Она всегда была настоящей: на экране или в жизни - никогда не играла, а проживала жизнь каждой своей героини, неизменно создавая образы сильных женщин.

Римма Маркова и сама была такой: сильной, волевой, характерной. Она легко бросала мужей, отказывалась от ролей, рубила правду и никогда не задумывалась о последствиях. Поклонники восхищались её самобытной русской красотой, а она всю жизнь считала себя некрасивой. «Гром-баба» - так говорила она о себе. Но ведь именно этой своей нестандартной красотой, своей харизмой Маркова украшала любую картину — даже если появлялась в кадре всего на несколько секунд. Кого бы ни играла Римма Васильевна, это была в первую очередь сильная женщина.
Она впервые вышла на сцену в шестилетнем возрасте. Отец её служил актёром, мама работала в театре гримёром, поэтому детство Риммы и её младшего брата Леонида проходило за кулисами театра. И когда для постановки нужны были дети, то естественно, задействовали и маленькую актрису и её брата. «На сцену-то мы первый раз вышли маленькими совсем, - вспоминала Римма Маркова. - Один из спектаклей даже специально для нас ставили. Причём я играла мальчика, а Лёнька — мою сестру. Он так пронзительно играл сцену смерти, что зрительницы в обморок падали. Около театра в дни нашего спектакля даже скорая дежурила. Конфеты нам дарили, цветы... Тогда, наверное, мы и поняли, как это здорово — быть актёрами».
По воле судьбы в военные годы семья Марковых оказалась в Вологде. Там Леонид и Римма Марковы учились в студии при Вологодском областном театре драмы, после войны оправились покорять Москву. Поступили в студию при знаменитом театре Ленком. Жили на вокзале, пока художественный руководитель театра Иван Берсенев не позволил им жить прямо в театре, а позже не помог устроиться в комнату в общежитии.
Римма училась старательно, мечтала стать настоящей актрисой. Да и ответственность за брата чувствовала колоссальную. Конечно, она обращала внимание на мужчин, кто-то ей даже нравился, но она себя считала совершенно некрасивой, поэтому симпатий своих не проявляла никак.
Но во время каникул, проводимых у родителей, будущая актриса познакомилась с военным лётчиком, греком по национальности. Тот влюбился в статную красавицу едва ли не с первого взгляда и предложил ей выйти за него замуж. Семён (так звали лётчика) красиво ухаживал, дарил цветы и подарки, казался надёжным и серьёзным, и сердце Риммы растаяло. Они поженились. Однако после свадьбы отношения кардинально изменились, и всё из-за того, что муж считал, что только патриархальный брак имеет право на существование и требовал, чтобы молодая жена оставила театр и занималась домом и семьей. Но Римма, натура волевая, не собиралась поддаваться чужому мнению и прощаться с мечтой стать актрисой. Поэтому уже через год после заключения брака он был расторгнут. А с бывшим мужем она больше никогда не виделась - только однажды, когда она уже выходила на театральную сцену, ей принесли букет с подписью: «От лётчика».

По окончанию учёбы Римма осталась работать в Ленкоме, и ей почти сразу дали главную роль Фроси в спектакле «Вторая любовь». Талант молодой актрисы и уже немалый ещё с детства опыт сцены сразу сделали Маркову знаменитостью. «У меня была сцена, в которой моя героиня Фрося читала письмо к возлюбленному, - вспоминала Римма Васильевна. - Народ только ради этой сцены по нескольку раз ходил в театр. Помню, был какой-то шикарный приём. И я вижу, как люди расступаются, расступаются и наконец появляется передо мной Майя Плисецкая. Подошла ко мне, взяла за лицо, в одну щёку поцеловала, в другую: «За Фросю» — и ушла. ... Нас за этот спектакль выдвинули на Сталинскую премию. Я так благодаря своей Фросе - такую известность получила! Лет потом 30 со сцены то письмо читала».

