ПЕРВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ И. В. БАБУШКИНА «Сеятель знанья на ниву народную!..» (Н. А. Некрасов).
РОДИНА И. В. Бабушкина, село Леденгское, затерявшееся среди густых сосновых лесов на юге Тотемского уезда, долго существовало без школы. Лишь в 1871 году в нем было открыто министерское училище с одним штатным учителем. В 1877 году заведование этим училищем было поручено молодому педагогу Николаю Александровичу Попову, до этого в течение двух лет преподававшему в Мосееве. Николай Александрович Попов родился в 1854 году в селе Никольском Толшемской волости того же Тотемского уезда. Отец его был весьма небогатым, но грамотным и религиозно настроенным крестьянином, из-за чего был избран старостой при местной церкви. Мечтая вывести двух своих сыновей в «люди», он отдал их, после окончания начальной школы, в бурсу: старшего, Николая, — в Тотемское духовное училище, младшего, Матвея, — в Вологодскую духовную семинарию. Однако ни тот, ни другой из его сыновей не стали служителями культа, хотя учение в бурсе они окончили успешно. Причиной такого ослушания детей никольского крестьянина было время. В конце 60-х — в начале 70-х годов прошлого века даже в духовные училища проникали книги русских писателей-демократов Некрасова, Добролюбова, Писарева и будили умы наиболее честных и душевно отзывчивых юношей, звали их быть там, «где трудно дышится, где горе слышится», учили нести в народ свет знания, «сеять разумное, доброе, вечное». В далекую Тотьму тоже попадали иногда экземпляры демократических журналов и какими-то путями доходили они, видимо, до бурсака Николая Попова. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что после окончания Тотемского духовного училища он отказался возложить на себя сан дьякона, а поступил в учительскую семинарию, имевшуюся я том же городе, и в 1875 году успешно окончил ее. Невысокого роста, скромно и опрятно одетый молодой учитель Н. А. Попов, оказавшись в Леденгском, быстро завоевал симпатии и уважение крестьян села и рабочих местного солеваренного казенного завода. Он был прост и обходителен с ними, не пил водки, не курил табаку, все свое время проводил в училище или на участке земли за ним, копаясь там на грядках или около ягодных кустов. Самое же привлекательное в нем было то, что он, в отличие от своего предшественника, никогда не наказывал своих учеников, не бил их линейкой и не ставил их в угол на дресву, зато много возился с ними после уроков, читал им книжки или ходил с классом в лес на прогулки. НИКОЛАЙ Александрович был немногословен и трудолюбив. Знакомства с местным начальством — с исправником и становым приставом — не водил, зато в первый же год своей работы в Леденгском открыл при училище воскресную народную библиотеку, взяв на себя безвозмездно обязанности ее заведующего. Книги для библиотеки он приобрел на деньги, собранные по подписному листу среди интеллигенции в уездном городе, а переплеты к ним изготовлял сам. Местное духовенство сразу же обиделось на нового учителя. Ведь он, открывая по воскресеньям свою библиотеку, отвлекал молодежь от посещения церкви. Однако придраться к нему священнослужители не могли, так как никаких крамольных книг у него не видали и никаких неподобающих речей от него не слышали. Николай Александрович Попов был также инициатором проведения в училище новогодних (или, как тогда говорили, рождественских) елок. До него никто в Леденгском елок для крестьянских и рабочих детишек не устраивал и даже разговоров не заводил о такой забаве. Николай же Александрович, обойдя местных богатеев и чиновников, ведавших заводом, собирал по подписному листу несколько рублей, ехал в Тотьму, покупал там елочные украшения да несколько десятков кулечков с дешевыми сладостями. И в морозный декабрьский вечер в освобожденном от парт классе леденгская детвора собиралась вокруг блестевшей