Хотелось бы оценить уровень довоенной подготовки гарнизонов ДОТов Полоцкого укрепленного района, которого они достигли в результате службы и боевой учебы на протяжении 30-х годов.

Так как гарнизон Полоцкого укрепленного района подготовленный в течении многих лет еще до войны пошел на укомплектование Гродненского УР на новой границе СССР: 9-й, 10-й отдельные артиллерийско-пулеметные батальоны и 232-я отдельная рота связи, то думаю будет интересно проследить их действия в бою по воспоминаниям непосредственных участников боев.
Ценным, на мой взгляд, свидетельством героизма и верности долгу бойцов и командиров гарнизона Гродненского УРа (бывшим до консервации Полоцкого укрепрайона - гарнизоном полоцких ДОТов) являются воспоминания Бориса Матвеевича Максименко, командира минометного расчета 1-го взвода учебной роты 213-го стрелкового полка 56-й стрелковой дивизии, занимавшего оборону в первые часы войны в полосе обороны Гродненского УР (запись воспоминаний в свое время сделал руководитель группы "Поиск-213" Василий Бардов):
"С весны 1941 года учебная рота Бориса Максименко находились в летнем лагере, в приграничном лесу у Августовского канала. Личный состав располагался в палатках в окрестностях Сопоцкино и Соничи.
Война началась внезапно. В 3 часа 45 минут 22 июня 1941 года раздались артиллерийские залпы и взрывы бомб. Над палаточным лагерем стали рваться немецкие орудийные снаряды. Один из снарядов попал в одну из палаток. Послышались крики и стоны. Над палаточным городком висела и "рама" (двухбалочный "Фокке-Вульф-189"). В расположении роты началась неразбериха. Командиры рот и взводов в это время находились на своих квартирах и занимать огневые позиции учебную роту повёл старшина Лаврищев. Патроны и мины в роте располагались рядом с палаткой старшины. Тут же выдавались боеприпасы и оружие. Бориса Максименко получил положенный наган, из которого ранее за все время службы ни разу так и не выстрелил.
После получения боеприпасов и сухарей с двумя сушеными рыбками рота выдвинулась к линии обороны, отведенной ей по боевому расчету, на рубеже, предусмотренном планом на случай войны, а именно в километре на северо-восток от палаточного лагеря по южному берегу Августовского канала. Часть бойцов была направлена в траншеи возле бетонных ДОСов (ДОС - долговременное огневое сооружение - прроще говоря новый тип ДОТа по новой терминологии конца тридцатых годов. Прим В.К.), занятых девятым артпульбатом. Некоторые ДОСы ещё были не достроены. Они были без стационарного вооружения и маскировки.
Местечко Сопоцкино, по которому пришелся основной удар вражеской артиллерии, было объято пламенем. Стало ясно, что основной удар врага нацелен на именно туда, так как от этого местечка идёт прямая дорога на Гродно. На участке обороны 213-го стрелкового полка первый удар принял на себя 2-ой батальон под командованием капитана Шилова. На рубеже обороны 1-го батальона, вражеские атаки были слабее и поэтому часть его бойцов была направлена на помощь соседям. 1-й батальон и учебная рота 213-го полка заняли рубеж, предусмотренный планом на случай войны. Личный состав учебной роты закрепили за ДОСами. Отделение Бориса Максименко закрепили за большим двухэтажным почти достроенным ДОСом, который стоял прямо по над каналом. Сзади ДОСа стояла какая-то бетонная тумба. В амбразуре ДОСа, в шарнире стояла пушка, а ниже - спаренный с ней станковый пулемет. Сектор обстрела был очень ровный: кое-где были оставлены елочки для ориентиров, а остальные деревья были вырублены.
Канал перед позициями был прямой, но через 50-60 м ниже по течению, круто поворачивал вправо перед мостом на Соничи. От ДОСа, позиции вокруг которого занимал Борис Максименко с товарищами, метров через 200 вправо располагался еще один ДОС на открытой местности с тыла, но передом он находился впритык к лесу. На его крыше была установлена счетверенная зенитная установка. Позади этого ДОСа проходила дорога, идущая к грунтовке Сопоцкино - Соничи - Кадыш. Расположены ДОСы были так, чтобы один ДОС захватывал сектор обстрела соседнего, и они имели возможность огнем прикрывать подступы к друг другу. На некоторых ДОСах еще небыли установлены пушки и станковые пулеметы, поэтому 22 июня бойцы их втаскивали в ДОТы и устанавливали там.
