"Колесо истории" ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА (родительское собрание) Форма проведения: игра «Колесо истории». План 1. Выступление инспектора ГИБДД по теме «Состояние детского дорожно-транспортного травматизма». 2. Игра «Колесо истории» (для родителей). 3. Решение кроссворда «Зеленый огонек». Вопросы для игры «Колесо истории» 1. Каково, по Вашему мнению, происхождение дорожных знаков? В а р и а н т ы: историческое прошлое; придумали люди с появлением транспорта; изобретение какого-либо деятеля. О т в е т: дорожные знаки пришли к нам из глубины веков. Первобытные люди первоначально пользовались звериными тропами, так как они были безопасны. Потом люди делали свои тропы, оставляли пометки, предупреждая других: веточка, положенная поперек тропы (значение – «не иди сюда!»), наконечник стрелы или копья, а возле – рисунок шалаша («шагай так – впереди жилье») и т. п. Некоторые знаки, внешне изменившись, дожили до нашего времени: веточка, положенная поперек тропы, напоминает знак «Въезд запрещен». 2. Откуда во всем мире появилось правостороннее движение? В а р и а н т ы: связано с физиологией человека; появилось с возникновением транспорта; определено каким-либо законом, ученым-изобретателем. О т в е т: правая рука у человека развита лучше, поэтому легче поворачивать направо. Путешественники ранее для безопасного движения по дорогам были вооружены. В правой руке было копье или лук, меч, а левый бок, сердце защищали щитом. Когда встречались на дороге, расходились так, чтобы к незнакомцу был обращен защищенный бок (левый). Постепенно правостороннее движение стало привычкой: придерживаются правой стороны пешеходы, едут по правой стороне машины, справа по путям катятся поезда. 3. Когда и где появился первый светофор? В а р и а н т ы: в начале XIX в.; в конце XIX в.; в начале ХХ в.; в Германии, Риме, Англии. О т в е т: слово «светофор» происходит от двух слов: русского «свет» и греческого «форос» – несущий (тот, кто несет свет). Прообраз первого светофора был установлен в Лондоне на Парламентской площади в 1868 г. 4. Когда и кем было построено самое первое самоходное наземное средство передвижения с двигателем? В а р и а н т ы: француз Никола Куньо; немец Карл Бенц. О т в е т: в 1769 г. француз Никола Куньо построил громоздкий трехколесный экипаж с паровым двигателем. Скорость движения была всего 5 км в час, запасы топлива приходилось пополнять через каждые 24 км. 5. Где и кем впервые были введены правила дорожного движения? В а р и а н т ы: Юлий Цезарь в Древнем Риме; в Германии с появлением первого авто с бензиновым двигателем Даймлера; во Франции с появлением первого парового автомобиля. О т в е т: в Древнем Риме возникали уличные пробки при движении колесниц. Юлий Цезарь впервые ввел правила дорожного движения, которые отличаются от современных правил, но некоторые сохранились и поныне. Для контроля за соблюдением правил была создана специальная служба, что-то вроде нашей Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В основном древние регулировщики предотвращали споры между «водителями» колесниц с помощью кулаков. Богатые вельможи практиковали такой способ преодоления заторов: по пути следования высылали вперед скороходов, которые перекрывали поперечное движение на перекрестках и обеспечивали свободный проезд своим хозяевам. Задания на супер игру • Нельзя не отметить, что одна из серьезнейших проблем современных водителей – это дорожные пробки. В о п р о с: Когда и где зафиксирована самая рекордная автомобильная пробка? В а р и а н т ы: Москва, 1997 г.; Англия, 1984 г.; Германия, 1990 г.; Америка, 1989 г. О т в е т: рекордная автомобильная пробка была зафиксирована 12 апреля 1990 г. в Германии. В ней «застопорилось» полтора миллиона машин. • На наших дорогах наряду с отечественными машинами часто встречаются иномарки, а среди них «Мерседес» и «Пежо». В о п р о с: Каково происхождение этих марок машин? В а р и а н т ы: по имени изобретателя; по имени известного деятеля этой страны; в честь родственников. О т в е т: в 1901 г. Даймлер и Бенц организовали фирму, которая приступила к выпуску машин, названных по имени дочери Даймлера – Мерседес. • Язык жестов пришел к нам от наших предков. Сотни племен, встречаясь друг с другом, отлично понимали язык жестов. Сохранился он и в наше время. В о п р о с: Попробуйте найти в жестах милиционера-регулиров-щика жесты наших предков: охотников и воинов. О т в е т: встречаясь в дремучих лесах, охотники часто не знали, друг перед ними или враг. Поднятая правая рука означала, что оружия нет, а значит, и злых намерений тоже: можно остановиться и поговорить. Та же рука, поднятая с мечом или копьем, требовала, чтобы встречный остановился. И у регулировщика поднятая над головой рука с жезлом или без него – знак остановки. Повернулся регулировщик лицом в направлении движения – вновь останавливаются машины. Ведь спина и грудь у регулировщика – это стена для водителя. Такая поза заимствована у древних воинов, которые, прикрываясь щитом, преграждали дорогу врагам. Подходить к ним со спины считалось недостойным настоящего воина. Ведущий подводит итоги игры, вручает победителю приз. Кроссворд «Зеленый огонек» П о г о р и з о н т а л и: 1. Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе.) 2. Человек, выполняющий движение средствами транспорта. (Пассажир.) 3. Место, где изменяется направление чего-либо. (Поворот.) 4. Очень важен и непрост для движения этот пост. Он следит, чтоб все в пути знали, как себя вести. (Регулировщик.) 5. Человек, совершающий движение по улице. (Пешеход.) 6. Изображение условного символа на улицах города. (Знак.) 7. Место, где временно останавливается транспорт. (Остановка.) 8. Вид электротранспорта для пассажиров. (Троллейбус.) 9. Ранения в результате дорожно-транспортного происшествия. (Травматизм.) 10. Тот или иной вид передвижения или перевозки средств. (Транспорт.) 11. И уверен, и спокоен, он в мундире, словно воин. Чтоб порядок был тут строгий, у большой стоит дороги. (Постовой.) 12. Степень быстроты движения. (Скорость.) 13. Последняя цифра номера телефона скорой помощи. (Три.) 14. Место, где на некоторое время оставляют транспорт. (Стоянка.) 15. Крупный населенный пункт, являющийся промышленным, административным, культурным центром. (Город.) 16. Скопление транспорта на улице, мешающее движению. (Пробка.) П о в е р т и к а л и: 1. Человек, управляющий каким-либо видом транспорта. (Водитель.) 2. Обозначенное место для перехода проезжей части улицы. (Переход.) 3. Последняя цифра номера телефона милиции. (Два.) 4. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар.) 5. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус.) 6. Состояние организма вследствие физического или психического расстройства. (Шок.) 7. Условный знак для передачи на расстояние каких-либо сведений. (Сигнал.) 8. Полоса земли, предназначенная для ходьбы или езды. (Дорога.) 9. Чтобы тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день, и ночь – Зеленый, желтый, красный. (Светофор.) 10. Чудо-палочка: она всем знакома, всем видна. (Жезл.) 11. Пространство для прохода и проезда. (Мостовая.) 12. Постановления, предписания, устанавливающие порядок чего-либо. (Правила.) 13. Предупреждение. (Профилактика.) 14. Раскрашенное полосами место для пешеходного перехода на проезжей части пути. (Зебра.) 15. Действие на дороге, в результате которого транспорт оказывается впереди другого движущегося транспорта. (Обгон.) 16. Боковая часть края дороги. (Обочина.) 17. Место пересечения улиц, дорог. (Перекресток.) ПРИЛОЖЕНИЕ к теме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Тест для родителей «Грамотный пешеход» Ответьте, пожалуйста, на вопросы (нужное подчеркнуть). 