31-й особый отдельный дивизион бронепоездов (31 ооднбп) — формирование (воинская часть особый отдельный дивизион) автобронетанковых войск, позднее БТиМВ РККА, в период Великой Отечественной войны.

Первый в мире дивизион броневых поездов, который вскоре после сформирования получил на вооружение реактивную артиллерию в виде пусковых установок для реактивных снарядов М-8-24. Именно из-за этого дивизион получил в наименование прилагательное «особый».
В действующей армии с 1 мая 1942 года по 9 мая 1945 года. Дивизион бронепоездов прошёл боевой путь от Волги до Одера, закончив его под Берлином.
Полное действительное наименование воинской части, по окончании войны — 31-й особый отдельный Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион броневых поездов.
Дивизион бронепоездов сформирован в городе Горьком 21 февраля 1942 года. В него попали и некоторые бойцы, служившие до этого на бронепоезде № 46.
В 31-й дивизион бронепоездов входили штаб дивизиона (чёрный паровоз С-179, броневая дрезина БД-39, специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня, жилые), и подразделения: горьковский и муромский именные броневые поезда, «№ 1 — Козьма Минин» и «№ 2 — Илья Муромец». По конструкции бронепоезда № 1 и 2 аналогичны — состояли из бронепаровоза (Ок № 139 и Ов № 4635 соответственно, броня закалённая, на Ок 30 — 45 мм, на Ов 30 мм) двух артиллерийских бронеплощадок (№ 847, № 848 и № 873, № 874 соответственно, броня закалённая 45 мм, вооружение каждой — две 76-мм пушки Ф-34 в башнях танков Т-34 и 6 пулемётов ДТ) и двух площадок ПВО № 891, 892 на каждой по 2 76-мм зенитные пушки Лендера и 2 пусковых установки М-8-24 реактивных снарядов М-8 или № 849, 850, на каждой по 2 25-мм зенитки и 2 пусковых установки М-8-24 реактивных снарядов М-8).
Автопарк дивизиона бронепоездов включал два броневых автомобиля БА-20 (возможно специальных железнодорожных), три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1 и две — ГАЗ-64. Личный состав дивизиона бронепоездов вместе с приданной десантно-миномётной ротой — 335 человек.
Особенность бронепоездов дивизиона — использование реактивной артиллерии, отсюда прилагательное «Особый».
20 августа 1945 г. дивизион передислоцировали на станцию Барановичи, где он вошел в состав Барановичского ВО. Здесь на основании директивы Генерального Штаба № орг/1/106 от 06.05.1946 г. 31-й особый дивизион бронепоездов расформировали к 15 июля 1946 г.
#ВБ #История #Календарь #РЖД #ооднбп31 #БТиМВ #РККА #НКВД #Память

31-й особый отдельный дивизион бронепоездов (31 ооднбп) — формирование (воинская часть особый отдельный дивизион) автобронетанковых войск, позднее БТиМВ РККА, в период Великой Отечественной войны. - 967135959975

Комментарии

Комментариев нет.