ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ БЕНЕФИС: фото из личного фонда

Представляем вашему вниманию фотографию известного российского писателя-прозаика, журналиста Льва Николаевича Правдина и его супруги Агриппины Дмитриевны на фоне Елизаветинских ворот в г. Оренбурге. Этот снимок входит в состав недавно открытого фонда документов личного происхождения Павла Петровича Малого – композитора, фольклориста, члена Союза композиторов СССР, художественного руководителя хора русской народной песни при Чкаловской областной филармонии в 1945-1948 гг.
Лев Николаевич Правдин является автором таких произведений, как роман-хроника «Берендеево царство», рассказывающий о первом десятилетии становления советской власти в Оренбургском крае, романа «Бухта Анфиса» и многих других, награжден орденами «Знак почета» и «Дружба народов», удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Родился писатель в 1905 г. в с. Заполье Псковской области. В 1920 г. вместе с семьей оказался в г. Оренбурге, где с 1922 года обучался в Оренбургском педагогическим техникуме. Здесь он познакомился с Павлом Петровичем Малым, который также был студентом этого техникума.
«Нас сдружила», – вспоминал Павел Петрович, «любовь к рисованию и живописи. Оба мы учились раньше. Он – в Петрограде, в художественной студии. Я – в Оренбурге, в государственных художественных мастерских. Сдружила нас и общность характеров и убеждений. Оба мы были комсомольцами и отличались среди других оригинальностью, самостоятельностью своих суждений и упорством в достижении намеченных целей. С его появлением мне стало легче управляться со всеми художественными работами в техникуме. Он скоро стал самым активным корреспондентом, оформителем, а затем и ответственным секретарем редколлегии нашей комсомольской стенной газеты».
Представленная вашему вниманию фотография сделана П.П. Малым в 1927 г. Уникальность данной фотографии состоит в том, что на фотографии помимо самих персонажей запечатлены Елизаветинские (Водяные) ворота до своего демонтажа. Хочется отметить, что с этими воротами связана одна очень интересная городская легенда: если влюбленная пара сфотографируется под воротами, то они обязательно поженятся и будут счастливы в браке.
А поверье это породил один случай. Как-то известный самарский фотограф Ефим Блехман, отец известного оренбургского фотографа Евсея Ефимовича Блехмана, будучи в Оренбурге, сфотографировал на фоне Елизаветинских ворот юнкера с юной барышней. Закончив съемку и прощаясь, Блехман-старший сказал юноше: «Господин юнкер! Венчание ваше в церкви снимаем бесплатно! По предъявлению этой фотографии!». Спустя некоторое время, вновь оказавшись в Оренбурге, фотограф случайно повстречал того самого юнкера. Молодой человек сообщил, что он и его спутница поженились. На что Блехман-старший, задумавшись ответил: «Спасибо говорите не мне, а вот этим воротам. Свойство они одно имеют – кто под ними со своей любимой фотографируется – обязательно мужем и женой становятся!».
В письме Павла Петровича Малого своей жене Вере Николаевне от 23 апреля 1927 г. сохранились воспоминания о встрече, результатом которой стала представленная вашему вниманию фотография: «… Вчера бродил по городу с фотоаппаратом. На бульваре встретил Груню и Лёву Правдиных. Сфотографировал дважды на фоне Водяных ворот… Потом встретилась Варя Липунцова, но у меня заряженные кассеты вышли все… Зашли вчетвером в кассу гортеатра. Взяли ложу на 24 апреля на 12 ч. дня… Шла украинская оперетта «Вий» по Гоголю. Пьеса понравилась. Музыка тоже. Интересное оформление, костюмы и грим. Игра не плохая. Голоса есть хорошие. Оркестр не строил. Слов почти не разбирал, хотя мой дед был украинцем… Оба снимка с Груни и Лёвы удачны. Печатать было некогда. Отпечатаю в Ленинграде и пришлю в письме…»
К сожалению, в дальнейшем пути Л.Н. Правдина и П.П. Малого расходятся. Лев Николаевич, выбрав писательскую стезю, бросает техникум и уходит работать в газету «Комсомолец» (печатный орган Оренбургского губернского комитета Российского Ленинского коммунистического союза молодежи). Павел Петрович, окончив в 1926 г. техникум, уезжает учиться в Ленинград в Первый музыкальный техникум им. М.И. Глинки. Однако, молодые люди все-таки периодически виделись. Результатом одной из таких встреч является представленная вашему вниманию фотография.
Лев Правдин в 1926 году стал секретарём редакции оренбургской газеты «Молодой большевик». В 1928 году окружкомом комсомола он направлен на работу в новую газету «Средне-Волжский комсомолец». В 1935 году Лев поступил в московский Литературный институт имени А.М. Горького и его приняли в Союз писателей СССР. В 1936 году Л.Правдиным написан первый роман «Счастливые дороги», а в 1937 году его репрессировали – 18 лет он провёл в местах лишения свободы. После освобождения из лагеря Лев Николаевич поселился в г. Пермь. В 1955 году его реабилитировали и восстановили в Союзе писателей СССР, тогда же вышла первая книга романа «Область личного счастья». Затем в Перми и Москве почти ежегодно издавались его литературные труды.
Уже позднее, в конце 1960-х гг. П.П. Малый узнает адрес старого друга и между ними начнется переписка. Некоторые из этих писем за 1969-1971 года сохранились в личном фонде Павла Петровича Малого.
Источник:
ОГАСПИ. Ф. 8351. Оп. 1. Д. 73. Л. 1.
#ОГАОО #Архив #Документальный_бенефис #в_объективе_Оренбуржье

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ БЕНЕФИС: фото из личного фонда - 924143374159

Комментарии

  • 25 апр 11:47
    Это историческая правда о наших земляках!Спасибо !Это целая эпоха!