100+5 АРХИВНЫХ ИСТОРИЙ

ИСТОРИЯ 47 о тимуровцах Великой Отечественной от архивиста Елены Зернаевой
Елена Александровна Зернаева в архивной службе почти 14 лет, придя на должность научного сотрудника отдела справочно-поисковых средств Центра документации новейшей истории Оренбургской области, в разные годы занимала должности начальника отдела справочно-поисковых средств к архивным документам, заместителя директора по обеспечению сохранности архивных документов, главного хранителя фондов Государственного архива Оренбургской области. В настоящее время - заместитель начальника отдела справочно-поисковых средств к архивным документам Объединенного государственного архива Оренбургской области.
Полный текст статьи был опубликован в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию начала Великой Отечественной войны «Идет война народная, Священная война» в 2011 г.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ЧКАЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 ГГ.
Война влила новые силы в патриотическое движение советской детворы, возникшее еще в мирное время и известное под названием «тимуровского». Тимуровское движение родилось в стране, когда на экраны в 1940 г. вышел фильм «Тимур и его команда» по произведению детского писателя А.П. Гайдара. С первых дней войны это движение приобретает подлинно всенародный размах. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам. В сентябре 1941 г. газеты страны опубликовали обращение находившегося уже в действующей армии А.П. Гайдара к пионерам и школьникам страны. Оно, по существу, стало наказом и программой практической деятельности для миллионов тимуровцев военной поры. Подчеркнув, что «Красная Армия ведет с врагами бой, равного которому еще никогда не было на свете», писатель прямо говорит ребятам, что «для победы нужны немалые усилия» в учении, дисциплине, труде на благо Родины.
Дети военной поры были едины с взрослыми, в стремлении всеми силами помочь Родине в трудное время отстоять ее свободу и независимость. В годы Великой Отечественной войны тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Красной Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов. В условиях военного времени была введена новая форма детской организации – дружина, которая объединяла пионерские отряды. В Чкаловской области уже в первой четверти 1941-1942 учебного года было создано свыше 2000 пионерских дружин.
Тимуровские команды при учебных заведениях сельских и городских районов области уже с первого года войны развернули кипучую деятель-ность. Их главной задачей было проявление заботы о семьях бойцов, ушедших на фронт. К примеру, в июле 1941 г. в колхозе им. Молотова Шарлыкского района над семьей колхозницы Филевой, муж которой был мобилизован в ряды Красной Армии, пионеры взяли шефство. Днем они присматривали за детьми, вечером помогали поливать огород. Сама женщина работала в колхозе. Пионеры школы № 35 г. Чкалова в районе своей школы поставили на учет все семьи красноармейцев и оказывали им всевозможную помощь. Так, школьницы Русанова и Саталина ежедневно в семье красноармейки Савинковой ухаживали за 2-мя малышами, убирали в доме. Ученица 4 класса этой школы Тамара Кириллова шефствовала над семьей красноармейки Гущиной, помогая ей в хозяйстве и с малолетними детьми . Учащиеся школ № 48, 25, 15 г. Орска организовали помощь 30 семьям мобилизованных.
В 1941-1942 учебном году пионеры-тимуровцы Трудовой начальной школы Ташлинского района шефствовали над 20 семьями красноармейцев, учащиеся Прудовской средней школы - над 25 семьями красноармейцев. Тимуровцы выполняли различные домашние работы. Пионеры-тимуровцы Калининской средней школы помогали семьям красноармейцев. Они обеспечивали хороший уход за скотиной, помогали в организации огородов. В школе № 8 г. Медногорска Чкаловской области тимуровцы работали в детском садике. Они делали для детей игрушки, читали с ними, изготовили альбом для картинок и фотоснимков о войне. Тимуровцы школы № 49 г. Орска помогали выявлять остро нуждающиеся семьи фронтовиков. Ученики 3 класса взяли шефство над семьей красноармейца Тюкалова. В первое свое посещение они принесли игрушки для детей. Когда узнали, что дети больны, то пригласили врача.
