Петергоф - русский Версаль

Большой дворец
Величественное здание Большого дворца стоит на высокой террасе между Верхним садом и Нижний парком Петергофа. Оно доминирует над другими постройками и является композиционным центром всего архитектурного ансамбля. Этот дворец возводили на протяжении полутора столетий, и его проектированием занимались лучшие зодчие своего времени.
История строительства дворца
Когда Петр I выбрал место для главного дворца, он доверил воплощать свою мечту опытным архитекторам Иоганну Фридриху Браунштейну, Жану-Батисту Леблону и Николо Микетти. В петровские времена дворцовое здание имело всего два этажа и по размерам не превышало ширину Большого каскада. Так как дворец стоял на возвышении и поднимался над зелеными парками на 16 м, его называли Нагорными или Верхними палатами.
В 1732 году архитектор Михаил Григорьевич Земцов пристроил к зданию две галереи, однако запросы российского двора росли, и главный дворец Петергофа решили полностью реконструировать. Проект роскошной царской резиденции подготовил блистательный зодчий и мастер елизаветинского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Он отлично справился с поставленной задачей - сохранил старую петровскую постройку и придал ей величественный барочный вид. Архитектор возвел дополнительный этаж, увеличил пространство в центре дворца и пристроил два корпуса по бокам, куда можно было попасть через одноэтажные галереи.
Каким был дворец в XVIII-XX веках
В 1760-70-е годы роскошные интерьеры барокко стали выходить из моды, поэтому помещения дворца оформили в более сдержанном классическом стиле. По распоряжению Екатерины II в здании появились два оригинальных Китайских кабинета, а залы декорировали лепниной.
Петродворец любили в императорской семье. В небольшой церкви крестили наследников и венчались. В главном здании устраивали пышные праздники и живописные маскарады, на которые собиралось до 3000 гостей. Дворцовые постройки претерпевали постоянные переделки, и каждый раз архитекторы приспосабливали их под новые потребности российского двора. В середине XIX века дочь Николая IОльга вышла замуж за немецкого принца. По этому случаю в восточном флигеле дворца устроили восемь новых комнат, а саму пристройку стали называть Ольгинской половиной.
Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов дворец сильно пострадал. Отступающие фашисты сожгли и взорвали здание. Масштабы разрушений были так велики, что мало кто верил, что гордость Петергофа когда-либо будет восстановлена. Однако, благодаря кропотливому труду строителей и реставраторов, случилось чудо. Первые обновленные залы дворца смогли принять посетителей уже в 1964 году.
Дворец сегодня
Несмотря на следы разных архитектурных стилей, Большой дворец выглядит очень гармонично. Художественная целостность постройки стала результатом труда трудившихся здесь талантливых архитекторов. В наши дни здание открыто для туристов. Путешествующие по нему могут наслаждаться красивыми интерьерами, старинной мебелью, коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства и картинами.
Фасад, обращенный в сторону Финского залива, протянулся на 268 м. Он производит сильное впечатление, но на самом деле дворец довольно узкий и не такой большой, как выглядит от Морского канала. Внутри него находится около 30 залов и комнат.
Посетители начинают знакомство с дворцом с Парадной лестницы, расположенной в западном флигеле. Белоснежные стены вокруг лестницы богато украшены золотом и искусно расписаны темперой, поэтому ни у кого не остается сомнений, что лестничные марши ведут в императорскую резиденцию. Резные барельефы, вазы и картуши ярко блестят и создают праздничное настроение. Потолок над лестницей украшает расписной прямоугольный плафон, изображающий аллегорию весны.
Все западное крыло занимает Танцевальный зал - самый пышный во дворце. По преданию, строившая его Елизавета Петровна распорядилась не жалеть для этого зала золотых украшений, потому что он служил для приема купцов, которые были очень неравнодушны к золоту. Изюминкой Танцевального зала считают эффектные зеркала-обманки на северной и западной стенах. Такие же зеркала помещены в проемах между окон, и их обилие создает эффект умножения пространства.
Голубую комнату назвали так по цвету стен, затянутых переливчатой голубой тканью. С XVIII века это небольшое помещение использовалось для дворцовой канцелярии. Сегодня в Голубой комнате можно увидеть раритетную мебель XIX столетия, красивые изделия из бронзы и вазы. Чесменский зал был создан для прославления знаменитого Чесменского сражения (1770 год), и эпизоды битвы отражены на живописных полотнах, которыми украшены стены зала.
Самое большое помещение дворца - это Тронный зал, который занимает 330 кв. м. Благородный белый цвет и лепнина придают ему особенную торжественность. В Тронном зале находится много картин и 12 изящных люстр. Аудиенц-зал имеет гораздо меньшие размеры и в прежние времена служил для приемов гостей. Его стены украшают ложные зеркальные окна, выразительные резные капители и пилястры, а свод - большой живописный плафон.
Рядом с Аудиенц-залом расположена Белая столовая, декорированная в матовых тонах. В отличие от большинства помещений дворца, в ней нет живописи, а стены отделаны только гипсовой лепниной. Сейчас в столовой выставлен старинный сервиз, рассчитанный на 30 гостей и состоящий из 196 предметов.
От старых Нагорных палат сохранился двухсветный Картинный зал, на стенах которого размещено множество портретов в шпалерной развеске. Женская половина дворца начинается с Куропаточной гостиной, названной так потому, что ее стены обиты нежной шелковой тканью с изображением растительных орнаментов и куропаток. Следом за ней идут Туалетная комната, Диванная комната и Кабинет императрицы.
Дубовый кабинет
Еще в середине XVIII века, когда дворец перестраивали, решено было сохранить личный кабинет Петра I. Мемориальное помещение украшено изящными дубовыми панелями, вырезанными при жизни императора искусным скульптором из Франции Николя Пино. Перед тем, как фашистские войска заняли пригороды Санкт-Петербурга, сотрудникам музея удалось вывезти в безопасное место восемь дубовых панелей, поэтому сегодня посетители Петергофа могут видеть оригинальную обстановку петровских времен.
Теплые оттенки дерева на стенах и наборном паркете делают квадратную комнату очень уютной. Она имеет невысокий потолок и четыре окна, которые закрывались массивными дубовыми ставнями. В кабинете находятся мраморный камин и два зеркала с резными рамами, а стулья имеют удобные плетеные сиденья.
Здесь хранятся вещи, связанные с Петром I. Это часы-будильник, изготовленные мастером из Аугсбурга Иоганнесом Бреннером. На полках выставлены книги из личной библиотеки императора. Умелые мастера из Италии изготовили его из бронзы и ценных пород дерева и инкрустировали цветным мрамором, кусками яшмы и лазурита.

