Ранее я не раз писал, как в тяжелые для страны 20-е - 30-е годы ХХ века "ковался" ее железобетонный щит - укрепленные районы.

С каким трудом, в основном вручную, строились ДОТы под Полоцком с 1927 по 1932 год, а потом еще 5 лет их доводили до ума и дооборудовали.
Сейчас я хочу рассказать о том, как многое из достигнутого мы потеряли еще до войны:
После возвращения в 1939 году в состав БССР земель Западной Белоруссии, незаконно оккупированных Польшей в Советско-Польскую войну, государственная граница СССР сместилась значительно на запад.
В этой связи к концу 1939 года ситуация с боеспособностью множества укрепленных районов на старой западной границе СССР начала резко меняться, и к сожалению не в лучшую сторону.
С 15 ноября 1939 года специальные управления укрепленных районов в Западном военном округе подлежали сокращению.
Общая штатная численность войск укрепленных районов РККА за 1940 год сокращалась вдвое.
Уже в ноябре 1939 года была первая попытка упразднить укрепленные районы Белорусском особом военном округе, в том числе и Полоцкий укрепрайон.
К началу 1940 года в состав Полоцкого укрепленного района входили 9-й, 10-й, 11-й отдельные пулеметные батальоны. Комендантом Полоцкого укрепленного района с 4 ноября 1939 года был майор Горбатов Иван Федорович.
Сохранившиеся в РГВА приказы коменданта Полоцкого укрепрайона за май-июль 1940 года свидетельствуют о значительном снижении дисциплины среди личного состава гарнизона укрепленного района: случались самовольные отлучки, пьянство, оскорбления и драки.
Боевая подготовка так же не отличалась высоким уровнем. Одной из основных причин сложившейся ситуации был низкий культурный и образовательный уровень командиров и красноармейцев.
Так в середине 1940 года из 112-ти человек офицерского состава Полоцкого укрепленного района имели высшее образование только 2: начальник инженерной службы военный инженер 3-го ранга Баюнов С.И. и старший инженер Хадановский Н.Л. Большинства офицеров окончили не более 5 классов в качестве общего образования и полковые школы и курсы командного состава, в качестве военного.
Ярким примером сложившейся ситуации может служить приказ №025 коменданта укрепленного района, в котором есть очень показательные строки, как лакмусовая бумажка показывающие нам, чего смогли добиться "выдвинутые (после репрессий 37 года) молодые кадры" за столь короткий срок службы.
В приказе отмечалось что "химические отделения вместо полезных знаний и практической работы, необходимой в боевой обстановке, затверживают наизусть молекулярный вес и температуру кипения отравляющих веществ. Что такое молекулярный вес, никто из опрошенных сказать не мог, хотя все называли точную цифру.
По заявлению бойцов 9 пулеметного батальона многие из них никогда не одевали противогаз и не умеют с ним обращаться. Противогазы в безобразном состоянии. Даже комбинезоны в "НЗ" не только залатаны, но один попался насквозь рваный".
В 1940 году командиры получили вместо наганов пистолеты "ТТ", но не все его сумели освоить и поэтому командирам и комиссарам батальонов предписывалось "у среднего комсостава не умеющего пользоваться пистолетами их отобрать и выдать наганы".
Низкий уровень боевой подготовки и дисциплины обуславливался как слабым контролем за рядовым составом так и некомплектом личного состава.
Бойцы и командиры помимо охраны сооружений укрепленного района из-за относительной малочисленности не имели возможности заниматься еще чем бы то ни было.
Кроме того, проверка комиссией Генерального штаба в конце декабря 1940 г. показала, что пулеметные батальоны старшим и средним начсоставом укомплектованы лишь на 60-65 процентов.
В результате Начальник Генерального штаба 17 января 1941 г. потребовал от округов "тщательно проверить и пересмотреть укомплектованность частей укрепленных районов как начальствующим, так и рядовым составом, доведя укомплектованность до 100 процентов от штатной потребности мирного времени. При укомплектовании иметь в виду, что в части УР должны быть отобраны лучшие бойцы и командиры".
Судя по всему это требование не очень-то и торопились выполнять на местах. В это время шел резкий рост численности РККА, в попытке догнать хотя бы численно будущего вероятного противника - Вермахт. Людей не хватало...
Вскоре комендант Полоцкого укрепленного района майор Горбатов Иван Федорович вынужден был писать объяснительную записку на имя оперуполномоченного НКВД, в которой писал, что Полоцкий укрепленный район в боевом отношении нельзя считать вполне готовым, его состав в настоящее время можно определять как караульное подразделение, несущее охрану всего укрепленного района.
Наличие материальной части, оружия, обеспеченность ДОТ дает право на то, что УР в боевом отношении боеготовен, но нет людей, значит и укрепленный район не боеспособен".
В июне 1940 года из-за нехватки людей из трех батальонов формируются два: 9-й с дислокацией в Березовке (ныне это район аэродрома Боровцы) и 10-й пульбат с дислокацией в Боровухе-1.
Формировалась, так же 232 отдельная рота связи, которая дислоцировалась в местечке Зуи (ныне эта деревня не существует, так как она попала после войны в санитарную зону промзоны Новополоцка).
Летом 1940 года в состав СССР вернулась территория Прибалтики (Почему я пишу "вернулась"? СССР преемница Российской империи, в составе которой Прибалтика была несколько сот лет).
28 августа 1940 года управление коменданта (штаб) Полоцкого укрепрайона, 9-й пульбат и 232 отдельная рота связи передаются в Гродненский УР начавший строиться на новой границе. 10-й пулеметный батальон остался в Полоцком укрепленном районе для охраны ДОТов, городков и складов.
В сентябре 1940 года сооружения Полоцкого укрепленного района были законсервированы. Прежде всего снимались вооружение, боеприпасы, перископы, телефонные аппараты и различное имущество. Все это было размещено на складах в полной готовности к выброске на рубеж.
Оборудование и вооружение, которое планировалось установить в сооружения нового поколения Смульковского, Шатровского, Нижне-Хоминского, Булыйского и Ветринского опорных пунктов было перенаправлено на оснащение боевых сооружений укрепленных районов, возводимых на новой границе и на ДОТах опорных пунктов под Ветрино и Верхнедвинском так и не появилось...
Ознакомившись с множеством недостатков укрепрайонов, их комплектованием, службы, боевой подготовки гарнизонов ДОТов, тем не менее проникаешься глубоким уважением к их бойцам и командирам, которые несмотря на все эти трудности и недостатки стойко и самоотверженно сражались с врагом летом 1941 года за ДОТы в Гродненском укрепрайоне (туда был переведен родной для полоцкого УРа гарнизон), а так же под Полоцком, где по сути новобранцы сумели нанести серьезный урон и значительно задержать продвижение нескольких корпусов Вермахта. Все это значительно поспособствовало срыву гитлеровского плана "Барбаросса" и в конечном итоге приблизило нашу Победу.
Комиссаров В.Л.

Комментарии

Комментариев нет.