В конце сентября 1941 г. прошел слет юных тимуровцев – учеников г. Чкалова, где присутствовало 150 пионеров. На собрании было принято обращение ко всем пионерам и школьникам области с призывом к отличной учебе, физической подготовке, оказанию всемерной помощи старшим: охранять социалистическую собственность, собирать металлический лом, заботиться о семьях красноармейцев, овладевать военными навыками: изучать топографию, связь, разведку и т.д. О работе тимуровских команд рассказывалось по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей.
Тимуровцы проводили значительную работу в подшефных госпиталях: писали письма по поручению раненых бойцов, читали им газеты, журналы, книги. Участники кружков художественной самодеятельности выступали с концертами и постановками. Так, например, Платовская и Покровская средние школы Покровского района шефствовали над местными госпиталями, где силами литературно-драматических кружков ставились концерты. Интересен факт, зафиксированный в докладной записке о гастролях в г. Медногорске Орского драматического театра им. Пушкина, где говорилось следующее: «Евгения Абрамовна Развожевская, актриса, уделила исключительно большое внимание учащимся школы № 3 г. Медногорска, помогла им разучить пьеску о тимуровской команде, вела с ними теплые беседы, ребята остались ею очень довольны».
В 1943 г. по г. Чкалову насчитывалось 940 тимуровцев, которые оказали помощь 90 семьям. Особой популярностью пользовалась команда мальчиков школы № 30 под руководством М. Карпова. Образцом по работе тимуровских команд являлась женская школа № 12, где действовало 11 команд. Школа проводила встречи и беседы фронтовиков, детских писателей с ребятами, организовывала пионерские костры в честь годовщин Красной Армии, слеты тимуровских команд.
На начало марта 1944 г. в области было зафиксировано 517 тимуровских команд, объединявших 18541 тимуровца. Многие семьи фронтовиков, фронтовики, инвалиды отечественной войны, больные и престарелые люди благодарили от всей души юных тимуровцев. Жена фронтовика, колхозница Кувандыкского района Федорова говорила: «Дома у меня остались двое малышей, но я спокойна, за ними присматривают тимуровцы из пионерской дружины средней школы. Я знаю, что малыши мои будут вовремя накормлены, в квартире – полный порядок и дрова приготовлены. У меня не хватает слов, чтобы выразить благодарность этим юным помощникам». Комитет комсомола, профсоюз и дирекция N-ского завода записали «Объявляем благодарность тимуровке Будаевой, собравшей 100 кг цветного металлолома».
Внешняя скромность и будничность тимуровских дел удачно сочеталась со столь необходимыми детскому возрасту элементами игры, романтики, таинственности. В процессе тимуровской деятельности воспитывались гуманизм, доброжелательность, вежливость, скромность, а вместе с тем и принципиальность, честность, правдивость.
В годы Великой Отечественной войны государственные органы страны, партийные, комсомольские и пионерские организации использовали различные формы вовлечения подростков в общественно полезный труд.
По специальному постановлению правительства с начала 1943 г. при школах и детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские. Учащимися были выработаны сотни миллионов трудодней, собраны сотни тысяч тонн металлолома и тысячи тонн лекарственных трав. Пионеры и школьники области принимали самое прямое и активное участие в сборе металлического лома. Комсомольцами и пионерами школ № 48 и № 15 г. Орска, а также комсомольцами никелевого завода собрано 90 тонн металлолома, при этом по состоянию на 29 июня 1941 г. в сборе металлолома участвовало около 200 человек. К началу июля 1941 г. пионеры города уже собрали 250 тонн. Особо проявил себя ученик школы № 11 Савельев, который в своем квартале собрал 5 тонн металлолома. Учащиеся Сорочинской неполной средней школы № 68 собрали за два дня 8 тонн. Ученики 2-3 классов Булановской средней школы Белозерского района: Володя Климов, Боря Зайцев, Володя Лопин за один день собрали и сдали 3 тонны металлолома . В августе 1941 г. журнал «Дружные ребята» обратился ко всем пионерам и школьникам страны с призывом организовать сбор металлолома, нужного для производства вооружения и боеприпасов для советских солдат.
