Смешарики и Просвещение.
В серии «Винтики» присутствуют интересные смыслы, связанные с философией.
Де-Платонизация в “Смешариках”
Случайно посмотрел серию детского мультика “Смешарики” — “Винтики”1 и обратил на нее внимание.
Синопсис:
Кар-Карыч отдаёт Пину на починку часы, по его словам, подаренные ему ангелом. Пин не может их починить, но обещает сделать всё возможное. Ночью пингвину во сне приходит решение проблемы. Проснувшись, он принимается чинить часы, и ему это удаётся.
Через некоторое время Пин понимает, что начал видеть все «винтики мироздания». Поначалу он употребляет эту способность во благо: например, лечит спину Карычу. Однако через некоторое время к нему приходит разочарование в окружающих, он удаляется от них и начинает жить в пещере, где посвящает себя изучению книги об устройстве мира. Кар-Карыч просит его вернуться, но Пин отказывает ему, так как не видит смысла жить с теми, кто не понимает и не может понять, как устроен мир. Когда он выглядывает из пещеры, желая высказаться, его заваливает снегом. Он приходит в себя в домике Нюши, где понимает, что больше не видит «винтики мироздания».
Через некоторое время Пин чинит будильник Нюши. Поднося ему книгу об устройстве мира, Нюша спрашивает, о чём она. Взглянув на книгу, пингвин отвечает, что уже не понимает её.
Также, из интересных фактов: серия была снята по одному из семи сценариев о семи смертных грехах. Грех, которому посвящён данный эпизод — гордыня.
…
Смешарики уже не первый раз, привлекают к себе внимание не просто как детский мультик, но как детский мультик, транслирующий определенную парадигму мысли (анализ двух серий на канале “Скрытый Смысл”).
Зная это, можно подойти к сюжету мультика критично, пытаясь разложить его на детали.
Человек увидевший закономерности, “винтики” – тут представлен как горделивый “мудрец”, чья мудрость однако, не помогает ему увидеть простые вещи: его крик обваливает на него лавину снега.
Образ мудреца, видящего “винтики”, но не способного увидеть обычных, бытовых вещей — не нов: почти идентичную карикатуру мы можем увидеть и в фрагменте диалога Платона Теэтет.
Как можно заметить - критика философов, также стара, как и само это явление. Но почему сегодня возникает необходимость закладывать детям мысль о том, что человек, желающий познать мир — во первых грешник (то есть гордец), а во вторых — глупец?
В конце нам прямым текстом говорят о “правильном” выводе:
–Думаешь, я поняла что ты сказал?
–Не важно, главное что работает!
…
–Что здесь написано?
–Что конкретно – я уже не понимаю, но в общем — как устроен мир.
Это очень краткое изложение философии прагматизма — истинно то, что дает результаты, то что работает.
Персонаж отказывается от познания мира, объясняя это тем, что он и так работает.
…
Но трансляция “правильных” ценностей не ограничивается одной этой серией. Есть также и другая – “Золотой век”2.
Синопсис:
Персонажи играют в домино, и Лосяш, читающий книгу о древней Греции с названием “Золотой век”, говорит об утрате великой культуры: “Мы неправильно живем, даже не живем, а влачим существование.” “Так говорили во все времена” – отвечает ему Копатыч.
Персонажи перемещаются в декорации древней Греции, где сначала сталкиваются с трудностью строительства корабля (отсутствие инструментов), затем с навязыванием нелепых ритуалов “обмазывания маслом”, и в конце концов — с попаданием корабля на мель.
Серия очень хорошо демонстрирует разницу между двумя мировоззренческими парадигмами:
Современной – вчера было плохо; сегодня лучше чем вчера, значит завтра будет лучше чем сегодня.
Архаичной – вчера было хорошо. Сегодня хуже чем вчера, значит завтра будет еще хуже.
Обе парадигмы имеют место быть, но я сторонник того, чтобы освещать их объективно: именно “архаическая” парадигма сделала возможной современную, именно благодаря трудам Платона (изображения которого, часто мелькают в серии), стала возможна наука и ее достижения, к которым апеллируют персонажи-критики.
Я увидел некоторую подмену: если древние люди столь “глупы”, то как получилось, что мы пользуемся благами их трудов и фундаментально не создали ничего нового. Персонажи-критики часто ссылаются на инструменты решения проблем, умалчивая о методологии, о мышлении, которое и помогало людям “золотого века” создавать фундамент западной цивилизации.
