💰 Как научить ребенка копить и воспитать правильное отношение к деньгам
[ подробное руководство ] В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент. Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего. 90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном. 💡 Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов. Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими. Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу. ✅ Никогда не покупать сразу Начнем с формирования полезных привычек.Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты. Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина — гормона, который вызывает удовольствие от предвкушения покупки. Одна из функций дофамина — чтобы человек делал всё хорошее. Если часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она начисляет дофамина, чтобы сообщить о предстоящей радости всем остальным отделам. Мозг подстрекает: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Вот чего тебе не хватает для счастья». Дети испытывают эйфорию от предвкушения покупки. А после самой покупки эйфория пропадает. ================ Дети испытывают эйфорию от предвкушения, а не от самой покупки ================ Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга. Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки. Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его. Купленная игрушка вскоре перестает радовать: в ней больше нечего предвкушать, она понятная и знакомая. Мозгу требуется новая доза дофамина. Частые необдуманные покупки провоцируют психологическое привыкание: мозг приходится постоянно подкармливать. Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка. Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Мозг всё еще заведен предвкушением покупки, ребенку всё еще не терпится заполучить новую игрушку, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике. Постепенно ребенок научится управлять своими желаниями и отделять важное от второстепенного. А пока пусть наслаждается дофаминовым сэндвичем из предвкушения и самоанализа. ✅ Дать возможность распорядиться деньгами Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенку приходится обдумывать приоритеты. Следующая задача — ввести еще одну степень свободы: чтобы ребенок мог обдумывать не только приоритеты, но и бюджет. Часто свои первые карманные деньги дети спускают на мелочевку: жвачки, сладости, наклейки. Сколько получил — столько потратил. Пока что они не знают ничего о планировании и самоконтроле, потому что нужные для этого отделы мозга еще недостаточно тренированные. Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю на карманные расходы, покажите ему, что можно купить, если тратить их не сразу. Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не переживайте, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте свое мнение. Критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями. Ребенку поможет, если вы своим поведением будете тоже демонстрировать выдержку и способность к долгосрочному планированию. Мальчику трудно формировать самоконтроль, когда он вместе с папой стоит в очереди на старт продаж седьмого Айфона. В семьях, где к покупкам подходят рационально, дети сами постепенно учатся самоконтролю и долгосрочному планированию. ✅ Помочь составить план Итак, ребенок сделал выбор. Пора от желаний переходить к конкретным действиям. Нужен план. Хороший план похож на карту: мы смотрим на него и решаем, как быстро и с минимумом издержек добраться до конечной точки. Прикидываем варианты и набрасываем маршрут. ======================== Мои дети мечтают купить ролики. Чтобы их мечта не затерялась среди многих других, мы составили план и превратили его в игру. Нарисовали гоночный трек, приклеили конверт для денег и повесили на холодильник, чтобы почаще мозолил глаза. Красный магнит превратился в гоночную машинку. Каждый отложенный рубль приближает ее к кубку. Смотрите, в копилке тысяча рублей — машинка прошла уже четверть пути. ======================== С подростками можно без машинок. Пусть запишут свои еженедельные доходы и расходы. Так они поймут, сколько им откладывать на желанную вещь и как приблизить момент покупки. В качестве альтернативы можете предложить готовую эксельку: она автоматически рассчитает сроки накопления и подскажет, сколько в месяц откладывать, чтобы приблизить мечту. Планирование развивает у ребенка полезную привычку: он учится ставить реалистичные цели, разбивать их на этапы и достигать. Это не каждый взрослый-то умеет. ✅ Позволить накопить Мы подошли к финалу. У ребенка есть список желаний, он выбрал цель, составил план, осталось главное — накопить. Вручим ему полезные инструменты. Малышам в качестве первой копилки вовсе не обязательно преподносить керамическую хрюшку. Подойдет и пластиковый контейнер. Отсыпьте туда первоначальный капитал и каждый день или неделю выдавайте ребенку «карманную зарплату». Пусть откладывает. Малыш научится подсчитывать деньги и не забудет о цели. Дошкольникам еще сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если на игрушку придется копить не больше месяца. Ваша задача сейчас — помочь ребенку понять, что понравившуюся игрушку не всегда можно купить прямо сейчас. Иногда нужно время, чтобы на нее накопить. Школьники уже выросли из копилки, предложите им хранить деньги в конверте. А лучше — в двух. Пусть разделят «получку» на две части: одну часть положат в конверт «Коплю», другую — в конверт «Трачу». Все расходы можно записывать прямо на конверте: они не потеряются, а в конце недели ребенок увидит, на что ушли деньги. Поощряйте ребенка за успехи и не ругайте, если что-то пошло не так. Например, к каждым отложенным 500₽ добавляйте еще 100₽. Если у ребенка не получается накопить денег, обсудите, в чём проблема. Может, цель слишком далека от реальности или он много тратит на булочки и шоколадки, потому что в школе кормят невкусно и он не наедается. И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости. 📍Запомнить 1. Не покупайте ничего по первому требованию. Покупка должна быть осознанной и желанной. 2. Позвольте ребенку выбирать. Не давите. 3. Помогите составить наглядный план. 4. Не покупайте сами — предложите накопить. 5. Заведите ребенку два конверта: один — для трат, другой — для накоплений. 6. Не бойтесь ошибок и неудачных трат — это цена финансовой грамотности. Источник: journal.tinkoff.ru
КПК "Кредит-Партнер"
💰 Как научить ребенка копить и воспитать правильное отношение к деньгам
[ подробное руководство ]
В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент.
Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего.
90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном.
💡 Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов.
Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими.
Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу.
✅ Никогда не покупать сразу
Начнем с формирования полезных привычек.Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты.
Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина — гормона, который вызывает удовольствие от предвкушения покупки. Одна из функций дофамина — чтобы человек делал всё хорошее. Если часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она начисляет дофамина, чтобы сообщить о предстоящей радости всем остальным отделам.
Мозг подстрекает: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Вот чего тебе не хватает для счастья». Дети испытывают эйфорию от предвкушения покупки. А после самой покупки эйфория пропадает.
================
Дети испытывают эйфорию от предвкушения, а не от самой покупки
================
Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга. Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки. Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его.
Купленная игрушка вскоре перестает радовать: в ней больше нечего предвкушать, она понятная и знакомая. Мозгу требуется новая доза дофамина. Частые необдуманные покупки провоцируют психологическое привыкание: мозг приходится постоянно подкармливать.
Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка.
Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Мозг всё еще заведен предвкушением покупки, ребенку всё еще не терпится заполучить новую игрушку, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике.
Постепенно ребенок научится управлять своими желаниями и отделять важное от второстепенного. А пока пусть наслаждается дофаминовым сэндвичем из предвкушения и самоанализа.
✅ Дать возможность распорядиться деньгами
Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенку приходится обдумывать приоритеты. Следующая задача — ввести еще одну степень свободы: чтобы ребенок мог обдумывать не только приоритеты, но и бюджет.
Часто свои первые карманные деньги дети спускают на мелочевку: жвачки, сладости, наклейки. Сколько получил — столько потратил. Пока что они не знают ничего о планировании и самоконтроле, потому что нужные для этого отделы мозга еще недостаточно тренированные.
Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю на карманные расходы, покажите ему, что можно купить, если тратить их не сразу.
Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не переживайте, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте свое мнение. Критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями.
Ребенку поможет, если вы своим поведением будете тоже демонстрировать выдержку и способность к долгосрочному планированию. Мальчику трудно формировать самоконтроль, когда он вместе с папой стоит в очереди на старт продаж седьмого Айфона. В семьях, где к покупкам подходят рационально, дети сами постепенно учатся самоконтролю и долгосрочному планированию.
✅ Помочь составить план
Итак, ребенок сделал выбор. Пора от желаний переходить к конкретным действиям. Нужен план.
Хороший план похож на карту: мы смотрим на него и решаем, как быстро и с минимумом издержек добраться до конечной точки. Прикидываем варианты и набрасываем маршрут.
========================
Мои дети мечтают купить ролики. Чтобы их мечта не затерялась среди многих других, мы составили план и превратили его в игру. Нарисовали гоночный трек, приклеили конверт для денег и повесили на холодильник, чтобы почаще мозолил глаза. Красный магнит превратился в гоночную машинку. Каждый отложенный рубль приближает ее к кубку. Смотрите, в копилке тысяча рублей — машинка прошла уже четверть пути.
========================
С подростками можно без машинок. Пусть запишут свои еженедельные доходы и расходы. Так они поймут, сколько им откладывать на желанную вещь и как приблизить момент покупки.
В качестве альтернативы можете предложить готовую эксельку: она автоматически рассчитает сроки накопления и подскажет, сколько в месяц откладывать, чтобы приблизить мечту.
Планирование развивает у ребенка полезную привычку: он учится ставить реалистичные цели, разбивать их на этапы и достигать. Это не каждый взрослый-то умеет.
✅ Позволить накопить
Мы подошли к финалу. У ребенка есть список желаний, он выбрал цель, составил план, осталось главное — накопить. Вручим ему полезные инструменты.
Малышам в качестве первой копилки вовсе не обязательно преподносить керамическую хрюшку. Подойдет и пластиковый контейнер.
Отсыпьте туда первоначальный капитал и каждый день или неделю выдавайте ребенку «карманную зарплату». Пусть откладывает.
Малыш научится подсчитывать деньги и не забудет о цели.
Дошкольникам еще сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если на игрушку придется копить не больше месяца. Ваша задача сейчас — помочь ребенку понять, что понравившуюся игрушку не всегда можно купить прямо сейчас. Иногда нужно время, чтобы на нее накопить.
Школьники уже выросли из копилки, предложите им хранить деньги в конверте. А лучше — в двух. Пусть разделят «получку» на две части: одну часть положат в конверт «Коплю», другую — в конверт «Трачу».
Все расходы можно записывать прямо на конверте: они не потеряются, а в конце недели ребенок увидит, на что ушли деньги.
Поощряйте ребенка за успехи и не ругайте, если что-то пошло не так. Например, к каждым отложенным 500₽ добавляйте еще 100₽. Если у ребенка не получается накопить денег, обсудите, в чём проблема. Может, цель слишком далека от реальности или он много тратит на булочки и шоколадки, потому что в школе кормят невкусно и он не наедается.
И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости.
📍Запомнить
1. Не покупайте ничего по первому требованию. Покупка должна быть осознанной и желанной.
2. Позвольте ребенку выбирать. Не давите.
3. Помогите составить наглядный план.
4. Не покупайте сами — предложите накопить.
5. Заведите ребенку два конверта: один — для трат, другой — для накоплений.
6. Не бойтесь ошибок и неудачных трат — это цена финансовой грамотности.
Источник: journal.tinkoff.ru