огнями свечей елки. В сени училища набивались родители ребятишек и с затаенным дыханием смотрели на диковинную «придумку» молодого наставника. Один из многочисленных учеников Н. А. Попова, ныне здравствующий и живущий в г. Тотьме персональный пенсионер, бывший директор Тотемского краеведческого музея Н. А. Черницын, несмотря на свой преклонный возраст (ему теперь 81 год), прекрасно помнит свои детские впечатления от такой школьной елки в Леденгском министерском училище. В своих воспоминаниях он пишет: «С каким нетерпением мы ждали елочного праздника и с какой радостью мы получали из заботливых рук доброго Николая Александровича подарки и кулечки с угощением! И с какой завистью сестренка моего друга Сысоева смотрела на кулечек брата и просила маму: «Мама, и мы будем учиться в школе? И нам дадут. Отпустишь ведь? (Это было то время, когда девочек не отпускали в школу учиться)». ЧЕРЕЗ несколько лет Н. А. Попов организовал при своем училище ремесленную мастерскую. Сам он еще с детства был приучен владеть рубанком и долотом, в учительской семинарии овладел мастерством переплетчика и хотел передать эти полезные навыки своим воспитанникам. Он сделал несколько простых верстаков и токарный станок, изготовил и приобрел кое-какой инструмент, и мастерская ожила. В свободные от уроков часы к своему немногословному учителю стали прибегать мальчишки и под его руководством мастерить деревенскую мебель. Сам наставник, уверенно управляя резцом, изготовлял на станке точеные ножки для столов и стульев и балясинки для крылечек. Позднее, когда у него появилась семья, почти все игрушки для своих детей изготовлял он сам. Мастерская при школе еще больше подняла авторитет учителя Попова среди местного населения. Убедившись, что учитель и его юные помощники не просто «дерево портят», а изготовляют нс броскую на вид, но прочную мебель, крестьяне потянулись к нему со своими заказами. В 1880 году в училище к Николаю Александровичу Попову пришел семилетний Ваня Бабушкин. Мальчика привел его дядя Иван Платонович Сысоев, ямщик казенной почтовой станции. Ваня был сиротой: его отец Василий Акинфиевич умер два года тому назад от чахотки, а мать Екатерина Платоновна со старшим сыном Колей и младшей дочерью Мишей еще с первыми пароходами уехала в том году в далекий Питер в поисках какой-нибудь работы. Ваня Бабушкин был застенчивым и молчаливым мальчиком, одежда на нем была с чужого плеча. В классе это вызвало насмешки со стороны мальчишек из зажиточных семей, но строгий и укоризненный взгляд учителя сразу заставил их замолчать. Николай Александрович, посмотрев им в глаза, сказал своим ровным голосом: «Чужой беде не смейтесь, голубки! Помните, по одежке встречают, по уму провожают». После такого внушения задиры в присутствии наставника не смели больше обижать Ваню Бабушкина. Ученье легко давалось старательному мальчику. К зимним каникулам он уже научился читать и стал получать от учителя маленькие книжки для самостоятельного чтения. На втором году учебы Ваня Бабушкин был одним из самых активных помощников Николая Александровича в его библиотечных делах: он подклеивално указанию учителя рваные листы в книгах, обертывая книги бумагой, чтобы они нс пачкались от рук читателей, не часто видевших мыло, расставлял книжки в библиотечном шкафу на принадлежавшие им места. И, конечно, много читал сам. Ване глубоко в сердце запали слова наставника о книгах: «Чтение — вот первое учение», «Ученье — свет, а неученье — тьма». Мальчик хотел света и, как молодое деревце, тянулся к солнцу, тянулся к знаниям. Он мечтал стать таким же умным, как его ласковый и в то же время требовательный учитель, начал во многом подражать ему. Работая в мастерской или выдавая книги из воскресной библиотеки, Николай Александрович вел с учениками неторопливые беседы на темы морали, рисовал перед ними идеал простого, но