Интерьеры Зимнего дворца неоднократно меняли свой облик, отражая вкусы эпохи и личные представления правителей об идеальной резиденции.
Завораживающий своей красотой ансамбль залов парадной анфилады, которым сегодня любуются гости музея, полностью сложился в царствование Николая I. Известно об увлечении этого императора инженерным делом и архитектурой, и не удивительно, что с момента его восшествия на престол началось масштабное преображение дворцовых интерьеров. Николай I принимал непосредственное участие в этом процессе: лично рассматривал планы и чертежи, вносил предложения об улучшении. Особое внимание монарх обратил на залы, использовавшиеся для больших или высочайших выходов — торжественных шествий членов императорской фамилии со свитой, назначавшихся по случаю больших церковных праздников и важных событий. Каждый из интерьеров на этом пути создавался не только как блистательный фон для придворных церемоний, но и становился частью архитектурной программы, посвящённой политической и военной истории России. 13 апреля 1833 года Николай I распорядился о создании Петровского зала архитектором О. Р. Монферраном (1786–1858). Петровский зал посвящён памяти Петра I. Создание в главной резиденции мемориального зала в честь первого императора напоминало об истории страны, династии и подчёркивало идею преемственности власти. Среди парадных залов Петровский самый малый по размеру, но один из наиболее торжественных. Необычайно яркое колористическое решение соединяет в одном пространстве звучный аккорд красного, белого и золотого. Стены зала закрыты бордовым лионским бархатом, расшитым серебряной с позолотой нитью: вышит узор в виде герба Российской империи. Десять больших и двести сорок четыре малых двуглавых орла на стенах окружают вошедших. Все композиции с гербами заключены в вышитые драгоценными нитями прямоугольные бордюры, заполненные изображениями ветвей лавра с вензелями Петра I по углам. Потолок зала расписан многочисленными двуглавыми орлами, складывающимися в почти геометрические узоры. Их изображения уменьшаются в размере по мере приближения к вершине свода, визуально увеличивая высоту помещения. Центр убранства — расположенная напротив окон большая ниша с закруглённым сводом. В её глубине на возвышении из трёх ступеней в пышном архитектурном декоре располагается картина венецианского художника Якопо Амикони (1675–1752) «Пётр I с Минервой», созданная между 1732–1734 годами. Амикони написал это полотно после смерти Петра I, опираясь на существующие портреты. Монарх облачён «по-походному»: в камзол и высокие ботфорты, но облик дополняют царская мантия и парадная кираса со звездой и лентой ордена Андрея Первозванного, учреждённой Петром I высшей награды Российской империи. У его ног лежат книги, ствол пушки и барабаны — предметы, символизирующие знания и военную доблесть. Правителя сопровождает Минерва, богиня мудрости и войны, наук и ремёсел. Лёгким движением она указывает на дальний план, где видны море и флот. Завершает эту сцену изображение двух путти (крылатых малышей) в облаках над головой царя. Один из них держит золотой венец, другой готов возложить на голову Петра I большую императорскую корону. Все детали картины прославляют Петра I как великого царя, основателя Российской империи, заложившего основы её армии, флота и науки. По замыслу архитектора, установленный под картиной трон становился зримым воплощением идеи величия и могущества императорской власти. О мемориальном характере Петровского зала напоминают ещё два изображения в его убранстве. В декор верхней части северной и южной стены Монферран включил картины двух главных баталий Северной войны: сражения при деревне Лесной и Полтавской битвы. В центре каждой из композиций фигура Петра I. Дополняют убранство зала яркие цвета паркета из девяти ценных пород дерева, серебряные бра, торшеры и консоли. Столь насыщенное наполнение комнаты связано с её предназначением: Петровский зал планировался как Малый тронный. Наряду с большими выходами существовали малые выходы, связанные с не столь значимыми праздниками и воскресными днями. Если во время больших выходов процессия проходила всю парадную анфиладу к Большому тронному залу, то малые выходы имели короткий путь и завершались в Петровском зале. В официальных документах его название Малый тронный зал. Среди свидетельств о характере проходивших там церемоний акварель М.