Петергоф - русский Версаль - 872593674850
Петергоф - русский Версаль - 872593683554
Петергоф - русский Версаль - 872593691234
Петергоф - русский Версаль - 872593695586
Петергоф - русский Версаль - 872593699170
Петергоф - русский Версаль - 872593707362
Петергоф - русский Версаль - 872593710690
Петергоф - русский Версаль - 872593714274
Петергоф - русский Версаль - 872593741922
Императорские резиденции в пригородах С-Петербурга
30 окт 2018
Большой дворец в Петергофе : Красуйся, град Петров! 3/50
Большой дворец находится в Нижнем парке Петергофа, территория которого открыта ежедневно с 9.00 до 20.00. Кассы парка работают с 8.45 до 19.00. Дворец принимает туристов в любой день, кроме понедельника и последнего вторника месяца, с 10.30 до 19.00, а по субботам - до 21.00. Следует иметь в виду, что кассы заканчивают работать за 1 час 15 минут до закрытия. Летом желающих увидеть дворец бывает так много, что залы и комнаты открывают только для экскурсионных групп.  

Большой каскад в Петергофе

Большой каскад Петергофа входит в число самых крупных фонтанных сооружений мира. Он расположен у подножия центральной части северного фасада Большого дворца и является его неотъемлемой частью.

Строительство Большого каскада осуществлялось в 1715-1723 годах при участии архитекторов Ж.Б. Леблона, Н. Микетти, М. Земцова, "фонтанных дел" мастера П. Суалема и гидротехника В. Туволкова. Эта смелая идея оформления морского въезда в резиденцию водопадным сооружением принадлежала Петру I. 
Целью архитектурного и скульптурного оформления Большого каскада являлась демонстрация морской мощи России. Языком аллегории прославлялась победа России в борьбе за выход к Балтийскому морю и посрамлялся поверженный противник. Большой каскад - крупнейший триумфальный памятник 18 века.
Большой каскад имеет три водопадные лестницы, два грота, 75 фонтанов и украшен 255 бронзовыми скульптурами и 29 барельефами на сюжеты античной мифологии. В декоре Большого каскада использовано множество скульптурных форм - статуи, барельефы, кронштейны, маскароны, бюсты, вазы, гермы. Длина его фасада - 42 метра.

В центре перед Нижним гротом устроен фонтан "Корзинка" - самый многоводный и сильный из фонтанов Большого каскада. 28 наклонных струй бьют из туфового кольца, переплетаясь словно прутья цветочной корзинки.