образованного человека. который зарабатывает свой хлеб честным трудом, не боится трудностей, умеет переносить лишения, а досуг свой про водит за чтением умных книг, какими так богата наша русская литература. Беседы эти сопровождались и тренировками определенного рода: во время весенних и осенних прогулок в лес и в поля учитель Попов приучал своих воспитанников ходить пешком на сравнительно большие расстояния, ориентироваться в лесу по приметам, терпеть небольшой голод и усталость, нс хныкать в трудную минуту. ВАНЯ БАБУШКИН за два года горячо полюбил свою школу и Николая Александровича, но закончить ее ему не удалось. В зиму 1882-83 г. г. его дядя отозвал мальчика из училища, заявив, что теперь племянник стал уже большим и сам должен зарабатывать себе на жизнь. Ваня стал ездить с почтой в качестве ямщика казенной станции. Весной же 1883 года приехавшая из Питера мать забрала Ваню и увезла его в далекую столицу, где началась для него новая, городская жизнь: работа в качестве «мальчика» в лавке, а потом — на заводах в Кронштадте и Петербурге. Через десять лет после описанных нами событий в Петербурге, за Невской заставой, в доме, стоявшем в двадцати минутах ходьбы от Семяннковского механического завода, в маленькой каморке жил двадцатилетний слесарь Иван Васильевич Бабушкин. Работал он с утра до вечера, а иногда и ночами, уставал так, что, идя домой, часто засыпал на ходу. Своей внешностью и судьбой он был похож на сотни своих товарищей по работе, но было в нем что-то и отличавшее его от них: Бабушкин не пил водки, чисто и опрятно одевался, а на сэкономленные пятаки приобретал книги. Осенью 1894 года слесарь Бабушкин стая слушателем подпольного марксистского кружка, руководителем которого был В. И. Ленин, а позднее записался в Корниловскую воскресную школу для рабочих, где преподавали Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, 3. П. Невзорова-Кржижановская, В. Р. Менжинская. Его новые учителя сразу заметили редкую тягу юноши-рабочего к книге, к знаниям, необычайную собранность и целеустремленность, желание приобщить других рабочих к учению, к овладению марксизмом. В. И. Ленин и Н. К. Крупская, не раз бывавшие в его скромной квартире, заметили маленькую библиотеку на самодельной этажерке и помогали советами правильно пополнять ее. Много позднее, в 1910 г., В. И. Ленин отмстит в характеристике своего талантливого ученика «энергию, отсутствие фразы» и скажет, что «Бабушкин... устраивает библиотеки и сам все время страстно учится». А более чем через полвека Е. Д. Стасова в своих воспоминаниях о нем напишет строчки: «Вот Иван Васильевич Бабушкин, крестьянский сын. Рано отправился в город «на заработки», поступил на завод, овладел грамотой. Смышленый и вдумчивый, он легко мог бы стать мастером, обзавестись кое-каким достатком, зажить спокойно и безбедно. А он знакомится с подпольной литературой, рискует, распространяя ее среди рабочих...». Нам кажется, что эта непреоборимая тяга к книге, необычная сдержанность и моральная чистота, которой поражал Иван Васильевич Бабушкин, рабочий паренек родом из далекой вологодской деревни, приобретены им были еще в детстве, а годы учения в Леденгском двухклассном училище, в общении с замечательным педагогом-демократом Николаем Александровичем Поповым. Н. А. Попов не был революционером. Он не вел противоправительственной пропаганды, но подлинно просветительская деятельность его в таежном селе взрыхлила духовную почву в сознании Вани Бабушкина, и брошенные в эту почву гениальной рукой Ленина зерна марксизма дали такие плодотворные всходы. Молчаливая оппозиция учителя в отношении властей и церковников в сознании его ученика пророста классовой ненавистью ко всякой эксплуатации и угнетению. Педагогические тренировки в преодолении трудностей помогли потом И. В. Бабушкину стойко переносить нестерпимую тяжесть царской тюрьмы