Здравствуйте, уважаемые подписчики канала VZBRELO:Блог о дереве!
Сегодня мы наконец начнём врезаться в материал и попробуем приёмы геометрической резьбы.
Геометрия или Кербшнит - штука, распространённая по всей земле. Имеет самые глубокие корни у большинства народов мира, и к нашему культурному наследию имеет самое прямое отношение.
Трёхгранно-выемчатая резьба - это и отличный тренажёр, и отдельное направление в искусстве. В этом стиле создавались многие шедевры, дошедшие до наших дней, и даже образцы дворцовых интерьеров.
Геометрию, ничем не отличающуюся от нашей, считают своей национальной (насколько знаю) Индия, Гондурас, Мадагаскар, Средняя Азия, Западная Европа. Поэтому, об истоках говорить практически невозможно. Но можно принять её как повод с удовольствием провести время, на выходе получив достойный результат.
Ну что, приступим?
Поскольку ножики наши уже подготовлены к работе, на повестке дня остаётся только разметка учебной дощечки. Лучше липовой, но можно и не липовой. Например, осиновая или берёзовая, тоже подойдут. Но с ними чуть труднее физически, потому что материал будет твёрже.
Подозреваю, что вы все уже посмотрели варианты разметки в интернете и выбор рисунка только за вами самими.
В геометрии есть только три элемента. Это:
- Два накола и подрез. (Треугольник с одной гранью на плоскости)
- Три накола-три подреза. (Треугольник имеющий три видимые зрителю грани)
- И криволинейные линии, работающие по принципу «Три накола-три подреза». Но, с удлинённой частью к центру композиции. И имеющие искривлённую форму. (Эти самые сложные)
Из этих базовых элементов формируется любой орнамент, который сформулирует ваша фантазия.
Начнём с простого. Два накола и подрез. На вершину начерченного треугольника, ставим носик ножа и убедившись в том что его положение перпендикулярно заготовке, а режущая кромка смотрит в противоположный угол, надавливаем на нож, погружая в материал.
То же самое, делаем с другой стороны. И дальше подрез. В основание треугольника ставится нож и ведя его по линии разметки, убираем треугольник. Можно не за один раз. Ничто не мешает снять чуть-чуть. Потом ещё чуть-чуть. А после этого и финальный, чистовой срез. Поделайте штук двадцать этих треугольников и рука сама найдёт удобные приёмы хвата ножа.
Теперь более сложные треугольники. Три накола-три подреза. В центре начерченного треугольника, ставится точка. Она служит визуальным ориентиром. Ставим носик ножа на точку, опять убеждаемся в перпендикулярности ножа относительно заготовки и, целясь в один из углов треугольника, производим накол.
Повторяем процедуру ещё два раза, в сторону оставшихся углов. А дальше нам уже понадобится понимание направления волокон. Их надо соблюдать не только, что бы не повредить рисунок, но и в качестве тренировки на будущее: для выработки привычки соблюдать направление слоя. Ну так вот, данный треугольник подрезаем под условным углом в 45 градусов. Низ (основание) подрезаем так же, как и в предыдущем упражнении. Оставшиеся углы удаляем подрезом от вершины к основанию. Этот же треугольник, только вытянутый, используется в качестве луча круглой розетки. С единственной разницей, удлинённая вершина, вынуждает после накола от центральной точки провести нож ещё немного, в дальний угол. Попробуйте порезать и длинные треугольники.
Ну что же, переходим к самому страшному - к изогнутым треугольникам. Они обычно вписаны в круг, представляя собой элемент – «Розетка». Принципиальное отличие от прямых треугольников, только одно. Это необходимость после накола в два угла, третий – кривой, уже прорезать, а не накалывать. Это делается совсем не сложно. В точку пересечения наколов, ставим нож и, не забывая о его перпендикулярности, легонько надавливая, ведём линию. Во избежание срыва инструмента, лучше не стремиться сделать это за один раз, приложив усилие. Гораздо лучше, без особого давления, провести ножом три-четыре раза, добиваясь нужной глубины. А дальше, подрезаем точно так же, как и прямой треугольник. Но, конечно, учитывая линию разметки и направление волокон. Стремиться нужно к тому, чтобы коснуться линии разметки, но нигде её не перерезать. Чтобы она всей своей длинной осталась на доске.
(Фото Алексея Новикова)
Массивные треугольники лучше всего подрезать за несколько раз. Сначала, сильно отступив от линии разметки. Потом, чуть ближе. И дальше уже финальный, по разметке. Это позволит лучше контролировать процесс и избежать лишних физических усилий. Потому что, чем выше прилагаемое усилие, тем выше вероятность срыва инструмента и возможной травмы.
Только не надо рвать на себе волосы от того, что сразу не получается ровно и красиво. Редко у кого получается сразу. Для этого мы и тренируемся, набивая руку и нарабатывая мышечную память.
И обязательно держите под рукой аптечку с пластырем, йодом, перекисью и всем необходимым при порезах. Предупреждаю, что поначалу руки будут болеть от напряжения непривычной группы мышц. Но это пройдёт!
В следующий раз мы с вами попробуем классический Кудринский орнамент. Поэтому, не прощаюсь! До новых встреч! Творите с удовольствием!
