К истории строительства и реставрации. Восстановление после пожара 1837 г. В декабре 1837 г. разрушительный пожар, длившийся более суток, почти полностью уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. В пожаре погибли интерьеры Ф. Б. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферрана, К.И. Росси. Погибла и лестница.
Пожар Зимнего дворца 17 декабря 1837 г. Пьер Мари Жозеф Верне, Россия, Санкт-Петербург, 1838 г.
Согласно повелению Николая I парадную часть дворца надлежало восстановить "в прежнем виде". Работами по восстановлению, длившимися немногим более года, руководили архитекторы В. П. Стасов и А.П. Брюллов. Стасов на лестнице в общих чертах сохранил замысел Растрелли и повторил основную композицию, однако внес некоторые изменения. Была частично восстановлена прежняя отделка стен, кое-где в подражание барочному стилю созданы новые орнаменты. Вместо легких розовых колонн на верхней площадке установили монолитные колонны из серого сердобольского гранита, вместо резных золоченых балясин поставили мраморную балюстраду, цветовая композиция пространства лестницы была решена гармоничным сочетанием золотых и белых тонов.
Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон XVIII в. с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка. Новый плафон оказался несколько меньше старого, и оставшееся пространство художник Соловьев расписал по эскизам Стасова "сходно прежнему стилю, в каком была лестница". Мраморные статуи Антиноя и Дианы, украшающие нишу, были взяты из Летнего дворца, из привезенных при Петре I из Италии скульптур, а статуя "Власть" работы неизвестного мастера XVIII в. для центральной ниши - из Таврического дворца. На втором ярусе разместили аллегорические фигуры, отразившие идеологию империи той эпохи, олицетворяющие Мудрость и Правосудие (скульптор А. И. Теребенев) и Величие и Изобилие (скульптор Н. А. Устинов).
Олимп (плафон). Фрагмент Гаспаро Дициани Италия, 1757-1759 Для освещения после пожара были использованы кинкеты - масляные лампы, названные по имени парижского аптекаря Антуана Кинкета. Во второй половине XVIII в. он изобрел так называемый стеклянный камин, который подвешивался на стену. Источник света не давал тени от емкости, благодаря чему освещение было достаточно ярким. Вполне возможно, что изобретение Кинкета использовалось для освещения лестницы и до пожара, но достоверные сведения на этот счет отсутствуют.
Памятная медаль для участников восстановления Зимнего дворца после пожара 1837 г. Медальер А. И. Губе Россия,1839 (?)
И вновь величественный интерьер лестницы засиял характерным для блистательного ХVIII в. великолепием.
Виды залов Зимнего дворца. Парадная лестница К.А.Ухтомский Россия, 1860-е гг. #ПожарЗимнийДворец
Государственный Эрмитаж
Иорданская лестница Зимнего дворца.
К истории строительства и реставрации.
Восстановление после пожара 1837 г.
В декабре 1837 г. разрушительный пожар, длившийся более суток, почти полностью уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. В пожаре погибли интерьеры Ф. Б. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферрана, К.И. Росси. Погибла и лестница.
Пьер Мари Жозеф Верне,
Россия, Санкт-Петербург, 1838 г.
Согласно повелению Николая I парадную часть дворца надлежало восстановить "в прежнем виде". Работами по восстановлению, длившимися немногим более года, руководили архитекторы В. П. Стасов и А.П. Брюллов. Стасов на лестнице в общих чертах сохранил замысел Растрелли и повторил основную композицию, однако внес некоторые изменения. Была частично восстановлена прежняя отделка стен, кое-где в подражание барочному стилю созданы новые орнаменты. Вместо легких розовых колонн на верхней площадке установили монолитные колонны из серого сердобольского гранита, вместо резных золоченых балясин поставили мраморную балюстраду, цветовая композиция пространства лестницы была решена гармоничным сочетанием золотых и белых тонов.
Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон XVIII в. с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка. Новый плафон оказался несколько меньше старого, и оставшееся пространство художник Соловьев расписал по эскизам Стасова "сходно прежнему стилю, в каком была лестница". Мраморные статуи Антиноя и Дианы, украшающие нишу, были взяты из Летнего дворца, из привезенных при Петре I из Италии скульптур, а статуя "Власть" работы неизвестного мастера XVIII в. для центральной ниши - из Таврического дворца. На втором ярусе разместили аллегорические фигуры, отразившие идеологию империи той эпохи, олицетворяющие Мудрость и Правосудие (скульптор А. И. Теребенев) и Величие и Изобилие (скульптор Н. А. Устинов).
Гаспаро Дициани
Италия,
1757-1759
Для освещения после пожара были использованы кинкеты - масляные лампы, названные по имени парижского аптекаря Антуана Кинкета. Во второй половине XVIII в. он изобрел так называемый стеклянный камин, который подвешивался на стену. Источник света не давал тени от емкости, благодаря чему освещение было достаточно ярким. Вполне возможно, что изобретение Кинкета использовалось для освещения лестницы и до пожара, но достоверные сведения на этот счет отсутствуют.
Зимнего дворца после пожара 1837 г.
Медальер А. И. Губе
Россия,1839 (?)
И вновь величественный интерьер лестницы засиял характерным для блистательного ХVIII в. великолепием.
К.А.Ухтомский
Россия, 1860-е гг.
#ПожарЗимнийДворец