и ссылки. Пешие прогулки в лес с учителем были предшественниками большого перехода протяженностью в несколько сот километров, который совершил в 1902 году ученик Николая Александровича по Германии, Бельгии и Франции, пробираясь в Англию к своему главному учителю жизни — В. И. Ленину. Так в судьбе народного героя, крупного партийного работника, горячего «искровца» и большевика, каким был И. В. Бабушкин, нашли свою органическую связь плоды демократической русской педагогики и идеи марксизма-ленинизма. Н. А. Попов, первый шкальный учитель И. В. Бабушкина, на много лет пережил своего знаменитого ученика. По-прежнему он учил детишек в Леденгском училище, по-прежнему увлекался садоводством и ремеслом. В начале нового века он ввел в жизнь школы новую традицию: ежегодно первого мая уходил с ребятами в лес, организовывал там игры и простенькое чаепитие, а после пикника каждый из участников выкапывал из земли маленькую березку и уносил ее в село, чтобы посадить около своего дома. Нет, зажигательных речей на этих пикниках учитель не произносил, но дата, избранная им для первых весенний экскурсий, была по-своему знаменательна. ПОСЛЕ 42 лет педагогической работы (из них 39 лет в Леденгском) Н. А. Попов в 1916 году вышел на пенсию в возрасте 62 лет. На скромные трудовые сбережения он купил в Тотьмс небольшой дом и жил там еще четверть века, растя своих детей и воспитывая чужих, которые не переводились в доме старого учителя, потому что все, знавшие Николая Александровича люди, хотели поселить у него своих сыновей и дочерей, когда приходила пора везти их на учебу в уездный город из дальних волостей. Как и в Леденгском, в Тотьме Н. А. Попон развел около дома небольшой садик, в котором были кусты смородины разных сортов, малина, крыжовник, вишня и даже китайские яблони с мелкими красными плодами. Седой, согнутый временем со склоненной на бок от рождения головой, он с утра до вечера орудовал то лопатой, то пилой, то колдовал над переплетным станком, с помощью которого возвращал к жизни книги для уездной библиотеки. Умер Николай Александрович Попов в трудном для страны 1942 году. У него была большая, дружная трудовая семья. Жена его Елизавета Ивановна в молодости тоже была учительницей, и две дочери, Соня и Лиза, пошли по пути родителей. Проработав в школах более 30 лет каждая, они были награждены орденами «Знак Почета» и значками «Отличник народного образования» и теперь живут на заслуженном отдыхе в г. Свердловске. Живы и сыновья Н. А. Попова: старший, Александр Николаевич, сам уже в почтенном возрасте (ему 85 лет), живет в Тотьме, все в том же доме № 55 по улице Ленина. В более молодые годы он был рабочим. Второй сын, Николай, стал гидрологом-разведчиком, более тридцати лет ходил он пешком во время экспедиций по горам Узбекистана, Киргизии и по степям Казахстана, все время помня, как отец учил его быть выносливым и терпеливым. Теперь и он на пенсии в г. Семипалатинске. Младший из этой семьи, Сергей, — инженер, участник Великой Отечественной войны, офицер запаса, в мирное время получивший почетное звание «Заслуженный строитель республики». Все дети Н. А, Попова глубоко чтят память своего отца и во многом повторяют его. Они также просты и отзывчивы, скромны и воздержанны в быту, Зато книги сопровождают их всю жизнь. Зерна разумного, доброго, вечного, брошенные умелой рукой замечательного русского педагога-демокрага Н. А. Попова в души многих сотен ребятишек из села Леденгского, носящего ныне имя И. В. Бабушкина, проросли, дав славные всходы, наиболее ярким из которых была личность последнего, еще и еще раз подтверждая мысль о том, что «УЧИТЕЛЬ — ЭТО ПЕРВЫЙ, А ЗАТЕМ И ГЛАВНЫЙ СВЕТОЧ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА; ОН ПРОБУЖДАЕТ У РЕБЕНКА ЖАЖДУ ЗНАНИЙ, УВАЖЕНИЕ К НАУКЕ, КУЛЬТУРЕ, ОБРАЗОВАНИЮ».
А. УГРЮМОВ. Тарногский Городок Вологодской области.
