Символика цвета в русском народном костюме носила двоякий характер: социальный (обозначение полово-возрастной, а в более ранние времена - и племенной принадлежности), и мистический (обереги, графические "заговоры"). 👉БЕЛЫЙ (КРЕМОВЫЙ) Этот цвет давали лен (беленый или небеленый) и шерсть. Причем, поскольку отбелка льна требовала дополнительных затрат времени и сил, то беленую ткань могли себе позволить только зажиточные и знатные люди - и этот цвет сразу становился признаком высокого социального статуса носившего. Впрочем, символически "льняной" цвет тоже считался белым. Белую одежду носили люди в любой переходный период жизни. Люди верили, что при переходе от одного этапа жизни к другому граница, отделяющая "тот" свет от "этого", истоньчается и начинает просвечивать - и на человека падает отсвет Ирия (Рая). Таким образом, в белом (с минимумом украшений или вовсе без них) ходили дети до 7-8 лет, старики, невесты (правда, всего несколько дней, а иногда даже часов непосредственно перед венчанием) и рекруты. Кроме того, белый цвет считался символом замужней женщины-матери, в противовес красному - девичьему (это связано с тем, что по народным представлениям здоровая замужняя женщина должна была рожать каждый год). Нет, это не означает, что женщины не носили красного - носили, но существенно меньше, чем девушки, и уже больше в качестве отделки, а не основного цвета костюма. Итак: белый цвет - свет Ирия, духовная (в более поздние времена - также и загробная вообще) реальность, зрелое женское начало. 👉КРАСНЫЙ Господство красного цвета в декоративном решении одежды характерно для многих народностей. Можно встретить выполнение декора только красным цветом. Например, в вышивке на предметах одежды северных областей России -использованы богатейшие оттенки красного цвета: от нежно-розового до густо-красного. Стежками, выполненными красной ниткой, строятся и контуры рисунков, и их внутренняя часть. Узор то сгущается, то делается редким. В сочетании с яркими кусками кумача на поликах, ластовицах, на концах рукавов и передников образуются удивительные тональные композиции. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Красный был первым цветом, который начали использовать. Он получался при обработке маренового корня, червеца (кошенили), красного железняка и некоторых сортов охры. Красный с очевидностью осмысляется как кровь и огонь. По ассоциации с током крови, он обозначает потоки силы (от человека к природе и от природы к человеку). Поэтому в обрядовой одежде возникают полосы-"струи" (как, например, в пожнивных рубахах - сила, стекающая в пашню), а в ежедневном костюме - встречающийся по всей России "контурный оберег": красная ("огненная") оторочка по вороту-рукавам-подолу рубахи (как мужской, так и женской). По земледельческим представлениям, Мать-Земля буквально "рожала" рожь-пшеницу-и т.п., затрачивала на это часть своей плодоносящей силы. Соответственно, собирая урожай, люди должны были ей эту силу возместить, иначе в следующем году ничего не вырастет. Поэтому жнивная рубаха предназначена в мифологическом плане как раз для передачи энергии от женщин-жниц Матери-Земле. Еще следует не забывать, что в древней религии славян боги Солнца и Огня - это мужчины. Тем самым красный цвет становится связан с мужским, "ярым", плодоносящим началом, и при этом - с сугубо земными (плотскими) аспектами плодородия (КРАСивый - красота человека понималась как готовность к размножению, как выражение плотской мощи, как мужской, так и девичьей). Естественным образом, в одежде девушек "на выданьи" и молодых женатых мужчин преобладал красный цвет. Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Традиционным для невест на Руси являлся красный сарафан. «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан», — так могла говорить девушка, не желающая идти замуж за нелюбимого, т. к. красный сарафан полагалось шить невесте перед свадьбой. Итак: красный цвет - кровь (сила), огонь (защита), материальная реальность, зрелое мужское начало и готовое к реализации женское, плодородие, долголетие, власть. 👉ЧЕРНЫЙ (и другие темные цвета: темно-серый, коричневый) Это естественные цвета шерсти, кроме того, такой окрас ткани можно получить, используя, так называемые "чернильные орешки". Одежду темных тонов носили в некоторых областях старые люди "второго" периода старости ,а также "старые девы" и "чернички". То есть, в сущности, это цвет отказа от мира вообще и от размножения в частности. Люди детородного возраста и положения старались избегать его в одежде. Исключением является одежда Воронежской области, где черный присутствует даже в свадебных костюмах (а черные воронежские вышивки поражают богатством узора и благородством вида). Итак: черный цвет - физическая усталость, неспособность к размножению, отказ от мира.
