Художники-мозаичисты Фроловы

Таких людей стоит помнить
В конце XIX века фамилия Фроловых была хорошо известна в художественных кругах России. Александр Никитич Фролов, признанный по рекомендации Ф.А.Бруни академиком мозаики и возглавивший в 1880-е годы мозаичное отделение Академии художеств, стал родоначальником династии русских мозаичистов.
Его сыновья Александр и Владимир не только продолжили дело отца, но и, усовершенствовав технологический процесс набора мозаик, создали собственную мастерскую.

Художники-мозаичисты Фроловы - 958617076754
Петербургская династия Фроловых — пожалуй, самая известная среди династий русских художников-мозаичистов. В ряду реализованных ее представителями проектов — мозаичные панно в храме Христа Спасителя в Москве, в Исаакиевском соборе и храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, на станциях московского метро и других объектах.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617076242
Александр Никитич Фролов

Основатель династии — выдающийся художник-мозаичист Александр Никитич Фролов (1830-1909). Уже в 15 лет он работал мастеровым на Императорском стеклянном заводе. Пятью годами позднее поступил на обучение в Императорскую академию художеств (ИАХ). По ее окончании в 1856 году стал одним из художников-мозаичистов отделения мозаики академии.

Прошел все ступени академических званий вплоть до академика (1872) и «почетного вольного общника» (1876). Последнее звание присуждалось в ИАХ до 1893 года наиболее выдающимся мастерам — в свое время его были удостоены Бартоломео Растрелли, Карл Росси, Карл Брюллов и ряд других мастеров. В течение 7 лет (1883-1890) А. Н. Фролов возглавлял отделение мозаики ИАХ и руководил всеми работами. Совместно с сыном Александром в 1890 году он организовал собственную — первую частную в России мозаичную мастерскую.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617075986
Доходный дом с мозаичной мастерской Фроловых
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617077010
Среди наиболее известных работ мастера :

несколько панно и икон в Исаакиевском соборе. Это фигуры святых Владимира и Ольги, Марии Магдалины и Александры Римской, Константина и Елены, Евангелиста Марка, великомученицы Екатерины;

две иконы «Святых угодников на Афонской горе» и весь мозаичный орнамент в храме Христа Спасителя в Москве;

два образа святых афонских угодников в храме Воскресения Христова (Спас на Крови).
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617078546
В разное время мастер исполнил и ряд крупных частных заказов — для нидерландской королевы Анны Павловны, для часовни, расположенной в немецком городе Висбадене и ряд других. В числе наград мозаичиста-отца — большая золотая медаль за образ св. Екатерины, которую он получил на Московской политехнической выставке (1872). За ту же работу он был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617079058
По оригиналу Ф.П. Брюллова (Ф. Брюлло) (1793-1869). 1863-1869. Мозаика второго яруса главного иконостаса. Исполнили А.Н. Фролов (1830-1909) и М.И. Щетинин (1827-1886)

Александр Александрович Фролов
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617079314
Александр Александрович (1861-1897 г.) — старший сын Александра Никитича. Получивший образование архитектора, он тщательно изучал и мозаичное искусство, а с 1886 года работал в мозаичных мастерских отца.

Со временем Александр Александрович убедился в том, что используемый русскими мастерами метод «римской» мозаики (обратным набором) весьма трудозатратен, дорогостоящ, работы занимают огромное количество времени и сил. В Западной Европе уже применялись принципиально другие технологии, благодаря чему европейские фирмы даже стали перехватывать заказы у российских мастеров, оформляя дворцы и другие объекты в России.

Он добивается того, что отправляется на длительную стажировку в Италию, где проходит обучение в знаменитой фирме Сальвиати. Вернувшись в Россию, Фролов-младший предлагает новый метод — какие-то элементы были почерпнуты у европейских коллег, какие-то он разработал сам. Порученная ему пробная работа полностью убеждает комиссию академии в правоте Фролова. Методика берется за основу. В результате она позволила значительно сократить трудоемкость работ, их стоимость (до 5 раз), вес панно, количество участвующих в создании одного панно мастеров. При этом сохранялись все эстетические достоинства произведений.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617080082
Святая Екатерина». Мозаичист ФРОЛОВ А.А. 1893 г. Смальта. Церковь св. Екатерины в Мурино (1786-1790 гг., архитектор Н.А. ЛЬВОВ)
После этого дела Фроловых стремительно пошли в гору. В 1890 году они организуют собственную — первую мозаичную мастерскую в России, которую и возглавил старший сын Фролов. Предприятие становится не только конкурентом западным фирмам, но и прямым конкурентом самой академии — при выполнении общественно значимых заказов. В 1895 году именно оно, а не академия или европейские фирмы, выигрывает конкурс на оформление строящегося Спаса на Крови — Храма Воскресения Христова.

