«Самое красивое оружие Кремля».
Как советская модель прославилась на весь мир, но закончила жизнь в психбольнице.
В советские времена словом «модель» называли прототип самолёта или автомобиля, но никак не человека. А девушек на подиуме в лучшем случае именовали манекенщицами. Официальное наименование профессии и вовсе звучало как «демонстратор одежды». Но чтобы стать ведущей манекенщицей, помимо красоты и ума требовалось покровительство спецслужб...
Эпоху Хрущева оценивают по-разному, но то, что при нём страна сделала рывок вперёд, не вызывает сомнения. К военному могуществу Союза Хрущев решил прибавить экономическую и моральную составляющую. Генсек хотел доказать всему остальному миру, что в Советском Союзе живут не запуганные репрессиями люди, а образованные и красивые граждане.
Мощными инструментами этой пиар-кампании стали кино и мода. И если в кино успех пришёл довольно быстро (чего стоит только баллада «Летят журавли», взявшая Гран-при в Каннах), то в моде ещё нужно было доказать - и французам, и итальянцам, что русские тоже не лыком шиты.
Главными творцами «модного» прорыва должны были стать конструкторы одежды (как тогда именовали модельеров) из московского Дома моделей на Кузнецком мосту. Как вспоминала художник одежды Надежда Белякова, «задачей Дома моделей было не просто создание модных и красивых вещей - это была интеллектуально-творческая работа над созданием образа современника».
Но создать красивую одежду — ещё полдела. Другая, не менее важная задача состояла в выгодном её демонстрировании. И если в Европе или США топ-модели уже существовали с начала XX века, то в СССР об этом почти ничего не знали.
Советский подход к моделингу был прост и даже грубоват. Профессия демонстратора одежды, выходящего на подиум, считалась бесперспективной и особым спросом не пользовалась.
Чиновники из министерства лёгкой промышленности считали эту работу непыльной, слишком простой и не требующей интеллекта, а потому и зарплата была минимальная — всего 70 рублей в месяц. Для сравнения: уборщица в том же Доме моделей получала 65 рублей. В общем, профессия манекенщицы была не советская и не общественно значимая.
Неслучайно, когда в 1972 году начинающий режиссёр Никита Михалков женился на модели Татьяне Соловьёвой, то говорил всем, что она по профессии переводчица.
⠀
В 1961 году в Париже состоялась международная торгово-промышленная выставка. Советский павильон пользовался успехом, и не только благодаря техническим новинкам и твёрдым сплавам. Дело в том, что у павильона гостей встречали высокие и красивые девушки Дома моделей. Французы были покорены внешним видом советских моделей: утонченные красавицы с обворожительными улыбками никак не соответствовали господствующему мифу о непривлекательной внешности славянских женщин. На следующий день после открытия выставки французский еженедельник «Пари-матч» выпустил статью, главной фигурой которой был не лидер Советского Союза Никита Хрущёв, а модель Дома моды Регина Збарская. В статье её назвали «самым красивым оружием Кремля», и это было очень близко к истине.
⠀
Карьера Регины на подиуме получилась стремительной. Закончив школу, девушка из Вологды отправилась покорять Москву. Выбор 17-летней Регины пал на экономический факультет ВГИКА, хотя на самом деле она мечтала сниматься в кино. Но шансы поступить на актёрское отделение без подготовки были практически нулевыми, а «зацепиться» в столице провинциалке очень хотелось. Зато на экономический факультет хорошистка, спортсменка и умница Регина попала без особого труда.
⠀
Именно в студенческие годы Регина поняла, что молодость и внешние данные — это билет в блестящее будущее. Девушка была частой гостьей богемных вечеринок, где собирались режиссёры, артисты и дипломаты. При этом Регина была не просто очередной красивой девочкой — она умела поддержать беседу, владела двумя языками и обладала хорошими манерами.
После окончания вуза Регина Колесникова (Збарской она станет после замужества) не оставила свою мечту стать актрисой и штурмовала съёмочные павильоны «Мосфильма», но режиссеры не спешили делать ей заманчивые предложения. Регина не сдавалась и однажды на одной из вечеринок её «европейскую внешность» заметила художница и модельер Вера Аралова. Она и пригласила девушку на работу в Общесоюзный Дом Моделей на Кузнецком мосту.