На снимках: Н. А. Попов. Леденгское министерское двухклассное училище, 1898 год. Н. А. Попов с семьей, #бабушкин
Бабушкинский районный исторический музей
:Александр СТЕБЛЕВ
Красный Север, 1970, №53, 5 марта
ПЕРВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ И. В. БАБУШКИНА
«Сеятель знанья на ниву народную!..»
(Н. А. Некрасов).
Николай Александрович Попов родился в 1854 году в селе Никольском Толшемской волости того же Тотемского уезда. Отец его был весьма небогатым, но грамотным и религиозно настроенным крестьянином, из-за чего был избран старостой при местной церкви. Мечтая вывести двух своих сыновей в «люди», он отдал их, после окончания начальной школы, в бурсу: старшего, Николая, — в Тотемское духовное училище, младшего, Матвея, — в Вологодскую духовную семинарию. Однако ни тот, ни другой из его сыновей не стали служителями культа, хотя учение в бурсе они окончили успешно.
Причиной такого ослушания детей никольского крестьянина было время. В конце 60-х — в начале 70-х годов прошлого века даже в духовные училища проникали книги русских писателей-демократов Некрасова, Добролюбова, Писарева и будили умы наиболее честных и душевно отзывчивых юношей, звали их быть там, «где трудно дышится, где горе слышится», учили нести в народ свет знания, «сеять разумное, доброе, вечное».
В далекую Тотьму тоже попадали иногда экземпляры демократических журналов и какими-то путями доходили они, видимо, до бурсака Николая Попова. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что после окончания Тотемского духовного училища он отказался возложить на себя сан дьякона, а поступил в учительскую семинарию, имевшуюся я том же городе, и в 1875 году успешно окончил ее.
Невысокого роста, скромно и опрятно одетый молодой учитель Н. А. Попов, оказавшись в Леденгском, быстро завоевал симпатии и уважение крестьян села и рабочих местного солеваренного казенного завода. Он был прост и обходителен с ними, не пил водки, не курил табаку, все свое время проводил в училище или на участке земли за ним, копаясь там на грядках или около ягодных кустов. Самое же привлекательное в нем было то, что он, в отличие от своего предшественника, никогда не наказывал своих учеников, не бил их линейкой и не ставил их в угол на дресву, зато много возился с ними после уроков, читал им книжки или ходил с классом в лес на прогулки.
НИКОЛАЙ Александрович был немногословен и трудолюбив. Знакомства с местным начальством — с исправником и становым приставом — не водил, зато в первый же год своей работы в Леденгском открыл при училище воскресную народную библиотеку, взяв на себя безвозмездно обязанности ее заведующего. Книги для библиотеки он приобрел на деньги, собранные по подписному листу среди интеллигенции в уездном городе, а переплеты к ним изготовлял сам.
Местное духовенство сразу же обиделось на нового учителя. Ведь он, открывая по воскресеньям свою библиотеку, отвлекал молодежь от посещения церкви. Однако придраться к нему священнослужители не могли, так как никаких крамольных книг у него не видали и никаких неподобающих речей от него не слышали.
Николай Александрович Попов был также инициатором проведения в училище новогодних (или, как тогда говорили, рождественских) елок. До него никто в Леденгском елок для крестьянских и рабочих детишек не устраивал и даже разговоров не заводил о такой забаве. Николай же Александрович, обойдя местных богатеев и чиновников, ведавших заводом, собирал по подписному листу несколько рублей, ехал в Тотьму, покупал там елочные украшения да несколько десятков кулечков с дешевыми сладостями. И в морозный декабрьский вечер в освобожденном от парт классе леденгская детвора собиралась вокруг блестевшей огнями свечей елки. В сени училища набивались родители ребятишек и с затаенным дыханием смотрели на диковинную «придумку» молодого наставника.