Однако жизнь старшего сына внезапно прерывается в 36 лет. В 1897 году он будет прооперирован. Осложнения после операции привели к летальному исходу. Его дело продолжит младший брат.  
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617080338
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617080850
Владимир Александрович Фролов

Сын Александра Никитича и младший брат Александра Александровича. Родился в 1874 г., скончался в блокадном Ленинграде 3 февраля 1942 года.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617081106
Художник-мозаичист Владимир Фролов (конец 1930-х годов)
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617082130
Работа над мозаиками для станции «Павелецкая», 1940 год.
Владимир Фролов – в центре мастерской.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617082386
В 19 лет он становится компаньоном старшего брата и совладельцем частной мозаичной мастерской Фроловых. В 20 лет поступает в академию художеств на отделение живописи, но в 1897-м, в связи со смертью брата, вынужден оставить учебу. Отец стар, и все обязанности по ведению предприятия полностью возлагаются на его плечи. Владимир бросает обучение в ИАХ и, как и когда-то старший брат, едет в Европу — изучает как древние мозаики, так и современные, новейшие течения и технологии.

Востребованность мозаичного искусства в это время стремительно растет — как в Европе, так и в России. В Петербурге и Москве всё большую популярность обретает модерн — стиль, в органике которого — подвижность и непредсказуемость, символизм и недосказанность — при яркости образов из античности и средневековья. Строятся десятки доходных домов в «скандинавском» и других подстилях модерна. Не снижается популярность и неорусского стиля, особенно среди купцов и заказчиков из церковной среды.

С конца 1890-х по 1917 год мастерская Фроловых едва ли не завалена заказами. В их числе:

многочисленные доходные дома (см. список ниже);

храм Спаса на крови — и фасады, и интерьеры собора украшены мозаиками «фроловского производства»;

музей генералиссимуса А.В. Суворова в Петербурге;

храмы на территории современной России и Украины и многое другое.

Семейное предприятие превращается в настоящую корпорацию — на Большом проспекте Васильевского острова Фролов-младший строит свой собственный многоэтажный доходный дом (№64), в котором поселяется и он, и его мастера. На 2 этаже дома располагается огромная мастерская.

Мозаика Спаса на крови

Именно Владимир Александрович с блеском завершит проект, который можно назвать венцом творений династии Фроловых. Конечно, это храм Воскресения Христова. Сначала под руководством старшего, а затем и младшего брата команда из 40 человек работала над грандиозной задачей 12 лет (1895-1907). Результат — уникальное внутреннее и внешнее мозаичное убранство храма.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617083410
Мозаики создавались по эскизам выдающихся художников — В. М. Васнецова, Н. Н. Харламова, Н. Н. Кошелева, В. В. Беляева, А. П. Рябушкина, Ф. С. Журавлева и других авторов (всего более 30). Мозаичные работы в храме полностью заменили живопись. Смальтой было выложено всё — восточная и западная сторона, центральные своды и стены, пилястры и пилоны, арки.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617083666
Площадь мозаичных панно, которые украсили интерьер храма, — 7065 м2, фасадных мозаик — 400 м2. Это делает выдающееся архитектурное сооружение по-настоящему уникальным.

Революция и после нее

Положение дел в жизни Владимира Фролова кардинально меняет революция. Мозаичное искусство признается религиозным, противоречащим идеалам революции, попросту — ненужным. Мастерская надолго закрывается. Фролов и его мастера время от времени занимаются различными реставрационными работами.

Ситуацию спасает выдающийся архитектор, автор проекта Мавзолея Алексей Щусев. Его обязательным условием было оформление Траурного зала мозаикой. Поручить такие работы в то время можно было только Фролову. Маэстро берется выполнить заказ. В 1930 году гранитную усыпальницу вождя украсили пламенеющие на фоне черного лабрадорита абстрактные изображения знамен из ярко-алой смальты.

Сталинская эпоха полна неожиданных поворотов. Решением Ленсовета Фролова, который уже выполнял столь ответственный заказ, выселяют из собственного дома, как и помощников. Закрывается и мастерская. Семья мастера переезжает в квартиру архитектора Л. Н. Бенуа (жена Фролова — Нина Леонтьевна — дочь архитектора). Однако львиную долю времени мозаичист с помощниками проводит в старых помещения мастерских бывшей Императорской академии художеств. Здесь он заново налаживает их работу, здесь практически и живет.

До Великой Отечественной войны и в первый ее год уже далеко немолодой Александр Александрович выполнял заказы для московского метрополитена. Он изготавливал мозаичные панно для станций «Павелецкая», «Маяковская» и «Автозаводская».
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617084946
Работы для «Маяковской» были завершены еще в 1938 году, а в сентябре того же года станция, украшенная 35 панно, была открыта. Тема мозаик, созданных по эскизам Александра Дейнеки, — прогресс, мирный труд и отдых в СССР. На полотнах, размещенных в куполах станции, можно увидеть советские самолеты, парашютистов, моменты из трудовой и спортивной жизни молодой советской страны. Одна из мозаик — «Советское знамя» — была утрачена со строительством на станции гидрозатворного механизма.