Конечно, это было не то, о чём мечтала девушка, но в качестве приработка занятие её устроило. Как выяснилось позже, именно подиум сделал из простой девушки настоящую знаменитость в мире моды. А её звездный час пробил в 1961 году в Париже во время показа советских манекенщиц. Показ моделей Веры Араловой произвёл тогда эффект разорвавшейся бомбы. Итальянский режиссёр Федерико Феллини назвал Регину Збарскую советской Софи Лорен. Её красотой восторгались Пьер Карден, Ив Монтан, Фидель Кастро...
⠀
Получив негласный титул «советская модель №1», Збарская стала выезжать на показы во многие уголки мира. Хотя получить признание и на Западе, и в советских инстанциях одновременно было совсем непросто. Да и в Доме моделей у Збарской были не менее красивые конкурентки, но они не всегда получали добро на выезд за границу.
Однако Збарской сразу дали понять: если хочешь беспрепятственно выезжать за границу — придётся «потрудиться» на благо Родины. Во время зарубежных визитов манекенщицы активно общались с очень известными политиками, людьми искусства, бизнесменами и представителями элит. Большинство из них были падки на привлекательных собеседниц и под их влиянием могли положительно влиять на имидж Советского Союза на Западе. Но это всего лишь догадки. О том, какую информацию добывала и распространяла королева советского подиума, доподлинно не известно. Зато известно, что она была единственной моделью, которой вопреки существующим жёстким инструкциям разрешалось отлучаться в город по своим делам во время заграничных поездок. Её коллегам подобные «вольности» даже не снились. При этом других моделей перед выездом ждало несколько эмиссий, где проверяли их благонадежность. Сначала с кандидатками работала заместитель директора Дома моды, майор КГБ Елена Воробей. «Если с вами знакомится иностранец, поддержите беседу, узнайте его сферу деятельности и не будьте категоричны в отказе», — вспоминала одна из моделей её наставления.
Знакомства, которые могли завязать советские манекенщицы зарубежом, становились предметом анализа КГБ. Ошибочно думать, что спецслужбы интересовали только военные секреты Запада, экономические интересы тоже учитывались. А ведь в советских моделей иногда влюблялись и крупные дельцы. Так, в США манекенщицей Мариной Иевлевой увлёкся племянник Рокфеллера. Ради неё он дважды прилетал в Москву, чтобы сделать ей предложение. Визит не прошёл мимо внимания КГБ. Иевлеву вызвали и намекнули: «Сбежишь на Запад — твоих родителей ждёт тюрьма». Выражение «был бы человек, а дело найдётся» тогда ещё не выветрилось из памяти граждан, и Иевлева это понимала. И хотя её роман с Рокфеллером так и закончился ничем, перед этим она написала не одну докладную.
⠀
За границу, главным образом в соцстраны, Збарская выезжала нередко. Однако не так часто, как её конкурентка, блондинка Мила Романовская, которая, в отличие от брюнетки Регины, больше соответствовала расхожему образу «русской красавицы». Но вот сплетничать о том, что именно Збарская является «стукачкой КГБ», начали ещё во время её работы в Доме моделей. «В поведении Регины были странности, которые при желании можно объяснить особой выучкой и принадлежностью к спецслужбам, — вспоминала Айя Семынина, которая работала в «Журнале мод», издании Дома моделей. — Например, мы не знали никаких подробностей о прошлом Регины. Вроде бы из простой семьи, выросла в провинции, а вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами». По словам журналистки, Збарская постоянно меняла дорогие наряды, не рассказывая коллегам, где она их достаёт, а также свободно говорила по-французски и по-английски, что в 1960-е годы в СССР было большой редкостью.
Вокруг Дома моды на Кузнецком мосту ходило очень много слухов. Его работниц часто сравнивали с женщинами лёгкого поведения, ведь они слишком выделялись на фоне обычных советских женщин. По этой причине многие сознательно скрывали свою профессию. Однако Регина Збарская к их числу не относилась - она видела перспективу в модельном бизнесе и, в отличие от других девушек, никогда не стеснялась своей работы.