А вскоре Маркову из Ленкома уволили - по сокращению штата. После смерти Ивана Берсенева новый худрук Ленкома, проводя чистку труппы, принял решение сократить Маркову как «протеже» предыдущего руководителя. И в этой сложившейся ситуации в полной мере проявился непростой, но сильный характер девушки – Римма обратилась с заявлением в отдел культуры ЦК КПСС и пообещала выброситься из окна, если её вопрос не будет решён. Актрису восстановили, а она тут же написала заявление «по собственному желанию» и ушла из театра на работу в «Моссконцерт». После десяти лет бесконечных гастролей Римма перешла в труппу Театра-студии киноактёра, где и прослужила до самой пенсии.

Свою первую главную роль Римма Маркова сыграла в фильме «Бабье царство», когда ей было уже 42 года. Она уже почти свыклась с мыслью, что заявить о себе в кино ей, видимо, не судьба. Но оказалось, что после сорока жизнь действительно только начинается. Фильм «Бабье царство» прославил Маркову и стал, по сути, началом её карьеры. После этого она снялась еще в 76 картинах. Маркова выложилась в «Бабьем царстве» за все годы простоя! От её крупного плана при взгляде на немцев леденела кровь. Поговаривали, что Нонна Мордюкова после просмотра фильма увидела в ней конкурентку, но это не помешало им подружиться. «Мы с тобой с одного конного завода» — иронизировала Нонна Викторовна.

Фильм стал безоговорочным лидером отечественного проката 1968 года – его посмотрело 50 миллионов зрителей. За свою роль Римма получила две премии Всесоюзных кинофестивалей, а европейские критики и зрители назвали Маркову «самой русской актрисой» и подтвердили это специальным призом Сан-Себастьянского Международного кинофестиваля.

Для фактурной, монументальной актрисы в кинематографе было не так много вариантов – режиссёры подчас не знали, как использовать такой образ. Плюс конкуренция со стороны Нонны Мордюковой – подруги в жизни, в кинематографе актрисы всё же вынуждены были соперничать. И «поле битвы» практически всегда оставалось за Мордюковой. Но подруга никогда не забывала про Маркову – при съёмках фильма «Родня», когда Никита Михалков сделал свой выбор в пользу Нонны, та настояла, чтобы Римме обязательно дали роль. В итоге она сыграла пусть и второго плана, но запоминающуюся роль администратора-«каратистки».

Тем не менее режиссёры любили Маркову – они прекрасно отдавали себе отчёт, что талантливая актриса даже на втором плане привнесёт в картину свой шарм, ту изюминку, ради чего зритель и идёт на фильм. Её не зря безоговорочно называли «королевой эпизода» - даже самую короткую роль Римма Васильевна делала ярким, запоминающимся моментом любого кино. Примером может служить её фееричное «Резать к чёртовой матери! Не дожидаясь перитонитов!» в «Покровских воротах». Минутная роль – а память на десятилетия.

Маркова никогда не кокетничала, не выставляла себя напоказ, не строила глазки, но было в ней нечто большее, что привлекало мужчин — скрытый магнетизм. Причём, мужчин разного возраста — даже намного моложе её.
Вторым мужем Марковой был музыкант Владимир Никитин, от которого актриса родила дочь Татьяну. Но и здесь долгого и счастливого брака не получилось: вскоре выяснилось, что муж страдает алкоголизмом, да к тому же изменяет - Маркова не стала это терпеть и разорвала отношения. «Безумно его любила, а он был алкоголик, - признавалась Маркова. - Дошло до того, что он пропил шубу и баян. В общем нахлебалась я полным ртом. Мы разошлись, дочь одна воспитывала...»

В третьем браке у актрисы тоже кипели нешуточные страсти, на этот раз испанские. Барон Хосе Гонсалес Мария Антонио увидел Римму Маркову на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Увидел — и пропал. Марковой льстили ухаживания испанского жениха, но особой любви к Антонио она не испытывала. А вышла замуж за него, потому что все вокруг твердили в один голос: «Что ты кочевряжишься! Богатый, положительный — упустишь, дура, а ведь тебе уже за сорок, да ещё с ребёнком на руках». И Маркова решила — была не была.

