего, а потом в сторону куда смотрел Руслан и, поняв в чём суть дела, начал смеяться. Оказывается, Надир – сын Курбана сидел в окне и молча, показывая Руслану, крутил в пальцах маленький комнатный красный помидор, а Руслан, так как их прозвищем был камадур, ругался. В 1990 – е годы Али лежал в больнице. Его и Медели в те годы звали на мавлиды как сельчане, так и жители близлежащих сёл. В это время они были в ссоре и друг с другом не разговаривали. Чёрт Рамазан решил их помирить. Он уговорил Медели поехать с ним в Хучни навестить Али, и они поехали. Когда они вошли в палату, поздоровались. Медели, не зная с чего начать разговор, говорит: Гьивдава бай Аьли гьамишва дахъну? Иву амдарди миди къуландари вари якъар, к!ирхъар к!урук!уда мевлюдари. В 1997-м году лето выдалось очень сухим. Жители села решили по старым обрядам просить у Всевышнего дождя. Днём каждый со своей садакьой пошли на святые места, читать молитвы. А вечером юноши и девушки нарядив одну из себя гудилом, начали ходить по дворам сельчан, чтобы они по обычаю выливали на гудила воду из ведра, при этом пели песню гудила: Я Аллагь, я Расул, мархь увкъава я Расул. Гудил, гудил эй гудил. Гудилиз мархь ккунди а. Когда они дошли до двора Медели и начали просить бога дождя, из дома выскочил Расул и начал дубасить гудила и его сопровождающих, при этом кричал. Ещё раз услышу своё имя от вас, убью. В один летный жаркий день Казанфер на своём МАЗе привез зерно сельчанам в обмен на картошку. Омар попросил Казанфера, чтобы он дал ему немножко солярки. Казанфер сказал, что сейчас посмотрит в бак, и если там много, то даст. Казанфер и Гаджи (его двоеродный брат) открыли крышку бака, и Казанфер говорит, что ничего не видно. В это время Омар, стоявший рядом, чтобы лучше увидеть содержимоее бака, шёлкает зажигалкой и подносит к горловине бака. Раздался сильный хлопок. Любопытных так обдало в лицо огнём испаряющей солярки, что отбросило на несколько метров. После этого Омара долго шарахались местные собаки. Он стал похож на Нельсона Манделлу. В селе в довоенные годы жил Ражав (п!алт!ар). Он был высокого роста. Когда сельчане на годекане обсуждали разные проблемы села он всегда стоял в стороне, и молча слушал, кто что говорить. Часто на годекане говорили о том, что жители соседнего села Сикук потравляют посевы и другие нарушения меж сельских границ. Ражав после услышанного ничего не сказав, уходил с годекана, и, захватив с забора кол, направлялся в Сикук и наводил там шмон. Он бил колом любого попавшего ему на пути. Все в Сикуке прятались по домам. И после такого наезда долго не нарушали межсельские порядки. В один день на годекане речь пошёл о приличии поведения горца. Старики начали свои нравоучения. Один из молодых присутствующих на годекане спрашивает у аксакала: «Можно ли глазеть на женщин в городе?» Старик был с юмором и отвечает: можно смотреть на кого угодно и на что угодно, кроме сварки. Абдулкерим (исвар) как то сидел на годекане. В это время мимо проходил лудильшик из Лакского района, и они разговорились на русском языке. Они оба говорили на русском с помощью жестов рук и головы, и половина слов у Абдукерима были на табасаранском языке. После того, как лудильшик ушёл, Абдулкерим начал смеяться перед сельчанами: Эгер Табасаран ч!алнан гафар къихьдайиш, урус ч!ал ижири аьгъяяс. В один день, когда вечером на годекане собрались сельчане, туда примкнулся выпивший Махмуд. Он начал на пьянном языке говорить о том, о сём. Сидевший на бревне Ахмед (Шахсинов) упрекнул его о неподобающем поведении. Тогда Махмуд вспомнил свои школьные обиды и двойки (Ахмед был учителем родного языка) и говорит, обращаясь к сельчанам: За что он мне поставил на экзамене двойку, неужели я не знаю свой родной язык? Тут Ахмед поняв, что тут с Махмудом ему не поспорить, ушёл домой, а Махмуд долго требовал разъяснений о той злополучной двойке, полученной лет 20 назад в школе. В один день Курбан (Сулайманович) и Гаджикурбан стояли во дворе школы и говорили о том, о сём. У них был свободный урок. Там же стояли другие учителя. Гаджикурбан со своим рассказом вцепился в Курбана. И хотя тот не слушал его, тыкал его в плечо, и, старательно, что - то рассказывал. Тогда Курбан, решив отмахнуться от надоедливого собеседника и заодно уколоть его высокий рост, говорит: Дифарин зиин фи хабрар ал Гьяжикъурбан? На свадьбе Руслана сына Насура, Гаджикерим (гриша) хорошенько выпил. У него была прывичка благодарить за хорошую компанию словами: Яв к!ул ина аллагьди п!алт!у – п!алт!у павидлияр уркъурияв. Поблагодарив Насура за угощение, Гаджикерим, цепляясь за сетки вдоль дороги, шёл домой. У дома Зирият, он, цепляясь за сетку, повалил его. На шум выскочила Зирият с причитаниями: Гьаму яш дубхьну нач дарнив машнас увкъус? Закур изу ивус лигиза. Гаджикерим говорит: «Яв авайт!ин бала къира къюрияв, закурра» и потихоньку пошёл к себе домой. На следующее утро сын Зирият – Шахбан с похмели рано вышёл во двор, и, увидев поваленный забор, быстро решил поднять и исправить пока мать не увидела. Он думал, что забор повалил он сам, будучи пьяный. Было 1 апреля 2005 года. Вечером Гамид, Абдурафи, Насур и Казимагомед возврашались с гостей из села Сикук. У села им встретился Тагир – сын Мютелима и он известил их о том, что умерла Аминат – тёща Махрама. Так как все они приходились родственниками Махраму, они решили разойтись по домам и идти к Махраму с жёнами. Через некоторое время Казимагомед с женой заходят во двор Махрама и видят, что во дворе никого нет и дома тихо, посмотрели в окно и увидели, что Аминат сидит у печки и вяжет носки. В это время во двор зашли Гамид с женой. Казимагомед показал им в окно на воскресщую Аминат. Тогда они поняли, какое сегодня число и вместе собиравшимися во двор Абдурафи и Насур решили, пока никто не увидел и не узнал, как их надул Тагир, разойтись по домам. 