У подножия Большого каскада на пьедестале из гранитных глыб возвышается трехметровая фигура Самсона, раздирающего пасть льва. Этот самый большой фонтан каскада (высота струи - 22 м) является памятником в честь 25-летия Полтавской победы.
С террасы над Большим каскадом открывается захватывающая панорама центрального ансамбля Нижнего парка.
Большой каскад с фонтаном "Самсон" является идейным, художественным и композиционным ядром всего петродворцового ансамбля.
Каскад, также как и весь Петергоф, начинает создаваться в первой трети XVIII столетия вдоль берега Финского залива, на землях которые были отвоеваны Петром I у шведов в ходе Северной войны.
Здесь Петр I решает создать грандиозный триумфальный памятник морским победам России с парками, дворцами и фонтанами. Петергоф должен был утвердить навеки морское могущество России.
По его приказу на вдоль берега залива разбивается Нижний парк, площадью 112 га. В центре построен канал, соединяющий залив с главным дворцом и каскадом.
При Петре I канал был гораздо шире и сюда заходили корабли. Гости приплывали в резиденцию по морю. Суда шлюзовались, входили в ковш каскада, который был гаванью, и гости вверх по лестнице шли к главному дворцу.
При Петре каскад был другим. В центре ковша еще не было Самсона, установлен он был уже в 1734 году – в царствование Анны Иоанновны.
Каскад существует почти 300 лет и постоянно перестраивается.
Но замысел, структура каскада остались те же: боковые лестницы, статуи, вазы, расположенные по ступеням, гроты, террасы. Большой каскад служит парадным подножием главного дворца: при Петре I дворец был меньше и по длине равнялся каскаду.
Большой дворец – тот, который вы видите сейчас выстроен архитектором Растрелли в 50-е годы XVIII века уже для дочери Петра–Елизаветы.
Отсюда, с верхней террасы открывается вид на дворец и парк. Повелители морской стихии – тритоны трубят в раковины, приветствуя победу России над Швецией.
Подножие террасы украшают белые и серые мраморные плиты.
В нишах- мраморные бюсты, символизирующие четыре времени года.
На наружних стенах Малого грота прикреплены громадные маскароны, владыки моря – Нептуна и бога виноделия Вакха. Из маскаронов бьет вода и стекает в фигурные бассейны.
Грот манит нас своей таинственностью. Давайте войдем в него.

МАЛЫЙ ГРОТ(верхний);
Грот – это пещера.
Еще в XVI столетии в парках южных стран, например в Италии, начинают создаваться искусственные пещеры – гроты. Там можно было спрятаться от жары, предаться отдыху или размышлению. Постепенно распространяется мода на гроты. Они к XVIII столетию становятся непременным элементом всех европейских парков, и даже парков северных стран.
При Петре в России начинается создание парков европейского типа. И в первом же таком парке – Летнем саду создается 1 русский грот. Он представлял собой наземную беседку, облицованную снаружи и внутри камнем, раковинами и кораллами.
В общем – то в XVIII в. грот как таковой, не обязательно должен был быть именно пещерой. Главное – это отделка его стен – под пещеру: обязательно использовался камень, кораллы и пр. наш искусственный грот сделан в естественной скале. И это – тоже один из первых русских гротов.
Обратите внимание на каменную облицовку. Это наш местный камень туф. Его месторождение находится на нашей Ижорской возвышенности. Она богата родниками. Особенно много их (больше 100) у местечка Ропша в 25 км.от Санкт- Петербурга южнее Петергофа.
Родники выносят на поверхность раствор известняка, который оседает на корнях деревьев, ветвях и траве; обволакивает их, и образуется этот пористый камень. Туф легко обрабатывается и используется для оформления фонтанов, беседок и гротов. Этот камень был очень популярен в XVIII в. и широко использовался в Петергофе. При Петре I туфом был облицован и Большой каскад.
В середине XIX века была проведена коренная перестройка каскада под руководством Николая Леонтьевича Бенуа и туфовая облицовка была снята. Возобновлена она только при последней реставрации – уже в 1995 году. Были разысканы старые петровские карьеры! И то, что мы сейчас видим на стенах – это камень, привезенный из карьера, который разведал Петр Великий.
Петр I скончался в 1725 году, ему не удалось полностью осуществить свои планы в Петергофе. Задумано было многое. Например, в гроте предполагались пристенные фонтаны, но они так и не были сделаны ни в XVIII, ни в XIX столетии. И вот наши реставраторы осуществили замысел Петра, воспользовавшись проектами XVIII века.
Весь каскад – это памятник труду мастеров трех столетий: XVIII, XIX и XX!
Наша психология отличается от психологии человека XVIII века. Тогда людей вряд-ли интересовало, как устроен каскад. Он должен был поражать неожиданностью результата. И действительно, впечатление, которое он производит снаружи грандиозно.
ЗАПАДНАЯ ШТОЛЬНЯ
Если спуститься туда, где работали когда-то только фонтанные мастера, и никогда до вас не бывали, гости.
Там расположены Ставшие музейной музейной ценностью старые фонтанные системы.
В начале XVIII века здесь работали архитекторы: Иоганн Браунштейн, Жан Батист Леблон, Николо Микетти. Взгляните – это подлинная петровская кирпичная кладка со срезом известковых наслоений трех веков!
Каскад и гроты сделаны в естественном склоне и здесь происходят те же природные процессы, что и в настоящих пещерах – образуются сталактиты. Взгляните на верхние своды.
Мы под сливными лестницами каскада. Над нами под громадными ступенями несутся вниз потоки воды. Не будем забывать, что мы внутри самого грандиозного фонтанного сооружения мира. На каскаде- 64 фонтана.