Левее позиций учебной роты заняла оборону 2-я стрелковая рота, а правее - 9-я. Немцы появились из дальнего лесочка примерно через 15 минут после занятия нашими бойцами своих позиций. Когда они подошли метров на 150-200 к каналу, их обстреляли и они покидая раненных и убитых скрылись в том же лесочке, откуда и пришли. Противник пытался вести огонь по ДОСам из пушек. Несколько выстрелов из дальнего леса по ДОСу) не дали никакого эффекта. Наоборот, артиллерия ДОСов легко подавляла вражеские батареи. Нескольких выстрелов из ДОСа оказалось достаточно, чтобы немецкая пушка умолкла.
Немцы трижды бросались в атаку, но встречный огонь из ДОСов и занявших окопы стрелков успешно их отражал. На рубеже обороны 1-го батальона вражеские атаки были слабее и поэтому 23 июня часть его бойцов в количестве 60 человек была направлена на помощь 2-му батальону Шилова сражавшемуся за Сопоцкин. Взвод Бориса Максименко оставался на месте в качестве полевого заполнения УР. В тот день немцам удалось ворваться в м. Сопоцкино. Однако майор Яковлев лично ввел в бой резерв 8-ю и 9-ю роты под командованием лейтенантов Чудинова и Павловского. При поддержке артиллерии они уничтожили прорвавшегося врага и восстановили положение. Бой в районе Сопоцкино длился до 24 июня включительно.
Так как из-за дальности расстояния приём советских сводок полковой рацией был невозможен в ночь с 23 на 24 июня командование полка решило прояснить ситуацию по передачам немецкого радио. Таким образом стало известно что гитлеровцы заняли Гродно, Лиду, Белосток и значительно продвинулись на минском направлении. Вскоре поступила команда сворачиваться и отходить. Лично Яковлев дал команду подразделениям, прикрывавшим ДОСы, собраться и уведомить командование ДОСов, что полк уходит. В ДОС вокруг которого располагалось отделение Бориса Максименко ему лично пришлось ходить трижды, но его командир, лейтенант в возрасте 25-26 лет, одетый в новую форму, велел передать, что у них нет приказа на отход и без приказа штаба девятого артпульбата ДОС покинуть они не имеют права и они остаются.
Борис Максименко вернулся и доложил командиру полка об этом. Яковлев провел военный совет и проинформировал комсостав о сложившейся ситуации: "Еще вчера, во второй половине дня, мы были отрезаны от Гродно и в настоящее время находимся в окружении. Тем самым мы лишены доставки нам боеприпасов, продовольствия и медицинской помощи. Как вам известно: снаряды к полковой артиллерии и мины к тяжелым минометам кончились, боеприпасы к стрелковому вооружению на исходе. Получена радиограмма от командующего, что помощи не будет и нам предстоит действовать по своему усмотрению, исходя из сложившейся обстановки, то есть прорываться к своим из окружения." Посовещавшись, штаб полка принял решение под прикрытием пулеметчиков, в том числе. присоединившегося к полку 1-го батальона 184-го стрелкового полка отвести личный состав от передовой и двигаться к Неману. Примерно в 1-2 часа ночи 24 июня полк по проселочной дороге отправился в путь мимо ДОСа, на котором стояла счетверенная зенитная установка..."
Итак внимательно прочитав статью можно сделать вывод:
Обращают на себя внимание, что не смотря на некомплект вооружения и оборудования в ДОСах (долговременные огневые сооружения) Гродненского УР, его гарнизоны свои сооружения не покидали без приказа своих командиров, сражались насмерть. В плен никто не сдавался ни при каких обстоятельствах. С ДОСами новых типов не смогли ничего сделать ни артиллерия противника, ни танки. Уязвимы они оказались только перед штурмовыми группами саперов, которые впрочем не имели возможности подойти к сооружениям, пока вокруг них дрались полевые войска. ДОСы оказывались сравнительно легкой добычей штурмовых групп лишь после длительного огневого боя, когда полевое заполнение вокруг ДОСа было выбито неоднократными атаками или когда прорыв вермахта на менее защищенных участках вынуждал отступить полевые части занимавшие оборону вокруг ДОСов в укрепрайоне. Впрочем и в том и в другом случае немцами приходилось стягивать артиллерию, пехоту и танки к отдельным сооружениям, нести потери и что самое главное терять время и темпы наступления, тем самым давая все больше возможностей РККА завершить мобилизацию и занять оборонительные позиции.
P.S: Еще раз напомню, что гарнизон Гродненского УРа по сути являлся довоенным гарнизоном Полоцкого укрепрайона...
На фото:


1. Одно из долговременных огневых сооружений Гродненского укрепленного района в наше время. Фото сделано Виталием Овчаровым.

2. Схема участка границы под Гродно на 1941 год.

Комментарии

Комментариев нет.