А. Зичи (1827–1906) «Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом» (1863 год). Поздравление монарха с наступившим Новым годом русским дипломатическим корпусом — событие камерное, с малым числом участников, происходит именно в Малом тронном зале. В изображениях видов парадной анфилады разных лет заметны изме- нения в декоре Петровского зала. Эти различия связаны с большим пожаром Зимнего дворца 29 декабря 1837 года. Пламя пылало три дня, после трагедии восстановлением резиденции руководил В.П.Стасов (1769–1848).В Петровском зале архитектор бережно сохранил замысел Монферрана, признавая совершенство его убранства. Последний раз облик Малого тронного зала изменился в 1856–1857 годах. После реформы российского герба Александром II архитектор А.И.Штакеншнейдер (1802–1865) создал рисунки с образцами нового вида двуглавых орлов для декора стен. Заказ на красную бархатную ткань и вышивку получила старинная лионская мануфактура Le Mire père & fils. Высокая цена работы окупила себя качеством: ткани и вышивка серебряной позолоченной нитью выдержали чистки, революцию и войны. Но за полтора столетия ткань сильно обветшала, и в 2012–2015 годах сотрудниками лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Эрмитажа была проведена реставрация тканого убранства Петровского зала. Старый бархат был заменён новым. Это стало возможным, так как в архиве лионской мануфактуры сохранился образец русского заказа XIX века, позволивший в точности воссоздать цвет и фактуру ткани Малого тронного зала. Все детали старинной вышивки были вручную очищены и перенесены реставраторами на новый бархат в строгом соответствии с первоначальным расположением. В зал вернулся яркий контраст цветов, отличительная черта его облика. Петровский или Малый тронный зал — уникальный ансамбль среди интерьеров Зимнего дворца, который и сегодня поражает гостей гармонией пропорций, роскошью драгоценных украшений и глубиной воплощённых замыслов. Автор —Анастасия Бурковская, методист научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа
Государственный Эрмитаж
Малый тронный (Петровский) зал
Интерьеры Зимнего дворца неоднократно меняли свой облик, отражая вкусы эпохи и личные представления правителей об идеальной резиденции.
Завораживающий своей красотой ансамбль залов парадной анфилады, которым сегодня любуются гости музея, полностью сложился в царствование Николая I. Известно об увлечении этого императора инженерным делом и архитектурой, и не удивительно, что с момента его восшествия на престол началось масштабное преображение дворцовых интерьеров. Николай I принимал непосредственное участие в этом процессе: лично рассматривал планы и чертежи, вносил предложения об улучшении. Особое внимание монарх обратил на залы, использовавшиеся для больших или высочайших выходов — торжественных шествий членов императорской фамилии со свитой, назначавшихся по случаю больших церковных праздников и важных событий. Каждый из интерьеров на этом пути создавался не только как блистательный фон для придворных церемоний, но и становился частью архитектурной программы, посвящённой политической и военной истории России. 13 апреля 1833 года Николай I распорядился о создании Петровского зала архитектором О. Р. Монферраном (1786–1858).
Петровский зал посвящён памяти Петра I. Создание в главной резиденции мемориального зала в честь первого императора напоминало об истории страны, династии и подчёркивало идею преемственности власти.