Один из многочисленных учеников Н. А. Попова, ныне здравствующий и живущий в г. Тотьме персональный пенсионер, бывший директор Тотемского краеведческого музея Н. А. Черницын, несмотря на свой преклонный возраст (ему теперь 81 год), прекрасно помнит свои детские впечатления от такой школьной елки в Леденгском министерском училище. В своих воспоминаниях он пишет: «С каким нетерпением мы ждали елочного праздника и с какой радостью мы получали из заботливых рук доброго Николая Александровича подарки и кулечки с угощением! И с какой завистью сестренка моего друга Сысоева смотрела на кулечек брата и просила маму: «Мама, и мы будем учиться в школе? И нам дадут. Отпустишь ведь? (Это было то время, когда девочек не отпускали в школу учиться)». ЧЕРЕЗ несколько лет Н. А. Попов организовал при своем училище ремесленную мастерскую. Сам он еще с детства был приучен владеть рубанком и долотом, в учительской семинарии овладел мастерством переплетчика и хотел передать эти полезные навыки своим воспитанникам. Он сделал несколько простых верстаков и токарный станок, изготовил и приобрел кое-какой инструмент, и мастерская ожила. В свободные от уроков часы к своему немногословному учителю стали прибегать мальчишки и под его руководством мастерить деревенскую мебель. Сам наставник, уверенно управляя резцом, изготовлял на станке точеные ножки для столов и стульев и балясинки для крылечек. Позднее, когда у него появилась семья, почти все игрушки для своих детей изготовлял он сам.
Мастерская при школе еще больше подняла авторитет учителя Попова среди местного населения. Убедившись, что учитель и его юные помощники не просто «дерево портят», а изготовляют нс броскую на вид, но прочную мебель, крестьяне потянулись к нему со своими заказами.
В 1880 году в училище к Николаю Александровичу Попову пришел семилетний Ваня Бабушкин. Мальчика привел его дядя Иван Платонович Сысоев, ямщик казенной почтовой станции. Ваня был сиротой: его отец Василий Акинфиевич умер два года тому назад от чахотки, а мать Екатерина Платоновна со старшим сыном Колей и младшей дочерью Мишей еще с первыми пароходами уехала в том году в далекий Питер в поисках какой-нибудь работы.
Ваня Бабушкин был застенчивым и молчаливым мальчиком, одежда на нем была с чужого плеча. В классе это вызвало насмешки со стороны мальчишек из зажиточных семей, но строгий и укоризненный взгляд учителя сразу заставил их замолчать. Николай Александрович, посмотрев им в глаза, сказал своим ровным голосом: «Чужой беде не смейтесь, голубки! Помните, по одежке встречают, по уму провожают». После такого внушения задиры в присутствии наставника не смели больше обижать Ваню Бабушкина.
Ученье легко давалось старательному мальчику. К зимним каникулам он уже научился читать и стал получать от учителя маленькие книжки для самостоятельного чтения. На втором году учебы Ваня Бабушкин был одним из самых активных помощников Николая Александровича в его библиотечных делах: он подклеивално указанию учителя рваные листы в книгах, обертывая книги бумагой, чтобы они нс пачкались от рук читателей, не часто видевших мыло, расставлял книжки в библиотечном шкафу на принадлежавшие им места. И, конечно, много читал сам.
Ване глубоко в сердце запали слова наставника о книгах: «Чтение — вот первое учение», «Ученье — свет, а неученье — тьма». Мальчик хотел света и, как молодое деревце, тянулся к солнцу, тянулся к знаниям. Он мечтал стать таким же умным, как его ласковый и в то же время требовательный учитель, начал во многом подражать ему.
Работая в мастерской или выдавая книги из воскресной библиотеки, Николай Александрович вел с учениками неторопливые беседы на темы морали, рисовал перед ними идеал простого, но образованного человека. который зарабатывает свой хлеб честным трудом, не боится трудностей, умеет переносить лишения, а досуг свой про водит за чтением умных книг, какими так богата наша русская литература. Беседы эти сопровождались и тренировками определенного рода: во время
весенних и осенних прогулок в лес и в поля учитель Попов приучал своих воспитанников ходить пешком на сравнительно большие расстояния, ориентироваться в лесу по приметам, терпеть небольшой голод и усталость, нс хныкать в трудную минуту.