1. Как со своим ребенком обходите транспорт на остановке? – Автобус сзади спереди не помню – Троллейбус сзади спереди не помню – Трамвай сзади спереди не помню 2. Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребенком в детский сад? прохожу, где светофор иду прямо не помню 3. Разрешаете ли играть детям на проезжей части дороги? разрешаю не разрешаю не помню 4. С какой игрушкой разрешаете детям играть на мостовой? – С мячом разрешаю не разрешаю не помню – С куклой разрешаю не разрешаю не помню – С машиной разрешаю не разрешаю не помню 5. Какие ситуации считаете опасными? – Высовывается ребенок из окна опасно не опасно не знаю – Идет через дорогу с мячом опасно не опасно не знаю – Идет через дорогу с собакой опасно не опасно не знаю – Идет через дорогу с куклой опасно не опасно не знаю 6. Как поступаете, если на красный свет едет машина? молча иду дальше звоню в ГИБДД не помню 7. Обсуждаете ли нарушения правил дорожного движения? – С ребенком да нет не помню – С домашними да нет не помню – С воспитателями да нет не помню Памятка родителям по правилам дорожного движения Каждый родитель должен считать своим долгом предупреждение возможности возникновения транспортных происшествий, влекущих за собой несчастья. Особо обратить внимание на отсутствие контроля за пребыванием детей во дворах. К сожалению, именно безнадзорность детей приводит к несчастьям. Р е к о м е н д а ц и и р о д и т е л я м ДОУ: 1. Выберите наиболее безопасный путь от дома до дошкольного образовательного учреждения. 2. Переводя ребенка через дорогу, крепко держите его за руку. 3. Хорошо изучите правила дорожного движения, избегайте наиболее опасные места при переходе улицы. 4. Ежедневно напоминайте детям перед выходом из дома правила дорожного движения. 5. Контролируйте, где Ваш ребенок, если Вы остановились с приятелем (подругой) на тротуаре, не увлекайтесь с ним (ней) разговорами, забыв, что в это время делает Ваш ребенок. 6. Движение родителей, везущих детей в колясках, на санках, разрешается только по тротуарам. Там, где нет тротуаров, возить можно по обочине дороги левой стороны, навстречу движению транспорта. Безопасно везти санки, коляску по пешеходным тротуарам. 7. По пешеходным тропам идите с детьми с правой стороны, не торопясь. 8. Выйдя из пассажирского транспорта, не спешите переходить дорогу, дождитесь, пока движущееся средство отойдет от остановки. 9. Войдя в транспорт, не выпускайте руку ребенка, при резком торможении ребенок может травмироваться. 10. Посадите ребенка на сиденье, держите его или посадите на колени и крепко держите. Только совместно можно добиться хороших результатов! В ШКОЛЕ СВЕТОФОРА МИГАЛКИ (игра-драматизация для фланелеграф, настольного театра картинок, театра игрушек) Цель. Закреплять и расширять представления детей об особенностях и назначении грузового, легкового, специального автотранспорта; учить их правилам дорожного движения; знакомить с некоторыми дорожными знаками, работой светофора, милиционера-регулировщика. Воспитывать внимание, осторожность, дисциплинированность, Персонажи. Ведущий, светофор Мигалка, водители, пешеходы, милиционер, зайчиха, зайчонок, доктор Айболит. Подготовка к игре. Плоскостные изображения машин, милиционера с движущимся жезлом можно наклеить на фланелеграф для игры – моделирование на фланелеграфе, а можно приклеить к ним подставки и устроить настольный театрили же сделать атрибуты в виде медальонов Изготовить с детьми такое оснащение несложно, если воспользоваться пособиями Л. И. Филипповой «Идем и едем» и Н. В. Чемодурова «Школа светофорных наук». Материал. Для театра игрушек – светофор, в котором дети могут закрывать и открывать световой сигнал, дорожные знаки («Осторожно, дети», «Берегись автомобиля», «Переход улицы только на зеленый сигнал светофора», «При переходе будьте внимательны», «Проход закрыт», «Подземный переход»). Автобусы, троллейбусы, трамваи, машины легковые, грузвые, специального назначения (например, «пожарная», «скорая помощь», «Хлеб» и др.). Магнитофонная запись бодрой, веселой музыки с нарастанием темпа, звука тормозящей машины, сигнала клаксона, свистка милиционера, сирены «скорой помощи». Ведущий надевает ободок с ушами зайчихи. Зайчиха. Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой! К. Чуковский Ведущий (сняв ободок). Дети, кто поможет зайке? (Слушает ответы ребят и выразительно смотрит на Айболита, приехавшего на «скорой помощи».) Айболит. Не беда! Подавай-ка его сюда» Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по дорожке. К. Чуковский Айболит увозит зайку на машине «скорой помощи». Ведущий. Нужно слушаться без спора Указаний светофора, Нужно правила движения Выполнять без возражения. Это всем вам подтвердит Добрый доктор Айболит. (Звонит в колокольчик.) С. Яковлев Все желающие приглашаются в школу светофора Мигалки. Дети усаживаются по двое за столы. Перед ними фланелеграф или стол для моделирования дорожных происшествий, соответствующие игрушки или плоскостные персонажи. Урок 1 Светофор. Ребята, сейчас я задам вам несколько задач. Кто будет мне помогать? Помощники мою задачу выложат на фланелеграфе или на столе. А вы решите ее. Выходят помощники (2–3 ребенка, в зависимости от количества персонажей и фигур в задаче). Светофор. Итак, слушайте внимательно: шли по тротуару (называет имена своих помощников) ... Помощники расставляют персонажи на столе или фланелеграфе. Светофор. Посмотрите внимательно, правильно ли они шли? (Ответ зависит от того, как расположены фигурки, по правой стороне тротуара или по левой.) А вот и моя задача: вдруг пешеходы видят знак (подает одному из помощников табличку со знаком «Берегись автомобиля», помогает прикрепить ее над тротуаром). Если увидите такую табличку, что сделаете? (Ответы детей.) Правильно, нужно быть внимательным и осторожным – приостановиться, посмотреть направо или налево, не заезжает ли или не выезжает ли из подворотни машина. Помощники моделируют ситуацию и садятся на свои места. Светофор. Теперь еще одна задача, но сначала нам надо выбрать новых помощников. Кто хочет быть моим помощником? (Оставляет 2–3 детей.) Вы, помощники, встаньте у перекрестка улицы, а я, добрый и веселый светофор, проверю, хорошо ли ребята понимают мои сигналы. Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день и ночь – Зеленый, желтый, красный. Наш домик – светофор, Мы три родные брата, Мы светим с давних пор В дороге всем ребятам. А. Северный Я в этот раз буду молчать, а вы по моим глазам (показывает на светофорные круги) догадайтесь, как вести себя на переходе. Кто забыл, посоветуйтесь с товарищем, который сидит рядом. Светофор показывает красный свет для пешеходов. Помощники пускают по проезжей части машины. Светофор. Кто хочет перевести ребят через дорогу? (Выставляет вместе с помощниками знак – «Переход только на зеленый сигнал светофора».) Скажите, ребята, почему нельзя идти на красный свет? (Выслушав ответы детей; подводит итог.) Самый строгий – красный свет. Если он горит, Стоп! Дороги дальше нет, – Путь для всех закрыт! А. Северный Ведущий надевает светофор-медальон на ребенка и потихоньку просит его включить желтый свет. Когда свет загорится, ведущий жестом приглашает детей идти через переход, создавая тем самым проблемную ситуацию. Дальнейшее развитие игры зависит от поведения детей. Если никто нз них не остановит движение, игра продолжается так. Ведущий. Что будем делать с помощниками? С машинами? С пешеходами? Похоже, они не знают правил дорожного движения. Чтоб спокойно перешел ты, Слушай наш совет: Жди! Увидишь скоро желтый В середине свет! А. Северный Ребята, что нужно делать, когда светофор показывает желтый свет? Это последняя задача светофора. (Ответы детей.) Помощники моделируют ситуацию. Светофор-ребенок показывает зеленый свет. Ведущий. Кто теперь движется, кто стоит? (Boпpoc задается, пока помощники переставляют