22 янв 2019
ИСТОРИЯ ОДНОГО МЕСТА
Галина ШАНГИТОВА
В минувшее воскресенье работники Кыштымского историко-революционного музея совместно с краеведами клуба «Тихое зимовье» провели очередную экскурсию в формате «История одного места». Объектом познавательного события стало уникальное, всем известное здание бывшей женской гимназии по улице Республики…
Фото из интернета
К сожалению, побывать во всех бывших классах, учительских кабинетах и других помещениях бывшего образовательного учреждения не удалось. Здание, которому уже больше века, находится в аварийном состоянии, и вход в левое крыло перекрыт. Но ощутить дух российского образования начала XX века присутствующие (а их было порядка восьмидесяти человек), смогли. В этом им помогли не только фотоэкспозиции и экспонаты того времени, но и яркий выразительный рассказ об истории прогимназии краеведа Елены Реннер. А её рассказ дополнили живые, эмоциональные воспоминания Евгении Николаевны Серебряковой, выпускницы этой гимназии. Но об этом чуть позже.
В первую очередь кыштымцы и гости города посетили выставку акварели художника и педагога Натальи Бабушкиной.
К сожалению, побывать во всех бывших классах, учительских кабинетах и других помещениях бывшего образовательного учреждения не удалось. Здание, которому уже больше века, находится в аварийном состоянии, и вход в левое крыло перекрыт. Но ощутить дух российского образования начала XX века присутствующие (а их было порядка восьмидесяти человек), смогли. В этом им помогли не только фотоэкспозиции и экспонаты того времени, но и яркий выразительный рассказ об истории прогимназии краеведа Елены Реннер. А её рассказ дополнили живые, эмоциональные воспоминания Евгении Николаевны Серебряковой, выпускницы этой гимназии. Но об этом чуть позже.
В первую очередь кыштымцы и гости города посетили выставку акварели художника и педагога Натальи Бабушкиной.
Автор рассказала о своей любви к акварели, сложной не только и не столько в исполнении, сколько в самом понимании: к какому же жанру эта техника относится – живописи или графике? Поделилась предпочтениями: её любимые темы – море и деревянная архитектура. Выделила основные этапы создания картины.
Наталья Владимировна подсказала, какие акварельные краски лучшие, какая бумага и кисти предпочтительнее, как правильно хранить картины. Словом, щедро делилась своими профессиональными секретами, что не так уж и часто встречается среди творческих людей. И пригласила всех на 15-летний юбилей студии «Ренессанс», который состоится 28 февраля в ДК Победа.
Экскурсия по гимназии началась с истории её создания. Это красивейшее здание построено в 1907 году.
Наталья Владимировна подсказала, какие акварельные краски лучшие, какая бумага и кисти предпочтительнее, как правильно хранить картины. Словом, щедро делилась своими профессиональными секретами, что не так уж и часто встречается среди творческих людей. И пригласила всех на 15-летний юбилей студии «Ренессанс», который состоится 28 февраля в ДК Победа.
Экскурсия по гимназии началась с истории её создания. Это красивейшее здание построено в 1907 году.
- Некоторые факты немного противоречивы, - говорит Елена Реннер, - потому что из книги в книгу перекочёвывает информация, которая отличается тем, что в одном случае автором здания назван земский техник И.М.Ушаков, а в другом – архитектор Н.М.Ушаков. Поэтому справедливо будет назвать этого выдающегося человека - проектант. Проектировщик.
Гимназия была построена на берегу речки. Когда начинался паводок, и вода разливалась, то подступала к самому крыльцу. Но вот уже 112-й год эта архитектурная достопримечательность стоит твёрдо и величаво, без перекосов. Почему? Потому что строители, понимая, к чему может привести близость крупного здания с речкой, поставили здание на скале. Подвалов в гимназии нет и не было. Здание двухэтажное, из красного кирпича. Толщина стен – 80 см.
