​Мы жили… Ну, не сказать, чтобы бедно.

Хотя бедно, конечно. Если папа приносил апельсин, его делили на четверых. На маму, папу, брата и меня. Или взять конфету, птичье молоко, например. Конфета всегда режется пополам. Шоколадная стеночка ломается, крошится, но я не люблю шоколад, и он весь достается брату. Мне — восхитительный, нежнейший кусочек суфле. А маме с папой ничего не достается, потому что они терпеть не могут птичье молоко, что вы, зачем им эти дурацкие конфеты.
Я, кстати, долго в это верила. Пока не увидела, как мама съела коробку этого самого птичьего молока. Я надеюсь, мама меня сейчас не читает. Но после нее осталась только бирка "укладчица номер восемь", и то по маминому недосмотру.
Еще я очень любила сладкие фрукты: дыню, черешню, персики... Их приносили домой по чуть-чуть, каждому доставалась долька или несколько штучек. Десять ягод черешни - это было счастье. Бабушка потом удовлетворенно спрашивала меня: "Ну что, наелась?" Я молча кивала. Как можно наесться десятью ягодами черешни? Как?!
У меня с детства это знание: вкусным никогда не наедаешься. Его не бывает достаточно! Вареного лука может быть много. Птичьего молока — никогда. Это данность.
Так вот. Однажды я с мужчиной отправилась на прогулку ранним летом.
Был прекрасный сочный день, яркий, как арбуз на разрезе. Мы шли мимо маленького рыночка, где горластые носатые торговцы продавали черешню. Огромную! Черную! Мухи падали в обморок на подлете, потому что слепли от такой красоты.
А я даже и не думала о черешне. Я отношусь к тем людям, которые не думают о том, чего не могут иметь. У них закрыта эта область мозга, где всякие там шубы, путешествия, украшения... И черешня, да.
И тут мужчина, идущий рядом со мной, останавливается и говорит:
- Подожди, пожалуйста, я сейчас.
Возвращается спустя минуту. В руках у него гигантский раздутый пакет, вот-вот лопнет. С пятью килограммами черешни.
Не штуками, понимаете? Килограммами.
Конечно, сейчас пять килограммов черешни — это ни о чем. Но тогда это было, как... как не знаю что. Как если бы мне страну Черногорию подарили в коробочке, перевязанную ленточкой. Держи, купайся. (Голоса в голове)
Иногда меня заносит во всякие женские сообщества. И там я читаю возмущенное: "Он пригласил меня на ужин и почему-то считает, что за это я лягу с ним в постель! Какая дикость! И ведь есть женщины, которые разделяют это отношение!"
Ха-ха! Подумаешь, постель! Вот я в одну секунду приняла решение выйти замуж за мужчину, накормившего меня до отвала черешней.
Думаете, из-за ягод? Из-за ягод, конечно, тоже :). Но еще из-за того, что у меня произошел, выражаясь нынешним языком, разрыв шаблона. Я поняла, что хорошего и вкусного может быть много. Им можно наесться. В хорошем смысле, без подтекстов.
Я понимаю, это звучит так, словно я была чернокожая девочка из гетто и в детстве играла отрезанными дедушкиными ногтями, потому что больше нечем. Но я была обычная девочка из интеллигентной семьи. Только очень прожорливая.
Мне кажется, мой муж, косточка моего персика, до сих пор не знает, почему я вышла за него замуж. Думает, по любви. Трогательная, умилительная наивность!
По любви, конечно. Но она родилась из двух килограммов черешни.
Из двух, поскольку три я оставила маме с папой и брату.
Не потому, что я такая хорошая и щедрая.
А потому что двух мне хватило, чтобы наесться.
Елена Михалкова

​Мы жили… - 988115138322

Комментарии

  • 21 апр 10:53
    Спасибо за Ваши такое теплое воспоминание. Мне это подняло настроение. Представила картину. Просто здОрово! Из таких приятных моментов и складывается наша хорошая жизнь. Счастливое детство. Вы оказались доброй. Ну, подумаешь, в углу постояли, это для порядка. А Вам - доброго здоровья для доброго человека
  • 21 апр 15:15
    Жила на Дальнем Востоке , не росла там черешня. И вот однажды я беременная два часа выстояла в очереди и принесла 2 кг черешни. Муж поставил её на стол перед друзьями. Я не жадная, но как меня "жаба" давила в этот раз! Правда, друзья её не особо ели, мне еще досталось. Да и зеленовата она была. А так черешню я обожаю и абрикосы тоже.