персонажи.) А за ним зеленый свет Вспыхнет впереди, Скажет он: «Препятствий нет, Смело в путь иди!» А. Северный Звонок колокольчика объявляет перемену, желающие продолжают играть самостоятельно, придумывают новые задачи друг другу. Вторая игра проводится в другой день. Ее содержание обогащается новыми задачами. Все роли берет на себя воспитатель. Дети-помощники моделируют ситуации на фланелеграфе или столе. По звонку колокольчика дети собираются в школу светофорных наук. Одна из девочек – зайчиха приносит уже здорового зайку, чтобы научить его правилам поведения на улице. Урок 2 Ведущий (в фуражке и с жезлом милиционера). Посмотрите, постовой Встал на нашей мостовой, Быстро руку протянул, Ловко палочкой взмахнул. H. Пишумов По движению жезла помощники останавливают машины у перехода. Ведущий. Вы видали? Вы видали? Все машины сразу встали! Дружно встали в три ряда И не едут никуда! Я. Пишумов Через некоторое время движение восстанавливается. Ведущий. Как же нам теперь перейти на другую сторону улицы? Кругом столько машин! Кто знает, ребята? (Выслушав ответы детей, показывает им знак – «Пешеходный переход».) Что означает этот знак? Правильно, он означает, что в этом месте дорогу можно перейти. (Устанавливает знак.) Помощники устанавливают фигурки возле перехода. Ведущий. А как пройти по проезжей части улицы? (Слушает ответы детей.) Сейчас я вам скажу правило, которое поможет вам перейти улицу. Запомните его хорошо. Вот оно: «Прежде чем сойти с тротуара, нужно посмотреть сначала налево: не едут ли машины? Если машины далеко, можно выйти на проезжую часть улицы (помощники передвигают фигурки к середине дороги), а дойдя до середины, следует обязательно посмотреть направо и, если машин нет, перейти дорогу». Помощники с помощью фигурок показывают, как это делается. Ведущий. Не волнуется народ – Через улицу идет. И стоит на мостовой, Как волшебник, постовой. Все машины одному Подчиняются ему. КАК Я УЧИЛ ДОРОЖНУЮ АЗБУКУ (информационно-познавательная инсценировка по мотивам одноимённого рассказа Г. Юрмина) В записи звучит любая ритмичная музыка (без слов). На сцене появляется хореографический коллектив, у ребят в руках игрушечные рули. Они исполняют танец автомобилистов. После этого на сцене появляется мальчик. Он изображает шофёра. Мальчик. Когда я решил стать шофёром-любителем, то прежде всего принялся изучать дорожные знаки… В записи звучит тема песни «Чудеса на виражах» из м/ф У. Диснея, муз. М. и П. Сильвершеров. Мальчик рассказывает, а его повествование иллюстрируется картинками или слайдами со знаками. Мальчик. Ну, с этими знаками всё в порядке, они нетрудные. Чего уж проще: перечёркнутые стрелки! Раз перечёркнутые, значит, в ту сторону, куда они указывают, ехать не разрешается. Этот знак показывает, что влево поворачивать нельзя. Этот – что вправо нельзя. Этот – что на перекрёстке запрещено разворачиваться и ехать в обратную сторону. Всё нельзя да нельзя!.. (Вздохнув.) Что поделаешь, эти знаки так и называются: «Запрещающие знаки»! Один запрещает ехать грузовикам… (Выезжает игрушечный грузовик, увидев, разворачивается и едет обратно.) Другой – мотоциклам… (Выезжает игрушечный мотоцикл, и с ним происходит то же самое, что и с грузовиком.) Третий – велосипедам… (Выезжает велосипедист, увидев знак, едет обратно.) В записи звучит ритмичная музыка. Идёт танец с запрещающими знаками. Далее мальчик продолжает рассказ о дорожных знаках. Мальчик (демонстрируя знак). А вот с этим первым знаком было прямо мучение! Никак не удавалось запомнить, что он запрещает. Поэтому в своём «автомобильном» альбоме я под знаком нарисовал для памяти кирпичную стенку. (Рисует маркером на планшете.) Почему? Да потому, что такой знак и правда, как кирпичная стена, закрывает проезд. Только увидел – поворачивай обратно! И под другими знаками, под теми, что ничего не запрещают, а просто предупреждают водителей об опасности, я тоже нарисовал, чтобы яснее было, разные картинки. (Снимает лист и рисует, затем демонстрирует следующий знак. И так далее.) Осторожно! Здесь железнодорожный переезд, то и дело поезда взад-вперёд снуют, а шлагбаума нет. Водитель, велосипедист! Впереди – перекрёсток. Не мчись сломя голову. Притормози, посмотри направо, налево. Вдруг прямо на тебя машина выскочит!.. По шоссе, где крутой спуск, горка, ехать надо очень осторожно. Помедленней, помедленней! Начинается участок неровной дороги. Как начнёт трясти – костей не соберёшь, да и машину вдобавок сломаешь! И здесь надо ехать потише и поосторожней, потому что скользко! Тут рядом пешеходный переход. А здесь школа, и ребята частенько, не оглянувшись, выбегают на дорогу. Говорят: «Язык до Киева доведёт»! На дорогах и без «языка», без расспросов иногда обойтись можно – указательные знаки выручают. Дети демонстрируют знаки, изображая дорогу, а мальчик с рулём в руках будто бы едет по этой дороге и рассуждает. Мальчик (деловито). Где разворот? – спрашивает у дороги водитель. Дети (дружно). Вот разворот! – отвечает дорога своим указательным знаком. Мальчик. Где больница? Дети. Вот больница! Мальчик. Где можно позвонить по телефону? Дети. Здесь! Мальчик. Где можно починить машину и заправить её бензином? Дети. Здесь! Тут – стоянка машин! Там – палаточный городок для отдыха – кемпинг! Мальчик. Чуть ли не к каждому знаку дорожной азбуки сделал я подходящие рисунки и с их помощью быстро и легко выучил… Все (вместе). Дорожную азбуку! Дети исполняют финальную песню «Дорожная азбука» и танцуют со знаками. Дорожная азбука Город, в котором с тобой Мы живём, Можно по праву Сравнить с букварём. Азбукой улиц, проспектов, дорог Город даёт нам всё время урок! Вот она, азбука, над головой, Знаки развешены Над мостовой. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась С тобою беда! ЦИКЛ ЭСТАФЕТ «БЕЗОПАСНЫЕ КОЛЁСА И КОЛЁСИКИ», «ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ ПЕШЕХОДЫ» · Эстафета «Юные автомобилисты». · Эстафета «Кручу педали». · Эстафета «Чудо-ролики». · Эстафета «Мой друг – скейтборд». · Эстафета «Дисциплинированные пешеходы». Эстафета «Юные автомобилисты» I этап – от старта до финиша и обратно прогнать инерционную машинку. Кто быстрее? II этап – от старта до финиша и обратно прогнать радиоуправляемую машинку. Кто более умелый и быстрый водитель? III этап – от старта до финиша расставляются кегли (4–10 шт.). Задача – «проехать» между ними «змейкой» с игрушечным рулём в руках, подавая при этом звуковые сигналы воображаемым пешеходам. IV этап – от старта до финиша проехать по правилам, на сигналы светофора. В руках игрушечный руль. Ехать нужно туда и обратно. V этап – катить от старта до финиша игрушечный грузовик с грузом, на финише разгрузить. Второй участник загружает, т. е. через одного (один – сгружает, другой – загружает и т. д.). Кто сделает быстрее и аккуратнее? VI этап – проехать от старта до финиша (туда и обратно), обращая внимание на дорожные знаки и соблюдая правила. VII этап – посадка деревьев. В кузове большого игрушечного грузовика находятся маленькие деревца (имитация). Первый едет – деревца сажает, второй – собирает для пересадки в другое место. Третий – сажает, четвёртый – собирает и т. д. Кто быстрее? VIII этап – шагать от старта до финиша, называя на каждый шаг марку машины (какие знаешь). Кто быстрее дойдёт и при этом вспомнит наибольшее количество марок автомобилей. IX этап – на старте лежат большие пазлы, из которых складывается изображение машины на финише. Каждый берёт по одному пазлу, бежит на финиш, и так постепенно команда должна суметь быстро и умело сложить картинку с автомобилем. X этап – перевезти на машинке от старта на финиш по одному разрешающему знаку (каждый участник берёт один знак). Кто быстрее? XI этап – расставить или разложить по дороге от старта до финиша запрещающие знаки (каждый участник берёт