8 мая в 1995-е годы у старой школы проходило торжественное построение и праздничный, концерт посвященный дню Победы. Перед концертом ветеранов войны и труда награждали медалями. Стоявщий чуть поодаль Омар тогда говорит: того, кто воровал баранов, награждаете орденами, а чем будете награждать тех, кто воровал индюков( он имел ввиду себя). А теперь расскажу об одной истории, которая произошла в Хучнях. Там жил один любитель выпить в долг. У него были долги во многих магазинах. И чтобы не забыть, сколько кому должен и когда у кого брал выпивку, завёл свою тетрадь долгов. Увидев его, один из тех, кому он был должен уже около года, потребовал у него, чтоб он вернул долг. Тот вытащил из кармана пиджака свою тетрадь долгов, и посмотрев на страницу того магазина говорит: ты не спеши дорогой, пока до тебя очередь не дошла. У меня на очереди долги пятилетней давности. А если много будешь говорить, я тебя вообще вычеркну из своего списка долгов. В один осенный день, Гаджи Абдуллаевич попросил Махмуда, чтобы он на совхозной машине поехал в лес за дровами, на местность МИКЪИЪ. Собрали ребят и к обеду уже вернулись с дровами. После того как выгрузили дрова Гаджи пригласил ребят пообедать, и поставил на стол бутылку беленького, а сам ушёл чтоб не стеснять их. Ребята выпили бутылку и у них розыгрался аппетит ещё выпить. Их было шестеро. Махмуд намекнул Гаджи что, только горло намочили. Гаджи тогда говорит: Водка это такая вещь – если умеешь пить, он из попрощайки делает АМИРА, а если не умеешь – из АМИРА попрощайку. Так что я хочу, чтобы вы оставались АМИРАМИ. В один тёплый, весенный мартовский день Махмуд был навеселе. Он возвращался к себе домой через УЬРЕ ДАГАР и решил освежиться у родника. Он встал на подставку для кувшина, и начал плескать лицо водой и в это время потеряв равновесие, упал в родник. За ним у своего дома, наблюдал Гаджи Абдуллаевич. Увидев эту сцену, он говорит: «Правду говорили наши предки что, если во время УХИНА ДАКЬРАКЬ ударят заморозки, то может лопнуть рог козла, а если потеплеет, то буйвол будет валяться в луже». Тагир вместе со своими друзьями был на заработках. Один раз на ужин у них были приготовлены макароны. Во время ужина один из них начал кашлять и задыхаться, видимо подавился макаронами. После того как тот перестал кашлять Тагир у них спращивает: для чего макароны делают с дырками? Те долго думали и не нашли чего сказать. Тогда Тагир отвечает сам: это для того, чтобы если подавишся макаронами, через дырку можно было дышать. Омаров Гаджи с утра собирался идти в лес за дровами. Он запряг пару быков, но у него не оказалось дома верёвки, чтобы завязать в санях дрова. Он пошёл попросить у соседей. Пошёл к Шахсину, но тот не дал, пошёл к Медели. Тот сказал, что верёвка лежит на чердаке под шкурами и чтобы его достать надо приставить лестницу, а лестница находится в огороде. Гаджи тогда говорит: чем у тебя что- нибудь взять, легче в мечети украсть ковёр. Абдулкерим (исвар) был любителем компаний и шуток. В один день он принимал гостей. За рассказами компания растянулась допоздна. И прежде чем расходиться Абдукерим решил напуствовать гостей добрым словом. Он говорит: нас всегда двое - я и Абдулкерим. Если вдруг Абдулкерим сделает что - то не так, второй внутренный Абдулкерим ему говорит: Аьдукай хъурувт!уну яв къюп!увдин гьял ип!уди деъ, ихьу чпи чпихъан хъуругиш ижири хьибдар. Поэтому не давайте себе спорить с самим собой. Пока вас двое вам ничего не страшно. В одинь тёплый весенный день двое Джулинцев - Мевлют и Сефикурбан сидели возле села за бутылкой белого и делились между собой о том, как хорошо жить на белом свете. Поговорив о разном, Мевлют вдруг говорит: Как бы хорошо было, если бы на свете остались жить мы двоём с цистерной спирта. А после того как спирт закончится, я бы хотел, чтобы я умер раньше тебя. На вопрос Сефикурбана зачем? Мевлют отвечает: если я умру раньше тебя, то ты меня похоронишь, а тебя хоронить будет некому, и тебя будуть клевать вороны и загрызут шакалы. После окончания школы Шахсин поехал в Махачкалу поступить в институт. Но он не прошёл конкурс и пешком возврашался из Хучни домой. На местности НИКЪАРТ!ИН он повстречал односельчанина Медели. Медели спросил у Шахсина: каахъна бай Шахсин? Шахсин отвечает: ав кахънуза, кахъну майкара дюпню къярикъи къюнуза. Летным утром, жена Мурадали - Назлуханум вышла выгонять скотину и как обычно искала повод с кем нибудь поругаться с утра. У неё, как она сама говорила, когда поругается с кем нибудь, с сердца камень снимается. В этот день все обходили её стороной, а камень всё лежал на сердце. Тогда она решила снять свой стресс на своей соседке Щемья - жена Тагира. Не знаю с чего начала свою утренную политбеседу Назлуханум, но уже через минуту она уже ругалась на всех языках ругани. Щемья молчала и с усмешкой смотрела на автора ненормативной лексики. Тогда, обозлённая Назлуханум, уставщая ругаться, говорит: Что ты молчишь? я её ругаю во весь мир, а ей бы хоть что. Щемья отвечает: Ц!ик!ай тоже лает всю ночь, что мне тоже лаять на неё? В тот день камню на сердце Назлуханум не суждено было упасть. Омар был любителем поохотиться на чужих индюков. Он проявлял чудеса мастерства при их ловле. В один день БАГЪДИЪ все играли футбол.