Людмила Касаткина не боялась войти в клетку с тиграми и знала главный секрет женской красоты

15 мая исполняется 100 лет со дня рождения народной артистки СССР Людмилы Касаткиной

Людмила Касаткина на кадре фильма "Укротительница тигров", 1954 г
Людмила Касаткина на кадре фильма "Укротительница тигров", 1954 г
В середине 50-х она стала знаменитой на всю страну «Укротительницей тигров». Вытянула счастливый билет в кино, куда её пригласили на главную роль режиссеры Надежда Кошеверова и Александр Ивановский. Эта бесхитростная советская комедия, а-ля голливудская сказка о цирковой уборщице Леночке Воронцовой, волею случая ставшей укротительницей хищников, пользовался колоссальным успехом у зрителей. Касаткина играла Леночку «в жизни», в бытовых сценах. Знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова была её дублершей в сценах с тиграми. И это было неопасно. Но в конце съемок режиссеры потребовали, чтобы «лицо Касаткиной появилось в кадре рядом с тигриной мордой». Ей надо было войти в клетку к хищникам: «И не нужно бояться, все меры предосторожности предприняты». Ей выдали заостренную палку и шамберьер и пихнули в вольер, захлопнув за ней дверь. «Наступайте! Бейте! Бейте ещё!», - командовал снаружи выдающийся дрессировщик Борис Эдер (он тоже снимался в картине). Но тигр одним ударом лапы сломал её палку, другой лапой вырвал шамберьер и стал носиться по вольеру, несколько раз ударив Касаткину хвостом так, что она едва не отлетела к решетке. Лишь чудом съемки эпизода не закончились трагедией. После этого великий укротитель тигров Эгер предложил Касаткиной пойти к нему в ассистентки: «У вас есть кураж! Я вам доверю 11 тигров!». Но актриса к его удивлению от предложения отказалась.
С Павлом Кадочниковым на съемках "Укротительницы тигров".
С Павлом Кадочниковым на съемках "Укротительницы тигров".

Международное признание пришло к неё через несколько лет, в начале 60-х она получила «Золотую нимфу» на фестивале в Монте-Карло за лучшую женскую роль (Катарины) в телефильме «Укрощение строптивой». Это была первая совместная картина Людмилы Касаткиной с её мужа режиссера Сергея Колосова. Они познакомились ещё будучи студентами ГИТИСа.
Актриса в телефильме «Укрощение строптивой».
Актриса в телефильме «Укрощение строптивой».

Первые фильмы Касаткиной тиражировали её уже устоявшееся в театре лирико-комедийное амплуа. После окончания ГИТИСа в 1947 году её приняли в труппу Центрального театра Советской Армии (сейчас Российской Армии), где она стала примой и прослужила 65 лет.

Её актерская судьба сделала крутой вираж на смену амплуа с комедийной на трагическую героиню, когда она снялась в первом советском военном сериале «Вызываем огонь на себя» (1964). Касаткина сыграла подпольщицу Аню Морозову, которая в конце фильма погибает. И актриса тоже едва не погибла на съемках. Снимали эпизод, когда наши самолеты бомбят фашистский аэродром. На экране - кинохроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Никто не знал, куда пойдет взрывная волна. Волна пошла под корыто из толстой жести. Оно разорвалось на куски, которые полетели на голову Касаткиной. Актрису успел спасти осветитель.
В первом советском военном сериале «Вызываем огонь на себя» Касаткина сыграла подпольщицу Аню Морозову.
В первом советском военном сериале «Вызываем огонь на себя» Касаткина сыграла подпольщицу Аню Морозову.

Потом она стала главной «трагической матерью» советского кино. В военном драма Колосова «Помни имя свое» сыграла узницу Освенцима, которая в течение 20 лет ищет разлученного с ней в лагере сына. Сыграла участницу французского Сопротивления «Мать Марию» в одноименной картине. И мамашу Кураж в телефильме «Дорогах Анны Фирлинг», снятом по мотивам пьесы Брехта.

И всё это были фильмы её мужа-режиссера Сергея Колосова. Такие союзы – муж-режиссер и жена-актриса – взаимовыгодны для творчества. Людмила Касаткина и Сергей Колосов вместе создали двенадцать картин и ещё множество спектаклей. Не столь успешные режиссерские жены завидовали ей и говорили: «Вы бы слышали, как Касаткина кричала на Колосова на съемках, он был у неё под каблуком». Отчасти, наверное, это было правдой.