один знак) в правильном порядке. Кто быстрее и лучше это сумеет сделать? XII этап – правильный обгон. «Проехать» от старта до финиша с игрушечными рулями в руках по два человека из каждой команды. Кто быстрее и правильнее всех разумно обгонял товарища по команде, в паре сможет обогнать соперников из другой команды? XIII этап – буксир. По два человека, держась за руки, добежать от старта до финиша и обратно. Один из детей – тягач, другой – автомобиль на буксире. XIV этап – «проехать» от старта до финиша с завязанными глазами и игрушечным рулём в руках. Назад – с открытыми глазами. XV этап – добежать от старта до финиша. На финише надеть фуражку с эмблемой «ГАИ», взять жезл и игрушечную машинку-модельку «ГАИ». Назад катить машинку перед собой. На старте передать все атрибуты следующему участнику, он надевает на голову фуражку, берёт жезл и машинку и «едет» до финиша и т. д. Кто быстрее и лучше? Эстафета «Кручу педали» I этап – от старта до финиша проехать на велосипеде, туда и обратно. Кто быстрее? II этап – от старта до финиша и обратно проехать с пассажиром на багажнике. Кто аккуратнее? III этап – от старта до финиша и обратно проехать с грузом на багажнике. Кто быстрее и аккуратнее? IV этап – от старта до финиша и обратно проехать «змейкой», не задевая расставленные на пути кегли. V этап – от старта до финиша и обратно проехать аккуратно, не выезжая на полосу, где «едут» машины. Помощники катят игрушечные машинки навстречу движению велосипеда. VI этап – от старта до финиша проехать туда и обратно с привязанными к рулю воздушными шариками (красным, жёлтым и зелёным), соответствующими сигналам светофора. Кто быстрее и аккуратнее? VII этап – проехать от старта до финиша и обратно в тандеме с товарищем. Кто быстрее и аккуратнее? VIII этап – проехать от старта до финиша и обратно, соблюдая правила дорожного движения. IX этап – проехать от старта до финиша и обратно, обращая внимание на знаки для велосипедистов: «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедов запрещено». X этап – проехать от старта до финиша и обратно, аккуратно объезжая пешеходов и подавая им звуковые сигналы о своём приближении. XI этап – доехать от старта до финиша и на финише написать одно слово из пожелания любителям велосипедной езды. Нужно, чтобы команда составила общее пожелание юным велосипедистам. Например: «Юные велосипедисты, будьте осторожны при езде на велосипеде!» и т. п. XII этап – проехать от старта до финиша, остановившись на пути следования по знаку «Пешеходный переход» и пропустив пешеходов. Ехать с подобными условиями туда и обратно. XIII этап – доехать до финиша на велосипеде и оставить на нём в почтовом ящике послание – обращение к юным пешеходам о соблюдении ПДД. XIV этап – перевезти на финиш указательные знаки и установить их на специальных подставках. Каждый участник команды везёт по одному знаку. Кто быстрее и лучше? XV этап – доехать до финиша, слезть с велосипеда и громко рассказать болельщикам одно из правил дорожного движения, затем сесть на велосипед, доехать до старта и передать эстафету другому. Эстафета «Чудо-ролики» I этап – проехать на роликах от старта до финиша и обратно. Кто быстрее? II этап – проехать от старта до финиша и обратно на роликах, фигурно катаясь. Кто лучше и интереснее? III этап – перевезти со старта на финиш красные, жёлтые и зелёные шарики (сигналы светофора). Каждый участник – по одному воздушному шарику. IV этап – проехать от старта до финиша очень аккуратно, не задевая и не налетая на прохожих. Ехать туда и обратно. V этап – проехать на роликах от старта до финиша, раскладывая по пути следования дорожные знаки, через один: разрешающий, запрещающий и т. д. Второй участник едет и знаки собирает, третий – раскладывает, четвёртый – собирает и т. д. VI этап – проехать от старта до финиша и обратно с пассажиром (мягкой игрушкой) на плече. Кто быстрее и аккуратнее? VII этап – проехать от старта до финиша и обратно под музыку. Кто ритмичнее? VIII этап – доехать до финиша и на финише нарисовать одну деталь светофора, каждый участник команды рисует по одной детали. Которой из команд удастся быстрее нарисовать картину «Светофор»? IX этап – довезти от старта до финиша кубики в сумочке и сложить на финише домик. Второй участник едет и кубики забирает, третий – делает домик и т. д. X этап – перевезти по одной кукле-смешарику (изготовленной из картона) на финиш, где их ожидает надпись – название мультсериала с их участием «Азбука безопасности». Эстафета «Мой друг – скейтборд» I этап – проехать от старта до финиша и обратно на скейтборде. Кто быстрее? II этап – проехать от старта до финиша и обратно, объезжая всяческие препятствия. Кто быстрее и аккуратнее? III этап – проехать от старта до финиша и обратно по чётко нарисованной линии. Кто точнее? IV этап – провезти от старта до финиша и обратно пассажира на скейтборде – мягкую игрушку. Кто быстрее и аккуратнее? V этап – проехать от старта до финиша и обратно под музыку. Кто лучше? VI этап – ехать от старта до финиша и обратно, уступая дорогу идущим навстречу людям или очень аккуратно объезжая их. У кого это получится? VII этап – доехать до финиша, громко пропеть один куплет любой популярной песенки (желательно на тему правил дорожного движения или движения) и ехать обратно на старт, чтобы передать эстафету другому участнику команды. Кто быстрее это сделает и лучше споёт? VIII этап – надев на голову ободок из плотной бумаги или картона с эмблемой светофора, проехать от старта до финиша и обратно. Кто быстрее? IX этап – проехать от старта до финиша и обратно, выполняя на скейте несложные фигурные па. Кто лучше и изобретательнее? X этап – проехать от старта до финиша на скейтборде, туда и обратно, объезжая разложенные на пути «лужицы» (из бумаги), чтобы не испачкаться. Кто самый аккуратный? Эстафета «Дисциплинированные пешеходы» I этап – пройти от старта до финиша и обратно по пешеходной дорожке («зебре»). Кто быстрее? II этап – пройти от старта до финиша и обратно, соблюдая правила движения для пешеходов, обращая внимание на знаки. Кто лучше и внимательнее? III этап – пройти от старта до финиша и обратно по сигналам светофора. Кто лучше? IV этап – пройти от старта до финиша и обратно, правильно пересекая проезжую часть. Кто правильнее? V этап – пройти от старта до финиша и обратно, двигаясь как в населённом пункте, так и вне населённого пункта. Кто вернее и быстрее это сможет сделать? VI этап – пройти от старта до финиша, называя на каждый шаг какой-нибудь дорожный знак. Кто больше сумеет назвать? VII этап – пройти от старта до финиша и обратно след в след по дорожке с нарисованными следами. Кто точнее? VIII этап – пройти от старта до финиша и обратно, по пути демонстрируя жесты регулировщика. У кого лучше получится? IX этап – пройти от старта до финиша, распевая по пути следования какую-нибудь пешеходную песенку. Кто лучше споёт? X этап – попарно пройти от старта до финиша и обратно, кто быстрее? XI этап – пройти от старта до финиша и обратно группой, соблюдая правила дорожного движения. Кто лучше? XII этап – дойти до финиша и на финише закинуть мячик в один из сигналов светофора. На финише стоит светофор, изготовленный из листа фанеры или картона, в нём прорезаны три круга, обведённые красной, жёлтой и зелёной гуашью. Красный глазок – 1 балл. Жёлтый глазок – 2 балла. Зелёный глазок – 3 балла. Какая из команд наберёт больше баллов? XIII этап – дойти до финиша и на финише загадать болельщикам загадку на тему ПДД. Кто лучше и интереснее? XIV этап – дойти до финиша, из конфеток «Скиттлс» или «М&Мs» сложить слово «ГАИ». Кто быстрее? XV этап – пройти от старта до финиша и обратно, на каждый шаг имитируя надземный и подземный переходы. Первый шаг – прямо (надземный переход), второй шаг – присесть (подземный переход).