Омар тоже играл. Рядом щипали травку индюки Шамсутдина. Там же но поле играли футбол четверо сыновей Шамсутдина. Омар увидел, что один из индюков очень хорош для шашлыков и нарисовал в голове план охоты на неё. Он принёс из дома кусок хлеба и нитку, привязал кусочек хлеба к нитке, и сам лёг в овраг у площадки и начал бросать кусочки хлеба к индюшке. Та, увидев, что с неба падают куски, начала движение к оврагу. Тогда, Омар бросил привязанный к нитке кусочек, и когда индюк проглотил его, он потянул его в овраг, и дело было уже сделано. Остальная техника по обделке индюка у Омара была на высоком уровне. А сыновья Шамсутдина в тот вечер долго искали индюка и гадали, как это в течении 5 минут их индюк успел улететь на тот свет. Ахмед ( КАВХИЯР) вязал у себя во дворе веник из берёзовых прутьев. У них дома распологались по соседству на месте где сейчас находится дом Омарова Тажира. В это время по решению актива колхоза Омаров Гаджи был назначен бригадиром и он увидев Ахмеда, говорит: Аьгьмад ими свяжи мне один веник. Ахмед отвечает: Ты моложе меня намного, сходи за прутьями и свяжи сам. Гаджи тогда повыщает голос – я бригадир села и ты должен связать для меня один веник. Тогда Ахмед говорит: Ты можещь быть бригадиром, тебя могут назначить председателем колхоза, но человеком, как и не был, так и не станешь. На годекане очередной раз спорили о том, кому в селе живётся хорошо. Одни говорили КАВХЕ, потому что у него много богатства. Другие говорили МУЛЛЕ, третьи имели свои версии. Тгда Абдулкерим (ИСВАР) говорит: Когда я хорошенько пообедаю и после этого посплю пару часов на веранде, думаю, как прекрасен этот мир. А КАВХА и МУЛЛА лишены этого счастья, потому что у них в голове только деньги и богатства. В один день соседи Гаджикурбан и Махрам, в компании в честь какого – то праздника, словесно повздорили друг с другом о том, кто раньше пьянеет от выпитой водки. Спорили долго. Когда спор уже зашёл к горячей стадии, Гаджикурбан говорит Махраму: «Иву аьхи гафар ап!ус, ивусрар кьули шарар алзуин изуин». На этот тезис у Махрама не нашлось ответа и спор на этом заверщился. На годекане спорили Гаджикерим (Гриша) и Абумуслим о том, чей бык лучше пашет и лучше тянет в упряжке. Приводили разные примеры, по каким подьёмам и сколько дров тянет их быки. Дошли до того, что даже трактору нечего было делать по сравнению с их быками. Не знаю до чего дошёл бы их спор, если бы Гаджикерим не заявил, что по утрам позади его быка лежит куча навоза с размера быка Абумуслима. После этого аргумента, Абумуслим признал своё поражение, и они перешли на другую тему. Осенью в 90-е годы хъюрт!ильские ребята пошли собирать грецкий орех на Бухнагские участки. Их увидел житель Бухнага Гусейни, и он начал ругать их, что пусть они собирают орехи у себя в селе. Один из ребят тогда говорит старику: Иву гъурзи хифар дарда халу, хъярццарин т!арахьи хифарикан куруч!врар ву. Старик со злостью кричит: Му ич хъярццари хифар килвуниган, ичв хъярццар наан жегьелемди айи? В 2000 годы в феврале после ураганного ветра, многим жителям села ураган нанёс большой материальный ущерб. Тогда создали комиссию и обходили хозяйства и определяли нанесённый ушерб. Когда дошли до Гаджикурбана, посчитали унесённый шифер и спросили у Гаджикурбана, где ещё есть повреждения? Гаджикурбан, показывая на туалет, говорит, что с туалета унесло 20 шиферов. Тогда один из комиссии говорит – у всех на туалете 1 или 2 шифера ,а у тебя 20 В один день на годекане рассказывали о разных чудесах света. Одни рассказывали о самолётах, другие о ракетах, третьи о морских кораблях. Старикам села было очень интересно слушать рассказы молодых о разных чудесах света. Когда уже сельчане начали расходиться по домам, сидевщий на бревне Абдулкерим говорит: АВ. ДЮНЬЯЙИЪ ХАЙЛИН АЬЛАМАТАР А – РАКЕТЬЯР, САМОЛЁТАР. ХЪА ВАРИТ!АН А!ХИ АЬЛАМАТ ДАРУН - КОНФЕТДИН АЙИТ1 ПОВИДЛО АП1УВ? В один день после вспашки своего огорода на волах, Насуров Юсуф обедал со своим дядей Ахмедом и говорили о том, о сём. Уставщий Юсуф пообедав говорит: ДЮНЬЯЙИЪ ХУТ1ИЛ АП1УВНА, ХЯР УВШВУВТ1АН КЪАКЪИ ЛЯХИН АРАР! На что Ахмед отвечает; ДЮНЬЯЙИЪ ВАРИТ1АН КЪАКЪИ ЛЯХИН ГЬАМУ ИВУСРАР ДАЖАР ВЕРДИШ АП1УВ ВУ? В одинь день в поликлинику села Хучни обратился житель села Джули - Гаджимагомед. Он пожаловался врачу УХО ГОРЛО НОС, что в одном его ухе постоянно пишит комар и что он плохо слышит этим ухом. Врач, осмотрев ухо больного ,- говорит. Это от возраста у тебя в ухе стреляет. На что Гаджимагомед ему возрожает: У меня же оба уха одного года рождения Почему одно слышит ,а другое нет? В осенный день житель села Куртиль АГАЛАРХАН с утра решил идти собирать орехи под чужими деревьями. У них в селе было принято не собирать орехи под чужими деревьями, так как все орехи были розданы по хозяйствам. В это время Абдурафи житель того же села решил проверить , нет ли под его деревом других односельчан. Увидев под своим деревом соседа старика, Абдурафи ему говорит: Нач дарнив машнас Агълархан ими гьаму яш дубхьну жарадин гьарккан хифар уч ап!ус? АГАЛАРХАН говорит: Я БАЙ ИВУ ФУЖУ ВУВА? ИВУ АЪГЪЯ гъашундарис аьхи? Абдурафи: ГЬАМУ БИЦ!И ХИФАР АЬГЪЯ ШУЛДИ ГЬАМУ ИЗУ ЯВ КЪУНШИ ФУЖИН АЬГЪЯ ШУЛДАНУС КЬАВИ ЛУТИ. Весной, когда работники и водители собрались у у конторы совхоза «Труд» Гаджи Абдуллаевич попросил Казимагомеда отвезти в Хучни своих родственников. Казимагомед отвёз их и когда приехал, говорит Гаджи Абдуллаевичу Гьаму изуси ижурар вуйиш вари- зурт!арикъира камиди т!умт!ар къиршдийи. Гаджи Абдуллаевич отвечает: къиршдийи- гьаму ивуси кьуркьулурар.
село Кюряг
истории нашего
села.
Однажды
встретились два шутника Каса Кувлигский и Каса Кюрягский. Когда Каса Кюрягский
спросил, какие новости в Кувлиг, Каса Кувлигский решил пошутить;- Валлах наши
сельчане весной посадили марковь. Марковь выросла очень большой и наши сельчане
сегодня запрягли 10 пар быков, чтобы вытащить эту марковь. А теперь скажи,
какие у вас новости в Кюряге? На
что Каса Кюрягский ответил. А наши
кузнецы готовят казан. Казан такой большой что, когда один мастер стучит по
своему краю, другой мастер, находящийся напротив, не слышит стук. На вопрос
Кувлигского Каси - зачем вам такой большой казан, Кюрягский Каса ответил -
чтобы сварить вашу марковь.
Летным утром
Ражабали будит сына - Махмуда, стуча палкой о трубу печки на первом этаже.
Махмуд встал и зевая вышёл во двор. Ражабали в упрёк ему говорит; Такой мужчина
вымахал, а утром рано вставать не научился. Махмуд отвечает; « всю жизнь
пас овец, а барабанить не научился».