P.S.: Я доступен для очных занятий и разовых консультаций в центре Велий. Москва. Ул. Перовская, дом 21. Записаться можно по тел. 8 966 342 54 53.
VZBRELO Блог о дереве
Резьба по дереву с Алексеем Новиковым.
Третий урок: приступаем к геометрии
Вводная часть - https://zen.yandex.ru/media/vzbrelo/rezba-po-derevu-s-alekseem-novikovym-uroki-s-nulia-vvodnaia-chast-5e258f09cddb7100afc8c519
Первый урок: разметка - https://zen.yandex.ru/media/vzbrelo/rezba-po-derevu-s-alekseem-novikovym-pervyi-urok-5e2d6a741a860800af3bcd6f
Второй урок: рабочее место, подготовка инструмента - https://zen.yandex.ru/media/vzbrelo/rezba-po-derevu-s-alekseem-novikovym-vtoroi-urok-rabochee-mesto-podgotovka-instrumenta-5e49731afd2769030867269d
-----------------------
Алексей Новиков:
Здравствуйте, уважаемые подписчики канала VZBRELO:Блог о дереве!
Сегодня мы наконец начнём врезаться в материал и попробуем приёмы геометрической резьбы.
Геометрия или Кербшнит - штука, распространённая по всей земле. Имеет самые глубокие корни у большинства народов мира, и к нашему культурному наследию имеет самое прямое отношение.
Трёхгранно-выемчатая резьба - это и отличный тренажёр, и отдельное направление в искусстве. В этом стиле создавались многие шедевры, дошедшие до наших дней, и даже образцы дворцовых интерьеров.
Геометрию, ничем не отличающуюся от нашей, считают своей национальной (насколько знаю) Индия, Гондурас, Мадагаскар, Средняя Азия, Западная Европа. Поэтому, об истоках говорить практически невозможно. Но можно принять её как повод с удовольствием провести время, на выходе получив достойный результат.
Ну что, приступим?
Поскольку ножики наши уже подготовлены к работе, на повестке дня остаётся только разметка учебной дощечки. Лучше липовой, но можно и не липовой. Например, осиновая или берёзовая, тоже подойдут. Но с ними чуть труднее физически, потому что материал будет твёрже.
Подозреваю, что вы все уже посмотрели варианты разметки в интернете и выбор рисунка только за вами самими.
В геометрии есть только три элемента. Это:
- Два накола и подрез. (Треугольник с одной гранью на плоскости)
- Три накола-три подреза. (Треугольник имеющий три видимые зрителю грани)
- И криволинейные линии, работающие по принципу «Три накола-три подреза». Но, с удлинённой частью к центру композиции. И имеющие искривлённую форму. (Эти самые сложные)
Начнём с простого. Два накола и подрез. На вершину начерченного треугольника, ставим носик ножа и убедившись в том что его положение перпендикулярно заготовке, а режущая кромка смотрит в противоположный угол, надавливаем на нож, погружая в материал.
Ну что же, переходим к самому страшному - к изогнутым треугольникам. Они обычно вписаны в круг, представляя собой элемент – «Розетка». Принципиальное отличие от прямых треугольников, только одно. Это необходимость после накола в два угла, третий – кривой, уже прорезать, а не накалывать. Это делается совсем не сложно. В точку пересечения наколов, ставим нож и, не забывая о его перпендикулярности, легонько надавливая, ведём линию. Во избежание срыва инструмента, лучше не стремиться сделать это за один раз, приложив усилие. Гораздо лучше, без особого давления, провести ножом три-четыре раза, добиваясь нужной глубины. А дальше, подрезаем точно так же, как и прямой треугольник. Но, конечно, учитывая линию разметки и направление волокон. Стремиться нужно к тому, чтобы коснуться линии разметки, но нигде её не перерезать. Чтобы она всей своей длинной осталась на доске.
Массивные треугольники лучше всего подрезать за несколько раз. Сначала, сильно отступив от линии разметки. Потом, чуть ближе. И дальше уже финальный, по разметке. Это позволит лучше контролировать процесс и избежать лишних физических усилий. Потому что, чем выше прилагаемое усилие, тем выше вероятность срыва инструмента и возможной травмы.
Только не надо рвать на себе волосы от того, что сразу не получается ровно и красиво. Редко у кого получается сразу. Для этого мы и тренируемся, набивая руку и нарабатывая мышечную память.
И обязательно держите под рукой аптечку с пластырем, йодом, перекисью и всем необходимым при порезах. Предупреждаю, что поначалу руки будут болеть от напряжения непривычной группы мышц. Но это пройдёт!
В следующий раз мы с вами попробуем классический Кудринский орнамент. Поэтому, не прощаюсь! До новых встреч! Творите с удовольствием!
P.S.: Я доступен для очных занятий и разовых консультаций в центре Велий. Москва. Ул. Перовская, дом 21. Записаться можно по тел. 8 966 342 54 53.
***
А в соцсетях найти Алексея можно тут:
инстаграм https://www.instagram.com/novikovcarving/
фейсбук https://www.facebook.com/profile.php?id=100016078950618
Ставьте лайки, чтобы статьи не сходили с дистанции как можно дольше, комментируйте, уточняйте и не стесняйтесь благодарить Алексея за его труд:)
Мария и Татьяна, VZBRELO