Продолжу тему "каким увидели Полоцк солдаты и офицеры немецких боевых частей", которые рвались к городу с разных сторон.

О многострадальной 86-ой пехотной дивизии Вермахта, которая с неимоверным трудом и огромными потерями прорвала Полоцкий укрепленный район в районе Матейково- Званое-Владычино-Белое (ныне Азино) я уже рассказывал в предыдущих постах.
Теперь обратим наш взгляд на южный сектор Полоцкого укрепрайона - на полосу наступления немецкой 6-ой пехотной дивизии. Здесь 6-ая ПД в ходе очередного генерального наступления на Полоцк готовилась нанести удар с юга на север через местечко Гомель (вдоль нынешней трассы Минск-Полоцк).
С утра 15-го июля 1941 года (напомню последний день обороны Полоцка) эта дивизия готовилась к штурму Полоцких ДОТов медленно и основательно.
Дело в том, что после решительного штурма наших ДОТов силами 18-ой моторизованной дивизии с 4 по 6 июля 1941 года в районе Фариново - Кутняны - Латышки, наши решительно контратаковали врага и отбросили его на исходные позиции. Задержка с контратакой была связана с тем, что части 174-ой дивизии еще только завершали сосредоточение в полосе обороны, подходя из мест выгрузки (Дретунь-Полоцта-Громы).
Кроме того, что наши силами 494-го полка отбросили немцев у Фариново, части 508-го полка занявшие оборону южнее решили не ограничиться обороной по обводу укрепрайона, а выдвинуть авангард от озера Усомля на реку Ушача к местечку Воронеч, что увеличивало глубину обороны с опорой на дополнительное естественное препятствие - реку.
Таким образом при подходе с юго-запада к нашим местам 6-ай пехотная дивизия натолкнулась на упорное сопротивление наших передовых частей по берегу Ушачи. Здесь используя тактику подвижной обороны: отходя от рубежа к рубежу, части 508 го стрелкового полка постепенно отходили к линии ДОТов, заставляя врага постоянно терять время при развертывании в боевые порядки и людей. 13-го июля 1941 года одновременно и совместно с остальными дивизиями 6-го, 23-го и 57-го корпусов (всего 5 пехотных и одна таковая дивизия Вермахта) немцы навалились на одну 174-ую советскую дивизию, оборонявшую Полоцк.
В ходе генерального наступления и штурма ДОТов 13-14 июля 1941 года в районе озер Усомля, Конаши, Гомель пехота 6-ой пехотной дивизии понесла потери не сумев вклиниться в боевые порядки нашего 508-го стрелкового полка и гарнизонов ДОТов из 43-го пульбата. Ситуацию усугубляло, то что местность здесь позволила советским военным инженерам применить большое количество капониров и полукапониров - сооружений фланкирующего огня. С фронта противник их обнаружить не может, так как их амбразуры смотрят не вперед, а по бокам (специально стараюсь писать на русском, а не на заумном ;).
Не раз мы уже прежде останавливались на подробном описании штурма ДОТов Полоцкого УРа у деревни Гомель (ныне на шоссе Полоцк - Минск), оставленным нам немецким бывшим батальонным врачом 2-го батальона 18 пехотного полка 6-й пехотной дивизии лейтенантом медицинской службы Генрихом Гаапе.
В своих воспоминаниях он пишет "К 2 часам утра (16-го июля 1941 года судя по тексту) прибыл связной-мотоциклист из штаба полка с сообщением , что наш батальон, который проложил путь всему 18 полку, до сих пор единственная пехотная часть, которой удался прорыв. Только на севере танковые части прорвали «линию Сталина» и прорвались уже далеко в русский тыл. Южнее нас рубеж еще держался».
Не хотелось бы снова повторяться и пересказывать дословно воспоминания "Генриха Гаапе - пишет он с некоторым пафосом как болельщик, болеющий, разумеется, за свою команду .
Вкратце постараюсь более менее объективно напомнить, что 6-ая пехотная дивизия не достигнув успеха в штурме 13-14 июля 1941 года, к утру 15 июля 1941 года сосредоточила все свои усилия на узком участке фронта у д. Гомель, стянув сюда все артиллерийские резервы: всего 38 артиллерийских батарей. Хочется подчеркнуть: не 38 орудий, а 38 батарей (в батарее 4 орудия = 152 орудия) калибра от противотанковых 37 мм, до полевых гаубиц 105 мм, пехотных тяжелых орудий 150мм, тяжелых зениток 88 мм, 210 мм мортир и даже одного осадного трофейного французского орудия 250 мм...
В части описания артподготовки длившейся час, дадим все таки слово Гаапе: "Грянул выстрел. Все напряженно смотрели на ДОТ. Снаряд почти попал в цель. Он лег все же на ширину рук выше, сдернув покрытие над амбразурой. Но этот выстрел «нашей» 88-мм зенитки был лишь одним из сотен. Гремело и трещало повсюду. Воздух над холмом мерцал, а земля вибрировала под ногами. Листва кустов дрожала от хлещущих ударов, пороховые газы клубились над высокой травой. Гром выстрелов шумел в воздухе, и лавина разрушения ворвалась в деревню Гомель и на оборонительные укрепления на другом берегу канала. Зенитки один в один посылали свои смертельно точные снаряды в амбразуры ДОТов. Сквозь адский гул доносился низкий голос «Толстой Лины», которая била по большому ДОТу слева от перешейка. Другие ДОТы находились под обстрелом 210-мм мортир, в то время как 105-мм полевые гаубицы, 150-мм пехотные орудия и дальнобойные 105-мм пушки накрывали плотным огнем занятую противником деревню Гомель и тыловые укрепления. Первые дома загорелись или взлетели в воздух. Деревня Гомель дом за домом систематически уничтожалась с карты Земли...
(если взглянуть на немецкое фото д. Гомель сделанное одним из тыловиков летом 1941 года