В один день, когда сельчане на
годекане обсуждали разные хабары, мимо годекана проходила пьяная молодёжь, при
этом они громко хохотали, и не
поздоровавшись прошли мимо. Тогда Сулайман, присутствовавщий на годекане
говорит; «Воистину, когда щенки хорошо накормлены, они начинают гавкать
на звёзды». В
один день в 1970 годы в село приехали скупщики тряпок, бутылок и костей
животных. За килограмм тряпок давали 20 копеек. Муртаза тогда учился в
Махачкале и был на побывке в селе. На следующий день, он должен был уехать в
Махачкалу, и поэтому мать ему постирала пиджак брюки и развесила в огороде
сущить. Тагир, местный хулиган, увидев, что висит неплохой товар, снял и продал одежду Муртазы скупщикам за 1 рубль.
В один день
афнинский Магомед (Прачев) пас отару овец на местности Гатарин мугъара. А
Эседулла и его младщий брат Бедулла игрались чуть повыше (хьарарикки). Им было 10 и 6 лет. Эседулле
взбрело в голову, пустит камень по склону. Он взял камень побольще, с размера сусуг и перекатил
его на место, откуда камень будет кататься дальше и быстрее. Увидев это Магомед
(он немой) начал его жестами рук и головы умолять, чтоб он делал этого. Но
Эседулла был непреклонен. Он движением ноги скинул с кочки камень и тот
покатился вниз, прямо в отару. Магомед, то бежал к отаре, то наперерез камню, словно
хотел остановить его собой. Обошлось тогда малыми жертвами - убило только одну
овцу. Магомед, быстро зарезав овцу, бросился наверх. Если бы он тогда поймал
хулигана, наверняка забил бы его до смерти.
Спасло тогда Эседуллу то, что он залез под тавут из под муки. Магомед обшарил весь дом, в
котором жил Эседулла и не нашёл его.
В 1978 год
Насуров Юсуф давал Хяларин аш перед свадьбой своего сына Габиба. Тогда за
неделю до свадьбы собирали родственников и их сперва угощали хорошенько, а
потом им говорили имена их гостей. Когда уже расходились по домам, Тагиров
Рамазан был сильно пьяным. Он дошёл, цепляясь за сетку до ц!иц!иникьар, а
дальше сетки не было. Тогда Рамазан, цепляясь за сетку, вернулся в дом Юсуфа и
говорит- друг, проведи сетку до моего дома, а то я не могу дойти до
дома.
В один день
в 1990 годы из райцентра приехали гьякими на проверку работы сельсовета. На
обед они зашли в гости, а водитель остался у своей машины возле сельсовета. В
это время мимо проходил Омаров Гаджи. Он подошёл к гостю, поздоровался и
спросил, пообедал ли гость. Тот обрадовался, что его сейчас позовут в гости и
сказал что, ещё не пообедал. Гаджи говорит гостю - ты никому не говори, что
не обедал, и никто не узнает.
В один
весенний день Эседулла, Абдурашид и Бейдулла с утра вышли поиграть. На земле
лежал иней. Ребята решили покататься по склону ДУРИЪ. Они взяли одну лыжу из саней
для быков. Абдурашид говорит – так как сани наши, я буду командиром и сел
впереди, Эседулла в середине и Бейдулла сзади. Лыжа набирала скорость. Зседулла
соскочил с ходу. Экипаж во главе командира со всей скоростью заехал в кучу
камней. Абдурашид, как ошпаренный соскочил с лыжи, и, крича «арай жан дадай» держась за мягкое место, с реактивной
скоростью начал крутится вокруг кучи. Оказывается, ему сильно прищемило мягкое
место, и оно у него стало багрово-чёрным. После этого он неделю не выходил из
дома.
В один
летный день, Эседулла и Бейдулла пасли по очереди телят сельчан в местности
Дуриъ. В этом стаде пасся и буйвол Абдурахмана. Дети, которые ходили за стадом,
катались на этом буйволе. Вечером, когда уже было пора, вернутся домой,
Эседулла сидел на буйволе, а Бейдулла гонял впереди стадо в село. На местности
Аьхъмаъ Бейдулла говорит - давай я сяду, а то я устал. Они поменялись
местами и как Бейдулла сел на спину буйвола, тот бросился в кучу колючек
боярышника. Бейдулла остался висеть в колючках, а буйвол убежал. После этого Бейдулла
долго плача, вытаскивал колючки из тела и больше не смотрел в сторону буйвола.
В 1960-е
годы после охоты, Сулайман Шериф и другие жарили пойманного им зайца на
местности ч!инниин. На радостях от компании один из них выстрелил в воздух. В
это время в Афна тоже сидели в компании, и они ответили выстрелом. Кюрягцы
ответили двумя выстрелами, а Афнинцы трёмя. Так и продолжилось. К месту события
собралось много людей. Одни начали заряжать патроны, другие бегали по домам и
собирали порох и пистоны. Афнинцы, когда у них кончился порох, начали бегать в
Гуми. Так и стреляли до вечера, пока не закончились у Афнинцев «боеприпасы». В
тот день было сделано около 1000 выстрелов.
Тагиров Рамазан служил
в Челябинске, в стройбате. Они, ходили на работу в городе строем. Рамазан шутил
с прохожими русскими на табасаранском языке. В один день проходя мимо кинотеатра
он увидел одного человека стоявшего у дороги и решив пошутить спросил - «Гьивдава
бай Аьндарай». Тот оглянулся и ответил - «гьамушвахь
дикъназа». Оказывается,
он был братом Бензер из села Фурдаг. Его до этого долго искали родные, а нашла
его шутка Рамазана.
В один день
Сеид и Насур в очередной раз засиделись в клубе за шахматами. Было уже почти 12
часов вечера, но азарт игры не давал им расходиться. Мимо проходивший
Магомедкерим, возврашавщийся с гостей, увидев свет в окнах клуба, решил
заглянуть туда. Он был слегка под градусом. В клубе стояла мёртвая тишина. Сеид
и Насур смотрели на шахматную доску и решали в голове Наполеоновские задачи
разгрома друг друга. Магомедкерим зашёл в клуб и поздоровался, но те даже не
услышали его. Тогда Магомедкерим подошёл ближе и стукнул головы играюших друг о друге, и разбросал шахматы по доске и
поздоровался ещё раз. Сеид и Насур посмотрели на Магомедкерима так, как будто
они сидели в разных окопах во время войны, и, ругаясь, перенесли партию на
завтра, когда им никто мешать не будет.
Был летный
день и мужчины шли на косьбу к местности ири гунт!иин. Азизов Иса шёл впереди. Шедший
позади Шамсудин спросил у него – есть ли у него в магазине бруски для заточки кос. Иса сделал вид, что не
услышал. Он был слабослыщашим. Тогда Шамсудин, решив розыграть Ису, спросил - а
кто потерял рубль, я нашёл рубль. Иса сразу крикнул – я потерял, где? Шамсудин
говорит – вот же он слышит, когда о деньгах говорят.