ЗДОРОВЕЙ-КА
:Лилия Шаймиева (Хасанова)
Родительское собрание.
"Колесо истории"
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
(родительское собрание)
Форма проведения: игра «Колесо истории».
План
1. Выступление инспектора ГИБДД по теме «Состояние детского дорожно-транспортного травматизма».
2. Игра «Колесо истории» (для родителей).
3. Решение кроссворда «Зеленый огонек».
Вопросы для игры «Колесо истории»
1. Каково, по Вашему мнению, происхождение дорожных знаков?
В а р и а н т ы: историческое прошлое; придумали люди с появлением транспорта; изобретение какого-либо деятеля.
О т в е т: дорожные знаки пришли к нам из глубины веков. Первобытные люди первоначально пользовались звериными тропами, так как они были безопасны. Потом люди делали свои тропы, оставляли пометки, предупреждая других: веточка, положенная поперек тропы (значение – «не иди сюда!»), наконечник стрелы или копья, а возле – рисунок шалаша («шагай так – впереди жилье») и т. п.
Некоторые знаки, внешне изменившись, дожили до нашего времени: веточка, положенная поперек тропы, напоминает знак «Въезд запрещен».
2. Откуда во всем мире появилось правостороннее движение?
В а р и а н т ы: связано с физиологией человека; появилось с возникновением транспорта; определено каким-либо законом, ученым-изобретателем.
О т в е т: правая рука у человека развита лучше, поэтому легче поворачивать направо. Путешественники ранее для безопасного движения по дорогам были вооружены. В правой руке было копье или лук, меч, а левый бок, сердце защищали щитом. Когда встречались на дороге, расходились так, чтобы к незнакомцу был обращен защищенный бок (левый). Постепенно правостороннее движение стало привычкой: придерживаются правой стороны пешеходы, едут по правой стороне машины, справа по путям катятся поезда.
3. Когда и где появился первый светофор?
В а р и а н т ы: в начале XIX в.; в конце XIX в.; в начале ХХ в.; в Германии, Риме, Англии.
О т в е т: слово «светофор» происходит от двух слов: русского «свет» и греческого «форос» – несущий (тот, кто несет свет). Прообраз первого светофора был установлен в Лондоне на Парламентской площади в 1868 г.
4. Когда и кем было построено самое первое самоходное наземное средство передвижения с двигателем?
В а р и а н т ы: француз Никола Куньо; немец Карл Бенц.
О т в е т: в 1769 г. француз Никола Куньо построил громоздкий трехколесный экипаж с паровым двигателем. Скорость движения была всего 5 км в час, запасы топлива приходилось пополнять через каждые 24 км.
5. Где и кем впервые были введены правила дорожного движения?
В а р и а н т ы: Юлий Цезарь в Древнем Риме; в Германии с появлением первого авто с бензиновым двигателем Даймлера; во Франции с появлением первого парового автомобиля.
О т в е т: в Древнем Риме возникали уличные пробки при движении колесниц. Юлий Цезарь впервые ввел правила дорожного движения, которые отличаются от современных правил, но некоторые сохранились и поныне. Для контроля за соблюдением правил была создана специальная служба, что-то вроде нашей Государственной инспекции безопасности дорожного движения. В основном древние регулировщики предотвращали споры между «водителями» колесниц с помощью кулаков. Богатые вельможи практиковали такой способ преодоления заторов: по пути следования высылали вперед скороходов, которые перекрывали поперечное движение на перекрестках и обеспечивали свободный проезд своим хозяевам.
Задания на супер игру
• Нельзя не отметить, что одна из серьезнейших проблем современных водителей – это дорожные пробки.
В о п р о с: Когда и где зафиксирована самая рекордная автомобильная пробка?
В а р и а н т ы: Москва, 1997 г.; Англия, 1984 г.; Германия, 1990 г.; Америка, 1989 г.
О т в е т: рекордная автомобильная пробка была зафиксирована 12 апреля 1990 г. в Германии. В ней «застопорилось» полтора миллиона машин.
• На наших дорогах наряду с отечественными машинами часто встречаются иномарки, а среди них «Мерседес» и «Пежо».
В о п р о с: Каково происхождение этих марок машин?
В а р и а н т ы: по имени изобретателя; по имени известного деятеля этой страны; в честь родственников.
О т в е т: в 1901 г. Даймлер и Бенц организовали фирму, которая приступила к выпуску машин, названных по имени дочери Даймлера – Мерседес.
• Язык жестов пришел к нам от наших предков. Сотни племен, встречаясь друг с другом, отлично понимали язык жестов. Сохранился он и в наше время.
В о п р о с: Попробуйте найти в жестах милиционера-регулиров-щика жесты наших предков: охотников и воинов.
О т в е т: встречаясь в дремучих лесах, охотники часто не знали, друг перед ними или враг. Поднятая правая рука означала, что оружия нет, а значит, и злых намерений тоже: можно остановиться и поговорить. Та же рука, поднятая с мечом или копьем, требовала, чтобы встречный остановился. И у регулировщика поднятая над головой рука с жезлом или без него – знак остановки.
Повернулся регулировщик лицом в направлении движения – вновь останавливаются машины. Ведь спина и грудь у регулировщика – это стена для водителя. Такая поза заимствована у древних воинов, которые, прикрываясь щитом, преграждали дорогу врагам. Подходить к ним со спины считалось недостойным настоящего воина.
Ведущий подводит итоги игры, вручает победителю приз.
Кроссворд «Зеленый огонек»
П о г о р и з о н т а л и:
1. Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе.)
2. Человек, выполняющий движение средствами транспорта. (Пассажир.)
3. Место, где изменяется направление чего-либо. (Поворот.)
4. Очень важен и непрост для движения этот пост. Он следит, чтоб все в пути знали, как себя вести. (Регулировщик.)
5. Человек, совершающий движение по улице. (Пешеход.)
6. Изображение условного символа на улицах города. (Знак.)
7. Место, где временно останавливается транспорт. (Остановка.)
8. Вид электротранспорта для пассажиров. (Троллейбус.)
9. Ранения в результате дорожно-транспортного происшествия.
(Травматизм.)
10. Тот или иной вид передвижения или перевозки средств.
(Транспорт.)
11. И уверен, и спокоен, он в мундире, словно воин.
Чтоб порядок был тут строгий, у большой стоит дороги.
(Постовой.)
12. Степень быстроты движения. (Скорость.)
13. Последняя цифра номера телефона скорой помощи. (Три.)
14. Место, где на некоторое время оставляют транспорт.
(Стоянка.)
15. Крупный населенный пункт, являющийся промышленным, административным, культурным центром. (Город.)
16. Скопление транспорта на улице, мешающее движению. (Пробка.)
П о в е р т и к а л и:
1. Человек, управляющий каким-либо видом транспорта. (Водитель.)
2. Обозначенное место для перехода проезжей части улицы.
(Переход.)
3. Последняя цифра номера телефона милиции. (Два.)
4. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар.)
5. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус.)
6. Состояние организма вследствие физического или психического расстройства. (Шок.)
7. Условный знак для передачи на расстояние каких-либо сведений. (Сигнал.)
8. Полоса земли, предназначенная для ходьбы или езды. (Дорога.)
9. Чтобы тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный. (Светофор.)
10. Чудо-палочка: она всем знакома, всем видна. (Жезл.)
11. Пространство для прохода и проезда. (Мостовая.)
12. Постановления, предписания, устанавливающие порядок чего-либо. (Правила.)
13. Предупреждение. (Профилактика.)
14. Раскрашенное полосами место для пешеходного перехода на проезжей части пути. (Зебра.)
15. Действие на дороге, в результате которого транспорт оказывается впереди другого движущегося транспорта. (Обгон.)
16. Боковая часть края дороги. (Обочина.)
17. Место пересечения улиц, дорог. (Перекресток.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к теме «Профилактика детского
дорожно-транспортного травматизма»
Тест для родителей «Грамотный пешеход»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы (нужное подчеркнуть).
1. Как со своим ребенком обходите транспорт на остановке?