ВАНЯ БАБУШКИН за два года горячо полюбил свою школу и Николая Александровича, но закончить ее ему не удалось. В зиму 1882-83 г. г. его дядя отозвал мальчика из училища, заявив, что теперь племянник стал уже большим и сам должен зарабатывать себе на жизнь. Ваня стал ездить с почтой в качестве ямщика казенной станции. Весной же 1883 года приехавшая из Питера мать забрала Ваню и увезла его в далекую столицу, где началась для него новая, городская жизнь: работа в качестве «мальчика» в лавке, а потом — на заводах в Кронштадте и Петербурге.
Через десять лет после описанных нами событий в Петербурге, за Невской заставой, в доме, стоявшем в двадцати минутах ходьбы от Семяннковского механического завода, в маленькой каморке жил двадцатилетний слесарь Иван Васильевич Бабушкин. Работал он с утра до вечера, а иногда и ночами, уставал так, что, идя домой, часто засыпал на ходу. Своей внешностью и судьбой он был похож на сотни своих товарищей по работе, но было в нем что-то и отличавшее его от них: Бабушкин не пил водки, чисто и опрятно одевался, а на сэкономленные пятаки приобретал книги.
Осенью 1894 года слесарь Бабушкин стая слушателем подпольного марксистского кружка, руководителем которого был В. И. Ленин, а позднее записался в Корниловскую воскресную школу для рабочих, где преподавали Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, 3. П. Невзорова-Кржижановская, В. Р. Менжинская.
Его новые учителя сразу заметили редкую тягу юноши-рабочего к книге, к знаниям, необычайную собранность и целеустремленность, желание приобщить других рабочих к учению, к овладению марксизмом. В. И. Ленин и Н. К. Крупская, не раз бывавшие в его скромной квартире, заметили маленькую библиотеку на самодельной этажерке и помогали советами правильно пополнять ее.
Много позднее, в 1910 г., В. И. Ленин отмстит в характеристике своего талантливого ученика «энергию, отсутствие фразы» и скажет, что «Бабушкин... устраивает библиотеки и сам все время страстно учится». А более чем через полвека Е. Д. Стасова в своих воспоминаниях о нем напишет строчки: «Вот Иван Васильевич Бабушкин, крестьянский сын. Рано отправился в город «на заработки», поступил на завод, овладел грамотой. Смышленый и вдумчивый, он легко мог бы стать мастером, обзавестись кое-каким достатком, зажить спокойно и безбедно. А он знакомится с подпольной литературой, рискует, распространяя ее среди рабочих...».
Нам кажется, что эта непреоборимая тяга к книге, необычная сдержанность и моральная чистота, которой поражал Иван Васильевич Бабушкин, рабочий паренек родом
из далекой вологодской деревни, приобретены им были еще в детстве, а годы учения в Леденгском двухклассном училище, в общении с замечательным педагогом-демократом Николаем Александровичем Поповым.
Н. А. Попов не был революционером. Он не вел противоправительственной пропаганды, но подлинно просветительская деятельность его в таежном селе взрыхлила духовную почву в сознании Вани Бабушкина, и брошенные в эту почву гениальной рукой Ленина зерна марксизма дали такие плодотворные всходы. Молчаливая оппозиция учителя в отношении властей и церковников в сознании его ученика пророста классовой ненавистью ко всякой эксплуатации и угнетению. Педагогические тренировки в преодолении трудностей помогли потом И. В. Бабушкину стойко переносить нестерпимую тяжесть царской тюрьмы и ссылки. Пешие прогулки в лес с учителем были предшественниками большого перехода протяженностью в несколько сот километров, который совершил в 1902 году ученик Николая Александровича по Германии, Бельгии и Франции, пробираясь в Англию к своему главному учителю жизни — В. И. Ленину.
Так в судьбе народного героя, крупного партийного работника, горячего «искровца» и большевика, каким был И. В. Бабушкин, нашли свою органическую связь плоды демократической русской педагогики и идеи марксизма-ленинизма.
