Какие виды планов существуют? Как составить календарный план? Об этом читайте в материале методиста Ларисы Довнар. Педагогический процесс – это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание учащихся. Цель педагогического процесса – организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса. Планирование – это обязательный компонент работы. Следует отметить, что цели учебной программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану. Благодаря планированию: достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований учебных программ; растет авторитет учителя; появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; возможность предвидеть и учесть результаты работы. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его во времени. Виды планов: 1) годовой (календарный); полугодовой; четвертной; 2) тематический (план серии уроков по данной теме); 3) поурочный. При составлении планов учителя должны принимать во внимание: * Типовой учебный план. * Учебные программы для I-IV классов. * Учебный комплекс по учебному предмету для данного года обучения. * Подготовку учащихся по учебным предметам, а также общий уровень их знаний. * Очень важно, чтобы все специалисты, работающие с учащимися в данном классе (учителя иностранного языка, музыки, физической культуры и др.) составили план взаимодействия. * Перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году. * Возрастные особенности учащихся. Календарно-тематическое планирование – это распределение содержания учебного материала по отдельным урокам, направленное на установление дат проведения уроков; номеров уроков; названия содержательных линий, разделов и тем уроков; количества часов; целей и задач уроков; материала учебников (учебных пособий). Календарно-тематический план учителя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными учебными предметами. Календарно-тематический план необходим: * при подготовке к занятиям (урокам) необходимых наглядных пособий; * при планировании проведения предметных уроков, практических работ, экскурсий и т.п.; * для осуществления систематического контроля со стороны администрации учреждения образования за ходом выполнения учебной программы и равномерной загрузкой учащихся. Следует обратить внимание, что к новому 2012/2013 учебному году доработано примерное календарно-тематическое планирование: 1 класс Беларуская мова (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Антонавай Н.У., Галяш Г.А. ) Чалавек і свет (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Удавічэнка В.М., Кавальчук Т. А.) Человек и мир(по учебно-методическому комплексу авторов Вдовиченко В.М., Ковальчук Т. А.) 2 класс Литературное чтение (по учебно-методическому комплексу автора Стремок И.М.) Матэматыка (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Чабатарэўскай Т.М., Нікалаевай В.У.) Матэматыка (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Мураўёвай Г.Л., Урбан М.А.) Математика(по учебно-методическому комплексу авторов Чеботаревской Т.М., Николаевой В.В.) Математика(по учебно-методическому комплексу авторов Муравъёвой Г.Л., Урбан М.А.) 3 класс Беларуская мова (па вучэбна-метадычным комплексе аўтара Краснея В.П.) Беларуская мова (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Валынец Т.М., Ратнікавай І.Э., Роўда І.С., Шуба П.П.) Русский язык(по учебно-методическому комплексу авторов Верниковской А.В., Грабчиковой Е.С., Деминой Н.П.) Литературное чтение(по учебно-методическому комплексу авторов Воропаевой В.С., Куцановой Т.С.) Чалавек і свет (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Удавічэнка В.М., Кавальчук Т. А.) Человек и мир(по учебно-методическому комплексу авторов Вдовиченко В.М., Ковальчук Т. А.) Працоўнае навучанне(па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Журбы А.Ф., Юрчанка Н.А.) Трудовое обучение(по учебно-методическому комплексу авторов Журбы А.Ф., Юрченко Н.А.) Примерное календарно-тематическое планирование по учебным предметам составляется большей частью авторами учебников (учебных пособий), а также методистами отдела методического обеспечения начального образования учреждения образования «Национальный институт образования». Учителя начальных классов получают его уже готовым. Он представлен в форме таблиц, что позволит учителю эффективно осуществлять планирование и подготовку уроков по учебным предметам. Учитель не переписывает напечатанное в сборниках календарно-тематическое планирование, рекомендованное Министерством образования Республики Беларусь. В пределах часов, отведенных на изучение учебного предмета, учитель может вносить в примерное планирование изменения с учетом подготовленности учащихся класса и особенностей технологии обучения. Если календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем начальных классовпо учебному предмету, то оно рассматривается на заседании методического объединения учителей начальных классов, согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается директором учреждения. Приступая к составлению календарно-тематического плана работы, учитель должен в соответствии с типовым учебным планом, определить количество часов на учебный год в зависимости от количества часов в неделю. Затем необходимо распределить учебный материал (содержательная линия, раздел, тема, вопрос) по четвертям, неделям и урокам учебного предмета. Учитель продумывает, как содержание темы будет развиваться на протяжении всех уроков изучаемого учебного предмета в течение учебного года. Благодаря этому устанавливается последовательность усвоения учащимися теоретических знаний, формирования практических умений и навыков, воспитания у них тех или иных нравственно-эстетических качеств и др. Можно предложить учителю следующую форму календарно-тематического плана. Порядок оформления титульного листа 1) На титульном листе календарно-тематического плана указывается: полное наименование учреждения образования; гриф согласования календарно-тематического планирования уроков заместителем директора по учебной работе; гриф утверждения календарно-тематического планирования директором учреждения образования; Ф.И.О. учителя – составителя календарно-тематического планирования с указанием должности; учебный год на который составлено календарно-тематическое планирование. 2) В центре титульного листа делается запись: «Календарно-тематическое планирование по _________ (указывается предмет) для _____ класса». Сроки согласования календарно-тематического планирования на заседании методического объединения учителей начальных классов – до 29 августа, утверждения – до 1 сентября. Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Человек и мир» для III класса 2012/2013 учебный год Порядок оформление календарно-тематического плана Пояснительная записка включает в себя сведения: – об учебной программе, на основе которой составлено календарно-тематическое планирование; – о количестве учебных часов, на которое рассчитано календарно-тематическое планирование, в том числе количество часов для прохождения практической и контрольной части; – об используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературе по форме: название учебника; класс; автор учебника; издательство, год издания. В учебно-методический комплект могут входить учебник (учебное пособие), рабочие тетради на печатной основе, атлас, контурная карта. Дополнительная литература – это сборники контрольных работ, тестов и т.п. Учителем заполняется таблица. В графе 1 «№ занятия (урока)» применяется сплошная нумерация уроков с целью демонстрации соответствия количества часов учебной программы учебному предмету и типовому учебному плану. Номера занятий (уроков) должны соответствовать занятиям (урокам), зафиксированным в классном журнале по соответствующему учебному предмету. В графе 2 «Дата проведения занятия (урока)» обозначаются расчетные сроки изучения разделов и тем, по месяцам. В графе 3 «Тема» последовательно планируется весь материал учебной программы, распределенный по темам, а если тема велика – по узловым вопросам. В графе 4 «Количество часов на тему» определяется количество часов, которые необходимо затратить на усвоение соответствующих дидактических единиц. Заполнение 3-й и 4-й граф производится после тщательного анализа учебной программы. В этих же графах следует предусмотреть и повторение учебного материала по темам и разделам, письменную проверку знаний учащихся, контрольные работы. В графе 5 «Страница учебника, тетради, номера упражнений» указываются страницы учебника и номера упражнений. Графа 6 «Вид контроля». Он планируется на каждый урок, может проводиться индивидуально, путем фронтально или группового оценивания. Виды контроля: практическая работа, сочинение, изложение, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, виды обучающих диктантов (зрительно-слуховой, предупредительный, объяснительный, свободный и др.), контрольная работа, работа по карточкам. Графа 7 «Оборудование» должна содержать обязательный минимум наглядных пособий, которые необходимо продемонстрировать на занятиях (уроках) по данной теме. При непосредственной подготовке к занятиям преподаватель может корректировать и дополнять содержание 5-7 граф. В графе 8 «Домашнее задание» по каждой теме определяется содержание и объем материала для самостоятельной работы учащихся дома. Тематическое планирование. Это планирование системы уроков по данной теме. Учитель делит материал темы на небольшие части – уроки, определяет образовательные и воспитательные задачи темы