В один
зимный день Насуров Юсуф созвал мил, чтобы привезти сено на быках с местности
Къярихъ. Он позвал своего свата Гюлахмеда с быками и Тажира (племянника своей
жены Гевхер). Загрузив сено в сани, они возврашались в село. Они паковать сани
умели конкретно, особенно если быки были не свои. На спуске близи села Сикук, быки, подгоняемые
грузом саней, начали бегать, а державщий их за узду Тажир крикнул – ВОГЬА
ц!агъанай. Так как это было прозвищем Гюльахмеда, Тажир спохватился и извинился
– Бахишламиш ап!ин Гюлягьмад ими, аъгъдарди т!ут!увччвунияс. Но в это время он
понял, что извиняясь, он конкретно обозвал
своего дядю. Юсуф посмотрел на него косо и сказал – ты
молодец, за один выстрел двух зайцев убил, и меня и Гюлахмеда обозвал одним
разом. Тажир долго держал за голову и не зашёл даже домой к Юсуфу пообедать.
В один день
на годекане хабарили сельчане. Разговорились о том, о сём. Сидевший на бревне
чёрт Рамазан начал хвастаться о том, что на его
участке Зурт!ик!и он собрал хороший урожай картошки. Когда у него сидевший
рядом Омаров Гаджи спросил, как это у
него получилось, Рамазан ответил: - Мне бог даёт. Гаджи тогда ему говорит: Почему бог
тебе не дал чуть- чуть роста и немного красоты?
В один день
к мачум Рамазан пришли гости, то ли родственники, то ли друзья. У Рамазана в
доме не было мяса. У него была одна курица и то с цеплятами. Он тайком от жены
поймал курицу и зарезал её. На причитания жены, что делать с цеплятами? он
говорит: - сдадим их в детдом 50 на 50.
А тепер о
том, как п!ачум Рамазан получил своё прозвище. Во время войны он был в
интернате в Касумкенте. После возвращения с войны, его дядя Нурбай забрал его
домой. В один день он игрался вблизи дома Абдуллы (газу) и гонялся за курами. Абдулла
собирал веник. На замечания Абдуллы не баловаться он кидал слово зачум. Это
повторилось несколько раз, но Рамазан не унимался и дальше раздражал старика.
Тогда Абдулла не выдержал- взял прут с веника и начал стегать его по одному
месту и кричал: вот тебе зачум, вот тебе пачум, вот тебе мачум. С тех пор его
так и зовут.
В раннее
летнее утро, когда Насур уже собирался на своём мотоцикле на работу в контору
совхоза к нему на мотоцикле подъехал его сосед Гаджи Омаров и попросил ехать за
ним, куда он поедет. Они оба работали в совхозе и Насур подумав, что у Гаджи
что то серьёзное, поехал за ним. Они приехали на местность МЕЙДИНАРИХЪ. Когда
Насур спросил у Гаджи, что случилось, Гаджи отвечает: ничего, проверка
мотоцикла. После чего сел на свой мотоцикл и говорит: поехали обратно в село. Насур поняв, что тот
его розыграл, долго ругал его.
А теперь
расскажу о поучительной истории, которая приключилась в селе Халаг. В один день
на годекане села Халаг сидели Жамалудин халу , Мурадяли, Гашим и другие. Когда
уже собирались расходиться Жамалудин говорит собравшимся: вечером приходите ко
мне в гости, мне надо вам сказать очень важное. Вечером у него собрались
Мурадяли, Гашим и ещё другие гости. У Жамалудина был приготовлен хороший стол для гостей. Его
жена приготовила хинкал из индюка. Его начали спращивать, Жамалудин ими, скажи,
зачем нас собрал. Тот отвечал: ешьте, пейте, я вам после всё скажу. Так они
хорошо выпили и поели, и Жамалудин им говорит: Вот зачем я вас собрал, мало
осталось настоящих мужиков в селе, и я хотел бы узнать кто из вас настоящий
мужик, а кто - подкаблучник. Я это узнаю
утром. Гости
разошлись по домам. Мурадали подошёл к своему дому и потихоньку постучал в
дверь. Но ему не открыли. Тогда он вспомнил о том, кто в доме хозяин и слова своего
дяди о чести мужика. Он с размаху ударил
в двери ногой, и те отворились. В это же время навстречу выходила жена, и
Мурадали с размаху ударил жену по лицу. Та упала и ударилась головой о
ступеньку лестницы, ведущей на второй этаж. На шум выскочили сын и невестка
Мурадали. Жена лежала без сознания. Мурадали мигом отрезвел, и понял, к чему
привело его мужество. Еле привели вместе с сыном и невесткой жену в чувство. У
неё лицо стало синим от синяков. Ночью Мурадали не спал и думал о своей
глупости, которой он наделал, послушав слова дяди. На следующее утро он вышёл
на улицу и увидел, те которые вчера вместе с ним были у Жамалудина и
их жёны, как и в другие дни весело хохотали и загоняли свой скот в стадо, а
жена Мурадали, с завёрнутым платком лицом, выгнала скотину из двора, и быстро
закрыла за собой дверь. В это время на годекане сидел Жамалудин, и он говорит
подошедшему Мурадали: ты молодец, ты настоящий
мужчина. Мурадали отвечает с
досадой: Не видеть бы тебя сто лет. Я из за тебя чуть жену не убил.
У семьи
Абдурахмана в кладовке начали опустевать баллоны с компотами. Кто - то открывал
баллоны и тайком выпивал компоты. У Абдурахмана все подозрения шли на второго
своего сына Казимагомеда. Кази клялся, что это не он, но так как на Абдурафи
они не думали, пятаки от отца получал
он. Казимагомед, чтобы снять с себя подозрения, решил проследить, кто заходит к
ним в кладовку. Оказывается к ним в кладовку, через окно залезал ныне покойный
Шахбан – сын их мираса и соседа Абдулкерима и выпивал компоты, а взбучку
получал Казимагомед.
В один день,ныне
покойный Абумуслим (Абуц) продавал буханки в пекарне. Обычно он готовил хлеб из
муки первого и второго сорта, но в тот день муки этих сортов в пекарне не
оказалось, и Абумуслим испёк хлеб из муки высщего сорта. Кто – то из
покупателей упрекнул его, почему хлеб подорожал на пять копеек. Абумуслим ему
отвечает: «Лизи хюян уьлю гьайими, цена аьгъяди ккунду».
В один весенный день у ворот гаража совхоза
«Труд» сидели бездельничающие механизаторы. От нечего делать они хабарили о
том, о сём. В это время мимо проходил Афнинский Магомед. Он был в кастюмах –
тройках. Он собирался поехать на совхозной машине, в один из нижных сёл,
выбрать себе невесту. На дороге стояли лужи и слякоть. Когда Магомед сравнялся
с сидевшими механизаторами, Гюльмагомед (будильник) бросил в лужу рядом с
Магомедом кусок шифера. Брызги испачкали его с головы до ног. Магомед,
ощеломлённый от неожиданности, посмотрел на свой испачканный кастюм и на сидяших на скамейке и издавая какие – то
неестественные звуки ярости, бросился на своего обидчика. Но того и след
простыл. Долго бегал Магомед по всему гаражу и искал Гюльмагомеда. Если бы
Магомед тогда поймал бы Гюлбай, то наверняка убил бы его. После того как
Магомед ушёл к себе в село, механизаторы увидели, как Гюлбай вылезает из
бункера комбайна.