После свадьбы Антонио познакомил жену со своей семьей. А затем стал уговаривать Маркову, чтобы она переехала жить в Испанию. Но для неё это было невозможно! К тому же полюбить его актриса так и не могла и только мучилась от его жгучей ревности. «Помню, приходим с ним в ресторан, а там - Ефим Копелян. Ну, у актёров-то знаете какая манера - при встрече целуются-обнимаются... Вот и мы с Копеляном тоже. А Антонио в ярости стол перевернул!», - откровенничала Маркова. А когда в очередной раз зашёл разговор о том, чтобы Римма Васильевна переехала к нему в Испанию, она сказала окончательное «нет».
«Надоел он мне, да и дочке моей никогда не нравился. И когда я от него забеременела, то решила ребёнка не оставлять. Из-за этого, собственно, и расстались», - рассказывала актриса. В итоге «испанский» брак Марковой продержался не более года. Но баронессой и законной супругой Хосе Гонсалеса Римма Васильевна оставалась до конца жизни, охотно демонстрируя печать в паспорте журналистам. Эта печать могла нешуточно обогатить актрису. Ведь официального развода не было, и когда Антонио умер, Маркова могла претендовать на наследство. Но ей это даже и в голову не приходило. Она всегда жила честно.

Римма Маркова была сильной и волевой женщиной. Все так и считали вокруг — зачем ей вообще мужчины?! Но в интервью актриса неожиданно признавалась в обратном: «Тогда, когда ты получаешь отлуп, тогда ты начинаешь страдать. И думаешь, лучше бы был муж. Потому что вот я всегда выбирала карьеру, а мужей к чёрту — но они любили меня. Если бы выбирала их, наверное, была бы счастливее. ... Я, понимаете, всегда говорю то, что думаю, а иногда надо, может, промолчать. И проблем будет меньше...». А проблем у неё было достаточно. Особенно в 1990-е, когда, как и многим другим актёрам, Марковой приходилось выживать. Чтобы хот как-то прокормить свою семью, она соглашалась на любые предложения (единственное, отказывалась сниматься в рекламе, считая это унизительным для актёра). А потом случился «Ночной дозор». Роль ведьмы, которую она сыграла, наделала много шума. Сама Римма Васильевна возмущалась, что не поняла до конца, кого играет: «Думала, что играю обычную аферистку, а оказалось, ведьму — нечистую силу!». Маркова тогда даже обратилась за советом к своему духовному отцу. Он дал добро на съёмки. А вот когда актрисе предложили сыграть известную целительницу Вангу, она отказалась.
Несмотря ни на что, Римма Васильевна никогда не жаловалась на судьбу - считала, что для своего возраста она «очень даже востребована».
Римма Маркова всегда отличалась способностью сопереживать, желанием бороться за справедливость и потребностью помогать слабым и незащищённым - именно эти качества толкнули Маркову в конце концов в политику — она стала активным членом партии «Справедливая Россия». Рассказывала: «Люди ко мне подходят со своими просьбами, жалобами, бедами. Верят, что я смогу им помочь. А я-то понимаю, что никакого ресурса у меня нет. Но не могу им об этом сказать, чувствую, я — их последняя надежда, которую нельзя убить…» Поэтому она никому не отказывала, всегда пыталась помочь. Но если не получалось, её это очень сильно ранило, она переживала.

«Помню одну невероятную историю, - рассказывал друг актрисы, продюсер Сергей Касьянов. - Римме Васильевне уже было далеко за 80, когда она поехала в агитационную предвыборную поездку. И вот в одном городе люди собрались перед ДК, где была назначена встреча с Марковой. Ну а власти почему-то решили встрече помешать. И дали распоряжение администрации ДК закрыть двери и не пускать народ. Сказали, что в здании нет света. Приехала Римма, и ей сообщают, что встречу придётся отменить. И тут к ней бросается вся эта толпа, люди наперебой говорят, что всё подстроено — встречу просто хотят сорвать. Тогда Маркова скомандовала: «Ломай двери». И толпа просто выдавила двери в зал. Римма Васильевна говорит: «Ну раз вошли, значит, нужен и свет». Люди достали зажигалки, фонарики, телефоны... «Принимали меня так, как ни на одном концерте, — рассказывала мне потом по возвращении Маркова. — Сказала пламенную речь и вдруг слышу голос из зала: «Да она же как Долорес Ибаррури» (легендарный лидер компартии Испании). Я сразу воскликнула: «Но пасаран!» И зал грянул смехом и аплодисментами...
Или вот ещё проявление её бунтарского духа, который вкупе с потрясающим чувством юмора Риммы иногда приводил к очень неловким ситуациям… Помню, однажды в ресторане Римме Васильевне представили солидного мужчину. «Чем вы занимаетесь?» — поинтересовалась Маркова. «Я банкир», — отвечает он. «А-а-а, бандит…» — уважительно протянула Римма. «Нет, банкир», — повторил мужчина, подумав, что пожилая актриса ослышалась. «Ну я так и поняла: бандит»
.Да, её слова часто звучали нелицеприятно, и многие за это на Маркову обижались. Но всё же ей прощали больше, чем другим, потому что, надевая на себя маску юродивого, она выдавала правду. Хочу подчеркнуть, что человеком Римма Васильевна была воспитанным и глубоко порядочным. А нарочито вызывающе она себя иногда вела потому, что всегда была честна и с собой, и с людьми. Если ей что-то не нравилось, она не могла врать, юлить».

