Но вернемся к "нашему" Фрицу-фотографу, который шел с тыловыми частями с конным обозом, скорее всего 6-го корпуса (6-ой или 26 ой пехотной дивизии).

Параллельно ему, чуть южнее, со своим обозом двигался унтер-офицер связи тридцатилетний Гельмут Пабст - бывший студент, оставивший нам "Дневник немецкого солдата". Напомню так как условия их движения были схожи, то я осмелился наложить фото "Фрица-фотографа" на воспоминания Пабста. Разница пожалуй лишь в том, что Фриц-фотограф (так его назову) вышел к Двине прямо к Полоцку, а Пабст - на 50 км восточнее - к Улле.
(начало повествования было здесь: https://vk.com/club141910883?w=wall-141910883_2195/all )
Итак продолжим путь с немецким обозом 13 июля 1941 года по просторам БССР на Полоцком направлении.
Напомню что 13-го июля началось третье по счету генеральное наступление 57-го танкового корпуса, теперь уже при полной поддержке еще двух корпусов 6-го и 23-го (в каждом по две дивизии) на Полоцкий укрепрайон. Под Полоцком гремели бои не переставая в которых обе стороны несли большие потери. Но вернемся к обозам:
"13 июля 1941 года. Двинулись в 16.30 как раз перед грозой. Мы ужасно потели. Гроза налетела грохочущей пеленой. Это облегчение, но духота не исчезла. Четыре часа мы шагали в неимоверном темпе без остановок. Даже после этого нас обманывали каждый раз, когда мы останавливались отдохнуть; мы двигались дальше почти сразу же. С наступлением ночи нам дали отдохнуть всего три четверти часа.
Ночь. С холма, где мы стояли, нам были видны огни, рассыпавшиеся далеко на горизонте. Сначала я подумал, что это заря. Желтая пыль зависла вокруг как туман, лениво расходясь в стороны или окутывая придорожный кустарник.
Когда на горизонте красным шаром поднялось солнце, у нас возникла проблема с тягловой силой. При слабом свете фургон нашего пункта воздушного радионаблюдения – гигант на огромных колесах, служивший когда-то полевой фуражной дачей французов, – сошел с бревенчатого настила дороги. Лошадь запуталась в постромках, а две другие, которых вели по настилу впереди, чтобы проторить дорогу, завязли в болоте и запутались в проводах полевой связи. Чертовщина какая-то. С помощью свежих лошадей и еще одной пары им в помощь мы вызволили застрявший фургон и поспешили за своей частью.
Мы нашли своих скорее, чем ожидали, – в нескольких километрах впереди, в лесу у озера. Весь лес был заполнен войсками и штабелями боеприпасов, занявших все свободное место до последнего квадратного метра. Мы разогрели обед и разбили палатку, а когда заползли внутрь, пошел дождь. В маленькую дырку в брезентовом верхе капли дождя просачивались, попадая мне на лицо, но погода была все еще душной, так что это мне даже нравилось. Кроме того, я очень устал.
Утром спустился к озеру. Вода была теплой. У меня было время, чтобы постирать нижнее белье, которое уже приобрело серо-землистый цвет.
16 июля. Продолжили движение в 14.00. Мы шагали до дрожи в коленях до самого пункта Л. Он был уже совсем близко, а нам ужасно хотелось пить.
В деревне одна из наших лошадей потеряла подкову. Разразилась гроза, и я вместе с другими задержался, чтобы найти кузнеца в одной из следовавших сзади батарей. Наш собственный кузнец остался далеко позади, чтобы починить полевую кухню, у которой сломалась задняя ось.
Мы нашли кузнеца. Кое-кто из ребят дал нам хлеба, чаю, сигарет и сигаретной бумаги, и мы поехали в сгущавшиеся сумерки и в новую грозу. Лошади продолжали шарахаться из стороны в сторону, не различая пути.
Наконец через час мы вышли к тяжелым силуэтам орудий на краю дороги, отставших от части. Под дождем темные фигуры притулились у машин или лежали под ними странно выглядевшими грудами. Я нашел всех своих спутников лежавшими под деревьями. Они крепко спали, а лошади склонили головы на шею друг дружке. Между пятью и шестью утра мы вышли в назначенный для отдыха район на лугу, чуть выше одной из деревень. Подъем был в полдень, в четыре часа – в путь.
Четыре часа марша в мокрых ботинках. К вечеру стало прохладно. Дорога поднималась и опускалась при однообразном ландшафте, а издалека доносился шум стрельбы. У дороги виднелись воронки от бомб. К 2.20 мы свернули на участок, поросший травой.
Холодно и сыро при противном пронизывающем ветре. Мы набрали мокрого сена и соорудили палатку. У кого-то нашлась свеча. Теперь, когда мы влезли внутрь, неожиданно стало вполне уютно: четыре человека, удобно устроившихся в укрытии вокруг дружелюбного теплого света. Кто-то сказал: «Мы не забудем этот вечер», и все были согласны.
20 июля 1941 года. Сегодня ровно четыре недели. С тех пор, как мы пересекли границу Германии, преодолели 800 километров; после Кульма – 1250. На восемнадцатую ночь точное расстояние от пересечения дорог в Штанкене, где нас собрали для того, чтобы мы двинулись в направлении Граева и Осовца, равнялось 750 километрам.
Я сижу на скамейке у домика паромщика. Мы ждали остальных из нашей части, чтобы начать трудную переправу через Западную Двину, которую наша маленькая группа преодолевала верхом на лошадях в течение часа. Рассчитанный на груз в восемь тонн, аварийный мост с односторонним движением не мог пропустить весь поток переправляющихся.
У подножия крутого берега толпы военнопленных помогают строить второй мост. Босые люди, из числа гражданских, вымученно копошатся над обломками старого моста, перекрывшего маленькую реку. На переправу может быть затрачено немало часов; руки ста пятидесяти пленных, для того чтобы толкать, – в нашем распоряжении.
(Речь у Пабста идет о переправах у Уллы, где до последнего оборонялись бойцы и командиры 186-ой стрелковой дивизии, но под натиском 20-ой танковой дивизии Вермахта, поддержанной пехотой вынуждены были отступить. 150 пленных - очень не много для боев тех масштабов.)
Город Витебск весь в руинах. Светофоры повисли на трамвайных проводах, как летучие мыши. С ограды все еще улыбается лицо на киноафише. Население, большей частью женщины, деловито бродит между руин в поисках обуглившихся досок для костра или брошенной утвари. Некоторые улицы на окраинах остались неповрежденными, и то и дело как по волшебству встречается уцелевшая маленькая лачуга.
Некоторые девушки одеты довольно красиво, хотя иногда на них фуфайки, в руках авоськи, а ходят босыми и с узлом за спиной. Там были крестьяне из сельской местности. У них овчинные тулупы или ватные куртки, а на головах у женщин платки. На окраинах живут рабочие: бездельничающие молодые люди и женщины с наглыми физиономиями. Иногда поражаешься при виде человека с красивой формой головы, а потом уже замечаешь, как бедно он одет.
Приказ продолжить наш марш был отменен в последний момент. Мы остановились и ослабили упряжь. Затем, когда собирались уже задать лошадям четверть нормы овса, пришел новый приказ. Мы должны были выступить немедленно, двигаясь ускоренным маршем! Переправа для нас была очищена. Мы двинулись назад, сначала на юг, в главном направлении на Смоленск.
Марш оказался мирным, правда, по жаре и в пыли, но всего только на восемнадцать километров. Но после легкого дня перед этим напряжение и усталость заставили меня забыть о красотах ландшафта. Мы прикомандированы к пехотной дивизии, которая выдвигалась еще дальше на восток; и действительно, мы шагали днем и ночью и продолжаем шагать".

