ЗАПОВЕДИ Марии Монтессори

#заповеди
1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Мария Монтессори считала, что лучшей средой для ребёнка от рождения до трёх лет является родительский дом. Но следует учитывать, что эта среда обустроена так, как удобно взрослым, ребёнок тут находится в зависимой позиции. Самостоятельно исследовать окружающий мир он не может, даже когда умеет уже ползать или ходить, так как очень много интересующих его предметов стоят на высоких полках, в шкафах, и всё зависит от воли взрослых. Часто детей ругают за разбитую посуду, пролитую воду, рассыпанные крупы и т. д – но таким образом ребёнок получает личный опыт. Как можно научиться аккуратно пересыпать крупы, если родители не позволяют с ними играть? Поэтому попытайтесь создать максимально удобную среду для своего ребёнка, помните, что в этом возрасте ему надо много двигаться, изучать окружающие вещи, собирать и разбирать простые конструкции.
Вы всегда можете показать ребёнку какое-то действие, а потом дать ему возможность поупражняться самому. Покажите, как можно аккуратно наливать воду в разные ёмкости, перебирать крупы, чистить варёные овощи, гладить тёплым утюгом… Естественно, аккуратно получается не всегда – покажите, как после себя убрать. Давайте пробовать на вкус и запах разные продукты и вещества: сырой картофель, лук, лимон, специи. Знакомьте на ощупь с разными материалами: древо, ткани, железо, лёд, наждачная бумага. Позволяйте исследовать ребёнку всё, что его интересует. Если вещь ценная, хрупкая или опасная, покажите несколько раз аккуратно, объясняя её свойства. Знакомьте с тяжёлым и лёгким, большим и маленьким, высоким и низким, толстым и тонким, со всем. Не бойтесь, что ребёнок маленький и не всё доступно для его понимания. Со временем вы увидите, что он очень хорошо всё усвоил.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ системы Монтессори:
►Развивающая среда. Все дидактические материалы расположены в логической последовательности на полках, доступных для детей. Ребёнок сам может взять то, что его интересует. Взрослый, видя интерес у ребёнка к тем или иным материалам, показывает, как с ними взаимодействовать. Причем его задача – показать так, чтобы ребёнок захотел работать дальше самостоятельно. Материалы составлены так, что ребёнок сам может заметить ошибку и исправить её. Существует разделение на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область, математическая область, область развития речи, естественнонаучная область. С шести лет среда меняется, происходит дальнейшее расширение окружения, которое включает уже библиотеки, музеи, научные институты и т. п.
►Свобода выбора. Дети сами выбирают себе род занятий и их продолжительность. Это учит детей принимать самостоятельные решения, прислушиваться к себе, понимать свои чувства и потребности. Ребёнок воспитывается как личность, имеющая право на собственное мнение, растёт ответственным, активным и любознательным.
►Правила. В монтессори-группах существует ряд правил, которых должны придерживаться все: дети, воспитатели, родители, гости. Этих правил немного, они составлены так, чтобы дети могли их легко понимать и запоминать. Естественно, воспитатель в позитивной форме их постоянно напоминает, часто дети сами обучают новеньких.
►Награды и наказания. Их нет, как и нет привычных нам оценок взрослого: «правильно», «неправильно», «хорошо», «плохо» и т. п. Взрослые поддерживают каждого конкретного ребёнка и отмечают, что сейчас у него получилось лучше, чем раньше. Также детей не сравнивают друг с другом: Петя сделал лучше, чем Вася. Это позволяет детям заниматься тем, чем им нравиться, что важно для их развития, а не включаться в соревнование и стараться заработать хорошую оценку. Таким образом формируется уверенность в себе, позитивная самооценка, способность самостоятельно оценить результат своей работы.
►Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности. Эти, казалось бы, простые упражнения - переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. - действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он - совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие - появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно! Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него творческих сил для развития и возможностей для выработки собственной модели в обществе. Цель подобных занятий определена главным принципом педагогики Марии Монтессори — "Помоги мне это сделать самому!"

