Comments
- 31 Mar 2023 18:08Светлана Федорова
- 31 Mar 2023 20:46Раиса ЕкимоваВостребованность мозаичного искусства в России и в Европе в Петербурге и Москве трудоемкость работ,но зато какая красота.
- 31 Mar 2023 20:47Раиса Екимова
- 31 Mar 2023 22:26Галина РязанцеваНеобыкновенно красивые панно!Сколько труда кропотливого вложено в эти шедевры.
- 1 Apr 2023 00:37Наталья ЕршоваСпасибо вам, за интересный рассказ. Светлая память людям создававшим мозаичные полотна
- 1 Apr 2023 07:40Валентина Феллер (Звягинцева)
- 25 Apr 2023 12:53Наум Бродер
"Тихий Дворик"
:Виктор и Галина Муравченко
Художники-мозаичисты Фроловы
Таких людей стоит помнить
В конце XIX века фамилия Фроловых была хорошо известна в художественных кругах России. Александр Никитич Фролов, признанный по рекомендации Ф.А.Бруни академиком мозаики и возглавивший в 1880-е годы мозаичное отделение Академии художеств, стал родоначальником династии русских мозаичистов.
Его сыновья Александр и Владимир не только продолжили дело отца, но и, усовершенствовав технологический процесс набора мозаик, создали собственную мастерскую.
Основатель династии — выдающийся художник-мозаичист Александр Никитич Фролов (1830-1909). Уже в 15 лет он работал мастеровым на Императорском стеклянном заводе. Пятью годами позднее поступил на обучение в Императорскую академию художеств (ИАХ). По ее окончании в 1856 году стал одним из художников-мозаичистов отделения мозаики академии.
Прошел все ступени академических званий вплоть до академика (1872) и «почетного вольного общника» (1876). Последнее звание присуждалось в ИАХ до 1893 года наиболее выдающимся мастерам — в свое время его были удостоены Бартоломео Растрелли, Карл Росси, Карл Брюллов и ряд других мастеров. В течение 7 лет (1883-1890) А. Н. Фролов возглавлял отделение мозаики ИАХ и руководил всеми работами. Совместно с сыном Александром в 1890 году он организовал собственную — первую частную в России мозаичную мастерскую.
несколько панно и икон в Исаакиевском соборе. Это фигуры святых Владимира и Ольги, Марии Магдалины и Александры Римской, Константина и Елены, Евангелиста Марка, великомученицы Екатерины;
две иконы «Святых угодников на Афонской горе» и весь мозаичный орнамент в храме Христа Спасителя в Москве;
два образа святых афонских угодников в храме Воскресения Христова (Спас на Крови).
Александр Александрович Фролов
Со временем Александр Александрович убедился в том, что используемый русскими мастерами метод «римской» мозаики (обратным набором) весьма трудозатратен, дорогостоящ, работы занимают огромное количество времени и сил. В Западной Европе уже применялись принципиально другие технологии, благодаря чему европейские фирмы даже стали перехватывать заказы у российских мастеров, оформляя дворцы и другие объекты в России.
Он добивается того, что отправляется на длительную стажировку в Италию, где проходит обучение в знаменитой фирме Сальвиати. Вернувшись в Россию, Фролов-младший предлагает новый метод — какие-то элементы были почерпнуты у европейских коллег, какие-то он разработал сам. Порученная ему пробная работа полностью убеждает комиссию академии в правоте Фролова. Методика берется за основу. В результате она позволила значительно сократить трудоемкость работ, их стоимость (до 5 раз), вес панно, количество участвующих в создании одного панно мастеров. При этом сохранялись все эстетические достоинства произведений.
После этого дела Фроловых стремительно пошли в гору. В 1890 году они организуют собственную — первую мозаичную мастерскую в России, которую и возглавил старший сын Фролов. Предприятие становится не только конкурентом западным фирмам, но и прямым конкурентом самой академии — при выполнении общественно значимых заказов. В 1895 году именно оно, а не академия или европейские фирмы, выигрывает конкурс на оформление строящегося Спаса на Крови — Храма Воскресения Христова.
Однако жизнь старшего сына внезапно прерывается в 36 лет. В 1897 году он будет прооперирован. Осложнения после операции привели к летальному исходу. Его дело продолжит младший брат.
Сын Александра Никитича и младший брат Александра Александровича. Родился в 1874 г., скончался в блокадном Ленинграде 3 февраля 1942 года.
Владимир Фролов – в центре мастерской.
Востребованность мозаичного искусства в это время стремительно растет — как в Европе, так и в России. В Петербурге и Москве всё большую популярность обретает модерн — стиль, в органике которого — подвижность и непредсказуемость, символизм и недосказанность — при яркости образов из античности и средневековья. Строятся десятки доходных домов в «скандинавском» и других подстилях модерна. Не снижается популярность и неорусского стиля, особенно среди купцов и заказчиков из церковной среды.
С конца 1890-х по 1917 год мастерская Фроловых едва ли не завалена заказами. В их числе:
многочисленные доходные дома (см. список ниже);
храм Спаса на крови — и фасады, и интерьеры собора украшены мозаиками «фроловского производства»;
музей генералиссимуса А.В. Суворова в Петербурге;
храмы на территории современной России и Украины и многое другое.
