Дети войны 👴👵👶🖋

В школу – в лаптях
Суворова Мария Михайловна родилась 29 июня 1938 года в селе Торговище, закончила 7 классов Торговищенской школы, Кудымкарское медицинское училище и 37 лет проработала фельдшером в селе Торговище.
Из воспоминаний Марии Михайловны

Дети войны 👴👵👶🖋 - 882099807929
Моя девичья фамилия - Лузгина. Когда началась война, мне было 3 года. Отец Лузгин Михаил Афанасьевич был призван на военную службу с первых дней войны. Подготовку в течение 2 месяцев проходил в Верещагинском районе. Написал домой письмо, что очень скучает: «Бабонька моя милая, Устинья, проведай меня. Вдруг больше не увидимся. Спать не могу, шибко тоскую, Манюшка, родная, всю грудь истоптала…» Мама ездила проведать мужа.

Так мы остались втроем: я, мама Устинья и бабушка Пелагея Ивановна.

С фронта получали письма. Отец писал, что идет жестокая битва за Москву. Он служил в кавалерии и погиб вместе со своим боевым конем 9 января 1942 года.

Первые дни войны я, конечно, не помню, но вот 1944 год хорошо запомнился. Носить нечего, кушать тоже. Были только овощи со своего огорода. Хлеба вообще не было, из колхоза давали только несколько килограммов гороховой муки. Бабушка заваривала гороховый кисель. В тот год из живности у нас была одна овца. Но шерсть и мясо пришлось сдать государству. В этот год бабушка меня часто оговаривала: «Опять ты есть захотела». Летом ели редьку, пиканы, хвощ, варили крапиву.

Выручали посевы конопли – это был дар Божий: одежда, еда и лекарство. Коноплю вырастим, обмолотим, семечки отожмем – получается масло – густое, душистое. Одной ложки хватало сдобрить большую сковороду тушеных овощей. Масло расходовали очень экономно, чтобы хватило на весь год. Стебли конопли сушили, мяли, трепали, чесали, пряли и ткали холст. А из холста шили любую одежду. Мякину от обмолота семечек не выбрасывали, ее сушили и складывали в мешки, берегли для лечения ног. Один мешок всегда лежал на печи. Все ходили в лапотках и ноги очень мерзли. Придем домой – и скорее на печь. Сунем ноги в мешок с мякиной, они сразу перестают ныть и болеть.

Из игрушек у меня была одна кукла. Бабушка по отцу – Фекла Лаврентьевна сделала мне её из дощечки. Прикрепила кудельку (волосы), нарисовала личико, сделала из кудельки тело, ноги, руки и надела платьице. Я эту куклу очень любила и звала её Фекла, как и мою бабушку.

В школу я пошла уже после войны. По тем временам к школе меня очень хорошо подготовили: бабушка сплела новые лапотки, мама выткала холщовые конопляные портяночки, из ниток конопли связала чулки. Сшили мне «лопотинку» – сверху холст и подкладка холст, а внутри – куделя. Получилась очень удобная одежда. В лапотках я ходила 4 года, а в 5 классе мне купили мальчишечьи ботиночки. Я была очень рада.

В школе меня никто не обижал, учителя у нас были очень вежливые и добрые. В большую перемену было организовано школьное питание. Технички на кухне варили похлебку. Картошку приносили из дома, а крупу выдавал колхоз. Получалась похлебка с пшеничной крупой. Каждому наливали в чашку по два черпака, все с удовольствием съедали до капельки. Хлеба в тот период не было ни в школе, ни дома.

Постепенно жизнь стала налаживаться. В колхоз привезли пшеницу, смешанную с викой. Раздали в каждый дом по мешку. Всю зиму мы сидели вечерами с керосиновой лампой и сортировали пшеницу и вику. Весной посеяли и получили к осени хороший урожай пшеницы «белоколоски».

Чтобы не потерять ни одного зернышка, мы – дети, тогда уже школьники, ходили с ведрами, с корзиночками по полю и собирали колоски после комбайна. Все руки были исколоты о жниву, но никто не жаловался. Собранные колоски сдавали на колхозный склад.

Зимой учились в школе, а летом я работала в колхозе, иногда на сенокосе, но в основном пасла овец.
Дети войны 👴👵👶🖋 - 882099910585
Мой отец был ветеринарным врачом, он говорил моей маме: «…я лечу животных, а моя дочь Мария будет медицинским работником, и станет лечить людей». Я не подвела его мечты, окончила Кудымкарское медицинское училище и проработала фельдшером до 56 лет.

Прошли годы, я всегда знала, что мой отец, Лузгин Михаил Афанасьевич, защищая Москву, погиб на фронте. Но вот по чье-то ошибке была выпущена одна буква «г» в документах, и сегодня я не имею статуса «Дети войны», хотя в похоронке было записано «Лузгин», и мама получала пособие на погибшего отца.

Воспоминания записала Л.Н.Шилова, с. Торговище

#ОчевидцыВойны

Комментарии

  • 3 июн 2019 19:41
    Не могу передать своей радости, увидев фотографию Марии Лузгиной.Мы с ней, Ниной Дьяковой и Таней Гладких жили в Кунгуре вместе на квартире, когда учились в лесотехникуме. Я всегда её навещаю, как бываю в Торговище.Её рассказ мне понравился. Всё это было.