Его композиция основана на многократном повторении больших арочных оконных проемов. Первый и второй этажи не имеют качественный отличий, лишь разные по высоте окна и формы арок. Декоративные детали, оформляющие арки и карнизы, мельчают к верху здания, придавая фасадам ощущение зыбкости. Строгие ряды окон с фигурной кирпичной кладкой придают ему изысканность. Между первым и вторым этажами есть отверстия, продушины, летом всё проветривается, зимой они закрываются.
Гимназия была построена на берегу речки. Когда начинался паводок, и вода разливалась, то подступала к самому крыльцу. Но вот уже 112-й год эта архитектурная достопримечательность стоит твёрдо и величаво, без перекосов. Почему? Потому что строители, понимая, к чему может привести близость крупного здания с речкой, поставили здание на скале. Подвалов в гимназии нет и не было. Здание двухэтажное, из красного кирпича. Толщина стен – 80 см.
Его композиция основана на многократном повторении больших арочных оконных проемов. Первый и второй этажи не имеют качественный отличий, лишь разные по высоте окна и формы арок. Декоративные детали, оформляющие арки и карнизы, мельчают к верху здания, придавая фасадам ощущение зыбкости. Строгие ряды окон с фигурной кирпичной кладкой придают ему изысканность. Между первым и вторым этажами есть отверстия, продушины, летом всё проветривается, зимой они закрываются.
Лариса Горбунова, одна из участниц экскурсии
В здании было печное отопление. Обшитый короб на заднем плане – тоже бывшая печка.
В каждом классе была печь, но топка, из которой подавалось тепло, находилась в коридоре. Когда уже в наши дни, провели центральное отопление, все печные отверстия заделали, забелили. (Кстати, в здании сейчас очень тепло!)
Первый этаж, где мы все находились сначала, высотой четыре метра. Елена Евгеньевна обратила наше внимание на потолок. Он устроен по типу «Монье» (называют еще «своды Монье» - в честь французского изобретателя 19 века).
В здании было печное отопление. Обшитый короб на заднем плане – тоже бывшая печка.
В каждом классе была печь, но топка, из которой подавалось тепло, находилась в коридоре. Когда уже в наши дни, провели центральное отопление, все печные отверстия заделали, забелили. (Кстати, в здании сейчас очень тепло!)
Первый этаж, где мы все находились сначала, высотой четыре метра. Елена Евгеньевна обратила наше внимание на потолок. Он устроен по типу «Монье» (называют еще «своды Монье» - в честь французского изобретателя 19 века).
Потолок выложен из кирпича, которые опираются на стальные или железные рельсы, а заполнения пролетной части выполнялось из кирпича по кружалам.
К слову сказать, под этими сводами, даже при таком скоплении людей не нужен микрофон. Здесь замечательная акустика.
Мы поднялись на второй этаж по одной из парадных лестниц 1907 года, ступени которой выполнены из натурального камня, гранита.
К слову сказать, под этими сводами, даже при таком скоплении людей не нужен микрофон. Здесь замечательная акустика.
Мы поднялись на второй этаж по одной из парадных лестниц 1907 года, ступени которой выполнены из натурального камня, гранита.
За всю свою почти столетнюю биографию зданию ни разу не пришлось изменить своему предназначению — быть вместилищем знаний. Почему ПРОгимназия? Так называлось четырёхклассное учебное заведение, соответствовавшее младшим классам гимназии.
Посетители увидели подвох на снимке. Это гимназия находилась не в Кыштыме. Похожее архитектурное сооружение было в Екатеринбурге.
Начальницей кыштымской гимназии стала Е. С. Толкачева, которая, преподавала будущим хозяйкам уроки домоводства. Одна из первых учительниц была дочь управляющего заводами Павла Михайловича Карпинского - Варвара Павловна.
В первом наборе было 138 девушек из привилегированного общества: дочери дворян, духовенства, зажиточных и состоятельных людей из окрестных городов и даже из Екатеринбурга. При гимназии было бесплатное общежитие, в котором жили иногородние ученицы.