В один день
Насур со своим сыном Курбан точили топоры на сельской точильне у дома
Сулаймана. В это время к роднику за водой пришёл сын Сеида Руслан. В одно
время, пока заполнялись его вёдра, он начал ругаться, смотря в направлении
точивших топоры. Насур не обратил на него внимания, но тот снова, смотря в их
сторону, ругался словами (яв жинс к!ут!рияв. яв тум аравкъурияв). Насур, не
понимая, посмотрел вначале на ругавшего, а потом в сторону куда смотрел Руслан и, поняв в чём
суть дела, начал смеяться. Оказывается, Надир – сын Курбана сидел в окне и
молча, показывая Руслану, крутил в пальцах маленький комнатный красный помидор,
а Руслан, так как их прозвищем был камадур, ругался.
В 1990 – е
годы Али лежал в больнице. Его и Медели в те годы звали на мавлиды как
сельчане, так и жители близлежащих сёл. В это время они были в ссоре и друг с
другом не разговаривали. Чёрт Рамазан
решил их помирить. Он уговорил Медели поехать с ним в Хучни навестить Али, и
они поехали. Когда они вошли в палату,
поздоровались. Медели, не зная с чего начать разговор, говорит: Гьивдава
бай Аьли гьамишва дахъну? Иву амдарди миди къуландари вари якъар, к!ирхъар
к!урук!уда мевлюдари.
В 1997-м
году лето выдалось очень сухим. Жители
села решили по старым обрядам просить у Всевышнего дождя. Днём каждый со своей
садакьой пошли на святые места, читать молитвы. А вечером юноши и девушки нарядив
одну из себя гудилом, начали ходить по дворам сельчан, чтобы они по обычаю
выливали на гудила воду из ведра, при этом пели песню гудила: Я Аллагь, я
Расул, мархь увкъава я Расул. Гудил, гудил эй гудил. Гудилиз мархь ккунди а. Когда они дошли до двора Медели и
начали просить бога дождя, из дома выскочил Расул и начал дубасить гудила и его сопровождающих,
при этом кричал. Ещё раз услышу своё имя от вас, убью.
В один
летный жаркий день Казанфер на своём МАЗе привез зерно сельчанам в обмен на
картошку. Омар попросил Казанфера, чтобы он дал ему немножко солярки. Казанфер
сказал, что сейчас посмотрит в бак, и если там много, то даст. Казанфер и Гаджи (его двоеродный брат)
открыли крышку бака, и Казанфер говорит, что ничего не видно. В это время Омар,
стоявший рядом, чтобы лучше увидеть содержимоее бака, шёлкает зажигалкой и подносит к горловине
бака. Раздался сильный хлопок. Любопытных так обдало в лицо огнём испаряющей
солярки, что отбросило на несколько метров. После этого Омара долго шарахались
местные собаки. Он стал похож на
Нельсона Манделлу.
В
селе в довоенные годы жил Ражав
(п!алт!ар). Он был высокого роста. Когда
сельчане на годекане обсуждали разные проблемы села он всегда стоял в стороне,
и молча слушал, кто что говорить. Часто
на годекане говорили о том, что жители соседнего села Сикук потравляют посевы и
другие нарушения меж сельских границ. Ражав после услышанного ничего не сказав,
уходил с годекана, и, захватив с забора кол, направлялся в Сикук и наводил там
шмон. Он бил колом любого попавшего ему на пути. Все в Сикуке прятались по
домам. И после такого наезда долго не нарушали межсельские порядки.
В один день на годекане речь пошёл о приличии
поведения горца. Старики начали свои нравоучения. Один из молодых
присутствующих на годекане спрашивает у аксакала: «Можно ли глазеть на женщин в
городе?» Старик был с юмором и отвечает: можно смотреть на кого угодно и на
что угодно, кроме сварки.
Абдулкерим (исвар) как то сидел на годекане. В
это время мимо проходил лудильшик из Лакского района, и они разговорились на
русском языке. Они оба говорили на
русском с помощью жестов рук и головы, и половина слов у Абдукерима были на
табасаранском языке. После того, как лудильшик ушёл, Абдулкерим начал смеяться
перед сельчанами: Эгер Табасаран ч!алнан гафар къихьдайиш, урус ч!ал ижири
аьгъяяс.
В один день,
когда вечером на годекане собрались сельчане, туда примкнулся выпивший Махмуд.
Он начал на пьянном языке говорить о том, о сём. Сидевший на бревне Ахмед
(Шахсинов) упрекнул его о неподобающем поведении. Тогда Махмуд вспомнил свои
школьные обиды и двойки (Ахмед был учителем родного языка) и говорит, обращаясь
к сельчанам: За что он
мне поставил на экзамене двойку, неужели я не знаю свой родной язык? Тут Ахмед поняв, что тут с Махмудом
ему не поспорить, ушёл домой, а Махмуд долго требовал разъяснений о той
злополучной двойке, полученной лет 20 назад в школе.
В один день
Курбан (Сулайманович) и Гаджикурбан стояли во дворе школы и говорили о том, о
сём. У них был свободный урок. Там же стояли другие учителя. Гаджикурбан со своим рассказом вцепился в
Курбана. И хотя тот не слушал его, тыкал его в плечо, и, старательно, что - то
рассказывал. Тогда Курбан, решив отмахнуться от надоедливого собеседника и
заодно уколоть его высокий рост, говорит:
Дифарин зиин фи хабрар ал Гьяжикъурбан?
На свадьбе
Руслана сына Насура, Гаджикерим (гриша) хорошенько выпил. У него была прывичка
благодарить за хорошую компанию словами: Яв к!ул ина аллагьди п!алт!у – п!алт!у
павидлияр уркъурияв. Поблагодарив Насура за угощение, Гаджикерим, цепляясь за сетки
вдоль дороги, шёл домой. У дома Зирият, он, цепляясь за сетку, повалил его. На
шум выскочила Зирият с причитаниями: Гьаму яш дубхьну нач дарнив машнас
увкъус? Закур изу ивус лигиза. Гаджикерим говорит: «Яв авайт!ин бала къира къюрияв, закурра» и
потихоньку пошёл к себе домой. На следующее утро сын Зирият – Шахбан
с похмели рано вышёл во двор, и, увидев поваленный забор, быстро решил поднять
и исправить пока мать не увидела. Он
думал, что забор повалил он сам, будучи
пьяный.