Людмила Ивановна была человеком сложным. Её ученица актриса Евгения Добровольская, которая училась на её курсе в ГИТИСе, рассказывала в интервью, что Касаткина её «гнобила» (за то, что Добровольская много снималась, это в театральном вузе не приветствовалось) и даже отняла главную роль в дипломном спектакле. «Никогда не забуду, как стояла с огромным животом (была беременна - Ред.) в прихожей в доме Людмилы Ивановны и униженно молила не забирать у меня роль». На что Людмила Ивановна ответила: «Нет, дорогая. Ты теперь никогда не будешь артисткой, ты будешь мамой!». И это звучало как приговор.
С супругом Сергеем Колосовым, 1999 г. Фото Бориса Кавашкина /ИТАР-ТАСС/.
С супругом Сергеем Колосовым, 1999 г. Фото Бориса Кавашкина /ИТАР-ТАСС/.

Но лично на меня общение с Людмилой Ивановной, когда-то я брала у неё интервью, произвело чрезвычайно приятное впечатление. Она была женщиной сокрушительного обаяния. Обволакивала собеседника своим бархатным, мягким голосом пантеры Багиры из «Маугли» (она озвучивала этот персонаж в дивном советском мультфильме). Через пять минут беседы возникало ощущение, что мы знакомы тысячу лет. Разговаривали не столько о кино и театре, сколько на «женские темы»: любви, семейных ценностях, секретах красоты... Людмиле Ивановне на тот момент было 85 лет! Выглядела она прекрасно. Лицо не только без морщин, но и без пластических операций. Объясняла она отсутствие морщин хорошей генетикой, мол, у её мамы было так же. И делилась «секретами красоты»: «После спектакля смываю грим теплой водой с мылом, что неправильно, потому что мыло сушит кожу. Но потом накладываю обычный детский крем. И никаких косметических салонов!». Легкая походка делала её женщиной без возраста. Она в детстве занималась балетом, походка и осанка у нее были оттуда. Но главный секрет: если у женщины нет счастливой любви, она никогда не будет выглядеть хорошо…». Она понимала, о чем говорит: рядом сидел её муж режиссер Сергей Николаевич Колосов. Он слушал наш чисто женский разговор и подавал чай, ставил на стол те чашки, которые велела ему поставить Людмила Ивановна, при этом смотрел на жену такими обожающими глазами, как будто бы прожили они не 60 с лишним лет, а только вчера познакомились.

Она рассказывала о своих увлечениях, о том, как за ней ухаживал режиссер Андрей Попов, как в больницу ей возил свежий бульон невероятно популярный в то время артист Павел Кадочников, с которым она снималась в «Укротительнице тигров» и «Медовом месяце».

- Я никогда не думала, что смогу прожить с одним мужчиной всю жизнь. Но жить с Колосовым мне не надоело, - говорила она. - Двенадцать картин мы сделали вместе. Как-то мы с Сергеем посчитали, что он снял меня больше, чем Григорий Александров - Любовь Орлову, чем Иван Пырьев - Марину Ладынину, чем Сергей Герасимов - Тамару Макарову.

У нас с ним никогда не было крупных скандалов, которые приводят к трагедиям. Он говорит: «Ужас заключается в том, что на тебя невозможно сердиться. Ты просишь прощения и быстро раскаиваешься».
26 мая 2010 г, юбилейный вечер Людмилы Касаткиной на сцене Театра Российской Армии.
26 мая 2010 г, юбилейный вечер Людмилы Касаткиной на сцене Театра Российской Армии.

Я-то как раз была очень влюбчивой. И в меня влюблялись не один раз. Но, когда другие мужчины мне предлагали руку и сердце, я понимала, что с Колосовым никто из них не сравнится. Сергей был настолько чище, романтичнее, деликатнее многих…».

Однажды красавец-артист Владимир Сошальский ей сказал: «Ты не изменяешь своему Сереже. Тебе некого будет вспомнить перед смертью». – «Почему? Я буду Сережу вспоминать».

Вспоминать пришлось, увы, недолго –11 дней. Ровно настолько Людмила Касаткина пережила мужа, которого не стало 11 февраля 2012 года. Она пришла на прощание с ним из больничной палаты, в которой находилась уже несколько месяцев.

Они прожили 62 года – долго и вероятно счастливо - и умерли почти что в один день.


Источник: Газета «Комсомольская правда»15 мая 2025 7:00
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Обозреватель отдела культуры и светской хроники

#ЛюбимыеАктеры

Комментарии

Комментариев нет.