в целом, намечает основные дидактические цели каждого урока, намечает проведение экскурсий, практических и контрольных работ, указывает материал учебника, относящийся к теме, устанавливает соответствующие календарные сроки изучения темы с учетом количества недельных часов, отводимых на данный учебный предмет учебным планом и расписанием учебных занятий. Размеченная таким образом программа служит для учителя календарным тематическим планом по предмету. Поурочное планирование. Это планирование одного конкретного урока. Учитель по календарному плану устанавливает тему, содержание, основную дидактическую цель урока, конкретизирует его образовательные и воспитательные задачи, планирует развивающее влияние урока. Уточняет, какие имеющиеся знания, умения и навыки учащихся нужно использовать, чтобы обеспечить сознательное овладение учебным материалом. Продумывает, как на данном уроке будут реализованы дидактические принципы. Затем определяется методика работы на уроке: какие методы и приемы и в какой последовательности будут использованы на данном уроке, чем будет характеризоваться познавательная деятельность учащихся, какой будет психологическая и логическая сторона урока, какие технические средства будут использованы на уроке. Учитель намечает оборудование урока, продумывает его организацию: как будет сочетаться фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы на уроке, как будет осуществляться контроль за ходом усвоения материала детьми, как обеспечить активность и работоспособность всех учащихся на протяжении урока, когда дать учащимся отдых, меняя виды работы или, включая небольшие физкультминутки, кого из учащихся и когда спрашивать, как будут подведены итоги работы на уроке, что будет (если это необходимо) задано на дом, как распределится время на уроке. В конце учебного года следует выполнить анализ реализации плана. Анализ поможет увидеть недостатки в работе, а также учесть их при составлении плана на следующий учебный год. #музыка
Знания-залог будущего ваших детей.
:No Name
Что такое календарно-тематическое планирование?
Какие виды планов существуют? Как составить календарный план? Об этом читайте в материале методиста Ларисы Довнар.
Педагогический процесс – это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание учащихся. Цель педагогического процесса – организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Планирование – это обязательный компонент работы. Следует отметить, что цели учебной программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану.
Благодаря планированию: достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований учебных программ; растет авторитет учителя; появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; возможность предвидеть и учесть результаты работы.
Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его во времени.
Виды планов:
1) годовой (календарный); полугодовой; четвертной;
2) тематический (план серии уроков по данной теме);
3) поурочный.
При составлении планов учителя должны принимать во внимание:
* Типовой учебный план.
* Учебные программы для I-IV классов.
* Учебный комплекс по учебному предмету для данного года обучения.
* Подготовку учащихся по учебным предметам, а также общий уровень их знаний.
* Очень важно, чтобы все специалисты, работающие с учащимися в данном классе (учителя иностранного языка, музыки, физической культуры и др.) составили план взаимодействия.
* Перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году.
* Возрастные особенности учащихся.
Календарно-тематическое планирование – это распределение содержания учебного материала по отдельным урокам, направленное на установление дат проведения уроков; номеров уроков; названия содержательных линий, разделов и тем уроков; количества часов; целей и задач уроков; материала учебников (учебных пособий).
Календарно-тематический план учителя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными учебными предметами.
Календарно-тематический план необходим:
* при подготовке к занятиям (урокам) необходимых наглядных пособий;
* при планировании проведения предметных уроков, практических работ, экскурсий и т.п.;
* для осуществления систематического контроля со стороны администрации учреждения образования за ходом выполнения учебной программы и равномерной загрузкой учащихся.
Следует обратить внимание, что к новому 2012/2013 учебному году доработано примерное календарно-тематическое планирование:
1 класс
Беларуская мова (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Антонавай Н.У., Галяш Г.А. )
Чалавек і свет (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Удавічэнка В.М., Кавальчук Т. А.)
Человек и мир(по учебно-методическому комплексу авторов Вдовиченко В.М., Ковальчук Т. А.)
2 класс
Литературное чтение (по учебно-методическому комплексу автора Стремок И.М.)
Матэматыка (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Чабатарэўскай Т.М., Нікалаевай В.У.)
Матэматыка (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Мураўёвай Г.Л., Урбан М.А.)
Математика(по учебно-методическому комплексу авторов Чеботаревской Т.М., Николаевой В.В.)
Математика(по учебно-методическому комплексу авторов Муравъёвой Г.Л., Урбан М.А.)
3 класс
Беларуская мова (па вучэбна-метадычным комплексе аўтара Краснея В.П.)
Беларуская мова (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Валынец Т.М., Ратнікавай І.Э., Роўда І.С., Шуба П.П.)
Русский язык(по учебно-методическому комплексу авторов Верниковской А.В., Грабчиковой Е.С., Деминой Н.П.)
Литературное чтение(по учебно-методическому комплексу авторов Воропаевой В.С., Куцановой Т.С.)
Чалавек і свет (па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Удавічэнка В.М., Кавальчук Т. А.)
Человек и мир(по учебно-методическому комплексу авторов Вдовиченко В.М., Ковальчук Т. А.)
Працоўнае навучанне(па вучэбна-метадычным комплексе аўтараў Журбы А.Ф., Юрчанка Н.А.)
Трудовое обучение(по учебно-методическому комплексу авторов Журбы А.Ф., Юрченко Н.А.)
Примерное календарно-тематическое планирование по учебным предметам составляется большей частью авторами учебников (учебных пособий), а также методистами отдела методического обеспечения начального образования учреждения образования «Национальный институт образования». Учителя начальных классов получают его уже готовым. Он представлен в форме таблиц, что позволит учителю эффективно осуществлять планирование и подготовку уроков по учебным предметам. Учитель не переписывает напечатанное в сборниках календарно-тематическое планирование, рекомендованное Министерством образования Республики Беларусь. В пределах часов, отведенных на изучение учебного предмета, учитель может вносить в примерное планирование изменения с учетом подготовленности учащихся класса и особенностей технологии обучения.
Если календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем начальных классовпо учебному предмету, то оно рассматривается на заседании методического объединения учителей начальных классов, согласовывается с заместителем директора по учебной работе и утверждается директором учреждения.
Приступая к составлению календарно-тематического плана работы, учитель должен в соответствии с типовым учебным планом, определить количество часов на учебный год в зависимости от количества часов в неделю. Затем необходимо распределить учебный материал (содержательная линия, раздел, тема, вопрос) по четвертям, неделям и урокам учебного предмета. Учитель продумывает, как содержание темы будет развиваться на протяжении всех уроков изучаемого учебного предмета в течение учебного года. Благодаря этому устанавливается последовательность усвоения учащимися теоретических знаний, формирования практических умений и навыков, воспитания у них тех или иных нравственно-эстетических качеств и др.
Можно предложить учителю следующую форму календарно-тематического плана.
Порядок оформления титульного листа
1) На титульном листе календарно-тематического плана указывается: полное наименование учреждения образования; гриф согласования календарно-тематического планирования уроков заместителем директора по учебной работе; гриф утверждения календарно-тематического планирования директором учреждения образования; Ф.И.О. учителя – составителя календарно-тематического планирования с указанием должности; учебный год на который составлено календарно-тематическое планирование.
2) В центре титульного листа делается запись: «Календарно-тематическое планирование по _________ (указывается предмет) для _____ класса».
Сроки согласования календарно-тематического планирования на заседании методического объединения учителей начальных классов – до 29 августа, утверждения – до 1 сентября.
Примерное календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Человек и мир»
для III класса
2012/2013 учебный год
Порядок оформление календарно-тематического плана
Пояснительная записка включает в себя сведения:
– об учебной программе, на основе которой составлено календарно-тематическое планирование;
– о количестве учебных часов, на которое рассчитано календарно-тематическое планирование, в том числе количество часов для прохождения практической и контрольной части;
– об используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературе по форме: название учебника; класс; автор учебника; издательство, год издания.
