Одна из главных архитектурных доминант, самое красивое место в городе — стрелка Васильевского острова — далеко не сразу обрела так хорошо знакомый всем облик. На протяжении трёх столетий стрелка и прилегающие к ней острова меняли свой облик. Какие-то здания сохранились и хорошо известны, что-то известно насовсем, а некоторые амбициозные проекты так и не были воплощены в жизнь. Представить Петербург XVIII века нам помогает видовая и архитектурная графика из фондов Эрмитажа. В начале XVIII века весь Васильевский остров принадлежал князю Меншикову, генерал-губернатору Петербурга. Однако уже в 1714 году Пётр отобрал свой подарок, раздав участки под застройку своим приближённым. На стрелке появляются дворцы аристократии вдоль берега Большой Невы и деловых людей вдоль берега Малой Невы со стороны торгового порта. Согласно первоначальному плану города, составленному Доменико Трезини, Васильевский остров должен был застраиваться кварталами, пересеченными каналами. Были определены размеры участков, обозначены площади и церкви, а также разработаны проекты типовых домов. Трезини застраивал набережную Большой Невы в сплошную линию, однако дома вдоль береговой линии располагал уступами. Пример трезиниевской застройки до сих пор сохраняется на набережной Лейтенанта Шмидта. Фантастический проект идеального города Жан-Батиста Леблона, окружившего город крепостными стенами, с центром на стрелке Васильевского острова, невозможно было осуществить. Когда Пётр I решил перенести административный центр города на Васильевский остров, на стрелке начал формироваться архитектурный ансамбль. Здание коллегий (министерств) было развёрнуто фасадом к главной площади города и должно было разделяться каналом (в створе нынешнего Большого проспекта). Канал завершался бассейном овальной формы, а за ним образовывалась главная площадь города, на ней предполагалось построить грандиозный собор. В коллекции Эрмитажа сохранился проект храма-ротонды, разработанный Николо Микетти. Необычное для православной храмовой архитектуры здание должно было быть 32 метра высотой и 21 метр в диаметре. Ни один из проектов храмов, представленных царю, не был осуществлён, канал также не был прорыт, а зданий коллегий было построено лишь двенадцать, их мы видим и сейчас. Площадь же перед коллегиями получила название Коллежской и уже в начале царствования Екатерины II была включена в план застройки стрелки Андрея Квасова, главы Комиссии о каменном строении, отвечавшей не только за регулярное строительство, но и за устройство гранитных набережных. На плане, хранящемся в Эрмитаже, обозначены линии намыва на восточной оконечности стрелки, чтобы придать ей более правильную геометрическую форму. Именно этот план навсегда определил полуциркульную форму Коллежской площади и сформировал участки под застройку вокруг неё. Центром её на ближайшие сто лет становится павильон Готторпского глобуса — уникального астрономического прибора, глобуса-планетария. После размещения в бывшем дворце царицы Прасковьи Фёдоровны Академии наук стрелка Васильевского острова становится научным центром. Неслучайно здесь, при Академии наук и на воде, возникает театр фейерверков, хорошо обозреваемый из Зимнего дворца. Бывали случаи, когда эти огненные развлечения приводили к пожарам. Так, библиотека Академии наук из пострадавшего от пожара дворца Прасковьи Фёдоровны была временно перенесена на противоположный берег мыса в арендованные дома Строгановых и Демидовых. В 1747 году сгорела башня Кунсткамеры, После размещения в бывшем дворце царицы Прасковьи Фёдоров- ны Академии наук стрелка Васильев- ского острова становится научным центром. Неслучайно здесь, при Ака- демии наук и на воде, возникает те- атр фейерверков, хорошо обозревае- мый из Зимнего дворца. Бывали случаи, когда эти огнен- ные развлечения приводили к пожа- рам. Так, библиотека Академии наук из пострадавшего от пожара дворца Прасковьи Фёдоровны была времен- но