Временный мост и конные команды на пути в Полоцком направлении
Поселок с деревянными домами по дороге на Полоцком направлении. Так могла выглядеть и деревня Боровуха (деревенская ее часть) в то время
Немецкая походная кузница - фото сделан по дороге на Полоцком направлении.
Карта-схема из немецких боевых документов иллюстрирующая направления ударов 20-ой танковой дивизии. Переправы через Двину, что мы видим на фото были севернее устья реки Улла.
Улла в наши дни. Вид с моста.
Вид на Двину с моста у Уллы в наши дни.
Переправа через Двину в Улле тыловых частей Вермахта
Переправа через Двину в Улле тыловых частей Вермахта. Интересно отметить на фото прицепы тянет французский трофейный аэродромный тягач, который вероятно заглох и его вытягивает полугусеничный немецкий тягач. Между двумя тягачами виден сгоревший грузовик. Ситуация наводит на мысль, что мы видим процесс разгребания завалов после того как 2-ой батальон 508 го полка сжег 10 июля 1941 года 50 грузовиков 18-ой моторизованной дивизии немцев на переправах под Уллой и еще аэродром обстрелял, находившийся рядом.
Видим сгоревший грузовик - с него поснимали уже на запчасти все что можно. Ситуация наводит на мысль, что мы видим процесс разгребания завалов после того как 2-ой батальон 508 го полка сжег 10 июля 1941 года 50 грузовиков 18-ой моторизованной дивизии немцев на переправах под Уллой и еще аэродром обстрелял, находившийся рядом.
10. Что еще мог Видеть Пабст проходя через Уллу. Думаю подбитые танки 20-ой танковой дивизии вполне еще далеко не все успели убрать