Было 1
апреля 2005 года. Вечером Гамид, Абдурафи, Насур и Казимагомед возврашались
с гостей из села Сикук. У села им
встретился Тагир – сын Мютелима и он известил их о том, что умерла Аминат –
тёща Махрама. Так как все они приходились родственниками Махраму, они решили разойтись по домам и идти к Махраму с жёнами. Через
некоторое время Казимагомед с женой заходят во двор Махрама и видят, что во
дворе никого нет и дома тихо, посмотрели в окно и увидели, что Аминат сидит у
печки и вяжет носки. В это время во двор зашли Гамид с женой. Казимагомед
показал им в окно на воскресщую Аминат. Тогда они поняли, какое сегодня число и
вместе собиравшимися во двор Абдурафи и Насур решили, пока никто не увидел и не
узнал, как их надул Тагир, разойтись по домам.
8 мая в
1995-е годы у старой школы проходило торжественное построение и праздничный,
концерт посвященный дню Победы. Перед концертом ветеранов войны и труда
награждали медалями. Стоявщий чуть поодаль Омар тогда говорит: того, кто
воровал баранов, награждаете орденами, а чем будете награждать тех, кто воровал
индюков( он имел ввиду себя).
А теперь
расскажу об одной истории, которая произошла в Хучнях. Там жил один любитель
выпить в долг. У него были долги во многих магазинах. И чтобы не забыть,
сколько кому должен и когда у кого брал
выпивку, завёл свою тетрадь долгов. Увидев его, один из тех, кому он был должен
уже около года, потребовал у него, чтоб он вернул долг. Тот вытащил из кармана
пиджака свою тетрадь долгов, и посмотрев на страницу того магазина говорит: ты не спеши
дорогой, пока до тебя очередь не дошла. У меня на очереди долги пятилетней
давности. А если много будешь говорить, я тебя вообще вычеркну из своего списка долгов.
В один
осенный день, Гаджи Абдуллаевич попросил Махмуда, чтобы он на совхозной машине
поехал в лес за дровами, на местность МИКЪИЪ. Собрали ребят и к обеду уже
вернулись с дровами. После того как выгрузили дрова Гаджи пригласил ребят
пообедать, и поставил на стол бутылку беленького, а сам ушёл чтоб не стеснять
их. Ребята выпили бутылку и у них розыгрался аппетит ещё выпить. Их было
шестеро. Махмуд намекнул Гаджи что,
только горло намочили. Гаджи
тогда говорит: Водка это такая вещь – если умеешь пить, он из попрощайки
делает АМИРА, а если не умеешь – из АМИРА попрощайку. Так что я хочу, чтобы вы
оставались АМИРАМИ.
В один
тёплый, весенный мартовский день Махмуд был навеселе. Он возвращался к себе
домой через УЬРЕ ДАГАР и решил освежиться у родника. Он встал на подставку для
кувшина, и начал плескать лицо водой и в
это время потеряв равновесие, упал в родник. За ним у своего дома, наблюдал Гаджи Абдуллаевич.
Увидев эту сцену, он говорит: «Правду говорили наши предки что, если во время УХИНА
ДАКЬРАКЬ ударят заморозки, то может лопнуть рог козла, а если потеплеет, то
буйвол будет валяться в луже».
Тагир вместе со своими друзьями был на
заработках. Один раз на ужин у них были приготовлены макароны. Во время ужина
один из них начал кашлять и задыхаться, видимо подавился макаронами. После того
как тот перестал кашлять Тагир у них спращивает: для чего макароны
делают с дырками? Те долго думали и не нашли чего сказать. Тогда Тагир
отвечает сам: это для того, чтобы если подавишся макаронами, через дырку можно
было дышать.
Омаров Гаджи
с утра собирался идти в лес за дровами. Он запряг пару быков, но у него не
оказалось дома верёвки, чтобы завязать в санях дрова. Он пошёл попросить у
соседей. Пошёл к Шахсину, но тот не дал, пошёл к Медели. Тот сказал, что
верёвка лежит на чердаке под шкурами и чтобы его достать надо приставить
лестницу, а лестница находится в огороде. Гаджи тогда говорит: чем у тебя что-
нибудь взять, легче в мечети украсть ковёр.
Абдулкерим
(исвар) был любителем компаний и шуток. В один день он принимал гостей. За
рассказами компания растянулась допоздна. И прежде чем расходиться Абдукерим
решил напуствовать гостей добрым словом. Он говорит: нас всегда двое - я и
Абдулкерим. Если вдруг Абдулкерим сделает что - то не так, второй внутренный
Абдулкерим ему говорит: Аьдукай хъурувт!уну яв къюп!увдин гьял ип!уди деъ, ихьу
чпи чпихъан хъуругиш ижири хьибдар.
Поэтому не давайте себе спорить с самим собой. Пока вас двое вам ничего
не страшно.
В одинь
тёплый весенный день двое Джулинцев - Мевлют и Сефикурбан сидели возле села за бутылкой белого и делились
между собой о том, как хорошо жить на белом свете. Поговорив о разном, Мевлют
вдруг говорит: Как бы хорошо было, если бы на свете остались жить мы двоём с цистерной
спирта. А после того как спирт закончится, я бы хотел, чтобы я умер раньше тебя.
На вопрос Сефикурбана зачем? Мевлют отвечает:
если я умру раньше тебя, то ты меня похоронишь, а тебя хоронить будет
некому, и тебя будуть клевать вороны и загрызут шакалы.
После
окончания школы Шахсин поехал в Махачкалу поступить в институт. Но он не прошёл
конкурс и пешком возврашался из Хучни домой. На местности НИКЪАРТ!ИН он
повстречал односельчанина Медели. Медели спросил у Шахсина: каахъна бай Шахсин? Шахсин отвечает: ав
кахънуза, кахъну майкара дюпню къярикъи къюнуза.
Летным
утром, жена Мурадали - Назлуханум вышла выгонять скотину и как обычно искала
повод с кем нибудь поругаться с утра. У неё, как она сама говорила, когда
поругается с кем нибудь, с сердца камень снимается. В этот день все обходили её
стороной, а камень всё лежал на сердце. Тогда она решила снять свой стресс на
своей соседке Щемья - жена Тагира. Не знаю с чего начала свою утренную
политбеседу Назлуханум, но уже через минуту она уже ругалась на всех языках
ругани. Щемья молчала и с усмешкой смотрела
на автора ненормативной лексики. Тогда, обозлённая Назлуханум, уставщая
ругаться, говорит: Что ты молчишь? я её ругаю во весь мир, а ей бы хоть что.
Щемья отвечает: Ц!ик!ай тоже лает всю ночь,
что мне тоже лаять на неё? В тот
день камню на сердце Назлуханум не суждено было упасть.