– Автобус сзади спереди не помню
– Троллейбус сзади спереди не помню
– Трамвай сзади спереди не помню
2. Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребенком
в детский сад? прохожу, где светофор иду прямо не помню
3. Разрешаете ли играть детям на проезжей части дороги? разрешаю не разрешаю не помню
4. С какой игрушкой разрешаете детям играть на мостовой?
– С мячом разрешаю не разрешаю не помню
– С куклой разрешаю не разрешаю не помню
– С машиной разрешаю не разрешаю не помню
5. Какие ситуации считаете опасными?
– Высовывается ребенок из окна опасно не опасно не знаю
– Идет через дорогу с мячом опасно не опасно не знаю
– Идет через дорогу с собакой опасно не опасно не знаю
– Идет через дорогу с куклой опасно не опасно не знаю
6. Как поступаете, если на красный свет едет машина? молча иду дальше звоню в ГИБДД не помню
7. Обсуждаете ли нарушения правил дорожного движения?
– С ребенком да нет не помню
– С домашними да нет не помню
– С воспитателями да нет не помню
Памятка родителям
по правилам дорожного движения
Каждый родитель должен считать своим долгом предупреждение возможности возникновения транспортных происшествий, влекущих за собой несчастья. Особо обратить внимание на отсутствие контроля за пребыванием детей во дворах. К сожалению, именно безнадзорность детей приводит к несчастьям.
Р е к о м е н д а ц и и р о д и т е л я м ДОУ:
1. Выберите наиболее безопасный путь от дома до дошкольного образовательного учреждения.
2. Переводя ребенка через дорогу, крепко держите его за руку.
3. Хорошо изучите правила дорожного движения, избегайте наиболее опасные места при переходе улицы.
4. Ежедневно напоминайте детям перед выходом из дома правила дорожного движения.
5. Контролируйте, где Ваш ребенок, если Вы остановились с приятелем (подругой) на тротуаре, не увлекайтесь с ним (ней) разговорами, забыв, что в это время делает Ваш ребенок.
6. Движение родителей, везущих детей в колясках, на санках, разрешается только по тротуарам. Там, где нет тротуаров, возить можно по обочине дороги левой стороны, навстречу движению транспорта. Безопасно везти санки, коляску по пешеходным тротуарам.
7. По пешеходным тропам идите с детьми с правой стороны, не торопясь.
8. Выйдя из пассажирского транспорта, не спешите переходить дорогу, дождитесь, пока движущееся средство отойдет от остановки.
9. Войдя в транспорт, не выпускайте руку ребенка, при резком торможении ребенок может травмироваться.
10. Посадите ребенка на сиденье, держите его или посадите на колени и крепко держите.
Только совместно можно добиться хороших результатов!
В ШКОЛЕ СВЕТОФОРА МИГАЛКИ
(игра-драматизация для фланелеграф, настольного театра
картинок, театра игрушек)
Цель. Закреплять и расширять представления детей об особенностях и назначении грузового, легкового, специального автотранспорта; учить их правилам дорожного движения; знакомить с некоторыми дорожными знаками, работой светофора, милиционера-регулировщика. Воспитывать внимание, осторожность, дисциплинированность,
Персонажи. Ведущий, светофор Мигалка, водители, пешеходы, милиционер, зайчиха, зайчонок, доктор Айболит.
Подготовка к игре. Плоскостные изображения машин, милиционера с движущимся жезлом можно наклеить на фланелеграф для игры – моделирование на фланелеграфе, а можно приклеить к ним подставки и устроить настольный театрили же сделать атрибуты в виде медальонов Изготовить с детьми такое оснащение несложно, если воспользоваться пособиями Л. И. Филипповой «Идем и едем» и Н. В. Чемодурова «Школа светофорных наук».
Материал. Для театра игрушек – светофор, в котором дети могут закрывать и открывать световой сигнал, дорожные знаки («Осторожно, дети», «Берегись автомобиля», «Переход улицы только на зеленый сигнал светофора», «При переходе будьте внимательны», «Проход закрыт», «Подземный переход»).
Автобусы, троллейбусы, трамваи, машины легковые, грузвые, специального назначения (например, «пожарная», «скорая помощь», «Хлеб» и др.).
Магнитофонная запись бодрой, веселой музыки с нарастанием темпа, звука тормозящей машины, сигнала клаксона, свистка милиционера, сирены «скорой помощи».
Ведущий надевает ободок с ушами зайчихи.
Зайчиха. Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!
К. Чуковский
Ведущий (сняв ободок). Дети, кто поможет зайке? (Слушает ответы ребят и выразительно смотрит на Айболита, приехавшего на «скорой помощи».)
Айболит. Не беда! Подавай-ка его сюда»
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке.
К. Чуковский
Айболит увозит зайку на машине «скорой помощи».
Ведущий. Нужно слушаться без спора
Указаний светофора,
Нужно правила движения
Выполнять без возражения.
Это всем вам подтвердит
Добрый доктор Айболит.
(Звонит в колокольчик.)
С. Яковлев
Все желающие приглашаются в школу светофора Мигалки. Дети усаживаются по двое за столы. Перед ними фланелеграф или стол для моделирования дорожных происшествий, соответствующие игрушки или плоскостные персонажи.
Урок 1
Светофор. Ребята, сейчас я задам вам несколько задач.
Кто будет мне помогать? Помощники мою задачу выложат на фланелеграфе или на столе. А вы решите ее.
Выходят помощники (2–3 ребенка, в зависимости от количества персонажей и фигур в задаче).
Светофор. Итак, слушайте внимательно: шли по тротуару (называет имена своих помощников) ... Помощники расставляют персонажи на столе или фланелеграфе.
Светофор. Посмотрите внимательно, правильно ли они шли?
(Ответ зависит от того, как расположены фигурки, по правой стороне тротуара или по левой.)
А вот и моя задача: вдруг пешеходы видят знак (подает одному из помощников табличку со знаком «Берегись автомобиля», помогает прикрепить ее над тротуаром).
Если увидите такую табличку, что сделаете? (Ответы детей.) Правильно, нужно быть внимательным и осторожным – приостановиться, посмотреть направо или налево, не заезжает ли или не выезжает ли из подворотни машина.
Помощники моделируют ситуацию и садятся на свои места.
Светофор. Теперь еще одна задача, но сначала нам надо выбрать новых помощников. Кто хочет быть моим помощником? (Оставляет 2–3 детей.) Вы, помощники, встаньте у перекрестка улицы, а я, добрый и веселый светофор, проверю, хорошо ли ребята понимают мои сигналы.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
А. Северный
Я в этот раз буду молчать, а вы по моим глазам (показывает на светофорные круги) догадайтесь, как вести себя на переходе. Кто забыл, посоветуйтесь с товарищем, который сидит рядом.
Светофор показывает красный свет для пешеходов. Помощники пускают по проезжей части машины.
Светофор. Кто хочет перевести ребят через дорогу? (Выставляет вместе с помощниками знак – «Переход только на зеленый сигнал светофора».) Скажите, ребята, почему нельзя идти на красный свет? (Выслушав ответы детей; подводит итог.)
Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
– Путь для всех закрыт!
А. Северный
Ведущий надевает светофор-медальон на ребенка и потихоньку просит его включить желтый свет. Когда свет загорится, ведущий жестом приглашает детей идти через переход, создавая тем самым проблемную ситуацию. Дальнейшее развитие игры зависит от поведения детей. Если никто нз них не остановит движение, игра продолжается так.
Ведущий. Что будем делать с помощниками? С машинами?
С пешеходами? Похоже, они не знают правил дорожного движения.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет!
А. Северный
Ребята, что нужно делать, когда светофор показывает желтый свет? Это последняя задача светофора. (Ответы детей.)
Помощники моделируют ситуацию. Светофор-ребенок показывает зеленый свет.
Ведущий. Кто теперь движется, кто стоит? (Boпpoc задается, пока помощники переставляют персонажи.)
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело в путь иди!»
А. Северный
Звонок колокольчика объявляет перемену, желающие продолжают играть самостоятельно, придумывают новые задачи друг другу.