P.S.
Название книги и серии – “Золотой век” выбрано не случайно, потому как это понятие включает в себя не только отдельный исторический промежуток времени, но и саму идею совершенной точки, от которой человек однажды отпал. Подробнее можно посмотреть тут.
Ключевые слова:
Скрытый Смысл
Прагматизм
Золотой Век
Премодерн
Модерн
Примечания:
Новый сезон (2020) - 245 серия ↩
Новый сезон (2020) - 248 серия ↩
Рекомендации:
Показать ссылки
#ключевые слова
Постмодерн https://youtu.be/re1QCpNzDGo #СкрытыйСмысл
… Ему не известно даже, что он этого не знает. Ибо воздерживается он от этого вовсе не ради почета, но дело обстоит так, что одно лишь тело его пребывает и обитает в городе, разум же, пренебрегши всем этим как пустым и ничтожным, парит надо всем, как у Пиндара, меря просторы земли, спускаясь под землю и воспаряя выше небесных светил, всюду испытывая природу любой вещи в целом и не опускаясь до того, что находится близко.
Феодор. Что ты имеешь в виду, Сократ?
Сократ. Я имею в виду Фалеса, Феодор. Рассказывают, что когда он, наблюдая небесные светила и заглядевшись наверх, упал в колодец, то какая-то фракиянка, миловидная и бойкая служанка, посмеялась над ним, что-де он стремится знать, что на небе, того же, что рядом и под ногами, не замечает. Эта насмешка относится ко всем, кто проводит свой век в занятиях философией.
В самом деле, от такого человека скрыто не только что делает его ближайший сосед, но чуть ли и не то, человек он или еще какая-то тварь. А между тем он доискивается, что же такое человек и что подобает творить или испытывать его природе в отличие от других, и крайне этим озабочен. Ну как, теперь ты постигаешь, о чем я говорю?
Феодор. Да, и ты говоришь правду.
Сократ. Так вот, такой человек, общаясь с кем-то лично или выступая на людях, – например, как мы прежде говорили, когда ему приходится в суде или где-нибудь еще толковать о том, что у него под ногами и перед глазами, – вызывает смех не только у фракиянок, но и у прочего сброда, на каждом шагу по неопытности попадая в колодцы и тупики, и за эту ужасную нескладность слывет придурковатым. Когда дело доходит до грубой ругани, он не умеет никого уязвить, задев за живое, потому что по своей беспечности не знает ни за кем ничего дурного, и в растерянности своей кажется смешным.
Когда же иные начинают при нем хвалить других или превозносить себя, то он, не притворно, а искренне забавляясь всем этим, обнаруживает свою простоту и производит впечатление дурака. Славословия тиранам или царям он слушает так, как если бы хвалили пастухов, тех, что пасут свиней, овец или коров, за богатый удой, с той только разницей, что людской скот, как он считает, пасти и доить труднее и хлопотливее; При этом, считает он, пастырь, учредивший свой загон на холме за прочной стеной, по недостатку досуга неизбежно бывает ничуть не менее дик и необразован, чем те пастухи. Когда же наш философ слышит, что кто-то прикупил тысячи плетров земли или же приобрел еще более удивительные сокровища, то для него, привыкшего обозревать всю землю, это – самая малость. Если же воспевают знатный род, что-де кто-то насчитывает семь колен богатых предков, то он считает это сомнительной похвалой недалеких людей, которые по своей необразованности не могут охватить взором все страны и все времена и сообразить, что у каждого были несметные тысячи дедов и прадедов, среди которых не раз случались богачи и нищие, цари и рабы, варвары и эллины у кого угодно. Ему кажется нелепым и пустяшным, когда кто-то гордится списком в двадцать пять предков и возводит свой род к Гераклу и Амфитриону,потому что и Амфитрионов предок в двадцать пятом колене был таков, какая выпала ему участь, равно как и предок этого предка в пятидесятом колене, и ему смешна и людская несообразительность и неспособность расстаться с суетностью неразумной души. Во всех этих случаях такой человек бывает высмеян большинством, которому кажется, что он слишком много на себя берет, хотя не знает простых вещей и теряется в любых обстоятельствах.