Омар был
любителем поохотиться на чужих индюков. Он проявлял чудеса мастерства при их
ловле. В один день БАГЪДИЪ все играли футбол.Омар тоже играл. Рядом щипали
травку индюки Шамсутдина. Там же но поле играли футбол четверо сыновей
Шамсутдина. Омар увидел, что один из индюков очень хорош для шашлыков и
нарисовал в голове план охоты на неё. Он принёс из дома кусок хлеба и нитку,
привязал кусочек хлеба к нитке, и сам лёг в овраг у площадки и начал бросать
кусочки хлеба к индюшке. Та, увидев, что с неба падают куски, начала движение к
оврагу. Тогда, Омар бросил привязанный к нитке кусочек, и когда индюк проглотил
его, он потянул его в овраг, и дело было уже сделано. Остальная техника по
обделке индюка у Омара была на высоком уровне. А сыновья Шамсутдина в тот вечер
долго искали индюка и гадали, как это в течении
5 минут их индюк успел улететь на
тот свет.
Ахмед (
КАВХИЯР) вязал у себя во дворе веник из берёзовых прутьев. У них дома
распологались по соседству на месте где сейчас находится дом Омарова Тажира. В
это время по решению актива колхоза Омаров Гаджи был назначен бригадиром и он
увидев Ахмеда, говорит: Аьгьмад ими свяжи мне один веник. Ахмед отвечает: Ты
моложе меня намного, сходи за прутьями и свяжи сам. Гаджи тогда повыщает голос
– я бригадир села и ты должен связать для меня один веник. Тогда Ахмед говорит:
Ты можещь быть бригадиром, тебя могут назначить председателем колхоза, но
человеком, как и не был, так и не станешь.
На годекане
очередной раз спорили о том, кому в селе живётся хорошо. Одни говорили КАВХЕ, потому что у него много
богатства. Другие говорили МУЛЛЕ, третьи имели свои версии. Тгда Абдулкерим
(ИСВАР) говорит: Когда я хорошенько пообедаю и после этого посплю пару часов на
веранде, думаю, как прекрасен этот мир. А КАВХА и МУЛЛА лишены этого счастья, потому
что у них в голове только деньги и богатства.
В один день
соседи Гаджикурбан и Махрам, в компании
в честь какого – то праздника, словесно повздорили друг с другом о том, кто
раньше пьянеет от выпитой водки. Спорили долго. Когда спор уже зашёл к горячей
стадии, Гаджикурбан говорит Махраму: «Иву аьхи гафар ап!ус, ивусрар
кьули шарар алзуин изуин».
На этот тезис у Махрама не нашлось ответа и спор на этом заверщился.
На годекане
спорили Гаджикерим (Гриша) и Абумуслим о
том, чей бык лучше пашет и лучше тянет в упряжке. Приводили разные примеры, по
каким подьёмам и сколько дров тянет их быки. Дошли до того, что даже трактору
нечего было делать по сравнению с их быками. Не знаю до чего дошёл бы их спор,
если бы Гаджикерим не заявил, что по утрам позади его быка лежит куча навоза с
размера быка Абумуслима. После
этого аргумента, Абумуслим признал своё поражение, и они перешли на другую
тему.
Осенью в
90-е годы хъюрт!ильские ребята пошли собирать грецкий орех на Бухнагские
участки. Их увидел житель Бухнага Гусейни, и он начал ругать их, что пусть они
собирают орехи у себя в селе. Один из ребят тогда говорит старику: Иву гъурзи хифар дарда халу, хъярццарин т!арахьи
хифарикан куруч!врар ву. Старик
со злостью кричит: Му ич хъярццари хифар килвуниган, ичв хъярццар наан
жегьелемди айи?
В 2000 годы
в феврале после ураганного ветра, многим жителям села ураган нанёс большой
материальный ущерб. Тогда создали комиссию и обходили хозяйства и определяли
нанесённый ушерб. Когда дошли до Гаджикурбана, посчитали унесённый шифер и
спросили у Гаджикурбана, где ещё есть повреждения? Гаджикурбан, показывая на
туалет, говорит, что с туалета унесло 20 шиферов. Тогда один из комиссии
говорит – у всех на туалете 1 или 2 шифера ,а у тебя 20
В один день
на годекане рассказывали о разных
чудесах света. Одни рассказывали о самолётах, другие о ракетах, третьи о
морских кораблях. Старикам села было очень интересно слушать рассказы
молодых о разных чудесах света. Когда
уже сельчане начали расходиться по домам, сидевщий на бревне Абдулкерим
говорит: АВ. ДЮНЬЯЙИЪ ХАЙЛИН АЬЛАМАТАР А
– РАКЕТЬЯР, САМОЛЁТАР. ХЪА ВАРИТ!АН А!ХИ АЬЛАМАТ ДАРУН - КОНФЕТДИН АЙИТ1
ПОВИДЛО АП1УВ?
В один день
после вспашки своего огорода на волах, Насуров Юсуф обедал со своим дядей Ахмедом и говорили о
том, о сём. Уставщий Юсуф пообедав говорит: ДЮНЬЯЙИЪ
ХУТ1ИЛ АП1УВНА, ХЯР УВШВУВТ1АН КЪАКЪИ
ЛЯХИН АРАР! На что Ахмед отвечает; ДЮНЬЯЙИЪ ВАРИТ1АН КЪАКЪИ ЛЯХИН ГЬАМУ ИВУСРАР
ДАЖАР ВЕРДИШ АП1УВ ВУ?
В одинь день в
поликлинику села Хучни обратился житель села Джули - Гаджимагомед. Он
пожаловался врачу УХО ГОРЛО НОС, что в одном его ухе постоянно пишит комар и
что он плохо слышит этим ухом. Врач, осмотрев ухо больного ,- говорит. Это от
возраста у тебя в ухе стреляет. На что Гаджимагомед ему возрожает: У меня же оба уха одного года
рождения Почему одно слышит ,а другое нет?
В осенный день житель села Куртиль АГАЛАРХАН с утра решил
идти собирать орехи под чужими деревьями. У них в селе было принято не собирать
орехи под чужими деревьями, так как все орехи были розданы по хозяйствам. В это
время Абдурафи житель того же села решил проверить , нет ли под его деревом
других односельчан. Увидев под своим деревом соседа старика, Абдурафи ему
говорит: Нач дарнив машнас Агълархан ими гьаму яш дубхьну жарадин
гьарккан хифар уч ап!ус? АГАЛАРХАН говорит: Я
БАЙ ИВУ ФУЖУ ВУВА? ИВУ АЪГЪЯ гъашундарис аьхи?
Абдурафи:
ГЬАМУ БИЦ!И ХИФАР АЬГЪЯ ШУЛДИ ГЬАМУ ИЗУ ЯВ
КЪУНШИ ФУЖИН АЬГЪЯ ШУЛДАНУС КЬАВИ ЛУТИ.
Весной, когда работники и водители собрались у у конторы
совхоза «Труд» Гаджи Абдуллаевич попросил Казимагомеда отвезти в Хучни своих родственников. Казимагомед отвёз их и когда приехал,
говорит Гаджи Абдуллаевичу Гьаму изуси ижурар вуйиш вари- зурт!арикъира камиди
т!умт!ар къиршдийи. Гаджи Абдуллаевич отвечает: къиршдийи- гьаму ивуси кьуркьулурар.