За 1941-1942 учебный год школы Чкаловской области собрали 840 тонн металлолома (по данным 23 районов). Всего за годы войны школьники Чкаловской области собрали и отгрузили свыше 250 тысяч тонн металлолома.
Не менее важным участком общественно-полезной деятельности под-ростков в годы Великой Отечественной войны был сбор лекарственных растений. Сбор растений особенно активизировался после принятого в мае 1942 года постановлении ЦК ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании комсомольских и пионерских организаций школ, детских домов, интернатов, лагерей за лучшую организацию и участие в сборе дикорастущих полезных растений в 1942 году». В соответствии с этим постановлением ЦК ВЛКСМ было принято решение Чкаловского обкома комсомола от 23 мая 1942 г. «О работе комсомольских организаций по сбору и сдаче государству дикорастущих полезных растений». Во все школы и пионерские лагеря области разослано письмо ЦК ВЛКСМ «Всем учащимся, пионерам и пионеркам!», в котором поставлена задача: сбор лекарственных трав – первоочередное дело пионеров и школьников, определено оборонное значение сбора дикорастущих полезных растений.
В городах и районных центрах области проводились инструктивные семинары пионервожатых, учителей, воспитателей пионерских лагерей по вопросам сбора и сушки дикорастущих полезных растений. Например, в одной из заметок Куйбышевской овощной базы от 20 апреля 1943 г. говорилось: «Сбор листа щавеля и крапивы производится после того, когда роса уже высохла. Сушка собранного листа требуется немедленно же. До сушки необходимо его перебрать и удалить пожелтевшие, почерневшие или пораженные насекомыми листья и другие посторонние примеси. Сушку листа лучше всего производить под навесом, на проветриваемых чердаках и др. помещениях, на плетенках, чистых рогожах или др. подстилках, расстилая тонким слоем при частом переворачивании. Для сохранения качества собранного листа сушка на солнце совершенно не допускается. Во избежание порчи заготовленной зелени упаковку ее производить после высыхания всего листа и черенка» .
Только по 33 районам Чкаловской области было собрано школьниками 161 центнер шиповника, 27,5 центнеров крапивы, 31 центнер хмеля, 13,5 центнеров ландыша и других растений. Всего по стране за 1943 год учащиеся собрали и сдали в местные органы Наркомпроса: шиповника - 50 тонн; лекарственных трав - 1150 тонн. В первичных комсомольских организациях созданы инициативные группы по сбору лекарственных трав, а в школах – бригады. 8 июня проведен общегородской поход пионеров и школьников г. Чкалова по сбору лекарственного сырья. Ребятами собрано 104 кг ландыша .
Сбор лекарственных трав имел большое государственное оборонное значение. Это реальная помощь, которую школьники оказывали в деле лечения бойцов Красной Армии.
Особое внимание обращалось на сбор шиповника, цвета ландыша, корня валерьяны, листов полыни, крапивы и др. Собирая дикий лук, чеснок, ща-вель, лопух и др. дикорастущие съедобные растения, школьники практически участвовали в решении задачи – полностью использовать местные ресурсы питания и создать дополнительные витаминные продовольственные фонды.
Кроме сбора металлолома и дикорастущих трав учащиеся собирали теплые вещи, белье и одежду, табак и спички, а также многое другое для отправки воинам действующей армии. За 1941-1942 учебный год школами Чкаловской области (по данным 27 районов) было собрано 7260 теплых вещей, в том числе по школам г. Чкалова - 2000 разных теплых вещей.