У девушек была гимназическая форма. Платья были закрытые, «глухие», одноцветные, самого простого покроя. Для посещения гимназии у них было предусмотрена обязательная форма для ежедневного посещения - коричневое шерстяное платье и фартук чёрного цвета. Необходимо было содержать платье в чистоте, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника. Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. Вобщем, и у нас, в советской школе соблюдалась почти такая же форма. По ней сейчас многие ностальгируют. В парадной форме гимназистки посещали церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.
Начальницей кыштымской гимназии стала Е. С. Толкачева, которая, преподавала будущим хозяйкам уроки домоводства. Одна из первых учительниц была дочь управляющего заводами Павла Михайловича Карпинского - Варвара Павловна.
В первом наборе было 138 девушек из привилегированного общества: дочери дворян, духовенства, зажиточных и состоятельных людей из окрестных городов и даже из Екатеринбурга. При гимназии было бесплатное общежитие, в котором жили иногородние ученицы.
У девушек была гимназическая форма. Платья были закрытые, «глухие», одноцветные, самого простого покроя. Для посещения гимназии у них было предусмотрена обязательная форма для ежедневного посещения - коричневое шерстяное платье и фартук чёрного цвета. Необходимо было содержать платье в чистоте, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника. Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. Вобщем, и у нас, в советской школе соблюдалась почти такая же форма. По ней сейчас многие ностальгируют. В парадной форме гимназистки посещали церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.
Обязательными предметами для гимназисток XIX-XХ веков были: арифметика, основы геометрии, чистописание, история, география, русский язык и литература, Закон Божий, рукоделие, гимнастика.
История учебного заведения связана с именем талантливого педагога Дмитрия Трифоновича Утушкина, автора оригинальных учебных пособий по арифметике, алгебре, русскому языку. Его учебник 1913 года «Записки по грамматике (этимология и синтаксис)» имеется в фондах городского музея. На обложке указана даже цена учебника — 30 копеек.
На уроках русского и литературы особенное внимание уделялось искусству выражать собственные мысли – не только грамотно, но и последовательно, а по возможности – и красиво.
Закон Божий преподавал протоирей Константин Пьянков. На занятиях девушки подробно изучали биографии святых, в особенности – женщин.
История учебного заведения связана с именем талантливого педагога Дмитрия Трифоновича Утушкина, автора оригинальных учебных пособий по арифметике, алгебре, русскому языку. Его учебник 1913 года «Записки по грамматике (этимология и синтаксис)» имеется в фондах городского музея. На обложке указана даже цена учебника — 30 копеек.
На уроках русского и литературы особенное внимание уделялось искусству выражать собственные мысли – не только грамотно, но и последовательно, а по возможности – и красиво.
Закон Божий преподавал протоирей Константин Пьянков. На занятиях девушки подробно изучали биографии святых, в особенности – женщин.
Преподаватели со своими воспитанницами.
А ещё воспитанниц учили хорошим манерам, танцам, игре на пианино и домоводству.
В гимназии работал врачом Бухвостов Алексей Константинович. Попечителем гимназии был Б. Соловьев, владелец фермы по выращиванию новых сортов зерна в Кыштымском районе. На его усадьбе девушки проходили сельскохозяйственную практику.
Именно при гимназии была создана первая в городе библиотека, в которой было порядка 200 книг - религиозного и светского содержания.
Кыштымскую женскую гимназию успешно окончили несколько сотен девушек.
После Октябрьской революции здесь была открыта школа второй ступени - девятилетка, которая готовила учителей начальных классов. В 1933 году школа была преобразована в педагогическое училище, в котором открылось ещё и отделение немецкого языка.
После революции форму упразднили, ей уже не уделялось внимание, и учащиеся ходили в повседневной одежде. Главной целью было —обучить грамоте детей крестьян, рабочих и служащих.
В педучилище преподавали русский язык, литературу, физкультуру, чистописание, военное дело, естествознание, географию, пение и рисование. При училище действовала и начальная школа, которая располагалась на втором этаже. Там же студенты проходили практику.