перенесена на противоположный берег мыса в арендованные дома Строгановых и Демидовых. В 1747 го- ду сгорела башня Кунсткамеры, первого музея, созданного Петром I, и на протяжении двухсот лет жители Петербурга её не видели. Башню восстановили лишь в 1947 году (архитектор Роберт Каплан-Ингель). В 1764 году театр фейерверков был разобран. На пустующее место на мысу обратила внимание Берг-коллегия. С 1725 года Монет- ный двор находился на территории Петропавловской крепости, где ему не хватало места. В 1767 году Берг-коллегия представляет прогрессивный проект Монетного двора на стрелке. Здание, представляющее в плане крепость, должно было занимать всю оконечность острова и уходить своими стенами в воду. Проект не был осуществлён, а вскоре о нём окончательно забыли. Здесь же, у стрелки, со стороны Малой Невы размещается торговый порт, потребовавший соответствующих построек, — Мытный двор (таможня), торговые лавки (Гостиный двор), склады и, в конце концов, биржа для проведения торговых операций. На месте несостоявшегося Монетного двора Кваренги в 1783 году начинает возводить здание Биржи. Созданная в духе классических построек Андреа Палладио, Биржа на берегу Невы вместе с Академией наук должна была напоминать набережные Венеции. Биржа Кваренги была доведена до крыши, но так и не окончена. К началу XIX века она естественным образом превратилась в руину и поросла молодыми деревьями. Тем не менее вопрос со строительством на этом месте Биржи не был закрыт: в 1804 году новое строительство начинает Жан-Франсуа Тома де Томон. Он расположил постройку по центральной оси течения Невы и предложил иное архитектурное оформление намыва. Так появляются ростральные колонны и полукруглый гранитный спуск. На долгие десятилетия стрелка обретает привычный нам вид, до тех пор, пока не будут возведены постоянные мосты через Большую и Малую Неву. Автор — Екатерина Орехова, хранитель фонда архитектурной графики, отдел Западноевропейского изобразительного искусства
Государственный Эрмитаж
Невоплощённый Петербург
Одна из главных архитектурных доминант, самое красивое место в городе — стрелка Васильевского острова — далеко не сразу обрела так хорошо знакомый всем облик.
На протяжении трёх столетий стрелка и прилегающие к ней острова меняли свой облик. Какие-то здания сохранились и хорошо известны, что-то известно насовсем, а некоторые амбициозные проекты так и не были воплощены в жизнь. Представить Петербург XVIII века нам помогает видовая и архитектурная графика из фондов Эрмитажа.
В начале XVIII века весь Васильевский остров принадлежал князю Меншикову, генерал-губернатору Петербурга. Однако уже в 1714 году Пётр отобрал свой подарок, раздав участки под застройку своим приближённым. На стрелке появляются дворцы аристократии вдоль берега Большой Невы и деловых людей вдоль берега Малой Невы со стороны торгового порта. Согласно первоначальному плану города, составленному Доменико Трезини, Васильевский остров должен был застраиваться кварталами, пересеченными каналами. Были определены размеры участков, обозначены площади и церкви, а также разработаны проекты типовых домов.
Трезини застраивал набережную Большой Невы в сплошную линию, однако дома вдоль береговой линии располагал уступами. Пример трезиниевской застройки до сих пор сохраняется на набережной Лейтенанта Шмидта. Фантастический проект идеального города Жан-Батиста Леблона, окружившего город крепостными стенами, с центром на стрелке Васильевского острова, невозможно было осуществить.
Когда Пётр I решил перенести административный центр города на Васильевский остров, на стрелке начал формироваться архитектурный ансамбль. Здание коллегий (министерств) было развёрнуто фасадом к главной площади города и должно было разделяться каналом (в створе нынешнего Большого проспекта). Канал завершался бассейном овальной формы, а за ним образовывалась главная площадь города, на ней предполагалось построить грандиозный собор.