Здесь под Уллой так же как и под Полоцком и Дисной разгорелись жаркие бои за переправы в начале июля.

"Еще 4 июля 1941 г. на КП командира 62-го стрелкового корпуса поступило донесение от командира 186-й стрелковой дивизии Бирюкова о том, что к реке Западная Двина к населенным пунктам Улла и Бешенковичи, а короче - на боевые позиции его дивизии движется громада механизированных частей 20-й танковой дивизии противника... В том же донесении указывалось о том, как эта танковая дивизия немцев, была уже остановлена нашими войсками у города Лепеля, а теперь получила задачу на форсирование Западной Двины и захвата на ней наших переправ. Но враг там не прошел. Он был остановлен на оборонительных рубежах дивизии Бирюкова тремя артиллерийскими дивизионами и некоторыми стрелковыми подразделениями. Но очень характерно отразить один факт, что немецкие вояки в тот день двигались от Лепеля на Уллу совершенно открытым порядком, даже с развернутыми знаменами, не организовывая и не выставляя никаких групп прикрытий. Вот тогда и была отбита у гитлеровцев наглая спесь ходить по чужой земле свободно и открыто, как у себя дома." - из воспоминаний полковника Крысова.

За беспечность наши артиллеристы жестоко наказали немцев.

Вот как вспоминает первый бой под Уллой Кариус Отто в "Тиграх в грязи":

"8 июля в нас попали. Мне впервые пришлось выбираться из подбитой машины.
Это произошло возле полностью сожженной деревни Улла. Наши инженерные части построили понтонный мост рядом со взорванным мостом через Двину. Именно там мы вклинились в позиции вдоль Двины.

Они вывели из строя нашу машину, как раз у края леса на другой стороне реки. Это произошло в мгновение ока. Удар по нашему танку, металлический скрежет, пронзительный крик товарища – и все! Большой кусок брони вклинился рядом с местом радиста. Нам не требовалось чьего-либо приказа, чтобы вылезти наружу.

И только когда я выскочил, схватившись рукой за лицо, в придорожном кювете обнаружил, что меня тоже задело. Наш радист потерял левую руку. Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепежные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд.

Мои выбитые зубы скоро оказались в мусорном ведре медпункта. Осколки, вонзившиеся мне в лицо, оставалась в нем до первых лучей солнца следующего дня и вышли сами собой – как и было предсказано.

Я двигался на попутках обратно на фронт. Горящие деревни указывали путь. Свою роту я встретил как раз перед Витебском. Горевший город окрашивал ночное небо в кроваво-красный цвет. После того как на следующий день мы взяли Витебск, у нас появилось ощущение, что война еще только начинается..."

В итоге в районе местечка Улла, на стыке между двумя нашим дивизиями 174-й и 186-й, противник, силами 3-й танковой группы сумел форсировать Западную Двину и ворваться на ее правый берег. Здесь бои за обладание берегом продолжались двое суток до 6 го июля 1941 года...
11 на карте отметил примерный путь Пабста и "Фрица-фотографа"
Завтра продолжу уже непосредственно про Полоцк...

Комментарии

Комментариев нет.