Стиль Регины, в частности её прически, задавали тон во всем СССР. Далеко не все манекенщицы были фотомоделями: многим не хватало пластики, умения принять нужную позу в кадре, банальной фотогеничности. У Збарской этого было в избытке. Она сама выбирала, с какой прической ей позировать для журнала. Её высокий пучок (так называемый домик), а позже короткую стрижку боб копировали девушки по всей стране — от Ленинграда до Камчатки.
⠀
У королевы подиума было много поклонников, но из всех претендентов на роль будущего мужа Регина выбрала богемного художника Льва Збарского - именно под его фамилией Регину узнали во всём мире. «Збарский обладал редким обаянием, - вспоминала Айя Семынина. - Походка необыкновенная, какая-то кошачья. В Лёву легко влюблялись. А вот Регина в жизни была не очень обаятельной, какая-то неженственная, холодная, резкая. Зато на подиуме или в кадре Регина преображалась, расцветала, как актриса на сцене, заполняла собой всё пространство. И становилась королевой — не зря её так называли».
⠀
В течение 7 лет чета Збарских была одной из самых красивых пар московского бомонда. Но вот счастливой ли? Дело в том, что Лев Збарский не скрывал своих увлечений другими женщинами, крутил романы на глазах у жены, что заставляло Регину страдать. А вскоре перед ней и вовсе встал важный выбор. В 32 года она забеременела, и это известие застало её врасплох: у Збарской была запланирована длительная поездка в Монреаль. Между ребёнком и карьерой, к сожалению, она выбрала последнее. Что подтолкнуло её к этому — сказать сложно. Сама она говорила, что Лев не хотел детей, а потом и вовсе ушёл от жены.
После разрыва с мужем Регина Збарская ушла из Дома моделей и больше на подиум не выходила. Она очень тяжело переживала отъезд бывшего мужа за границу и известие о его свадьбе. Збарская безуспешно пыталась справиться с горем. Весть о рождении ребенка Льва стала для Регины новым ударом - она окончательно поддалась депрессии. Один за одним её настигали нервные срывы, а из-за попытки суицида она попала на лечение в психиатрическую больницу.
⠀
Збарской удалось пережить сложности и на некоторое время начать жизнь заново. Она закрутила страстный, но короткий роман с югославским журналистом, однако молодой человек поступил не по-джентльменски: после возвращения на родину он опубликовал книгу «Сто ночей с Региной Збарской», где рассказал об интимных подробностях их отношений. Регина не выдержала очередного предательства, а когда вокруг неё закрутился большой политический скандал, она совершила новую попытку суицида. Но бывшая модель вновь оказалась сильнее обстоятельств: прошла курс лечения и даже попыталась вернуться в профессию.
⠀
В 1982 году Вячеслав Зайцев хотел предложить Регине работать в его Доме моды. Но она отказалась. Глядя на свои снимки для журнала и свежие, юные лица новых манекенщиц, Регина поняла, что её время безвозвратно ушло. В 1984 году она в последний раз снялась для журнала мод — но надо ли говорить, что это была уже совсем другая Збарская... Потухший взгляд не смогли скрасить даже грим и искусно выставленный свет.
⠀
Последние дни своей жизни Регина Збарская, бывшая легенда подиума, провела в психиатрической больнице. Врачи рассказывали, что её терзало глубочайшее чувство вины за прожитую жизнь. 15 ноября 1987 году Регина в третий раз приняла решение покончить с собой. Находясь в больнице, женщина выпила горсть таблеток и заснула навсегда. О её смерти сообщила радиостанция «Голос Америки», но в СССР уход одной из самых известных манекенщиц 60-х остался незамеченным. Многие некогда близкие к ней люди до сих пор не знают, где находится могила легендарной Регины Збарской.
Он начинал работу в период популярности Регины Збарской
в Доме моделей на Кузнецком Мосту.
Особенно запомнилась сессия в красном, на Красной Площади.
Ещё запомнила жену Никиты Михалкова.
В коротеньких платьях и очень красивых плащах. На голове косыночки...