Комментарии

  • 14 мая 00:06
    Эта методика чужда. , чужестранна, так же, как ЕГЭ в школах- дебилизация... Лучшая система образования была в СССР, как в дошкольных учреждениях, так и в школах. Всё порушили , всё разрушили... Взаимствовали, и обосрались. Получили поколения недоумков. Монтессоризации- нет.
  • 14 мая 05:44
    Историю мадам Монтессори в студию, плиз! Я не против некоторых ее тезисов, но в целом это программа для неразвитых люмпенов. Я считаю, что системы Ушинского, Выготского, Каменского намного востребованее.
  • 14 мая 07:40
    Эта методика разработана для детей с зпр
  • 14 мая 11:59
    Я много лет после обучения работала в детском саду. Это моя любимая работа. Мне очень нравилась моя работа, это было счастье... Позже пришлось уволиться/ развод, нехватка денег, зарплата воспитателя мизерная/... А когда вернулась, в 2015 году. Я ужаснулась. Приятельница, которая работала не уходя, предупредила, что, мол, ты не сможешь..., что теперь всё не так... Но я не верила... Как это я да не смогу.Взялась с энтузиазмом. Группа досталась от 2,5-3 лет. Я ужаснулась... Всё переломано, куклы- инвалиды в драной одёжке, машинки без колёс, карандаши переломаны, краски на выброс, няньки нет, 25 детей. Зима. Вышли в раздевалку, дети всё повыкидывали из шкафов на ковёр, короче, не одеться не раздеться, прогулки не было. На занятия приходят разные тётки/ предметники/ с разными требованиями, воспитатель принеси- подай, иди нафиг не мешай... Система оплаты труда воспитателя на усмотрение заведующей. Надо заслужить, чтобы что то получить... Надо там потявкать, там погавкать... Хорошие уже есть, других просто не надо... Все работают на фаворитку, которой всё лучшее, и нянька есть- шавка, которая держит детей в страхе. И мамка тут же завхоз, и чай пьют за одним столом с начальством... И трое аутистов в группе... Работать некому, с 7-19 каждый день... Никакой нормы- часов нет. Родители обнаглевшие, бабки- дедки... Все учат воспитателя, как надо работать с их вундеркиндом... На выходные тащишь домой литературу и планы пишешь, пособия режешь, клеишь, готовишься к рабнеделе... И каждый сончас собрания и педсоветы и разборы никому ненужных тем для обсуждения педагогами.... А дети в группе одни. И эта Монтессори во главе угла. Хаос и бардак..Я работала и одуревала пол года... За копейки. Обнищала за это время... В один момент приняла решение, что я в этом цирке больше не участвую, написала заявление... Уговаривали. И родители и завсадом и завскладом, собрание собрали, но я скала. Ушла. И такой груз свалился, и так человеком себя почувствовала...Так стало легко и хорошо, что до сих пор вспоминаю и вздрагиваю, как это было и как стало. Похерили в дет. садах воспитание. Теперь только поют и пляшут. Выпускные балы закатывают, воспитывают личность всесторонне развитую. А на самом деле воспитывают и в саду и дома эгоистичных ненавидящих друг друга детишек. Только ты лучший, только ты достойный, наплюй на ближнего, насери на нижнего... Похерили медицину, школу, и детсады в ту же яму со своими министрами культур- мультур. Прочь Монтессори. Вон!
  • 14 мая 16:48
    В каком году случились описываемые события? Такое ощущение, что мою историю из жизни рассказали. Только со мной такое все случилось в середине 90-х! Прямо один в один!
  • 14 мая 23:29
    Мне 57 лет. Работать начала в 1985 году.
  • 14 мая 23:31
    А мне 55! Начала работать в 1988 Думала, что только со мной такое происходит! Никто ничего не замечал, хотя идиотизм лез из всех щелей! Я просто думала, что всему причина мой юный возраст и острое восприятие "неправильностей". А оказывается таки не только.
  • 19 мая 10:07
    Ох, как я с Вами согласна...
  • 19 мая 19:59
    Монтесори своих детей в интернат сдала