История Международного аэропорта Нижнего Новгорода
Нижегородский аэропорт является одним из старейших в стране. Первый регулярный авиарейс в России был выполнен по маршруту Москва – Нижний Новгород 15 июля 1923 года. С 1993 года аэропорт имеет статус международного, сертифицирован по всем видам авиационной деятельности. Является запасным аэродромом для аэропортов Московского авиационного узла.
Основные этапы развития аэропорта Нижний Новгород
1933 г. – 1 декабря в городе Горьком (ныне – Нижний Новгород) образован 201 авиаотряд специального применения Московского территориального управления гражданского воздушного флота. Место базирования – Федяковский аэродром.
1940 г. – на базе Автозаводского аэроклубовского аэродрома (аэродром Стригино) образован Горьковский аэропорта Московского управления гражданского воздушного флота. 201 авиаотряд Московского гражданского воздушного флота перебазируется на аэродром Стригино.
1941 г. – в период Великой Отечественной войны на аэродроме Горький-Стригино образовано Горьковское объединенное авиапредприятие, в которое вошли аэропорт 201 авиаотряда и авиация ВВС.
1946 г. – вновь организован 201 авиаотряд с подчинением приволжскому управлению гражданской авиации. В авиаотряд вошли две эскадрильи, базирующиеся в Йошкар-Оле и Чебоксарах. Аэропорт Стригино Московского управления ГА начинает обслуживать транзитные самолеты.
1952 г. – 201 авиаотряд переименовывается в 148 авиаотряд территориального управления центральных районов РСФСР. Аэропорт Горький-Стригино остается в подчинении Московского управления гражданского воздушного флота. Это территориальное управление занималось работой по применению авиации в народном хозяйстве.
1958 г. – начало строительства взлетно-посадочной полосы с бетонным покрытием и перрона.
1960 г. – после слияния аэропорта Горький-Стригино, 148 авиаотряда, авиаэскадрильи самолетов Ли-2 и Ил-14 и аэропортов местных воздушных линий авиотряд называется Горьковским 148 объединенным авиаотрядом Приволжского управления гражданской авиации.
1965 г. - началось обслуживание пассажиров в новом пассажирском терминале.
1966 – 1973 гг. – период активного развития и строительства. В эксплуатацию сданы административное здание, гараж, общежитие, здание АТБ, грузовой склад, расширен перрон, удлинена взлетно-посадочная полоса, начато строительство пассажирского терминала.
1979 г. – аэропорт оборудован современными системами навигации и комплексом средств автоматического захода на посадку в сложных метеоусловиях, подтверждается готовность средств навигации и обеспечения для приема самолетов по 1 категории ИКАО.
1976 – 1980 гг. – строительство второй взлетно-посадочной полосы.
1983 г. - для пассажиров и гостей города открыта шестиэтажная гостиница «Аэрофлот» вблизи аэропорта.
1994 г. - единое предприятие Нижегородский объединённый авиаотряд разделилось на три самостоятельных: государственное предприятие "Международный Аэропорт "Нижний Новгород", Авиакомпания "Нижегородские авиалинии", государственное предприятие "Аэронавигация НН".
В 2003 г. на базе государственного предприятия было образовано открытое акционерное общество "Международный аэропорт Нижний Новгород" (ОАО "МАНН").
Расположение
Аэропорт Нижний Новгород находится в 18 км юго-западнее центра и соединен с прямыми автомобильными магистралями на Москву, Самару, Казань, Киров. Кроме того, до аэропорта проложена специальная железнодорожная ветка для доставки горюче-смазочных материалов и оборудования. Удачно выбранное место под строительство аэропорта позволяет сейчас производить полеты без особой экологической нагрузки на город.
Международный аэропорт Стригино обслуживает
международные и внутренние авиарейсы и является основным запасным аэродромом
аэропортов московского авиаузла. По итогам 2014 года пассажиропоток аэропорта
Нижнего Новгорода вырос на 23,4% и составил 1131874 человека. На внутрироссийских
авиалиниях было обслужено 593 590пассажиров, что на 27,8% больше показателей
2013 года, на международных авиалиниях – 538 284 пассажира (+18,9% к предыдущему
году). Количество самолетовылетов увеличилось до 9449 операций (+12,3 %).
С 2011 года в аэропорту реализуется программа поэтапной
реконструкции, рассчитанная на 10 лет (по 2021 г). Инвестор и
стратегический партнер – управляющая компания «Аэропорты Регионов», крупнейший аэропортовый
холдинг России.
Программа реконструкции аэропорта Стригино
предусматривает строительство нового пассажирского терминала площадью 27,8 тыс.
кв. м.
Пропускная способность нового пассажирского терминала составит более 1,5 млн чел.
в год. Терминал будет оснащен 4 телескопическими трапами и другим современным и
технологичным оборудованием. Объем инвестиций – более 3 млрд рублей. Отметим,
что необходимость в новом терминале назрела давно. Существующее здание
аэровокзала было построена в 1969 году, общая площадь – 8679 кв. м.
Реконструкция с расширением проходила трижды, в 1979, 1996, 2011 гг. Однако для
темпов, которыми растет сейчас пассажиропоток, просто расширения недостаточно –
требуется комплексный и системный подход. Аэропорт будет построен по проекту английской компании
Hintanassociates, в его основе -соседство элегантной обтекаемой формы с прямоугольными
очертаниями и рублеными объемами, а авиационные мотивы подчеркнуты
материалами фасада и отделки – алюминием и стеклом. По замыслу архитекторов,
образ здания должен создавать ощущение динамичности и легкости.Генеральным подрядчиком строительства первой
очереди в результате конкурсного отбора была выбрана чешская компания PSJ. Уже 23 года она успешно
работает на рынке, на данный момент представлена в 25 странах мира. В строительном
портфолио этой организации присутствуют разноплановые объекты от жилой и коммерческой
недвижимости до промышленных и логистических комплексов. Компания PSJ неоднократно
становилась победителем в чешских и международных строительных конкурсах, в
частности, получила награду на престижном конкурсе MIPIM Awards в категории
«Лучшее административное здание мира, построенное в 2011 году» (здание
«Main Point Karlin»).
Ввод в эксплуатацию нового пассажирского
терминала запланирован на 4 квартал 2015 г..