Н. А. Попов, первый шкальный учитель И. В. Бабушкина, на много лет пережил своего знаменитого ученика. По-прежнему он учил детишек в Леденгском училище, по-прежнему увлекался садоводством и ремеслом. В начале нового века он ввел в жизнь школы новую традицию: ежегодно первого мая уходил с ребятами в лес, организовывал там игры и простенькое чаепитие, а после пикника каждый из участников выкапывал из земли маленькую березку и уносил ее в село, чтобы посадить около своего дома. Нет, зажигательных речей на этих пикниках учитель не произносил, но дата, избранная им для первых весенний экскурсий, была по-своему знаменательна.
ПОСЛЕ 42 лет педагогической работы (из них 39 лет в Леденгском) Н. А. Попов в 1916 году вышел на пенсию в возрасте 62 лет. На скромные трудовые сбережения он купил в Тотьмс небольшой дом и жил там еще четверть века, растя своих детей и воспитывая чужих, которые не переводились в доме старого учителя, потому что все, знавшие Николая Александровича люди, хотели поселить у него своих сыновей и дочерей, когда приходила пора везти их на учебу в уездный город из дальних волостей.
Как и в Леденгском, в Тотьме Н. А. Попон развел около дома небольшой садик, в котором были кусты смородины разных сортов, малина, крыжовник, вишня и даже китайские яблони с мелкими красными плодами. Седой, согнутый временем со склоненной на бок от рождения головой, он с утра до вечера орудовал то лопатой, то пилой, то колдовал над переплетным станком, с помощью которого возвращал к жизни книги для уездной библиотеки. Умер Николай Александрович Попов в трудном для страны 1942 году.
У него была большая, дружная трудовая семья. Жена его Елизавета Ивановна в молодости тоже была учительницей, и две дочери, Соня и Лиза, пошли по пути родителей. Проработав в школах более 30 лет каждая, они были награждены орденами «Знак Почета» и значками «Отличник народного образования» и теперь живут на заслуженном отдыхе в г. Свердловске. Живы и сыновья Н. А. Попова: старший, Александр
Николаевич, сам уже в почтенном возрасте (ему 85 лет), живет в Тотьме, все в том же доме № 55 по улице Ленина. В более молодые годы он был рабочим. Второй сын, Николай, стал гидрологом-разведчиком, более тридцати лет ходил он пешком во время экспедиций по горам Узбекистана, Киргизии и по степям Казахстана, все время помня, как отец учил его быть выносливым и терпеливым. Теперь и он на пенсии в г. Семипалатинске. Младший из этой семьи, Сергей, — инженер, участник Великой Отечественной войны, офицер запаса, в мирное время получивший почетное звание «Заслуженный строитель республики».
Все дети Н. А, Попова глубоко чтят память своего отца и во многом повторяют его. Они также просты и отзывчивы, скромны и воздержанны в быту, Зато книги сопровождают их всю жизнь.
Зерна разумного, доброго, вечного, брошенные умелой рукой замечательного русского педагога-демокрага Н. А. Попова в души многих сотен ребятишек из села Леденгского, носящего ныне имя И. В. Бабушкина, проросли, дав славные всходы, наиболее ярким из которых была личность последнего, еще и еще раз подтверждая мысль о том, что «УЧИТЕЛЬ — ЭТО ПЕРВЫЙ, А ЗАТЕМ И ГЛАВНЫЙ СВЕТОЧ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА; ОН ПРОБУЖДАЕТ У РЕБЕНКА ЖАЖДУ ЗНАНИЙ, УВАЖЕНИЕ К НАУКЕ, КУЛЬТУРЕ, ОБРАЗОВАНИЮ».
А. УГРЮМОВ.
Тарногский Городок Вологодской области.
На снимках: Н. А. Попов. Леденгское министерское двухклассное училище, 1898 год. Н. А. Попов с семьей,
#бабушкин