В коллекции Эрмитажа сохранился проект храма-ротонды, разработанный Николо Микетти. Необычное для православной храмовой архитектуры здание должно было быть 32 метра высотой и 21 метр в диаметре. Ни один из проектов храмов, представленных царю, не был осуществлён, канал также не был прорыт, а зданий коллегий было построено лишь двенадцать, их мы видим и сейчас. Площадь же перед коллегиями получила название Коллежской и уже в начале царствования Екатерины II была включена в план застройки стрелки Андрея Квасова, главы Комиссии о каменном строении, отвечавшей не только за регулярное строительство, но и за устройство гранитных набережных.
На плане, хранящемся в Эрмитаже, обозначены линии намыва на восточной оконечности стрелки, чтобы придать ей более правильную геометрическую форму. Именно этот план навсегда определил полуциркульную форму Коллежской площади и сформировал участки под застройку вокруг неё. Центром её на ближайшие сто лет становится павильон Готторпского глобуса — уникального астрономического прибора, глобуса-планетария.
После размещения в бывшем дворце царицы Прасковьи Фёдоровны Академии наук стрелка Васильевского острова становится научным центром. Неслучайно здесь, при Академии наук и на воде, возникает театр фейерверков, хорошо обозреваемый из Зимнего дворца.
Бывали случаи, когда эти огненные развлечения приводили к пожарам. Так, библиотека Академии наук из пострадавшего от пожара дворца Прасковьи Фёдоровны была временно перенесена на противоположный берег мыса в арендованные дома Строгановых и Демидовых. В 1747 году сгорела башня Кунсткамеры, После размещения в бывшем дворце царицы Прасковьи Фёдоров- ны Академии наук стрелка Васильев- ского острова становится научным центром. Неслучайно здесь, при Ака- демии наук и на воде, возникает те- атр фейерверков, хорошо обозревае- мый из Зимнего дворца.
Бывали случаи, когда эти огнен- ные развлечения приводили к пожа- рам. Так, библиотека Академии наук из пострадавшего от пожара дворца Прасковьи Фёдоровны была времен- но перенесена на противоположный берег мыса в арендованные дома Строгановых и Демидовых. В 1747 го- ду сгорела башня Кунсткамеры, первого музея, созданного Петром I, и на протяжении двухсот лет жители Петербурга её не видели. Башню восстановили лишь в 1947 году (архитектор Роберт Каплан-Ингель).
В 1764 году театр фейерверков был разобран. На пустующее место на мысу обратила внимание Берг-коллегия. С 1725 года Монет- ный двор находился на территории Петропавловской крепости, где ему не хватало места. В 1767 году Берг-коллегия представляет прогрессивный проект Монетного двора на стрелке. Здание, представляющее в плане крепость, должно было занимать всю оконечность острова и уходить своими стенами в воду. Проект не был осуществлён, а вскоре о нём окончательно забыли.
Здесь же, у стрелки, со стороны Малой Невы размещается торговый порт, потребовавший соответствующих построек, — Мытный двор (таможня), торговые лавки (Гостиный двор), склады и, в конце концов, биржа для проведения торговых операций.
На месте несостоявшегося Монетного двора Кваренги в 1783 году начинает возводить здание Биржи. Созданная в духе классических построек Андреа Палладио, Биржа на берегу Невы вместе с Академией наук должна была напоминать набережные Венеции. Биржа Кваренги была доведена до крыши, но так и не окончена. К началу XIX века она естественным образом превратилась в руину и поросла молодыми деревьями. Тем не менее вопрос со строительством на этом месте Биржи не был закрыт: в 1804 году новое строительство начинает Жан-Франсуа Тома де Томон. Он расположил постройку по центральной оси течения Невы и предложил иное архитектурное оформление намыва. Так появляются ростральные колонны и полукруглый гранитный спуск. На долгие десятилетия стрелка обретает привычный нам вид, до тех пор, пока не будут возведены постоянные мосты через Большую и Малую Неву.
Автор — Екатерина Орехова, хранитель фонда архитектурной графики, отдел Западноевропейского изобразительного искусства