Русский Народный Телеканал Жар Птица
⚜️СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ⚜️
Символика цвета в русском народном костюме носила двоякий характер: социальный (обозначение полово-возрастной, а в более ранние времена - и племенной принадлежности), и мистический (обереги, графические "заговоры").
👉БЕЛЫЙ (КРЕМОВЫЙ)
Этот цвет давали лен (беленый или небеленый) и шерсть. Причем, поскольку отбелка льна требовала дополнительных затрат времени и сил, то беленую ткань могли себе позволить только зажиточные и знатные люди - и этот цвет сразу становился признаком высокого социального статуса носившего. Впрочем, символически "льняной" цвет тоже считался белым.
Белую одежду носили люди в любой переходный период жизни. Люди верили, что при переходе от одного этапа жизни к другому граница, отделяющая "тот" свет от "этого", истоньчается и начинает просвечивать - и на человека падает отсвет Ирия (Рая). Таким образом, в белом (с минимумом украшений или вовсе без них) ходили дети до 7-8 лет, старики, невесты (правда, всего несколько дней, а иногда даже часов непосредственно перед венчанием) и рекруты. Кроме того, белый цвет считался символом замужней женщины-матери, в противовес красному - девичьему (это связано с тем, что по народным представлениям здоровая замужняя женщина должна была рожать каждый год). Нет, это не означает, что женщины не носили красного - носили, но существенно меньше, чем девушки, и уже больше в качестве отделки, а не основного цвета костюма.
Итак: белый цвет - свет Ирия, духовная (в более поздние времена - также и загробная вообще) реальность, зрелое женское начало.
👉КРАСНЫЙ
Господство красного цвета в декоративном решении одежды характерно для многих народностей. Можно встретить выполнение декора только красным цветом. Например, в вышивке на предметах одежды северных областей России -использованы богатейшие оттенки красного цвета: от нежно-розового до густо-красного. Стежками, выполненными красной ниткой, строятся и контуры рисунков, и их внутренняя часть. Узор то сгущается, то делается редким. В сочетании с яркими кусками кумача на поликах, ластовицах, на концах рукавов и передников образуются удивительные тональные композиции. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию.
Красный был первым цветом, который начали использовать. Он получался при обработке маренового корня, червеца (кошенили), красного железняка и некоторых сортов охры.
Красный с очевидностью осмысляется как кровь и огонь. По ассоциации с током крови, он обозначает потоки силы (от человека к природе и от природы к человеку). Поэтому в обрядовой одежде возникают полосы-"струи" (как, например, в пожнивных рубахах - сила, стекающая в пашню), а в ежедневном костюме - встречающийся по всей России "контурный оберег": красная ("огненная") оторочка по вороту-рукавам-подолу рубахи (как мужской, так и женской).
По земледельческим представлениям, Мать-Земля буквально "рожала" рожь-пшеницу-и т.п., затрачивала на это часть своей плодоносящей силы. Соответственно, собирая урожай, люди должны были ей эту силу возместить, иначе в следующем году ничего не вырастет. Поэтому жнивная рубаха предназначена в мифологическом плане как раз для передачи энергии от женщин-жниц Матери-Земле.
Еще следует не забывать, что в древней религии славян боги Солнца и Огня - это мужчины. Тем самым красный цвет становится связан с мужским, "ярым", плодоносящим началом, и при этом - с сугубо земными (плотскими) аспектами плодородия (КРАСивый - красота человека понималась как готовность к размножению, как выражение плотской мощи, как мужской, так и девичьей). Естественным образом, в одежде девушек "на выданьи" и молодых женатых мужчин преобладал красный цвет.
Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Традиционным для невест на Руси являлся красный сарафан. «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан», — так могла говорить девушка, не желающая идти замуж за нелюбимого, т. к. красный сарафан полагалось шить невесте перед свадьбой.
Итак: красный цвет - кровь (сила), огонь (защита), материальная реальность, зрелое мужское начало и готовое к реализации женское, плодородие, долголетие, власть.
👉ЧЕРНЫЙ (и другие темные цвета: темно-серый, коричневый)
Это естественные цвета шерсти, кроме того, такой окрас ткани можно получить, используя, так называемые "чернильные орешки".
Одежду темных тонов носили в некоторых областях старые люди "второго" периода старости ,а также "старые девы" и "чернички". То есть, в сущности, это цвет отказа от мира вообще и от размножения в частности. Люди детородного возраста и положения старались избегать его в одежде. Исключением является одежда Воронежской области, где черный присутствует даже в свадебных костюмах (а черные воронежские вышивки поражают богатством узора и благородством вида).
Итак: черный цвет - физическая усталость, неспособность к размножению, отказ от мира.