(фото 2) визуально деревня Гомель не так уж и пострадала - в словах Гаапе по моему больше пафоса..., прим. В.К.)
Непрерывно рычали наши тяжелые мортиры и посылали свои снаряды на ДОТы из бетона и стали. И то, что они все еще стоят, казалось мне чудом. Целый час била артиллерия тяжелейшим огнем по бастионам «Линии Сталина», а наша пехота ожидала, хорошо укрывшись от разрывов."

...Снаряды еще проносились над головами немецких штурмовых групп , когда солдаты 9-й и 10-й рот как можно быстрее выбежали с холма на граничащее с деревней Гомель ровное пространство. Через несколько минут они были в горящей деревне… До сих пор нам казалось, что все вражеские ДОТы повреждены. Но в действительности некоторые довольно хорошо перенесли обстрел и теперь взяли нас под обстрел… Темный дым тянулся из горящей деревни над перешейком… Мы держались подальше от улицы, так как ее вновь и вновь перечерчивали вражеские пулеметные очереди и винтовочные выстрелы... Жаркий перекрестный огонь из различных точек противоположного берега перекрывал весь перешеек. Лежащий левее и самый близкий к мосту большой ДОТ, которого мы больше всего опасались, стоял молчаливо и безжизненно. «Толстая Лина» хорошо делала свою работу. Однако правый ДОТ стрелял непрерывно и его поддерживали пулеметы чуть дальше в тылу лежащего на берегу озера ДОТа №3..."

Итак, если мы посетим у д. Гомель комплекс "поле ратной славы" с нашими ДОТами и прочтем Гаапе, то становится очевидно, что в результате артобстрела был уничтожен всего лишь один ДОТ
(№196 - см фото 1) , все остальные немцам пришлось брать как в Первую Мировую войну - с винтовкой на перевес идя на пулеметы. Попытка прикрыться дымовыми гранатами натолкнулась на то, что наши пулеметчики били по заранее пристрелянным рубежам, получая корректирующие команды из соседних сооружений.

Только подавляющее численное превосходство немцев в пехоте позволило вражескому штурму завершиться успешно. Дело в том, что Зыгин (командующий 174 ой стр. дивизией и всей обороны Полоцкого боевого участка) очень трепетно относился к своим уральцам и всеми силами старался их вывести из наметившегося окружения.

Если мы взглянем на карту по времени где то 13-15 июля 1941 года
(фото 3) то увидим, что на ней 508-ой полк отмечен дважды и на юге и на севере. Еще до приказа на отвод войск из Полоцка части 508-ого полка выводятся с южного сектора. Что греха таить, у меня сложилось впечатление из документов, что Зыгин спасал своих уральцев, прикрываясь гарнизонами укрепрайона и местных частей, впрочем и 494-ый и 508-ой полки, которые формировались на Урале к 15-му июля 1941 года уже более чем на половину состояли из наших местных: в состав 494-го полка были включены остатки сводных батальонов 17-ой стр. дивизии, а в состав 508-го --- части сводного полка 50-ой стр. дивизии...

Тем не менее ко времени начала штурма ДОТов у д. Гомель их обороняли только героические гарнизоны ДОТов, которые вынуждены были из своего состава выделять бойцов для полевого заполнения.

В итоге немцы навалившись силами целой дивизии на шесть ДОТов с гарнизоном численностью в роту, при помощи штурмовых групп с огнеметами сумели прорваться через оборонительный рубеж и устремились к Полоцку.