Вторая игра проводится в другой день. Ее содержание обогащается новыми задачами. Все роли берет на себя воспитатель. Дети-помощники моделируют ситуации на фланелеграфе или столе.
По звонку колокольчика дети собираются в школу светофорных наук. Одна из девочек – зайчиха приносит уже здорового зайку, чтобы научить его правилам поведения на улице.
Урок 2
Ведущий (в фуражке и с жезлом милиционера).
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
H. Пишумов
По движению жезла помощники останавливают машины у перехода.
Ведущий. Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда!
Я. Пишумов
Через некоторое время движение восстанавливается.
Ведущий. Как же нам теперь перейти на другую сторону улицы? Кругом столько машин! Кто знает, ребята? (Выслушав ответы детей, показывает им знак – «Пешеходный переход».)
Что означает этот знак? Правильно, он означает, что в этом месте дорогу можно перейти. (Устанавливает знак.)
Помощники устанавливают фигурки возле перехода.
Ведущий. А как пройти по проезжей части улицы? (Слушает ответы детей.) Сейчас я вам скажу правило, которое поможет вам перейти улицу. Запомните его хорошо. Вот оно: «Прежде чем сойти с тротуара, нужно посмотреть сначала налево: не едут ли машины? Если машины далеко, можно выйти на проезжую часть улицы (помощники передвигают фигурки к середине дороги), а дойдя до середины, следует обязательно посмотреть направо и, если машин нет, перейти дорогу».
Помощники с помощью фигурок показывают, как это делается.
Ведущий. Не волнуется народ –
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
КАК Я УЧИЛ ДОРОЖНУЮ АЗБУКУ
(информационно-познавательная инсценировка по мотивам
одноимённого рассказа Г. Юрмина)
В записи звучит любая ритмичная музыка (без слов). На сцене появляется хореографический коллектив, у ребят в руках игрушечные рули. Они исполняют танец автомобилистов. После этого на сцене появляется мальчик. Он изображает шофёра.
Мальчик. Когда я решил стать шофёром-любителем, то прежде всего принялся изучать дорожные знаки…
В записи звучит тема песни «Чудеса на виражах» из м/ф У. Диснея, муз. М. и П. Сильвершеров. Мальчик рассказывает, а его повествование иллюстрируется картинками или слайдами со знаками.
Мальчик. Ну, с этими знаками всё в порядке, они нетрудные. Чего уж проще: перечёркнутые стрелки! Раз перечёркнутые, значит, в ту сторону, куда они указывают, ехать не разрешается. Этот знак показывает, что влево поворачивать нельзя. Этот – что вправо нельзя. Этот – что на перекрёстке запрещено разворачиваться и ехать в обратную сторону. Всё нельзя да нельзя!.. (Вздохнув.) Что поделаешь, эти знаки так и называются: «Запрещающие знаки»! Один запрещает ехать грузовикам… (Выезжает игрушечный грузовик, увидев, разворачивается и едет обратно.) Другой – мотоциклам… (Выезжает игрушечный мотоцикл, и с ним происходит то же самое, что и с грузовиком.) Третий – велосипедам… (Выезжает велосипедист, увидев знак, едет обратно.)
В записи звучит ритмичная музыка. Идёт танец с запрещающими знаками. Далее мальчик продолжает рассказ о дорожных знаках.
Мальчик (демонстрируя знак). А вот с этим первым знаком было прямо мучение! Никак не удавалось запомнить, что он запрещает. Поэтому в своём «автомобильном» альбоме я под знаком нарисовал для памяти кирпичную стенку. (Рисует маркером на планшете.) Почему? Да потому, что такой знак и правда, как кирпичная стена, закрывает проезд. Только увидел – поворачивай обратно! И под другими знаками, под теми, что ничего не запрещают, а просто предупреждают водителей об опасности, я тоже нарисовал, чтобы яснее было, разные картинки. (Снимает лист и рисует, затем демонстрирует следующий знак. И так далее.) Осторожно! Здесь железнодорожный переезд, то и дело поезда взад-вперёд снуют, а шлагбаума нет.
Водитель, велосипедист! Впереди – перекрёсток. Не мчись сломя голову. Притормози, посмотри направо, налево. Вдруг прямо на тебя машина выскочит!..
По шоссе, где крутой спуск, горка, ехать надо очень осторожно. Помедленней, помедленней! Начинается участок неровной дороги. Как начнёт трясти – костей не соберёшь, да и машину вдобавок сломаешь!
И здесь надо ехать потише и поосторожней, потому что скользко!
Тут рядом пешеходный переход.
А здесь школа, и ребята частенько, не оглянувшись, выбегают на дорогу.
Говорят: «Язык до Киева доведёт»! На дорогах и без «языка», без расспросов иногда обойтись можно – указательные знаки выручают.
Дети демонстрируют знаки, изображая дорогу, а мальчик с рулём в руках будто бы едет по этой дороге и рассуждает.
Мальчик (деловито). Где разворот? – спрашивает у дороги водитель.
Дети (дружно). Вот разворот! – отвечает дорога своим указательным знаком.
Мальчик. Где больница?
Дети. Вот больница!
Мальчик. Где можно позвонить по телефону?
Дети. Здесь!
Мальчик. Где можно починить машину и заправить её бензином?
Дети. Здесь! Тут – стоянка машин! Там – палаточный городок для отдыха – кемпинг!
Мальчик. Чуть ли не к каждому знаку дорожной азбуки сделал я подходящие рисунки и с их помощью быстро и легко выучил…
Все (вместе). Дорожную азбуку!
Дети исполняют финальную песню «Дорожная азбука» и танцуют со знаками.
Дорожная азбука
Город, в котором с тобой
Мы живём,
Можно по праву
Сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок!
Вот она, азбука, над головой,
Знаки развешены
Над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда!
ЦИКЛ ЭСТАФЕТ «БЕЗОПАСНЫЕ КОЛЁСА И КОЛЁСИКИ»,
«ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ ПЕШЕХОДЫ»
· Эстафета «Юные автомобилисты».
· Эстафета «Кручу педали».
· Эстафета «Чудо-ролики».
· Эстафета «Мой друг – скейтборд».
· Эстафета «Дисциплинированные пешеходы».
Эстафета «Юные автомобилисты»
I этап – от старта до финиша и обратно прогнать инерционную машинку. Кто быстрее?
II этап – от старта до финиша и обратно прогнать радиоуправляемую машинку. Кто более умелый и быстрый водитель?
III этап – от старта до финиша расставляются кегли (4–10 шт.). Задача – «проехать» между ними «змейкой» с игрушечным рулём в руках, подавая при этом звуковые сигналы воображаемым пешеходам.
IV этап – от старта до финиша проехать по правилам, на сигналы светофора. В руках игрушечный руль. Ехать нужно туда и обратно.
V этап – катить от старта до финиша игрушечный грузовик с грузом, на финише разгрузить. Второй участник загружает, т. е. через одного (один – сгружает, другой – загружает и т. д.). Кто сделает быстрее и аккуратнее?
VI этап – проехать от старта до финиша (туда и обратно), обращая внимание на дорожные знаки и соблюдая правила.
VII этап – посадка деревьев. В кузове большого игрушечного грузовика находятся маленькие деревца (имитация). Первый едет – деревца сажает, второй – собирает для пересадки в другое место. Третий – сажает, четвёртый – собирает и т. д. Кто быстрее?
VIII этап – шагать от старта до финиша, называя на каждый шаг марку машины (какие знаешь). Кто быстрее дойдёт и при этом вспомнит наибольшее количество марок автомобилей.
IX этап – на старте лежат большие пазлы, из которых складывается изображение машины на финише. Каждый берёт по одному пазлу, бежит на финиш, и так постепенно команда должна суметь быстро и умело сложить картинку с автомобилем.
X этап – перевезти на машинке от старта на финиш по одному разрешающему знаку (каждый участник берёт один знак). Кто быстрее?
XI этап – расставить или разложить по дороге от старта до финиша запрещающие знаки (каждый участник берёт один знак) в правильном порядке. Кто быстрее и лучше это сумеет сделать?