Великая Отечественная война

Началась война. Ленинград оказался в кольце блокады. Практически один, без помощников, В.А. Фролов работал в мозаичных мастерских академии художеств и в страшную блокадную зиму 1941-42 года. Как и десятки тысяч ленинградцев, а также многие его коллеги по академии, мастер умер от голода 3 февраля 1942 года. Однако — все заказы выполнил. По «Дороге жизни» в Москву были доставлены мозаичные полотна для «Павелецкой» и «Автозаводской».

Увы, для «Павелецкой» мозаики не пригодились. Ее строительство остановилось, поскольку территории Донбасса, где производились металлоконструкции для станции, были оккупированы фашистами. Однако часть их — 8 панно — украсили в 1943 году другую московскую станцию — «Новокузнецкую». Всего 8 — лишь потому, что длина зала станции короче, чем на «Павелецкой», а размеры каждого из панно достаточно велики (около 3 метров), да и то — одно из них пришлось разместить в вестибюле. Как и в случае с «Маяковской», одно панно было утрачено в связи с возведением гидрозатвора.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617085458
В Новый год — 1 января 1943 года — была открыта станция «Автозаводская». И сегодня ее украшают мозаики Владимира Фролова — по 4 панно на западной и восточной стенах станции. Мастер создавал их в 1941 году, и помимо мирной заводской тематики, здесь уже возникает и военная — «Погрузка бомб в дальний бомбардировщик», «Монтаж гусениц на танк КВ-1»...
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617085714
Станция «Новокузнецкая» в проектной документации носила другое название - Климентовский переулок, названный в честь православного Храма Священномученика Климента.

В итоге, открытую 20 ноября 1943 года станцию назвали по проходящей возле нее Новокузнецкой улице. Сначала в названии станции писали дефис - «Ново-Кузнецкая». Со временем название стали писать слитно. В 1992 году станцию «Новокузнецкая» предлагали переименовать в «Замоскворечье», но этого пока не произошло.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617085970
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617088786
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617089298
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617089554
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617089810
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617090578
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617090834
На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположены мозаичные панно, выполненные В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящённых героическому труду советских людей в тылу.

Последняя работа В. А. Фролова мозаики для станции метро «Новокузнецкая» в Москве. Фролов успел закончить работу в 1942 году, несмотря на то, что работал в крайне тяжелых условиях и практически в одиночку. Монументальные панно из смальты языком художественной мозаики рассказывают о мирной жизни: люди убирают урожай, строят дома, ведут детей в школу. Эти панно были сделаны в блокадном Ленинграде умиравшим от голода мастером мозаики и с великим риском доставлены в Москву по «дороге жизни» – через Ладогу. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А. Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой. 
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617091090
Владимир Александрович Фролов был похоронен на Смоленском кладбище в блокадном Ленинграде — в братской могиле вместе с несколькими другими профессорами академии.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617091346
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617091858
Наследие династии Фроловых трудно переоценить. Это десятки выдающихся памятников архитектуры, составляющих культурное наследие России. Памятников, неотъемлемая часть которых — удивительные и восхищающие нас мозаики, созданные представителями этой великой семьи.

Основные объекты, для которых выполнены мозаичные работы Фроловых:

Храм Христа Спасителя, Москва.

Исаакиевский собор, СПб.

Храм Спаса на крови (храм Воскресения Христова), СПб.

Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости, СПб.

Церковно-приходская школа училищного совета Синода и типографии (ныне — Санкт-Петербургский институт кино и телевидения).

Музей А. В. Суворова, СПб.

Дом Зингера (мозаичная вывеска), Невский пр., д. 28.

Доходный дом и аптека Пеля, СПб, 7-я линия Васильевского острова.

Доходный дом герцога Лейхтенбергского, СПб, Большая Зеленина ул., 28.

Дом Набокова, СПб, Большая Морская ул., д. 47.

Церковь Покрова Св. Богородицы (Украина, Киевская обл., с. Пархомовка).

Феодоровский Государев собор (СПб., Пушкин).

Троицкий собор в Почаевской лавре (Украина, Тернопольская обл.).

Церковь Святого Духа (Смоленская обл., село Талашкино).

Мавзолей В. И. Ленина.

Станция метро «Маяковская», Москва.

Станция метро «Новокузнецкая», Москва.

Станция метро «Автозаводская», Москва.
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617092370
Художники-мозаичисты Фроловы - 958617092626

Comments