В кыштымском педучилище учились как местные, так и иногородние. Для иногородних студентов было общежитие. Из воспоминаний Устиновой (до замужества Сафонова) Валентины Николаевны: «Деньги хранились в сейфе, выдавали нам их на неделю, на еду. Однажды всей комнатой в общежитии ели олябушки картофельные, высланные моей мамой из Тюбука с обозом в Кыштым. Черви в них завелись, пока телега шла в Кыштым. Девчата старше убрали всех личинок, промыли, и пожарили на сковороде с маслом и луком... Тяжело было… Я была старостой общежития, училась хорошо, легко, была активисткой курса, ходила в литературный кружок, где и познакомилась с Лаптевым Лёней и Аношкиным Михаилом, будущим писателем, литработником... Помню, как Аношкин прекрасно писал, легко, его всегда хвалили. Было в нём и не большое превосходство над всеми, в том числе и над моими сочинениями».
Леонид Васильевич Лаптев после окончания педучилища успел проработать только год с небольшим, - ушел на фронт добровольцем. Погиб в 1942 году. Также не вернулась с фронта выпускница училища Юлия Ичева, она погибла в 1943 году.
В сентябре 1942 года в Кыштымское педучилище приезжает эвакуированный из Ленинграда педагогический институт имени Герцена. Это было первое высшее учебное заведение в Кыштыме. На первые три дня институт разместился в 2-х классных комнатах, потом приезжих устраивали на квартиры.
Первоначально Кыштым произвел на «герценовцев» хорошее впечатление. Но наступившая зима с трескучими морозами добавила им немало трудностей. Местная власть выделила ленинградцам полушубки и валенки. Но хватило не всем, и преподаватели ходили всю зиму в осенних пальто. Профессору Верховскому достались разные валенки, один белый, другой – черный. Так всю зиму он и проходил. Но никто и не думал смеяться, время было тяжелое.
Институт начал свою работу в октябре 1942 года. Был объявлен набор на шесть факультетов: физико-математический, исторический, биологический, географический и т.д. За время пребывания в Кыштыме (1942-1944 г.г.) институт дважды проводил прием студентов и выпустил более 150 новых педагогов.
Для занятий были предоставлены семь комнат и зал, приходилось учиться в три смены, с 7-30 до 24-00. В институт брали не каждого, строго проверяли анкетные данные. Например, К.М. Трофимова вспоминала: «Окончив педучилище, я хотела поступить в институт им. Герцена, но на собеседовании перед поступлением мне объяснили, что дети «врагов народа» не будут учиться, т.к. моего отца взяли в 1937 году».
Печки топили студенты, дров не хватало, приходилось заготавливать самим. Но все равно было холодно. Мёрзли, занимались в одежде, пока в чернильницах не замерзали чернила.
В 1943-1944 г.г. в институте работала аспирантура (!), проходила защита диссертаций. За первый год в Кыштыме защитили кандидатские диссертации 20 человек.
В июле-августе 1944 года, через несколько месяцев после полного снятия блокады, Ленинградский педагогический институт имени Герцена вернулся в свой родной город. Продолжили учебу в Ленинграде и наши земляки – Мария Ивановна Симонова, Вера Васильевна Спирина, Лилия Федоровна Чевдаева, Татьяна Ивановна Наумова, Константин Николаевич Чуфаров - сталинский стипендиат.
После знакомства с историей гимназии мы зашли в бывший бальный зал. Который впоследствии стал и актовым залом, и спортивным.
О послевоенной истории училища рассказала его выпускница Евгения Николаевна Серебрякова.
А ещё воспитанниц учили хорошим манерам, танцам, игре на пианино и домоводству.
В гимназии работал врачом Бухвостов Алексей Константинович. Попечителем гимназии был Б. Соловьев, владелец фермы по выращиванию новых сортов зерна в Кыштымском районе. На его усадьбе девушки проходили сельскохозяйственную практику.
Именно при гимназии была создана первая в городе библиотека, в которой было порядка 200 книг - религиозного и светского содержания.
Кыштымскую женскую гимназию успешно окончили несколько сотен девушек.
После Октябрьской революции здесь была открыта школа второй ступени - девятилетка, которая готовила учителей начальных классов. В 1933 году школа была преобразована в педагогическое училище, в котором открылось ещё и отделение немецкого языка.