Семейное предприятие превращается в настоящую корпорацию — на Большом проспекте Васильевского острова Фролов-младший строит свой собственный многоэтажный доходный дом (№64), в котором поселяется и он, и его мастера. На 2 этаже дома располагается огромная мастерская.
Мозаика Спаса на крови
Именно Владимир Александрович с блеском завершит проект, который можно назвать венцом творений династии Фроловых. Конечно, это храм Воскресения Христова. Сначала под руководством старшего, а затем и младшего брата команда из 40 человек работала над грандиозной задачей 12 лет (1895-1907). Результат — уникальное внутреннее и внешнее мозаичное убранство храма.
Революция и после нее
Положение дел в жизни Владимира Фролова кардинально меняет революция. Мозаичное искусство признается религиозным, противоречащим идеалам революции, попросту — ненужным. Мастерская надолго закрывается. Фролов и его мастера время от времени занимаются различными реставрационными работами.
Ситуацию спасает выдающийся архитектор, автор проекта Мавзолея Алексей Щусев. Его обязательным условием было оформление Траурного зала мозаикой. Поручить такие работы в то время можно было только Фролову. Маэстро берется выполнить заказ. В 1930 году гранитную усыпальницу вождя украсили пламенеющие на фоне черного лабрадорита абстрактные изображения знамен из ярко-алой смальты.
Сталинская эпоха полна неожиданных поворотов. Решением Ленсовета Фролова, который уже выполнял столь ответственный заказ, выселяют из собственного дома, как и помощников. Закрывается и мастерская. Семья мастера переезжает в квартиру архитектора Л. Н. Бенуа (жена Фролова — Нина Леонтьевна — дочь архитектора). Однако львиную долю времени мозаичист с помощниками проводит в старых помещения мастерских бывшей Императорской академии художеств. Здесь он заново налаживает их работу, здесь практически и живет.
До Великой Отечественной войны и в первый ее год уже далеко немолодой Александр Александрович выполнял заказы для московского метрополитена. Он изготавливал мозаичные панно для станций «Павелецкая», «Маяковская» и «Автозаводская».
Великая Отечественная война
Началась война. Ленинград оказался в кольце блокады. Практически один, без помощников, В.А. Фролов работал в мозаичных мастерских академии художеств и в страшную блокадную зиму 1941-42 года. Как и десятки тысяч ленинградцев, а также многие его коллеги по академии, мастер умер от голода 3 февраля 1942 года. Однако — все заказы выполнил. По «Дороге жизни» в Москву были доставлены мозаичные полотна для «Павелецкой» и «Автозаводской».
Увы, для «Павелецкой» мозаики не пригодились. Ее строительство остановилось, поскольку территории Донбасса, где производились металлоконструкции для станции, были оккупированы фашистами. Однако часть их — 8 панно — украсили в 1943 году другую московскую станцию — «Новокузнецкую». Всего 8 — лишь потому, что длина зала станции короче, чем на «Павелецкой», а размеры каждого из панно достаточно велики (около 3 метров), да и то — одно из них пришлось разместить в вестибюле. Как и в случае с «Маяковской», одно панно было утрачено в связи с возведением гидрозатвора.
В итоге, открытую 20 ноября 1943 года станцию назвали по проходящей возле нее Новокузнецкой улице. Сначала в названии станции писали дефис - «Ново-Кузнецкая». Со временем название стали писать слитно. В 1992 году станцию «Новокузнецкая» предлагали переименовать в «Замоскворечье», но этого пока не произошло.
Последняя работа В. А. Фролова мозаики для станции метро «Новокузнецкая» в Москве. Фролов успел закончить работу в 1942 году, несмотря на то, что работал в крайне тяжелых условиях и практически в одиночку. Монументальные панно из смальты языком художественной мозаики рассказывают о мирной жизни: люди убирают урожай, строят дома, ведут детей в школу. Эти панно были сделаны в блокадном Ленинграде умиравшим от голода мастером мозаики и с великим риском доставлены в Москву по «дороге жизни» – через Ладогу. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А. Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой.
Основные объекты, для которых выполнены мозаичные работы Фроловых:
Храм Христа Спасителя, Москва.
Исаакиевский собор, СПб.
Храм Спаса на крови (храм Воскресения Христова), СПб.
Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости, СПб.
Церковно-приходская школа училищного совета Синода и типографии (ныне — Санкт-Петербургский институт кино и телевидения).
Музей А. В. Суворова, СПб.
Дом Зингера (мозаичная вывеска), Невский пр., д. 28.
Доходный дом и аптека Пеля, СПб, 7-я линия Васильевского острова.
Доходный дом герцога Лейхтенбергского, СПб, Большая Зеленина ул., 28.
Дом Набокова, СПб, Большая Морская ул., д. 47.
Церковь Покрова Св. Богородицы (Украина, Киевская обл., с. Пархомовка).
Феодоровский Государев собор (СПб., Пушкин).
Троицкий собор в Почаевской лавре (Украина, Тернопольская обл.).
Церковь Святого Духа (Смоленская обл., село Талашкино).
Мавзолей В. И. Ленина.
Станция метро «Маяковская», Москва.
Станция метро «Новокузнецкая», Москва.
Станция метро «Автозаводская», Москва.
#ГалинаМуравченко
#ТихийДворик