  • Комментарий удалён.
  • 21 апр 16:47
    раньше сладости были натуральными А кто может сейчас купить 2 кг черешни ?
  • Комментарий удалён.
  • Пт 12:54
    Не знаю какие года вы вспоминаете
    В 80 е годы работала
    И могла не обедать
    Но к чаю в 11 часов обязательно покупала себе пирожное по 22 коп
    Или сладкую булочку
  • Пн 19:30
    Ну, вообще-то я сделала другой вывод из рассказа. Про конфеты, например. Мама-,то съела целую коробку! Значит, детей старались не баловать конфетами, заботясь о здоровье, зубах. А фрукты все покупали почуть у нас в Башкирии. Яблок много было у тех, кто жил в частном секторе. Фрукты мы ели редко, обычно по праздникам. Но вот одну конфету на двоих не делили, не война же. И не были они в дефиците....Какие-то странные родители у героини....вам не кажется
  • Пн 19:31
    Только богатые
  • Вт 11:50
    Сейчас тоже не каждый позволит себе купить даже килограмм черешни, он стоит дороже мяса.
    У нас черешню продают по 950 рублей за килограмм. И это очень сильно не по карману не только нам, но и многим людям. Максимум 100-200 граммов купишь, только-только полакомиться и радуешься. если одной это количество съесть удастся.
    А этого почти не случается, всегда тоже всё делим на троих - меня, мужа, и дочь. Даже плитку шоколада, или какую-то вкусняшку, всегда на троих. Мы с мужем конечно куснём по кусочку, а большую часть дочери оставляем. Но бывает, что я тоже люблю такую вкусняшку, и мне тоже хочется не только один раз куснуть. И тогда чётко ножом режем на три ровные части и каждый ест поровну.
    И черешни 100-200 граммов - это по 7-9 ягодок каждому. Тогда никто не обделён.
    Или другие дорогие и недоступные для нас фрукты - ананасы, манго, помело, и т.д. даже персики. Купишь один на троих, и делишь поровну.
    Либо в супермаркете неспелые, кислые и зелёные их покупать остаётся, привезённые из Китая. А такие фрукты есть совсем не хочется.
    Но можно консервированные фрукты купить. Они дешевле, и бывают по акции. И тогда каждому из трёх по целой баночке консервированных ананасов или персиков достаётся. И это такое счастье.
  • Вт 12:51
    У нас так было в 90-е, как автор описала. Нас 4 у родителей (4 дочери), и в 90-е было совсем туго. Часто конфеты и сладости только на Новый год и видели. А весь год, если что и было из конфет - то либо самые дешёвые карамельки, либо леденцы на палочке (петушки) сделанные самостоятельно из жжёного сахара.
    Но у нас ещё нормально, я считаю было.
    А вот в соседнем доме жила семья у них 4 сына было. Отец был пьющий, не работал. Мать сердечница на инвалидности, работала вахтёром в школе. В советское время у неё была заплата 60 рублей (почти вполовину меньше, чем на других работах, 120-150 р.). И они жили на эту зарплату всей семьёй, и ещё пособие по инвалидности она получала 12 рублей. Ещё ведь надо было как-то одевать детей, за квартиру платить и т.д. Еле концы с концами сводили.
    А в 90-е совсем туго стало им. Мать так и работала вахтёром, очень редко уборщицей подрабатывала, нельзя ей было тяжести поднимать и напрягаться лишний раз, потому что это сразу могло сердечный приступ вызвать (у неё серьёзная сердечная недостаточность была и даже порок сердца).
    И вот получала она рублей 900 тогда, муж почти всё забирал у неё, пропивал, не работал. Дети все почти в лохмотьях ходили, один комплект одежды на двоих носили. Питались через день сухарями и водой.
    И вот как-то пришёл к нам один из них, попросить хлеба, два дня уже не ели на тот момент. Мать у них тогда на неделю в больницу попала, они с отцом были, он как всегда в запое, на детей ему пофиг.
    Родители у нас тогда на работе были, а мы себе пожарили полную сковородку картошки, и только обедать собрались. И тут звонок в дверь. Открываю, стоит мальчик (старший сын из той семьи), в растянутом трико, в тонкой рубашечке, и в резиновых тапочках без носков. А на улице конец октября. Жили мы в Забайкалье, в маленьком рабочем городке, у нас зимы очень морозные там, и долгие, уже с ноября начинались морозы и снега выпадало по колено. И тут конец октября, на улице минус 15 примерно, а он в одной рубашечке и резиновых тапочках. Ходил по окрестным домам просил что-нибудь поесть, хотя бы хлеба.
