Многие-ко-многим или Что не так с мозжечковой стимуляцией
Не знаю, как вас, а меня, когда я слышу про «занятия мозжечковой стимуляцией», всего передергивает. Сейчас объясню, почему. Теоретически, в работе с детьми специалисты могут ставить перед собой три типа целей. Какие? Первый тип: развитие какого-то ПРАКТИЧЕСКОГО НАВЫКА. Умения читать, умения ездить на велосипеде, умения решать квадратные уравнения… Второй тип: развитие какой-то ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ. Произвольного внимания, памяти, воображения… Третий тип: развитие МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СУБСТРАТА мозга. Того же мозжечка, например. Или префронтальной коры. Или мозолистого тела... Интуитивно понятно, что эти три типа целей связаны. Но каков характер этой связи? — Это связь типа «многие-ко-многим», если пользоваться терминологией реляционных баз данных. Любому конкретному навыку соответствует не одна психическая функция, а много разных. Для того, чтобы научиться читать, нужно обладать и вниманием, и памятью, и воображением… С другой стороны, и конкретная психическая функция реализует себя не в одном каком-то навыке, а во множестве разных. Внимание требуется не только при чтении книг, но и при езде на велосипеде, и при решении квадратных уравнений… Та же история — и про связь психических функций с морфологическим субстратом. Нет ни одной высшей психической функции, которая была бы локализована строго в конкретной зоне мозга. И нет ни одной зоны мозга, которая бы отвечала исключительно за конкретную психическую функцию. Возвращаясь теперь к нашим трем типам целей. А какого рода цели, скажите, важны для родителей? Им важно, чтобы мозжечок у ребенка был фантастически развит? Или чтобы внимание у ребенка было ого-го как накачано? Или всё-таки, чтобы ребенок умел говорить, читать, писать, учиться в школе? Родителям важны ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, верно? То есть цели первого типа. А теперь, вспоминая о характере связей между целями разных типов, подумайте о том, насколько далеко отстоят задачи развития конкретных навыков от задач развития конкретных мозговых структур. Возможно, теперь вы тоже немного по-другому будете воспринимать рекламу занятий по «мозжечковой стимуляции». P.S. Во избежание недоразумений: я совсем не против занятий на разного рода балансирах. Очень даже «за», особенно, если этот балансир — Равновес Совы Я против вульгарного упрощенчества в толковании смысла и содержания коррекционных занятий с их использованием. Совершенно необязательно трактовать тренировки на качающейся доске как мозжечковую стимуляцию, выпячивая именно «неврологический» аспект эффекта воздействия. Он, безусловно, тоже имеет место, но — как результат развития определенных ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. Который, в свою очередь, является следствием развития соответствующих ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. И вот именно развитие навыков-то и выступает смыслом и содержанием урока — как минимум, для ребенка. А, во-вторых, следует помнить, что на конечный результат занятий кроме собственно балансира оказывает влияние ещё очень и очень много факторов. Какого рода задания вы даете ребенку. Интересны они ему — или он выполняет их из-под палки. Есть ли у него пространство для творческой активности в этой работе. Какие у него складываются отношения с педагогом. И так далее. Связь «многие-ко-многим», уху. — Илья Коробков , основатель компании «Сова-Нянька» 👉🏻 Равновес Совы живёт тут: https://nannyowl.ru/product/ravnoves-sovy/ 🤸 а базовые упражнения со Скакунами, которые можно усложнить Равновесом, смотрите на видеоканале Совы: https://www.youtube.com/watch?v=Nk14PBIQkBA&list= .. не забудьте подписаться! #сованянька #соваразвивает
Сова-Нянька
Многие-ко-многим или Что не так с мозжечковой стимуляцией
Не знаю, как вас, а меня, когда я слышу про «занятия мозжечковой стимуляцией», всего передергивает. Сейчас объясню, почему.
Теоретически, в работе с детьми специалисты могут ставить перед собой три типа целей. Какие?
Первый тип: развитие какого-то ПРАКТИЧЕСКОГО НАВЫКА. Умения читать, умения ездить на велосипеде, умения решать квадратные уравнения…
Второй тип: развитие какой-то ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ. Произвольного внимания, памяти, воображения…
Третий тип: развитие МОРФОЛОГИЧЕСКОГО СУБСТРАТА мозга. Того же мозжечка, например. Или префронтальной коры. Или мозолистого тела...
Интуитивно понятно, что эти три типа целей связаны. Но каков характер этой связи? — Это связь типа «многие-ко-многим», если пользоваться терминологией реляционных баз данных. Любому конкретному навыку соответствует не одна психическая функция, а много разных. Для того, чтобы научиться читать, нужно обладать и вниманием, и памятью, и воображением…
С другой стороны, и конкретная психическая функция реализует себя не в одном каком-то навыке, а во множестве разных. Внимание требуется не только при чтении книг, но и при езде на велосипеде, и при решении квадратных уравнений…
Та же история — и про связь психических функций с морфологическим субстратом. Нет ни одной высшей психической функции, которая была бы локализована строго в конкретной зоне мозга. И нет ни одной зоны мозга, которая бы отвечала исключительно за конкретную психическую функцию.
Возвращаясь теперь к нашим трем типам целей. А какого рода цели, скажите, важны для родителей? Им важно, чтобы мозжечок у ребенка был фантастически развит? Или чтобы внимание у ребенка было ого-го как накачано? Или всё-таки, чтобы ребенок умел говорить, читать, писать, учиться в школе?
Родителям важны ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, верно? То есть цели первого типа. А теперь, вспоминая о характере связей между целями разных типов, подумайте о том, насколько далеко отстоят задачи развития конкретных навыков от задач развития конкретных мозговых структур. Возможно, теперь вы тоже немного по-другому будете воспринимать рекламу занятий по «мозжечковой стимуляции».
P.S. Во избежание недоразумений: я совсем не против занятий на разного рода балансирах. Очень даже «за», особенно, если этот балансир — Равновес Совы Я против вульгарного упрощенчества в толковании смысла и содержания коррекционных занятий с их использованием. Совершенно необязательно трактовать тренировки на качающейся доске как мозжечковую стимуляцию, выпячивая именно «неврологический» аспект эффекта воздействия. Он, безусловно, тоже имеет место, но — как результат развития определенных ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. Который, в свою очередь, является следствием развития соответствующих ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. И вот именно развитие навыков-то и выступает смыслом и содержанием урока — как минимум, для ребенка.
А, во-вторых, следует помнить, что на конечный результат занятий кроме собственно балансира оказывает влияние ещё очень и очень много факторов. Какого рода задания вы даете ребенку. Интересны они ему — или он выполняет их из-под палки. Есть ли у него пространство для творческой активности в этой работе. Какие у него складываются отношения с педагогом. И так далее. Связь «многие-ко-многим», уху.
— Илья Коробков , основатель компании «Сова-Нянька»
👉🏻 Равновес Совы живёт тут: https://nannyowl.ru/product/ravnoves-sovy/ 🤸 а базовые упражнения со Скакунами, которые можно усложнить Равновесом, смотрите на видеоканале Совы: https://www.youtube.com/watch?v=Nk14PBIQkBA&list= .. не забудьте подписаться!
#сованянька
#соваразвивает