Вслед за техническим перевооружением армии и флота естественным и логичным был переход от смешанной территориально-кадровой системы к единому кадровому принципу строительства наших вооружённых сил.

Ведь новая военная техника коренным образом изменила способы ведения войны, поставила своеобразные и сложные задачи в боевом использовании видов и родов войск и их взаимодействии в сражениях. Тут же кратковременные сборы были недостаточны, требовалось более продолжительное время, последовательное и систематическое военное обучение. Экономические возможности страны (ведь содержание кадровой армии стоило значительно дороже) позволяли осуществить этот переход.
Политбюро Ц К В К П (б) и правительство одобрили и утвердили предложения Реввоенсовета СССР о значительном увеличении числа кадровых дивизий. Этот процесс сопровождался увеличением численности Красной Армии. В 1933 году в ней было 885 тысяч человек, а к концу 1937 года — более полутора миллионов. Количество кадровых дивизий возросло в 10 раз, окончательный переход к кадровой системе комплектования и организации армии был завершён в 1939 году. К концу 1938 года были почти полностью переведены на кадровую систему стрелковые дивизии приграничных округов.
Переход на кадровый принцип комплектования войск совершался и по другой причине. Нам необходимо было находиться в постоянной высокой боевой готовности. Войска, комплектуемые по территориальному принципу, такой готовности обеспечить не могли. Основные империалистические государства начали развёртывать массовые кадровые армии, все больше средств бросая на подготовку к новой войне. Доля военных расходов в Японии за время с 1934 по 1938 год увеличивается с 43 до 70 процентов, Италии — с 20 до 52 процентов, Германии — почти в 3 раза, с 21 до 61 процента.
В 1935 году фашистская Италия захватила Абиссинию, в 1936 году Германия и Италия развернули интервенцию против республиканской Испании. Мы чувствовали, что начались не просто битвы и сражений одних стран против других, а глобальная схватка сил реакции и фашизма с силами демократии и социализма.
Те, которым сегодня больше пятидесяти, хорошо помнят, как, выполняя свой интернациональный долг, мы помогали законному правительству и народу Испанской республики всем, чем могли, — вооружением, продовольствием, медикаментами. Охваченные романтическим, революционным порывом, в Испанию отправлялись добровольцами лётчики, танкисты, артиллеристы, простые солдаты и видные военачальники.
Вообще для того времени был характерен большой внутренний подъём.
Если говорить о стране в целом, экономика, культура бурно развивались, жизнь заметно улучшилась, тысячи энтузиастов устанавливали трудовые рекорды.
В армии господствовало желание учиться, хорошо овладеть своим делом. Морально-политическим качеством войск можно было дать высокую оценку. Такой атмосфере способствовала огромная работа, проведённая партией с целью повышения общей культуры красноармейских масс, чрезвычайно развитая система обучения, изменение самого кадрового состава войск.

Комментарии