Римма Маркова была очень цельным человеком, не терпела никакой половинчатости, равнодушия к делу, недосказанности. И это проявлялось не только в её взглядах на жизнь, но даже в быту, например, в отношении к еде. К застолью, как и ко всему в своей жизни, она подходила очень основательно. Ей было важно, чтобы всё было безупречно и качественно. Она была очень гостеприимным человеком. «Друзей принимала на кухне, и это всегда было действо! - вспоминал Сергей Касьянов. - Блюда подавались одно за другим, наготове всегда было несколько первых, несколько вторых, закуски без счёта… Одновременно варились борщ, суп, резалась какая-нибудь окрошка, и обязательно лепились пельмени. Их Маркова готовила, естественно, сама — ничего покупного вообще не признавала.

Актриса всегда старательно избегала врачей, считала, что ей природой дано богатырское здоровье, но в какой-то момент к врачам всё-таки пришлось обратиться за помощью. Как-то она случайно содрала родинку на шее, на этом месте возникло образование, а потом у неё обнаружили рак. Впрочем, она побеждала его трижды! Но организм в итоге просто исчерпал все свои ресурсы, и Римма Маркова ушла из жизни на 90-м году. Как она и завещала, на прощании не было ни многочисленных поклонников, ни громких речей, ни оркестра – только свои, самые близкие люди. Её похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Подмосковье, рядом с могилой матери.

Так ушла яркая, неповторимая актриса. Открытый, честный человек, настоящая женщина, которая не берегла себя ради других. Она жила наотмашь, честно и так, как считала правильным. И вопреки всем законам медицины, прожила долгую, насыщенную жизнь. «Очень не хватает её, её энергетики и юмора, - говорила актриса Зинаида Кириенко, с которой Маркова очень тесно дружила в последние десятилетия жизни. - Она, конечно, не сыграла главных своих ролей, потенциал у Риммы был огромный. Как можно было не снимать такую актрису?! Диву даюсь, как у нас умеют не ценить таланты».

А Сергей Касьянов, много времени проводивший с Риммой Марковой в последние годы её жизни, вспоминал их последний разговор. «В тот вечер я услышал от Риммы Васильевны слова, которые стали для меня откровением — на всю оставшуюся жизнь. «Римма Васильевна, хочу жить так же, как вы: открыто, ничего не боясь, — сказал тогда я. — Научите меня, как воспитать такую силу характера». А она посмотрела на меня проникновенно и ответила с укором: «Эх ты, так до сих пор меня и не понял… Я не такая, как все думают. То, что видят люди, — это мой образ, моя защита. Сколько пришлось в этой жизни хлебнуть разного, перестрадать — вот и обрела броню. Люди это чувствуют — понимают, что способна и защищаться, и защищать… И не надо быть похожим на меня. Главное в жизни — это быть собой и делать то, что должен делать именно ты. И в этом твоя сила!»
Вот такой слабой, ранимой, сентиментальной Римму Маркову знали только близкие друзья и семья. А зрители будут помнить её роли...

Комментарии

  • 13 мая 07:30
    Обожаю Римму Васильевну! Большого таланта была актриса! Русская красавица!