(У д. Гомель было, есть и будет всего шесть ДОТов, а, к слову, Гаапе пишет, что у д. Гомель немцы захватили 9 ДОТов... Немцев можно понять - к тому времени они считали что войну они уже выиграли и подвигов на всех не хватит - отсюда и преувеличения...)

Далее Гаапе пишет: "Почти все гарнизоны ДОТов, несмотря на безнадежное положение, сражались вплоть до смерти. Взято только несколько пленных. Наш батальон хорошо идет вперед . В 200 м перед Далецкие противник оказал сопротивление в одном хуторе. Артиллерийский огонь накрыл хутор и прилегающие строения, которые охватило пламя…"

К 13 часам немцы сумели осуществить прорыв южного фланга батальонного района обороны "Т" у деревни Гомель и "уничтожить 9 ДОТов" (правда их там всего 6-ть). После чего передовые части 6-ой пехотной дивизии через деревни Далецкие (на Суе, прим. В.К.) и деревню Заречка (уже в тылу укрепрайона, ныне не существует - место между шоссе на Минск и Заозерьем, прим. В.К.) маршем через густой лес устремились на Полоцк. В темноте леса наступила ночь, начался дождь. Немецкая пехота достигла высоты 62,0 (у д. Заречка
https://orda.of.by/.map/?55.348049,28.776339&m=rkka/13&poi=gb/h, прим. В.К. ) – цели наступления за день. Однако по достижения цели Нойхоф (к-р батальона) приказа на остановку не дал (надо было спешить, а то в Полоцк войдут другие части Вермахта и медальки достанутся другим. Прим. В.К.) Лишь в полночь Нойхоф дал солдатам 4 часа отдыха. К 2 часам утра прибыл связной-мотоциклист из штаба полка с сообщением , что только на севере танковые части прорвали «линию Сталина» и прорвались уже далеко в русский тыл...

В 4 утра немцы в месте прорыва продолжили марш на Полоцк. Недалеко от города у д. Черноручье и Бельчицы они попали под сосредоточенный огонь русских ДОТов - тех самых одних из самых первых в СССР ДОТов Белинского постройки 1927-1928 годов
(фото 4). Командир немецкого батальона спешил к Полоцку и самое главное к мостам. Главной задачей было захватить мосты неповрежденными (за то и медальки и почет будет). А тут два ДОТа. Пришлось пострелять в ответ и уклониться от боя - обойти ДОТы с востока по лесам и болотам, благо, советских полевых войск там уже не было - они отступили на другой берег Двины еще вчера (15-го июля).

Однако, судя по всему ДОТ Белинского, что у д. Бельчицы вскоре стал сильно досаждать новым подходившим немецким частям и те старательно стали лупить из своих противотанковых 37-мм "колотушек" в отверстие воздухозабора", что для ДОТа было как "слону дробина". В итоге гарнизоны ДОТов оставили в покое - никому не хотелось умирать на финише... По рассказам мирных жителей бойцы РККА с командирами посидели в ДОТах еще несколько дней (Полоцк был давно взят) и ночью взяв с собой оружие и боеприпасов сколько могли унести ушли из них на восток...

Но вернемся к немецкому передовому батальону спешащему к полоцким мостам: Обойдя последний перед полоцком рубеж с ДОТами они вышли к мостам.

А вот здесь я наталкиваюсь на нестыковку:
Мосты по советским документам были взорваны нашими саперами 15-го июля 1941 года при отходе наших из Полоцка. Взрывали их тогда, когда немецкие автоматчики уже лезли на них и вели огонь из автоматов по саперам и бойцам истребительного батальона.

Если же следовать описанию событий Гернихом Гаапе, то части 6-ой пехотной дивизии немцев подошли к южному берегу Двины у Полоцка лишь утром 16-го июля 1941 года, когда мосты уже были взорваны, а основная часть Полоцка была уже захвачена пехотой 86-ой пехотной дивизии Вермахта.

Возможно, что 15-го июля для захвата мостов был высажен немцами тактический десант, что в наших местах немцы предпринимали неоднократно и довольно часто (в ходе обороны полоцкого направления наши бойцы истребительных батальонов - ополченцы, довольно много их вылавливали и уничтожали)... Но скорее всего автоматчики, которые лезли на мосты были все таки из 86-ой немецкой пехотной дивизии и лезли они на мосты со стороны города с северного берега - тогда все сходится. А я как то ранее априори принимал, что выход немцев к мостам мог быть только с юга ;)...

Выйдя утром 16-го июля 1941 года на левый берег Двины немецкие солдаты 6-ой пехотной дивизии увидели еще дымящийся от пожаров, вызванных многодневными бомбардировками Полоцк
(см. Фото 6-7). Железнодорожный и стальной транспортный мосты были уже взорваны, а деревянный - был сожжен - он еще дымился
(см. Фото 5)

Комментарии

Комментариев нет.