После революции форму упразднили, ей уже не уделялось внимание, и учащиеся ходили в повседневной одежде. Главной целью было —обучить грамоте детей крестьян, рабочих и служащих.
В педучилище преподавали русский язык, литературу, физкультуру, чистописание, военное дело, естествознание, географию, пение и рисование. При училище действовала и начальная школа, которая располагалась на втором этаже. Там же студенты проходили практику.
В кыштымском педучилище учились как местные, так и иногородние. Для иногородних студентов было общежитие. Из воспоминаний Устиновой (до замужества Сафонова) Валентины Николаевны: «Деньги хранились в сейфе, выдавали нам их на неделю, на еду. Однажды всей комнатой в общежитии ели олябушки картофельные, высланные моей мамой из Тюбука с обозом в Кыштым. Черви в них завелись, пока телега шла в Кыштым. Девчата старше убрали всех личинок, промыли, и пожарили на сковороде с маслом и луком... Тяжело было… Я была старостой общежития, училась хорошо, легко, была активисткой курса, ходила в литературный кружок, где и познакомилась с Лаптевым Лёней и Аношкиным Михаилом, будущим писателем, литработником... Помню, как Аношкин прекрасно писал, легко, его всегда хвалили. Было в нём и не большое превосходство над всеми, в том числе и над моими сочинениями».
Леонид Васильевич Лаптев после окончания педучилища успел проработать только год с небольшим, - ушел на фронт добровольцем. Погиб в 1942 году. Также не вернулась с фронта выпускница училища Юлия Ичева, она погибла в 1943 году.
В сентябре 1942 года в Кыштымское педучилище приезжает эвакуированный из Ленинграда педагогический институт имени Герцена. Это было первое высшее учебное заведение в Кыштыме. На первые три дня институт разместился в 2-х классных комнатах, потом приезжих устраивали на квартиры.
Первоначально Кыштым произвел на «герценовцев» хорошее впечатление. Но наступившая зима с трескучими морозами добавила им немало трудностей. Местная власть выделила ленинградцам полушубки и валенки. Но хватило не всем, и преподаватели ходили всю зиму в осенних пальто. Профессору Верховскому достались разные валенки, один белый, другой – черный. Так всю зиму он и проходил. Но никто и не думал смеяться, время было тяжелое.
Институт начал свою работу в октябре 1942 года. Был объявлен набор на шесть факультетов: физико-математический, исторический, биологический, географический и т.д. За время пребывания в Кыштыме (1942-1944 г.г.) институт дважды проводил прием студентов и выпустил более 150 новых педагогов.
Для занятий были предоставлены семь комнат и зал, приходилось учиться в три смены, с 7-30 до 24-00. В институт брали не каждого, строго проверяли анкетные данные. Например, К.М. Трофимова вспоминала: «Окончив педучилище, я хотела поступить в институт им. Герцена, но на собеседовании перед поступлением мне объяснили, что дети «врагов народа» не будут учиться, т.к. моего отца взяли в 1937 году».
Печки топили студенты, дров не хватало, приходилось заготавливать самим. Но все равно было холодно. Мёрзли, занимались в одежде, пока в чернильницах не замерзали чернила.
В 1943-1944 г.г. в институте работала аспирантура (!), проходила защита диссертаций. За первый год в Кыштыме защитили кандидатские диссертации 20 человек.
В июле-августе 1944 года, через несколько месяцев после полного снятия блокады, Ленинградский педагогический институт имени Герцена вернулся в свой родной город. Продолжили учебу в Ленинграде и наши земляки – Мария Ивановна Симонова, Вера Васильевна Спирина, Лилия Федоровна Чевдаева, Татьяна Ивановна Наумова, Константин Николаевич Чуфаров - сталинский стипендиат.
После знакомства с историей гимназии мы зашли в бывший бальный зал. Который впоследствии стал и актовым залом, и спортивным.
О послевоенной истории училища рассказала его выпускница Евгения Николаевна Серебрякова.