    Мне так жалко его стало тогда, я пригласила его к нам, мы его за стол посадили, картошки полную тарелку наложили, жареной. Для него это было - как манна небесная, вкуснее любых деликатесов. Он сначала набросился на неё с жадностью (постоянно ведь впроголодь жили они), съел 3 ложки, и потом остановился, вспомнил про своих братьев. Попросил пакетик у нас, сложил туда оставшуюся картошку из тарелки, мы ему ещё подложили из сковородки, и хлеба целую булку дали. И он ушёл с такой благодарностью и со слезами. Потом рассказывал, что они в подъезде с братьями всё это съели, прямо руками, чтобы отец не отобрал у них и сам не съел всё. Даже матери 2 кусочка хлеба оставили, в больницу ей носили.
    До сих пор помню тот случай и те глаза мальчика. Сколько в них мольбы и отчаяния было.
  • Вт 13:05
    Потом ему 14 лет исполнилось он подрабатывать начал на железной дороге (на тот момент самое перспективное место там в Забайкалье было). Всё что удавалось заработать прятал, чтобы отец не забрал. Тайком матери отдавал или продукты кое-какие покупал. Потом мать совсем слегла у них, ещё муж алкоголик изводил её.
    Двое средних сыновей начали подворовывать, один вообще с бандитами связался, стал наркотиками приторговывать и постепенно сам подсел на наркотики. Скололся, и в 22 года умер от передозировки. Второй за кражу в колонию попал, в детскую. Потом ещё и ещё попадал, и что с ним дальше стало, не знаю. Потом я уехала от туда, и мало что о них знаю.
    А самый старший брат (который у нас картошку ел), так и остался работать на железной дороге. Потом доучивался в вечерней шоле. Самого младшего (которому на тот момент 7 лет было, только в первый класс пошёл) забрал из дома, и стал сам его воспитывать. Жили они в строительном вагончике на ж/д станции (где он работал), питались скудно. Но старший старался чтобы младший в школу ходил, покупал ему всё, что необходимо было, от зари до зари работал ради этого. Потом мать похоронил. В квартиру больше не возвращался, там отец алкоголик жил.
    В общем как-то потихоньку, постепенно выкарабкались они вдвоём, так и остались на железной дороге работать. Младший школу кода закончил, то тоже в ж/д институт в Чите поступил, отучился. Они тогда с братом в саму Читу перебрались, комната в общежитии у них появилась. Так и жили.
    И тоже всё детство и потом всю молодость не только конфет даже карамелек дешёвых, но и фруктов и всего остального не видели. Только уже будучи очень взрослыми, когда семьи у них появились, они смогли позволить себе и конфеты покупать, и всё остальное.
    Так что не удивительно что не каждому доступно было даже во времена СССР, покупать даже карамельки самые дешёвые, не говоря уже о чём-то другом.
    Обстоятельства жизни разные у всех.
  • Вт 17:37
    Вера, Ваш рассказ вызвал слезы. Конечно, жаль детей, но почему мать несчастных деток терпела такого мужа, раньше за тунеядство преследовали.
  • Вт 21:37
    Ну я точно не знаю, возможно из-за проблем с сердцем, она же на инвалидности была. А может просто идти было некуда с четырьмя детьми, и приходилось терпеть.
    Сейчас этого не узнаешь, женщины давно нет в живых, и прошло уже больше 25 лет с тех пор.
    У нас городок был маленький, да ещё и закрытого типа (уран добывали), всего 50 тысяч жителей было, и разные службы похоже вообще не работали (опека, милиция и т.д.), в 90-е годы, когда город стал открытым (СССР рухнул) и предприятие стало никому не нужным. Все выживали как могли. Как и везде собственно.
    Да и мы тогда были детьми ещё, и как-то не задумывались про это.
    Чётко помню только одно - что та тарелка жареной картошки, кому то покажется мелочью, или чем-то незначительным (не мясом же мы накормили его тогда, но мы и сами в те годы на картошке жили в основном. только огород и спасал тогда от голода нас). Но возможно именно она спасла тогда жизнь тому мальчику и его братьям. Это прямо чётко впечаталось в память мне.