👨💻 Удалённая работа – шаг к свободе или прыжок в неорганизованность?
Экономия денег или растрата нервов? О плюсах и минусах дистанционной работы читайте в интервью с профессором, доктором исторических наук Сергеем Новиковым. 👉 Вас перевели на удалённую работу из-за пандемии коронавируса? Какие впечатления?
– Сергей Валентинович, мы вместе со всем миром попробовали, что значит жить в режиме самоизоляции. Как преподаватель с большим стажем вы уже заметили, сколько в этом хорошего и сколько – плохого? – Сегодня действительно много говорят о так называемой удалёнке. Она вполне оправданна, когда речь идёт о чрезвычайных обстоятельствах, в которых все мы недавно оказались. Но сейчас речь идёт о сохранении данной формы организации труда в последующем. Идея пропагандируется телевидением. Члены Государственной Думы готовы подкрепить её законодательно.
– Почему?
– За сохранение удалёнки многие ратуют, исходя из того, что работник может, во-первых, экономить на проезде, питании, на одежде. Наконец, кто-то настаивает, что человек больше времени будет уделять семье, дому.
– Но ведь это действительно так.
– Давайте разберёмся с тезисом экономии. Согласитесь, что если мы на неё ссылаемся, то тем самым признаём – доходы граждан у нас очень невысоки. Посадив людей на удалёнку, мы вряд ли улучшим их благосостояние. Допустим, на билетах в общественном транспорте работник экономит в месяц около полутора – трёх тысяч рублей. На обедах (если сотрудник не носит их на работу в «туеске») – ещё от трёх до шести тысяч. Вроде бы можно сэкономить на деловом костюмчике, сменив его на халат… А теперь давайте сверим дебит с кредитом. Да, мы будем экономить на проезде. Зато, если останемся дома, придётся увеличить расходы на коммуналку. Ситуация с одеждой тоже не однозначна. Вряд ли отсутствие необходимости ездить на работу позволит вам не покупать зимние ботинки или ветровку. Ведь вам всё равно придётся ходить в магазины. Пусть не часто, но всё же посещать работу. Вам ещё нужно будет вести детей в детский сад. Если представить, что куртка, которая обычно изнашивалась за пять лет, начнёт носиться дольше, придётся смириться с тем, что через те же три года она вам не подойдёт по фасону или размеру, потеряет вид.
– Зато дом – это свобода. Никто не мешает, не вызывает каждые десять минут на ковёр к начальству.
– Знаете, большинство наших граждан занимают отнюдь не хоромы. Людям приходится жить со старшими родственниками, у кого-то есть дети. Многие просто снимают квартиры. Представьте себе – в одночасье вся эта жилплощадь превращается в рабочее место. Каково остальным? Сколько компьютеров должно быть в квартире? Какой тариф выбирать, чтобы всем можно было работать? А как сохранить в данных условиях здоровье семьи? Как объяснять детям, что мама или папа дома, но к ним подходить – нельзя. Сложности возникают и у работодателей с нормированием труда. Сколько часов реально должен трудиться работник, чтобы выполнить задание? Как наниматель будет осуществлять мониторинг? Неясным остаётся вопрос, кому будет принадлежать оборудование и его программное обеспечение. Кто вообще за всё это хозяйство будет отвечать?..
– Расскажите подробнее о дистанционном обучении. С какими проблемами здесь столкнулись педагоги, ученики и родители?
– Проблем оказалось много. Не только с программным компьютерным обеспечением. Детей в семье, допустим, трое, и у всех одновременно начинаются занятия. Как быть?.. Экономии на костюме здесь тоже не вышло. В рамках «дистанта» учителя и преподаватели вынуждены были сидеть перед экранами, облачившись в одежду, соответствующую требованиям. Я знаю, что, проведя уроки и прочитав лекции, педагогам потом приходилось допоздна работать в индивидуальном порядке, отвечая на вопросы и уточняя задание. И это при том, что существует норма (к сожалению, давно и часто нарушаемая) – 18 урочных часов в неделю в школе и 36 в вузе. На мой взгляд, удалённый урок не становится более эффективным или менее трудозатратным, чем обычное занятие в классе или в аудитории. Зато он создаёт у работодателя иллюзию простоты взаимозамещения сотрудников. Если говорить в общем, то я против того, чтобы центры деловой активности перемещались в спальные районы, напрягая и без того слабую и не приспособленную к таким поворотам инфраструктуру. Нельзя вообще под лозунгом добросердечия или модернизации производства прятать существующие сейчас проблемы. Эти проблемы обществу придётся всё равно решать. И как-то по-другому. Беседовала Вера КУЗИНА.