Включившись в кампанию по сбору и изготовлению теплых вещей и подарков для защитников Родины, подростки участвовали в выполнении ре-шения ЦК ВЛКСМ «О сборе подарков для Красной Армии». В первом полугодии 1941-1942 учебного года пионеры Чкаловской области собрали для бойцов Красной Армии 120 штук теплого белья. Школьники Саракташской школы отправили в госпиталь 3224 кг продуктовых посылок, 25 больших посылок . В Егоровской начальной средней школе Сакмарского района к 1 марта и к 1 мая 1942 года собрали подарки для матерей и детей эвакуированного населения. Большую работу в 1942 году школы области провели по сбору книг для освобожденной от оккупантов территории, в частности для Витебской области. В 1943 году учащиеся отправили свыше 11 тыс. книг, свыше 900 игрушек школам подшефного Ставропольского края. В 1942-1943 учебном году пионерами школ Чкаловской области была проведена большая работа по сбору подарков бойцам Красной Армии, только по 16 районам было собрано и отправлено свыше 3000 кг продуктовых посылок. Подарки посылались на фронт к годовщине Великого Октября, Новому году, Дню Красной Армии. Рабочие, служащие, учащиеся, все кто собирал подарки и готовил подарки, желали одного – как можно больше отправить посылок и вложить в них самые лучшие вещи. Почти в каждую посылку были вложены небольшие, письма, выражавшие огромную любовь и благодарность к воинам Красной Армии.
Замечательным проявлением патриотизма было участие подростков в военных расходах страны, а также различные формы кредитования государства. Подростки оказывали посильное содействие в сборе средств на изготовление военной техники, танков. Большое распространение получил целевой сбор средств, предназначавшихся на строительство авиационных, танковых и других видов вооружения Красной Армии. Танки, самолеты, артиллерийские орудия целые их подразделения, созданные на средства школьников, пошли на укрепление мощи соответствующих родов войск.
Приняв активное участие в развернувшемся по всей стране движении за сбор средств в фонд обороны Родины, пионеры и школьники Чкаловской области вносили собственные сбережения и заработанные собственным трудом деньги на строительство танковой колонны «Народный учитель». Для этой цели в 1941-1942 учебном году они собрали 216911 рублей (по данным 28 районов) , в том числе по г. Чкалову было собрано 51184 рублей, по Кваркенскому району - 9000 рублей, в 1942-1943 учебном году - 1350305 рублей .
В начале октября 1941 г. на школьном митинге чкаловской железнодорожной школы № 1 принято решение о сборе средств на постройку танка «Пионер». Только за первый день ученики собрали свыше 500 рублей. По сведениям 17 районов области на строительство танка «Пионер» было собрано 53590 рублей. Сбор денежных средств проходил на протяжении всей войны. Новая волна сбора прошла в 1942-1943 учебном году. Пионеры и школьники г. Чкалова начали сбор средств на самолет «Чкаловский школьник». Пионер Митя Левит внес на постройку самолета 30 рублей, Нина Жиренкова - 20 рублей .
В 1944-1945 учебном году подростки Чкаловской области приняли непосредственное участие в денежно-вещевой лотерее и военном займе. В результате было собрано по денежно вещевой лотерее 25 тыс. рублей, по Четвертому Военному займу 82 тысячи рублей.
Таким образом, подростки Чкаловской области с началом войны включились в общественно-полезную деятельность во имя победы, основными направлениями которой являлись тимуровское движение, сбор металлолома, лекарственных трав, теплых вещей, подарков на фронт, шефская помощь госпиталям и т.д. Однако среди всех других видов общественно-полезной деятельности школьников выделялся целевой сбор средств на нужды обороны, на умножение боевой техники для Красной Армии, который снискал особое признание фронта и тыла.
#ОГАОО #Архив #105_АРХИВНЫХ_ИСТОРИЙ

Комментарии