Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование учителя, преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Методическая разработка может быть: конкретного урока; серии уроков; темы программы:частной (авторской) методики преподавания предмета; общей методики преподавания предметов; новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Определить цель методической разработки. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составить план и определить структуру методической разработки.Определить направления будущей работы.
В начале работы по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке: Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах преподавания учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным и убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны быть четко обоснованы ссылками на свой педагогический опыт. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневі задачи и т.д.).
Структура методической разработки
· Общая структура:
· Аннотация.
· Содержание.
· Введение.
· Основная часть.
· Заключение.
· Список использованных источников.
· Программы.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов: Характеристика темы; Планирование изучение темы; Рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются: Образовательные цели и задачи темы; Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение; Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать; Место и роль темы в курсе; Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрішньопредметні и межпредметные связи; Дается дидактический анализ содержания материала; Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала; Возможен сравнительный анализ качества обучения предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования новой в методической разработке.
При планировании учебной темы необходимо:
· Продумать методику преподавания темы.
· Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
· Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
· Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
· В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки.
Структура методической разработки урока теоретического обучения. В основной части можно выделить следующие разделы: Методическое обоснование темы. Методические рекомендации по проведению урока. План урока (с технологической картой). Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений). Список литературы (источников) для учащихся. Список литературы для педагогов.
Рекомендуемый план урока: · Тема программы.
· Тема урока.
· Тип урока.
· Вид урока.
· Цель методическая.
· Цели образования (обучения, воспитания, развития).
· Материально-техническое обеспечение урока.
· Межпредметные и внутрішньопредметні связи.
Рекомендуемая технологическая карта урока:
· Дидактическая структура урока.
· Методическая подструктура урока.
· Признаки решения дидактических задач.
· Методы обучения.
· Форма деятельности.
· Методические приемы и их содержание.
· Средства обучения.
· Способы организации деятельности.
Тип урока определяется целью организации урока, т. е. целью его проведения.
Типы уроков теоретического обучения (по Махмутовой М.И.):
· Урок изучения нового учебного материала.
· Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
· Урок обобщения и систематизации знаний.
· Урок контроля знаний, умений и навыков.
· Комбинированный.
Типи уроков практического обучения (по Махмутовой М.И.):
· Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
· Урок совершенствования умений и навыков.
· Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Общие требования к оформлению методической разработки. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15). Если методическая разработка это разработка одного урока, то не менее 10 листов. Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Количество и объем разделов не лимитируется. #МетодистуНаЗаметку
Педагог
:Элина К
Методическая разработка уроков и требования к ней
Методическая разработка может быть: конкретного урока; серии уроков; темы программы:частной (авторской) методики преподавания предмета; общей методики преподавания предметов; новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Определить цель методической разработки. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составить план и определить структуру методической разработки.Определить направления будущей работы.
В начале работы по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах преподавания учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным и убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны быть четко обоснованы ссылками на свой педагогический опыт. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневі задачи и т.д.).
Структура методической разработки
· Общая структура:
· Аннотация.
· Содержание.
· Введение.
· Основная часть.
· Заключение.
· Список использованных источников.
· Программы.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов: Характеристика темы; Планирование изучение темы; Рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются: Образовательные цели и задачи темы; Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение; Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать; Место и роль темы в курсе; Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрішньопредметні и межпредметные связи; Дается дидактический анализ содержания материала; Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала; Возможен сравнительный анализ качества обучения предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования новой в методической разработке.
При планировании учебной темы необходимо:
· Продумать методику преподавания темы.
· Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
· Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
· Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
· В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки.
Структура методической разработки урока теоретического обучения.
В основной части можно выделить следующие разделы: Методическое обоснование темы. Методические рекомендации по проведению урока. План урока (с технологической картой). Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений). Список литературы (источников) для учащихся. Список литературы для педагогов.
Рекомендуемый план урока:
· Тема программы.
· Тема урока.
· Тип урока.
· Вид урока.
· Цель методическая.
· Цели образования (обучения, воспитания, развития).
· Материально-техническое обеспечение урока.
· Межпредметные и внутрішньопредметні связи.
Рекомендуемая технологическая карта урока:
· Дидактическая структура урока.
· Методическая подструктура урока.
· Признаки решения дидактических задач.
· Методы обучения.
· Форма деятельности.
· Методические приемы и их содержание.
· Средства обучения.
· Способы организации деятельности.
Тип урока определяется целью организации урока, т. е. целью его проведения.
Типы уроков теоретического обучения (по Махмутовой М.И.):
· Урок изучения нового учебного материала.
· Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
· Урок обобщения и систематизации знаний.
· Урок контроля знаний, умений и навыков.
· Комбинированный.
Типи уроков практического обучения (по Махмутовой М.И.):
· Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
· Урок совершенствования умений и навыков.
· Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Общие требования к оформлению методической разработки.
Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15). Если методическая разработка это разработка одного урока, то не менее 10 листов.
Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Количество и объем разделов не лимитируется.
#МетодистуНаЗаметку