Газета "Четверг"
👨💻 Удалённая работа – шаг к свободе или прыжок в неорганизованность?
Экономия денег или растрата нервов?
О плюсах и минусах дистанционной работы читайте в интервью с профессором, доктором исторических наук Сергеем Новиковым.
👉 Вас перевели на удалённую работу из-за пандемии коронавируса? Какие впечатления?
– Сегодня действительно много говорят о так называемой удалёнке. Она вполне оправданна, когда речь идёт о чрезвычайных обстоятельствах, в которых все мы недавно оказались. Но сейчас речь идёт о сохранении данной формы организации труда в последующем. Идея пропагандируется телевидением. Члены Государственной Думы готовы подкрепить её законодательно.
– Почему?
– За сохранение удалёнки многие ратуют, исходя из того, что работник может, во-первых, экономить на проезде, питании, на одежде. Наконец, кто-то настаивает, что человек больше времени будет уделять семье, дому.
– Но ведь это действительно так.
– Давайте разберёмся с тезисом экономии. Согласитесь, что если мы на неё ссылаемся, то тем самым признаём – доходы граждан у нас очень невысоки. Посадив людей на удалёнку, мы вряд ли улучшим их благосостояние. Допустим, на билетах в общественном транспорте работник экономит в месяц около полутора – трёх тысяч рублей. На обедах (если сотрудник не носит их на работу в «туеске») – ещё от трёх до шести тысяч. Вроде бы можно сэкономить на деловом костюмчике, сменив его на халат… А теперь давайте сверим дебит с кредитом. Да, мы будем экономить на проезде. Зато, если останемся дома, придётся увеличить расходы на коммуналку. Ситуация с одеждой тоже не однозначна. Вряд ли отсутствие необходимости ездить на работу позволит вам не покупать зимние ботинки или ветровку. Ведь вам всё равно придётся ходить в магазины. Пусть не часто, но всё же посещать работу. Вам ещё нужно будет вести детей в детский сад. Если представить, что куртка, которая обычно изнашивалась за пять лет, начнёт носиться дольше, придётся смириться с тем, что через те же три года она вам не подойдёт по фасону или размеру, потеряет вид.
– Зато дом – это свобода. Никто не мешает, не вызывает каждые десять минут на ковёр к начальству.
– Знаете, большинство наших граждан занимают отнюдь не хоромы. Людям приходится жить со старшими родственниками, у кого-то есть дети. Многие просто снимают квартиры. Представьте себе – в одночасье вся эта жилплощадь превращается в рабочее место. Каково остальным? Сколько компьютеров должно быть в квартире? Какой тариф выбирать, чтобы всем можно было работать? А как сохранить в данных условиях здоровье семьи? Как объяснять детям, что мама или папа дома, но к ним подходить – нельзя. Сложности возникают и у работодателей с нормированием труда. Сколько часов реально должен трудиться работник, чтобы выполнить задание? Как наниматель будет осуществлять мониторинг? Неясным остаётся вопрос, кому будет принадлежать оборудование и его программное обеспечение. Кто вообще за всё это хозяйство будет отвечать?..
– Расскажите подробнее о дистанционном обучении. С какими проблемами здесь столкнулись педагоги, ученики и родители?
– Проблем оказалось много. Не только с программным компьютерным обеспечением. Детей в семье, допустим, трое, и у всех одновременно начинаются занятия. Как быть?.. Экономии на костюме здесь тоже не вышло. В рамках «дистанта» учителя и преподаватели вынуждены были сидеть перед экранами, облачившись в одежду, соответствующую требованиям. Я знаю, что, проведя уроки и прочитав лекции, педагогам потом приходилось допоздна работать в индивидуальном порядке, отвечая на вопросы и уточняя задание. И это при том, что существует норма (к сожалению, давно и часто нарушаемая) – 18 урочных часов в неделю в школе и 36 в вузе. На мой взгляд, удалённый урок не становится более эффективным или менее трудозатратным, чем обычное занятие в классе или в аудитории. Зато он создаёт у работодателя иллюзию простоты взаимозамещения сотрудников. Если говорить в общем, то я против того, чтобы центры деловой активности перемещались в спальные районы, напрягая и без того слабую и не приспособленную к таким поворотам инфраструктуру. Нельзя вообще под лозунгом добросердечия или модернизации производства прятать существующие сейчас проблемы. Эти проблемы обществу придётся всё равно решать. И как-то по-другому.
Беседовала Вера КУЗИНА.
#четвергстатья #газетачетверг #удаленнаяработа