В учебно-методический комплект могут входить учебник (учебное пособие), рабочие тетради на печатной основе, атлас, контурная карта. Дополнительная литература – это сборники контрольных работ, тестов и т.п.
Учителем заполняется таблица.
В графе 1 «№ занятия (урока)» применяется сплошная нумерация уроков с целью демонстрации соответствия количества часов учебной программы учебному предмету и типовому учебному плану. Номера занятий (уроков) должны соответствовать занятиям (урокам), зафиксированным в классном журнале по соответствующему учебному предмету.
В графе 2 «Дата проведения занятия (урока)» обозначаются расчетные сроки изучения разделов и тем, по месяцам.
В графе 3 «Тема» последовательно планируется весь материал учебной программы, распределенный по темам, а если тема велика – по узловым вопросам.
В графе 4 «Количество часов на тему» определяется количество часов, которые необходимо затратить на усвоение соответствующих дидактических единиц.
Заполнение 3-й и 4-й граф производится после тщательного анализа учебной программы.
В этих же графах следует предусмотреть и повторение учебного материала по темам и разделам, письменную проверку знаний учащихся, контрольные работы.
В графе 5 «Страница учебника, тетради, номера упражнений» указываются страницы учебника и номера упражнений.
Графа 6 «Вид контроля». Он планируется на каждый урок, может проводиться индивидуально, путем фронтально или группового оценивания. Виды контроля: практическая работа, сочинение, изложение, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, виды обучающих диктантов (зрительно-слуховой, предупредительный, объяснительный, свободный и др.), контрольная работа, работа по карточкам.
Графа 7 «Оборудование» должна содержать обязательный минимум наглядных пособий, которые необходимо продемонстрировать на занятиях (уроках) по данной теме.
При непосредственной подготовке к занятиям преподаватель может корректировать и дополнять содержание 5-7 граф.
В графе 8 «Домашнее задание» по каждой теме определяется содержание и объем материала для самостоятельной работы учащихся дома.
Тематическое планирование.
Это планирование системы уроков по данной теме. Учитель делит материал темы на небольшие части – уроки, определяет образовательные и воспитательные задачи темы в целом, намечает основные дидактические цели каждого урока, намечает проведение экскурсий, практических и контрольных работ, указывает материал учебника, относящийся к теме, устанавливает соответствующие календарные сроки изучения темы с учетом количества недельных часов, отводимых на данный учебный предмет учебным планом и расписанием учебных занятий. Размеченная таким образом программа служит для учителя календарным тематическим планом по предмету.
Поурочное планирование.
Это планирование одного конкретного урока. Учитель по календарному плану устанавливает тему, содержание, основную дидактическую цель урока, конкретизирует его образовательные и воспитательные задачи, планирует развивающее влияние урока. Уточняет, какие имеющиеся знания, умения и навыки учащихся нужно использовать, чтобы обеспечить сознательное овладение учебным материалом. Продумывает, как на данном уроке будут реализованы дидактические принципы. Затем определяется методика работы на уроке: какие методы и приемы и в какой последовательности будут использованы на данном уроке, чем будет характеризоваться познавательная деятельность учащихся, какой будет психологическая и логическая сторона урока, какие технические средства будут использованы на уроке.
Учитель намечает оборудование урока, продумывает его организацию: как будет сочетаться фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы на уроке, как будет осуществляться контроль за ходом усвоения материала детьми, как обеспечить активность и работоспособность всех учащихся на протяжении урока, когда дать учащимся отдых, меняя виды работы или, включая небольшие физкультминутки, кого из учащихся и когда спрашивать, как будут подведены итоги работы на уроке, что будет (если это необходимо) задано на дом, как распределится время на уроке.
В конце учебного года следует выполнить анализ реализации плана. Анализ поможет увидеть недостатки в работе, а также учесть их при составлении плана на следующий учебный год.
#музыка