Мозаика из дерева бывает разных, иногда даже очень похожих между собой, видов. Сегодня поговорим о Танбридж (Tunbridge ware) - торцевой мозаике родом из Англии, очень похожей с чертозианской (Италия) и даже с ёсэги (Япония)
Коробка c инкрустацией Tunbridge ware и изображением Пантилес (георгианской колоннады в городе Ройал-Танбридж-Уэллс). Высота 10,5 см, длина 24 см, ширина 18,9 см. Производитель Henry Hollamby, ок. 1880 г. Фото: scottishantiques.com
Происхождение
Это удивительно, но во всех доступных нам источниках указано имя автора этой техники - Джеймс Берроуз, и почти точная дата - 1820-1830-е годы.
Изначально, Tunbridge ware - общее название производимых кустарным способом сувенирных посуды и шкатулок для туристов города Ройал-Танбридж-Уэллс в графстве Кент, популярного в то время благодаря своим целебным источникам. Постепенно, вместе со спросом, росло мастерство и сложность производимой продукции. Берроуз, придумавший облицовывать шкатулки, коробочки для мелочей, пресс-папье и даже мебель торцевой мозаикой, не только развил своё производство, но и обучил технике многих последователей. И название Танбридж стало ассоциироваться теперь именно с этим направлением отделки деревянных изделий.
Старинная инкрустированная деревянная шкатулка-подушечка для иголок Tunbridge Ware. Размеры приблизительно 7,3 см в ширину; 4,7 см в глубину; 3 см в высоту. Фото: https://www.wheelerantiques.co.uk/
Технология
Метод мозаики Танбридж заключается в том, что по нарисованному на миллиметровой бумаге рисунку или орнаменту, тончайшие квадратные бруски собираются в связки. Разная древесина даёт разные оттенки в рисунке, отдельные умельцы использовали даже древесину, пораженную грибком - она давала зеленый цвет. Но красители при этом не применялись. В 1840-х годах у производителей Tunbridge ware был выбор из примерно 40 местных и привезенных пород; к концу XIX века их было уже более 100, а в 1920-х годах компания Tunbridge Wells Manufacturing Co. рекламировала около 180 различных пород дерева, используемых в мозаике.
Склеенные блоки нарезали на тонкие пластины шпона, которым и облицовывали изделия. Получалась такая мозаика из мозаики - различные по узору срезы можно было компоновать в десятках вариаций. А можно было, тщательно подбирая каждый "пиксель", собирать тиражируемые картины.
Настольная чернильница в технике танбридж. Фото: https://www.labellegray.com/
Размер каждого "пикселя" (тессеры) в среднем был около 1 мм, но у разных мастеров варьировался, иногда просто поражая воображение, как на примере ниже:
Шкатулочка для марок в технике танбридж. Крышка украшена портретом королевы Виктории Длина 4 см. Ок. 1860–70 гг. Фото: tooveys.com
Шкатулочка для марок в технике танбридж. Крышка украшена портретом королевы Виктории Длина 4 см. Ок. 1860–70 гг. Фото: tooveys.com Мозаику tunbridge применяли на самых разных предметах: на небольшой мебели, чайных шкатулках, канцелярских принадлежностях, шахматных столиках и коробках, подсвечниках, корзинах для хлеба, фруктов и рукоделия. А в качестве тем для изображений чаще всего брали пейзажи, известные достопримечательности и замки, и библейские сцены.
Шкатулка для часов, в технике танбридж. Фото https://www.somersetcountygazette.co.uk/
Расцвет и упадок
Изделия из Танбриджа приобрели огромную популярность в XVIII и XIX веках и стали символом роскоши и утонченности. Мастерство и внимание к деталям сделали каждое изделие высокоценным и востребованным. Многие известные личности, включая членов британской королевской семьи, владели и лелеяли изделия из Танбриджа.
Однако уже в конце XIX века, с появлением массового производства и изменением потребительских предпочтений, спрос на Tunbridge Ware снизился. Сложное мастерство, необходимое для создания этих изделий, сделало их производство дорогим и трудоемким. Стали более доступными более дешевые альтернативы, что и привело к упадку отрасли.
Корзина для шитья в технике Tunbridge Ware. Автор - Эдмунд Най, около 1860 г. Фото: https://www.1stdibs.com/
Последней фабрикой, выпускавшей изделия с инкрустацией аж до 1920-х, стала Tunbridge Wells Manufacturing Co., но и они уже не были того высокого качества, которое предлагали мастера XIX века.
Крышка ящика для посуды XIX века, в технике Tunbridge. Фотография от пользователя bansidhe на flickr.
Танбридж сейчас
Нам стало интересно, есть ли сегодня мастера-последователи, и мы нашли - Роберт Ворли работает по всем традициям старых мастеров, от выбора пород до тематики орнаментов:
Шкатулка авторства Роберта Ворли. Фото: https://scottishantiques.com/
Шкатулка для украшений Tunbridge Ware от Роберта Ворли, 2022 г. Фото: https://a.1stdibscdn.com/
Эта шкатулка состоит из 12 различных пород дерева, в основе - палисандр. Было использовано более 40 000 одномиллиметровых кубиков в мозаике. Верхнюю часть украшает изображение собора Святого Павла. Автор - Роберт Ворли
***
У нас на сегодня всё. Как всегда, в комментариях приветствуются дополнения и личный опыт! А также напомним про важность вашей поддержки лайками, репостами и подписками. Поблагодарить любой комфортной для вас суммой можно через донатилку в профиле. Спасибо!
VZBRELO Блог о дереве
Танбридж - деревянная мозаика из Англии
Мозаика из дерева бывает разных, иногда даже очень похожих между собой, видов. Сегодня поговорим о Танбридж (Tunbridge ware) - торцевой мозаике родом из Англии, очень похожей с чертозианской (Италия) и даже с ёсэги (Япония)Происхождение
Это удивительно, но во всех доступных нам источниках указано имя автора этой техники - Джеймс Берроуз, и почти точная дата - 1820-1830-е годы.Изначально, Tunbridge ware - общее название производимых кустарным способом сувенирных посуды и шкатулок для туристов города Ройал-Танбридж-Уэллс в графстве Кент, популярного в то время благодаря своим целебным источникам.
Постепенно, вместе со спросом, росло мастерство и сложность производимой продукции. Берроуз, придумавший облицовывать шкатулки, коробочки для мелочей, пресс-папье и даже мебель торцевой мозаикой, не только развил своё производство, но и обучил технике многих последователей. И название Танбридж стало ассоциироваться теперь именно с этим направлением отделки деревянных изделий.
Технология
Метод мозаики Танбридж заключается в том, что по нарисованному на миллиметровой бумаге рисунку или орнаменту, тончайшие квадратные бруски собираются в связки. Разная древесина даёт разные оттенки в рисунке, отдельные умельцы использовали даже древесину, пораженную грибком - она давала зеленый цвет. Но красители при этом не применялись.В 1840-х годах у производителей Tunbridge ware был выбор из примерно 40 местных и привезенных пород; к концу XIX века их было уже более 100, а в 1920-х годах компания Tunbridge Wells Manufacturing Co. рекламировала около 180 различных пород дерева, используемых в мозаике.
Склеенные блоки нарезали на тонкие пластины шпона, которым и облицовывали изделия. Получалась такая мозаика из мозаики - различные по узору срезы можно было компоновать в десятках вариаций.
А можно было, тщательно подбирая каждый "пиксель", собирать тиражируемые картины.
Размер каждого "пикселя" (тессеры) в среднем был около 1 мм, но у разных мастеров варьировался, иногда просто поражая воображение, как на примере ниже:
Шкатулочка для марок в технике танбридж. Крышка украшена портретом королевы Виктории Длина 4 см. Ок. 1860–70 гг. Фото: tooveys.com
Мозаику tunbridge применяли на самых разных предметах: на небольшой мебели, чайных шкатулках, канцелярских принадлежностях, шахматных столиках и коробках, подсвечниках, корзинах для хлеба, фруктов и рукоделия. А в качестве тем для изображений чаще всего брали пейзажи, известные достопримечательности и замки, и библейские сцены.
Расцвет и упадок
Изделия из Танбриджа приобрели огромную популярность в XVIII и XIX веках и стали символом роскоши и утонченности. Мастерство и внимание к деталям сделали каждое изделие высокоценным и востребованным. Многие известные личности, включая членов британской королевской семьи, владели и лелеяли изделия из Танбриджа.Однако уже в конце XIX века, с появлением массового производства и изменением потребительских предпочтений, спрос на Tunbridge Ware снизился. Сложное мастерство, необходимое для создания этих изделий, сделало их производство дорогим и трудоемким. Стали более доступными более дешевые альтернативы, что и привело к упадку отрасли.
Танбридж сейчас
Нам стало интересно, есть ли сегодня мастера-последователи, и мы нашли - Роберт Ворли работает по всем традициям старых мастеров, от выбора пород до тематики орнаментов:***
У нас на сегодня всё. Как всегда, в комментариях приветствуются дополнения и личный опыт!
А также напомним про важность вашей поддержки лайками, репостами и подписками. Поблагодарить любой комфортной для вас суммой можно через донатилку в профиле. Спасибо!
VZBRELO Блог о дереве
#издерева #маркетри #танбридж #мозаика #деревяннаямозаика