- Поступила я в 1945-м, училась три года, - волнуясь, начала свой рассказ бывшая его выпускница, - Это был последний выпуск педучилища. Первое, что хочу сказать, что учили нас учителя от Бога, знающие свой предмет, прекрасные методисты. Военное дело и физкультуру у нас вёл бывший фронтовик. Мы, девчонки, были все влюблены в него. После выпуска выпускники отрабатывали по 2 года в деревнях. Там всегда не хватало учителей.
- Хочу вспомнить встречу Нового 1946 года, - продолжает Евгения Николаевна.- Учителя сказали, что встречать первый послевоенный год нужно обязательно всем в карнавальных костюмах. А у меня ничего не было. Ну, думаю, не пойду, тем более, автобусы плохо ходили, и добираться вечером после ёлки домой было бы проблемно. 31 декабря после уроков подхожу к дому, а там мама у ворот меня встречает. В руках телеграмма, в ней три слова: «Папка приехал! Юля». Чтобы понять, что это значило, надо сказать, что на фронте погибли два моих двоюродных брата. И дядя, мамин родной брат пропал без вести. А тут такая телеграмма! Дядя вернулся живой! Не передать, какое на меня нахлынуло чувство радости и счастья! Мама уехала в Аргаяш, где жили наши родственники, а меня просто распирало желание поделиться своей радостью с подругами. Я залезла в сундук, нашла белые парусиновые брюки. Они были очень длинные. Я их подкоротила, прострочила на машинке. Потом извлекла на свет папкину белую рубаху-косоворотку. Подвязала длинные рукава. Откопала белые перчатки, которые носили с манто. Из белого картона сделала маску зайца, обшила ватой. Смастерила из белого платка какую-то шапку. Этот костюм завернула в платок и побежала в училище. Переоделась, надела маску зайца.
Все учащиеся, все учителя, даже те, кто уже был в солидном возрасте – все в честь первого послевоенного года были в карнавальных костюмах! А одна девочка - Люба Курчавова - придумала такой наряд. На обычное форменное платье надела красную ленту через плечо, на которой белыми буквами было написано «Все на выборы!» Это к тому, что в марте 1946 года объявили выборы в Верховный Совет СССР.
Ершов Миша с третьего курса был в красивом костюме «Кот в сапогах». Танцевали все под аккордеон. Самым танцующим и активным был, конечно, зайчик. Я так танцевала, что все то и дело показывали на меня пальцем:
- Смотрите, зайчик-то, зайчик что делает!
- Я же маленькая ростом, — смеётся Евгения Николаевна, — многие думали, что это чей-то ребёнок. А я, не снимая маски, плясала и «барыню», и «яблочко». И меня приглашали на танец, и я приглашала…Словом, я была так счастлива, что не уставала веселиться.
В конце вечера подводили итоги по костюмам. Первое занял костюм… «Все на выборы!» Второе досталось Коту в сапогах. А третье - зайчику! Пришлось снять маску и все ахнули, когда увидели меня. В подарочном пакете, как сейчас помню, были два флакона – одеколон и духи «Ландыш». И премия - 37 рублей! Это были хорошие по тем временам деньги. Например, стипендия у нас была 16 рублей.
- Ещё хочу вспомнить один забавный случай, как мы готовились к параду 9 мая, - продолжала удивлять нас своим юмором и талантом рассказчика Евгения Николаевна. – Непонятно, откуда мы взяли эту песню, но готовили к параду её. Вместе с нашим любимым военруком. Солистка запевала:
- Всё синеет на просторе:
И весенняя гроза,
Небо синее и море,
И твои глаза.
А мы подхватывали припев:
- Не любите, девки, море,
А любите моряков.
Море вам приносит горе,
А моряк – любовь!
- Мимо кабинета, где мы пели, проходила пожилая учительница математики, - улыбается рассказчица. Ещё того, как мы говорили, царского режима. Зашла, глазами хлоп-хлоп. Но ничего не сказала, ушла. Видимо, сказала в учительской, какую песню студенты готовят на 9 мая. На другой день мы уже распевали «Три танкиста».