Среди парадных залов Петровский самый малый по размеру, но один из наиболее торжественных. Необычайно яркое колористическое решение соединяет в одном пространстве звучный аккорд красного, белого и золотого. Стены зала закрыты бордовым лионским бархатом, расшитым серебряной с позолотой нитью: вышит узор в виде герба Российской империи. Десять больших и двести сорок четыре малых двуглавых орла на стенах окружают вошедших. Все композиции с гербами заключены в вышитые драгоценными нитями прямоугольные бордюры, заполненные изображениями ветвей лавра с вензелями Петра I по углам. Потолок зала расписан многочисленными двуглавыми орлами, складывающимися в почти геометрические узоры. Их изображения уменьшаются в размере по мере приближения к вершине свода, визуально увеличивая высоту помещения. Центр убранства — расположенная напротив окон большая ниша с закруглённым сводом. В её глубине на возвышении из трёх ступеней в пышном архитектурном декоре располагается картина венецианского художника Якопо Амикони (1675–1752) «Пётр I с Минервой», созданная между 1732–1734 годами. Амикони написал это полотно после смерти Петра I, опираясь на существующие портреты. Монарх облачён «по-походному»: в камзол и высокие ботфорты, но облик дополняют царская мантия и парадная кираса со звездой и лентой ордена Андрея Первозванного, учреждённой Петром I высшей награды Российской империи. У его ног лежат книги, ствол пушки и барабаны — предметы, символизирующие знания и военную доблесть. Правителя сопровождает Минерва, богиня мудрости и войны, наук и ремёсел. Лёгким движением она указывает на дальний план, где видны море и флот. Завершает эту сцену изображение двух путти (крылатых малышей) в облаках над головой царя. Один из них держит золотой венец, другой готов возложить на голову Петра I большую императорскую корону. Все детали картины прославляют Петра I как великого царя, основателя Российской империи, заложившего основы её армии, флота и науки. По замыслу архитектора, установленный под картиной трон становился зримым воплощением идеи величия и могущества императорской власти.
О мемориальном характере Петровского зала напоминают ещё два изображения в его убранстве. В декор верхней части северной и южной стены Монферран включил картины двух главных баталий Северной войны: сражения при деревне Лесной и Полтавской битвы. В центре каждой из композиций фигура Петра I.
Дополняют убранство зала яркие цвета паркета из девяти ценных пород дерева, серебряные бра, торшеры и консоли. Столь насыщенное наполнение комнаты связано с её предназначением: Петровский зал планировался как Малый тронный. Наряду с большими выходами существовали малые выходы, связанные с не столь значимыми праздниками и воскресными днями. Если во время больших выходов процессия проходила всю парадную анфиладу к Большому тронному залу, то малые выходы имели короткий путь и завершались в Петровском зале. В официальных документах его название Малый тронный зал. Среди свидетельств о характере проходивших там церемоний акварель М.А. Зичи (1827–1906) «Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом» (1863 год). Поздравление монарха с наступившим Новым годом русским дипломатическим корпусом — событие камерное, с малым числом участников, происходит именно в Малом тронном зале.
В изображениях видов парадной анфилады разных лет заметны изме- нения в декоре Петровского зала. Эти различия связаны с большим пожаром Зимнего дворца 29 декабря 1837 года. Пламя пылало три дня, после трагедии восстановлением резиденции руководил В.П.Стасов (1769–1848).В Петровском зале архитектор бережно сохранил замысел Монферрана, признавая совершенство его убранства.
Последний раз облик Малого тронного зала изменился в 1856–1857 годах. После реформы российского герба Александром II архитектор А.И.Штакеншнейдер (1802–1865) создал рисунки с образцами нового вида двуглавых орлов для декора стен. Заказ на красную бархатную ткань и вышивку получила старинная лионская мануфактура Le Mire père & fils. Высокая цена работы окупила себя качеством: ткани и вышивка серебряной позолоченной нитью выдержали чистки, революцию и войны. Но за полтора столетия ткань сильно обветшала, и в 2012–2015 годах сотрудниками лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Эрмитажа была проведена реставрация тканого убранства Петровского зала. Старый бархат был заменён новым. Это стало возможным, так как в архиве лионской мануфактуры сохранился образец русского заказа XIX века, позволивший в точности воссоздать цвет и фактуру ткани Малого тронного зала. Все детали старинной вышивки были вручную очищены и перенесены реставраторами на новый бархат в строгом соответствии с первоначальным расположением. В зал вернулся яркий контраст цветов, отличительная черта его облика.
Петровский или Малый тронный зал — уникальный ансамбль среди интерьеров Зимнего дворца, который и сегодня поражает гостей гармонией пропорций, роскошью драгоценных украшений и глубиной воплощённых замыслов.
Автор —Анастасия Бурковская, методист научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа