4 заброшенные дворянские усадьбы Подмосковья, которые можно посетить

На выставке «Возвращение в усадьбу» можно увидеть экспонаты, принадлежавшие владельцам этих усадеб. Куратор экспозиции Ксения Новохатько и научный консультант Александр Савинов рассказали GQ, зачем ехать в заброшенные имения.



Двойная усадьба Яропольца – Гончаровых и Чернышевых
Пушкинская ул., 19, Ярополец, Московская обл.

Усадьбы в Яропольце – это бывшие родовые имения Гончаровых и Чернышевых. Именно под таким названием достопримечательности небольшого подмосковного села вошли в список объектов культурного наследия России. Иногда усадьбу Гончаровых указывают как Загряжских – по имени предков предыдущих хозяев. В настоящий момент оба дворца находятся на балансе Московского авиационного института, но туда можно свободно пройти.

Усадьба последовательно принадлежала Дорошенкам, Загряжским и Гончаровым, в том числе теще А. С. Пушкина. Ее известность связана главным образом с именем Пушкина, который дважды посещал ее.

Возникновение родовых поместий тесно связано с украинским гетманом Дорошенко. Именно наследники этого военного лидера владели ярополецкими землями вплоть до начала XVIII века, пока те не перешли к уже известным вам Чернышевым и Загряжским. Представители древних русских дворянских родов практически сразу принялись за возведение дворцов.


Так, родовое гнездо генерал-фельдмаршала и графа Захара Чернышева начало обустраиваться в 1760-е годы. Постепенно дворец превратился в одну из богатейших усадеб Подмосковья, которую современники прозвали «Русским Версалем». Загородную резиденцию украшала роскошная лепная внутренняя и внешняя отделка, многочисленные скульптурные композиции. Над созданием изваяний трудились лучшие русские скульпторы, в числе которых Мартос, Шубин и другие. Об имении лестно отзывалась сама Екатерина II, побывавшая у своего приближенного после 1774 года.

В 1775 году всероссийская императрица навещала и Загряжских. Через пару недель в резиденцию дворян приехал и ее сын со своей первой женой. К тому времени перестройка усадебного комплекса, сохранившаяся до наших дней, уже полностью завершилась. Точное имя архитектора нам неизвестно. Есть предположения, что строителем мог быть кто-то из московских зодчих – заключение сделано на основе стилистического анализа построек. Оба дворца соединялись общим пейзажным парком с прудом.

Дальнейшая судьба будущих достопримечательностей в чем-то похожа: обе лишились ценных вещей после событий 1917 года, использовались не по назначению в качестве школы, санатория и сельской лечебницы, серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, были разобраны местными жителями на строительный материал. В 1959 году объекты культурного наследия передали Московскому авиационному институту.


Церковь Иоанна Предтечи (Екатерининский храм)

Действующая церковь представляет собой кирпичное сооружение, построенное в XVIII веке. Исследователи утверждают, что храм похож на Знаменскую церковь, которая некогда была частью усадьбы Загряжских в Кариане. Обратите внимание на архитектурные черты: нетипичный золоченый шар с крестом на куполе черного цвета, черты классицизма в виде тосканских ордеров, колонны и пилястры, внутри вас ждут сводчатые конструкции, ступенчатые арки.

Флигель

Видите двухэтажное здание из двух крыльев напротив храма? Это дом управляющего или конторский флигель. Наиболее внимательные посетители заметят стилистическое единство с церковью в виде все тех же парных пилястр.

Ткацкие мастерские

Более скромные постройки, состоящие из трех корпусов. С парадного двора открывается вид на декорированные боковые флигели, облицованные рустовкой.

Парк

Парк, к сожалению, потерял свое былое великолепие, но его заброшенность очень романтична, особенно золотой осенью. Известно, что раньше здесь находились малые архитектурные формы, такие как, например, турецкий купольный павильон с небольшими минаретами, готические постройки, порталы и башни, оформлявшие ограду. Сегодня от них остались только руины. Правда, кое-что все же уцелело – на нижней террасе возвышается обелиск из цветного гранита в честь приезда в эти места Екатерины II.

Руины главного дома Чернышевых

Эта майоратная резиденция расположена в 500 метрах от господского дома Загряжских. Остатки «Русского Версаля» огорожены забором. Исчезающее историческое наследие лучше изучать издалека. Из уцелевших элементов в глаза бросаются центральная часть с мезонином, проемы арочных окон на первом этаже и прямоугольных – на втором.

Казанская церковь

Казанский храм пытались реанимировать в 2016–2017 годах, но сегодня противоаварийные работы приостановлены из-за недостатка средств. Поговаривают, что спасти православную святыню уже не получится. А это значит, что уникальное в архитектурном плане сооружение, состоящее из двух симметричных объемов, скоро будет безвозвратно утеряно.



Поречье Медведниковых
Звенигород, мкр-н ДО Поречье

Усадьба основана во второй половине XVIII века прапорщиком И. А. Лихаревым, затем ею владели княжна Н. И. Несвицкая, в середине XIX века – полковник гвардии А. А. Азаревич; с 1870-го – купец И. Л. Медведников и в 1890-х годах его жена А. К. Медведникова, передавшая усадьбу Московской епархии под устройство богадельни для лиц духовного звания, открытой в 1903 году.

Сохранились двухэтажный главный дом с примыкающими к нему оранжереями, перестроенный в начале XX века архитектором И. С. Кузнецовым; обширный пейзажный парк из смешанных пород деревьев с небольшой регулярной частью на берегу Москвы-реки. Церковь 1896–1900 годов, возведенная Кузнецовым, утрачена в 1930-х.

Похоже, что и отсюда открывался чудесный вид на заречные дали, как и из Лопухинского поместья, снискавшего славу одной из самых поэтичных усадеб Подмосковья благодаря своему местоположению и панорамному окну на древности Звенигорода. Теперь эта картина испорчена жадно разрастающимся Звенигородом и его многоэтажками. Греч, пожалуй, был единственным из исследователей, кто зафиксировал имение Медведниковых в печатном издании. Всего несколько абзацев, ставших артефактом. Потом долгие десятилетия оно оставалось вне поля зрения усадьбоведов.

«Поречье как-то видно отовсюду – длинный двухэтажный дом, украшенный посередине колонным портиком под треугольным фронтом, как всегда. Он кажется нарядным издали: верно, потому, что белой лентой красиво оттеняет он крутой берег реки, где в лес давно превратился уже одичавший парк. Вблизи же скучными и монотонными кажутся длинные крылья дома, неудачными представляются пропорции колонн. Точно строил здесь малоумелый провинциальный зодчий начала XIX века».


Медведников Иван Логгинович, уроженец Иркутска – потомственный почетный гражданин, негоциант, участник европейских и российских торговых ярмарок, имевший собственное дело в бурятской Кяхте. Четыре года купец состоял в должности городского головы Иркутска. Коммерция занесла его в Северную столицу, а затем в Первопрестольную, в окрестностях которой он обустроил свое родовое гнездо. Так появилось в нескольких верстах от Поречья Поповых Поречье Медведниковых.

В советское время здесь располагался дом отдыха Академии наук, а затем обветшавшую здравницу с гектарами звенигородских лесов в придачу выставили на торги.

Состояние усадьбы уже давно было неудовлетворительным, в 2005 году МОК-центром был выполнен эскизный проект реставрации и инженерно-архитектурное обследование зданий усадьбы Поречье Медведниковых, но реставрации памятника так и не последовало.



Семеновская отрада
улица Школьная, 1, с. Семеновское, Московская обл.

На юге Подмосковья расположена некогда красивая, но ныне заброшенная усадьба Семеновское-Отрада. Можно назвать ее родовым гнездом знаменитого рода Орловых. Изначально планировалось создать поместье, которое напоминало бы по обустройству владение английского лорда. Автором этой идеи стал Владимир Григорьевич Орлов, который в свою бытность директором Академии наук Петербурга уехал жить в провинцию и занялся этим имением. По характеру ученый муж был далек от столичной суеты и близок к научным изысканиям. Поэтому местная церковь и дворец, фундамент которого был заложен в 1774 году, выдержаны в строгом английском стиле и наполнены глубоким и разумным содержанием.

Кроме того, внутреннее убранство и содержание дворца имели историческую культурную и научную ценность. Росписью стен и плафонов на потолке занимался известный русский художник Карл Брюллов, который был близким другом хозяина. По эскизам, созданным Боссе, были сделаны парковые ограды. Здесь была богатейшая библиотека, содержащая в том числе и старинные рукописи, стоял телескоп, которым некогда пользовался сам Ломоносов. В одном из главных залов дворца стояли бюсты всех пяти братьев. Сейчас они находятся в Третьяковской галерее. Собрание знаменитых полотен можно увидеть в Эрмитаже и Русском музее в Петербурге. Из числа крепостных была создана домашняя театральная труппа. Фамилии некоторых ее талантливых участников стали знамениты в России.

Во времена Владимира Григорьевича имение активно застраивалось и расширялось, а после его смерти хозяином стал его внук – граф Орлов-Давыдов, на тот момент советник и почетный член Академии наук. Архитектор Жилярди по просьбе нового хозяина продолжил строительство. Усадьба славилась своими диковинками: впечатляющим и оригинальным водным каскадом, редкими растениями, поющими соловьями и северными оленями. А также количеством научных кабинетов. Здесь бывали Федор Тютчев, Антон Чехов, Иван Бунин. В мавзолее, построенном братьями-архитекторами Жилярди, когда-то покоился прах братьев Орловых, а также их потомков. Но в 1924 году имение было разграблено, мавзолей разорен. В послереволюционное время здесь был санаторий НКВД.

Сегодняшнее состояние имения вряд ли можно назвать удовлетворительным, в настоящий момент необходима реставрация зданий, а немалая территория требует ухода. При планировании поездки стоит учесть, что усадьба находится на охраняемой территории санатория «Семеновское» ФСБ РФ — чтобы без проблем попасть на территорию, нужно заранее договориться с администрацией по телефону.



Ильинское
Расположена на берегу Москвы-реки рядом с Ильинским шоссе А109 у одноименного села.

Данная подмосковная усадьба на Москве-реке известна с 1666 года, когда она принадлежала Стрешневым. В 1783-м имение перешло к роду Остерманов, родоначальником которых был вице-канцлер граф Андрей Иванович Остерман, известный дипломат петровского времени. В 1816 году А.И. Остерман-Толстой – потомок последнего – почти полностью перестроил усадьбу, создав богатый и благоустроенный комплекс. Заново был сооружен двухэтажный деревянный дом с висячими садами на каменных аркадах, возле старого регулярного сада был разбит английский парк со всевозможными парковыми затеями: беседками, мостиками, павильонами и театром.

Для посещения доступен храм 1720-х годов, построенный Остерманами, и два павильона, в которых сейчас идет реставрация: в одном из них был госпиталь, который организовала Елизавета Федоровна, а в другом – молочный домик императрицы Марии Александровны, он сохранился, выстроен в псевдорусском стиле.

С 1845 по 1860 год имением владел князь Л.М. Голицын, затем оно было продано Удельному ведомству. В 1860-х в связи с приобретением усадьбы царской семьей все здания подверглись существенным переделкам, многое было выстроено вновь. В Ильинском жил московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович, убитый в 1905 году эсером Каляевым.

Усадебный ансамбль, хоть и развернут вдоль берега реки, но скрыт от посторонних глаз так тщательно, что даже с противоположной стороны невозможно его рассмотреть. В «Памятниках архитектуры Московской области» (т. 3) об усадебных постройках есть всего несколько абзацев и заключение о том, что они малоизучены. Фотоматериалы также отсутствуют. Все говорит о полной закрытости элитарного дома отдыха, расположенного ныне на территории усадьбы Ильинское.

Зато доступен храм, отгороженный от всего комплекса высоким забором. Ильинская церковь была построена еще при Стрешневых в 1732—1735 годах. Кирпичный, оштукатуренный, с резным декором из белого камня, этот храм по изысканности убранства и новизне западно-европейских декоративных мотивов не имеет аналогий в московском зодчестве первой трети XVII века. Зодчий неизвестен.

Основу трехчастной композиции церкви составляет храм типа «восьмерик на четверике». Фасады двусветного первого яруса расчленены пилястрами с тонкими по рисунку ионическими капителями. Они поддерживают антаблемент с широким резным фризом, заполненным растительным орнаментом. Очень красивы оконные наличники с изящными сандриками и резьбой. Небольшая колокольня из трех ярусов – детище перестройки 1828 года – завершена невысоким золотым шпилем. Отреставрированный храм действует.

Фото: Getty Images, Shutterstock, Александр Артеменков/ТАСС.


Источник: Журнал "GQ-мужской журнал" 6 октября 2020 г. Софья Бронтвейн



#россия #архитектура #подмосковье #МосковскаяОбласть

Комментарии

Комментариев нет.