После таких замечательных воспоминаний посетители с большим интересом познакомились с экспонатами музея из жизни гимназии.
- Хочу вспомнить встречу Нового 1946 года, - продолжает Евгения Николаевна.- Учителя сказали, что встречать первый послевоенный год нужно обязательно всем в карнавальных костюмах. А у меня ничего не было. Ну, думаю, не пойду, тем более, автобусы плохо ходили, и добираться вечером после ёлки домой было бы проблемно. 31 декабря после уроков подхожу к дому, а там мама у ворот меня встречает. В руках телеграмма, в ней три слова: «Папка приехал! Юля». Чтобы понять, что это значило, надо сказать, что на фронте погибли два моих двоюродных брата. И дядя, мамин родной брат пропал без вести. А тут такая телеграмма! Дядя вернулся живой! Не передать, какое на меня нахлынуло чувство радости и счастья! Мама уехала в Аргаяш, где жили наши родственники, а меня просто распирало желание поделиться своей радостью с подругами. Я залезла в сундук, нашла белые парусиновые брюки. Они были очень длинные. Я их подкоротила, прострочила на машинке. Потом извлекла на свет папкину белую рубаху-косоворотку. Подвязала длинные рукава. Откопала белые перчатки, которые носили с манто. Из белого картона сделала маску зайца, обшила ватой. Смастерила из белого платка какую-то шапку. Этот костюм завернула в платок и побежала в училище. Переоделась, надела маску зайца.
Все учащиеся, все учителя, даже те, кто уже был в солидном возрасте – все в честь первого послевоенного года были в карнавальных костюмах! А одна девочка - Люба Курчавова - придумала такой наряд. На обычное форменное платье надела красную ленту через плечо, на которой белыми буквами было написано «Все на выборы!» Это к тому, что в марте 1946 года объявили выборы в Верховный Совет СССР.
Ершов Миша с третьего курса был в красивом костюме «Кот в сапогах». Танцевали все под аккордеон. Самым танцующим и активным был, конечно, зайчик. Я так танцевала, что все то и дело показывали на меня пальцем:
- Смотрите, зайчик-то, зайчик что делает!
- Я же маленькая ростом, — смеётся Евгения Николаевна, — многие думали, что это чей-то ребёнок. А я, не снимая маски, плясала и «барыню», и «яблочко». И меня приглашали на танец, и я приглашала…Словом, я была так счастлива, что не уставала веселиться.
В конце вечера подводили итоги по костюмам. Первое занял костюм… «Все на выборы!» Второе досталось Коту в сапогах. А третье - зайчику! Пришлось снять маску и все ахнули, когда увидели меня. В подарочном пакете, как сейчас помню, были два флакона – одеколон и духи «Ландыш». И премия - 37 рублей! Это были хорошие по тем временам деньги. Например, стипендия у нас была 16 рублей.
- Ещё хочу вспомнить один забавный случай, как мы готовились к параду 9 мая, - продолжала удивлять нас своим юмором и талантом рассказчика Евгения Николаевна. – Непонятно, откуда мы взяли эту песню, но готовили к параду её. Вместе с нашим любимым военруком. Солистка запевала:
- Всё синеет на просторе:
И весенняя гроза,
Небо синее и море,
И твои глаза.
А мы подхватывали припев:
- Не любите, девки, море,
А любите моряков.
Море вам приносит горе,
А моряк – любовь!
- Мимо кабинета, где мы пели, проходила пожилая учительница математики, - улыбается рассказчица. Ещё того, как мы говорили, царского режима. Зашла, глазами хлоп-хлоп. Но ничего не сказала, ушла. Видимо, сказала в учительской, какую песню студенты готовят на 9 мая. На другой день мы уже распевали «Три танкиста».
После таких замечательных воспоминаний посетители с большим интересом познакомились с экспонатами музея из жизни гимназии.
Педагогическое училище существовало до 1948 г., затем было переведено в город Златоуст.
И началась новая жизнь этого значимого для нашего города здания!