XII этап – правильный обгон. «Проехать» от старта до финиша с игрушечными рулями в руках по два человека из каждой команды. Кто быстрее и правильнее всех разумно обгонял товарища по команде, в паре сможет обогнать соперников из другой команды?
XIII этап – буксир. По два человека, держась за руки, добежать от старта до финиша и обратно. Один из детей – тягач, другой – автомобиль на буксире.
XIV этап – «проехать» от старта до финиша с завязанными глазами и игрушечным рулём в руках. Назад – с открытыми глазами.
XV этап – добежать от старта до финиша. На финише надеть фуражку с эмблемой «ГАИ», взять жезл и игрушечную машинку-модельку «ГАИ». Назад катить машинку перед собой. На старте передать все атрибуты следующему участнику, он надевает на голову фуражку, берёт жезл и машинку и «едет» до финиша и т. д. Кто быстрее и лучше?
Эстафета «Кручу педали»
I этап – от старта до финиша проехать на велосипеде, туда и обратно. Кто быстрее?
II этап – от старта до финиша и обратно проехать с пассажиром на багажнике. Кто аккуратнее?
III этап – от старта до финиша и обратно проехать с грузом на багажнике. Кто быстрее и аккуратнее?
IV этап – от старта до финиша и обратно проехать «змейкой», не задевая расставленные на пути кегли.
V этап – от старта до финиша и обратно проехать аккуратно, не выезжая на полосу, где «едут» машины. Помощники катят игрушечные машинки навстречу движению велосипеда.
VI этап – от старта до финиша проехать туда и обратно с привязанными к рулю воздушными шариками (красным, жёлтым и зелёным), соответствующими сигналам светофора. Кто быстрее и аккуратнее?
VII этап – проехать от старта до финиша и обратно в тандеме с товарищем. Кто быстрее и аккуратнее?
VIII этап – проехать от старта до финиша и обратно, соблюдая правила дорожного движения.
IX этап – проехать от старта до финиша и обратно, обращая внимание на знаки для велосипедистов: «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедов запрещено».
X этап – проехать от старта до финиша и обратно, аккуратно объезжая пешеходов и подавая им звуковые сигналы о своём приближении.
XI этап – доехать от старта до финиша и на финише написать одно слово из пожелания любителям велосипедной езды. Нужно, чтобы команда составила общее пожелание юным велосипедистам. Например: «Юные велосипедисты, будьте осторожны при езде на велосипеде!» и т. п.
XII этап – проехать от старта до финиша, остановившись на пути следования по знаку «Пешеходный переход» и пропустив пешеходов. Ехать с подобными условиями туда и обратно.
XIII этап – доехать до финиша на велосипеде и оставить на нём в почтовом ящике послание – обращение к юным пешеходам о соблюдении ПДД.
XIV этап – перевезти на финиш указательные знаки и установить их на специальных подставках. Каждый участник команды везёт по одному знаку. Кто быстрее и лучше?
XV этап – доехать до финиша, слезть с велосипеда и громко рассказать болельщикам одно из правил дорожного движения, затем сесть на велосипед, доехать до старта и передать эстафету другому.
Эстафета «Чудо-ролики»
I этап – проехать на роликах от старта до финиша и обратно. Кто быстрее?
II этап – проехать от старта до финиша и обратно на роликах, фигурно катаясь. Кто лучше и интереснее?
III этап – перевезти со старта на финиш красные, жёлтые и зелёные шарики (сигналы светофора). Каждый участник – по одному воздушному шарику.
IV этап – проехать от старта до финиша очень аккуратно, не задевая и не налетая на прохожих. Ехать туда и обратно.
V этап – проехать на роликах от старта до финиша, раскладывая по пути следования дорожные знаки, через один: разрешающий, запрещающий и т. д. Второй участник едет и знаки собирает, третий – раскладывает, четвёртый – собирает и т. д.
VI этап – проехать от старта до финиша и обратно с пассажиром (мягкой игрушкой) на плече. Кто быстрее и аккуратнее?
VII этап – проехать от старта до финиша и обратно под музыку. Кто ритмичнее?
VIII этап – доехать до финиша и на финише нарисовать одну деталь светофора, каждый участник команды рисует по одной детали. Которой из команд удастся быстрее нарисовать картину «Светофор»?
IX этап – довезти от старта до финиша кубики в сумочке и сложить на финише домик. Второй участник едет и кубики забирает, третий – делает домик и т. д.
X этап – перевезти по одной кукле-смешарику (изготовленной из картона) на финиш, где их ожидает надпись – название мультсериала с их участием «Азбука безопасности».
Эстафета «Мой друг – скейтборд»
I этап – проехать от старта до финиша и обратно на скейтборде. Кто быстрее?
II этап – проехать от старта до финиша и обратно, объезжая всяческие препятствия. Кто быстрее и аккуратнее?
III этап – проехать от старта до финиша и обратно по чётко нарисованной линии. Кто точнее?
IV этап – провезти от старта до финиша и обратно пассажира на скейтборде – мягкую игрушку. Кто быстрее и аккуратнее?
V этап – проехать от старта до финиша и обратно под музыку. Кто лучше?
VI этап – ехать от старта до финиша и обратно, уступая дорогу идущим навстречу людям или очень аккуратно объезжая их. У кого это получится?
VII этап – доехать до финиша, громко пропеть один куплет любой популярной песенки (желательно на тему правил дорожного движения или движения) и ехать обратно на старт, чтобы передать эстафету другому участнику команды. Кто быстрее это сделает и лучше споёт?
VIII этап – надев на голову ободок из плотной бумаги или картона с эмблемой светофора, проехать от старта до финиша и обратно. Кто быстрее?
IX этап – проехать от старта до финиша и обратно, выполняя на скейте несложные фигурные па. Кто лучше и изобретательнее?
X этап – проехать от старта до финиша на скейтборде, туда и обратно, объезжая разложенные на пути «лужицы» (из бумаги), чтобы не испачкаться. Кто самый аккуратный?
Эстафета «Дисциплинированные пешеходы»
I этап – пройти от старта до финиша и обратно по пешеходной дорожке («зебре»). Кто быстрее?
II этап – пройти от старта до финиша и обратно, соблюдая правила движения для пешеходов, обращая внимание на знаки. Кто лучше и внимательнее?
III этап – пройти от старта до финиша и обратно по сигналам светофора. Кто лучше?
IV этап – пройти от старта до финиша и обратно, правильно пересекая проезжую часть. Кто правильнее?
V этап – пройти от старта до финиша и обратно, двигаясь как в населённом пункте, так и вне населённого пункта. Кто вернее и быстрее это сможет сделать?
VI этап – пройти от старта до финиша, называя на каждый шаг какой-нибудь дорожный знак. Кто больше сумеет назвать?
VII этап – пройти от старта до финиша и обратно след в след по дорожке с нарисованными следами. Кто точнее?
VIII этап – пройти от старта до финиша и обратно, по пути демонстрируя жесты регулировщика. У кого лучше получится?
IX этап – пройти от старта до финиша, распевая по пути следования какую-нибудь пешеходную песенку. Кто лучше споёт?
X этап – попарно пройти от старта до финиша и обратно, кто быстрее?
XI этап – пройти от старта до финиша и обратно группой, соблюдая правила дорожного движения. Кто лучше?
XII этап – дойти до финиша и на финише закинуть мячик в один из сигналов светофора. На финише стоит светофор, изготовленный из листа фанеры или картона, в нём прорезаны три круга, обведённые красной, жёлтой и зелёной гуашью.
Красный глазок – 1 балл.
Жёлтый глазок – 2 балла.
Зелёный глазок – 3 балла.
Какая из команд наберёт больше баллов?
XIII этап – дойти до финиша и на финише загадать болельщикам загадку на тему ПДД. Кто лучше и интереснее?
XIV этап – дойти до финиша, из конфеток «Скиттлс» или «М&Мs» сложить слово «ГАИ». Кто быстрее?
XV этап – пройти от старта до финиша и обратно, на каждый шаг имитируя надземный и подземный переходы. Первый шаг – прямо (надземный переход), второй шаг – присесть (подземный переход).