С 1949 по 1957 годы в этом здании была начальная школа № 12. Ребятишки учились днем, а по вечерам уступали место взрослым – работала вечерняя школа.
С 1957 г. в здании разместилось ремесленное училище № 12, в 1963 году оно было преобразовано в ГПТУ № 30. В училище готовили токарей, слесарей, кузнецов, формовщиков, электрослесарей, газоэлектросварщиков, портных, поваров и т.д. У училища появилось базовое предприятие – Кыштымский машиностроительный завод.
В 1979 году выпускники училища стали получать и среднее образование. В 90-х годах для учащихся были построены новые здания: учебный корпус, мастерские, столовая, спортзал, актовый зал.
После этого в здании размещались городская телерадиокомпания, штаб Единой России, Кыштымские кабельные сети, мастерская-рекламное агентство художника-оформителя Владимира Бабушкина, музей ПЛ-30. В период выборов здание использовалось как избирательный участок.
С 2015 года ведутся ремонтные работы по восстановлению здания, освоено два миллиона рублей. Было произведено техническое обследование, экспертиза. Заменены окна на первом этаже, восстановлена отопительная система, подремонтирована кровля.
В апреле 2015 г. здание передано в оперативное управление Кыштымскому историко-революционному музею. До этого два года здание стояло в заброшенном состоянии, окна были выбиты, здание не отапливалось.
В настоящее время из-за отсутствия финансирования ремонтные работы не проводятся, но музей-то живёт! Прекрасной традицией стало устраивать выставки мастеров и встречи с интересными людьми, знакомить посетителей с бесценными экспонатами музея. С каждым разом вновь в гимназию возвращается дух вместилища знаний!
Хочется верить, что музей наконец-то обретёт свой, уже обновлённый дом.
И началась новая жизнь этого значимого для нашего города здания!
С 1949 по 1957 годы в этом здании была начальная школа № 12. Ребятишки учились днем, а по вечерам уступали место взрослым – работала вечерняя школа.
С 1957 г. в здании разместилось ремесленное училище № 12, в 1963 году оно было преобразовано в ГПТУ № 30. В училище готовили токарей, слесарей, кузнецов, формовщиков, электрослесарей, газоэлектросварщиков, портных, поваров и т.д. У училища появилось базовое предприятие – Кыштымский машиностроительный завод.
В 1979 году выпускники училища стали получать и среднее образование. В 90-х годах для учащихся были построены новые здания: учебный корпус, мастерские, столовая, спортзал, актовый зал.
После этого в здании размещались городская телерадиокомпания, штаб Единой России, Кыштымские кабельные сети, мастерская-рекламное агентство художника-оформителя Владимира Бабушкина, музей ПЛ-30. В период выборов здание использовалось как избирательный участок.
С 2015 года ведутся ремонтные работы по восстановлению здания, освоено два миллиона рублей. Было произведено техническое обследование, экспертиза. Заменены окна на первом этаже, восстановлена отопительная система, подремонтирована кровля.
В апреле 2015 г. здание передано в оперативное управление Кыштымскому историко-революционному музею. До этого два года здание стояло в заброшенном состоянии, окна были выбиты, здание не отапливалось.
В настоящее время из-за отсутствия финансирования ремонтные работы не проводятся, но музей-то живёт! Прекрасной традицией стало устраивать выставки мастеров и встречи с интересными людьми, знакомить посетителей с бесценными экспонатами музея. С каждым разом вновь в гимназию возвращается дух вместилища знаний!
Хочется верить, что музей наконец-то обретёт свой, уже обновлённый дом.
Молодцы, что провели такую экскурсию. Спасибо!
На ниве науки надёжно стояло.
Кого вдохновляло, кому помогало
Среди суеты, обрести здесь призванье!
И в годы войны из блокадного ада-
(Который мы все вспоминаем доныне)-
тот пединститут, что стоял в Ленинграде,
Не зря оказался, наверно, в Кыштыме.
И в зелени яркой теперь утопая,
Величьем своим поражает прохожих…
…Гимназии женской старинное зданье,
На добрую бабушку чем-то похоже!