Всего в Петергофе за два столетия (XVIII – XIX) было установлено более 150 фонтанов.

Естественно, что это грандиозное хозяйство нужно обслуживать. Нужны специалисты. Первые фонтанных дел мастера приехали при Петре из Италии. Это были два брата – Дасованни и Джулиано Баратини. И именно они возглавили первую в России фонтанную команду. Они обучали сложному фонтанному делу русских мастеров.
С 1723 года эту команду возглавлял француз Поль Суалем. В витрине вы видите костюмы фонтанной команды 30х гг. XIX века. Вот, например, перед Вами зеленый мундир мастера, главы фонтанщиков.
Один из самых известных мастеров- фонтанщиков Федор Стрельников(1754-1815). Он работал на рубеже XVIII – XIX столетий. Он был назначен мастером после 27 лет службы в команде. Получил дворянство и чин Титулярного советника, a затем коллежского асессора.
По его проекту в Нижнем парке возведен фонтан «Елочка». Он изобрел установленные на самсоновском водоводе вантузы – приборы, выпускающие из труб воздух, мешающий протеканию воды. Он изобрел новые рисунки водяных струй и изготовил приспособление для этого – форсунку.
Пройдя все чины, от ученика до мастера, Стрельников прослужил в «фонтанной команде» 44 года.
Такой же петергофской знаменитостью стал фонтанный мастер Константин Чудинов(1770-1864). Он прослужил при петергофских фонтанах 58 лет во время царствования четырех императоров: Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. Сохранились его «воспоминания» о петергофских дворцах, фонтанах и парках, снабженные рисунками и чертежами. За их сочинения Александр II, пожаловал ему, уже отставному мастеру, перстень.
Профессия фонтанщика предавалась по наследству.
В состав «фонтанной команды» входили мастера, подмастерья  и фонтанные ученики. 
Учениками были мальчики хрупкого телосложения, ведь трубы иногда приходилось чинить изнутри, а это мог сделать только ребенок.
Первые трубы на Петровском водоводе были деревянными, гораздо позже их заменили металлическими.
Фонтанные мастера умели строить плотины, бассейны, каналы, мельницы и насосы. Они руководили работами по строительству и ремонту фонтанов и водопроводящей системы. Они оставили богатое наследие – чертежи, описи и рисунки.
Эти материалы оказали неоценимую помощь реставраторам и после войны, и сейчас.
Вода к Петерговским фонтанам подается с Ропшинских высот, расположенных в 25км. к югу от Петергофа.
Ропша поднята над уровнем моря на 100 м. Там на поверхность выходит подземная река, и бьют многочисленные рудники. Это уникальное место было обнаружено в 1720 г. при Петре. Именно оттуда Петр I решает вести водовод к Петергофу. Работы велись под руководством 1 русского инженера гидравлика Василия Туволкова. А было ему чуть – чуть за двадцать.
От Ропши к Петергофу был прорыт канал. Вода была собрана из родников и окрестных речек. Вода самостоятельно по естественному склону бежит к Петергофу и у Верхнего Дворца собирается в пруды. Для регулирования воды на прудах построены шлюзы. Когда их открывают, вода сверху из прудов по трубам бежит к фонтанам, и под естественным напором вырывается из фонтанов. НЕТ НИКАКИХ НАСОСОВ!!!
Первые фонтаны забили в 1721 г.
Водоподводящая система постоянно совершенствовалась. Сейчас действуют 147 фонтанов. Расход воды фонтанов- 1 тонна в секунду и так происходит каждый день без выходных с мая по октябрь с 11 утра до 5-6 вечера. В систему входят 40 км. каналов и труб, 18 водосборных и водораспределительных прудов и 22 шлюза. Это самая мощная водоподводящая система.
Самая большая труба (коричневая труба); диаметром 50см. ведет к Самсону. Высота струи Самсона достигает 20 м.
Высота струи фонтана зависит от диаметра трубы и от высоты пруда, из которого подается вода. Для питания водой «Самсона» был специально вырыт пруд. Он расположен выше всех других.
Еще одна труба (розовая труба) – к пьедесталу Самсона.
Голубая
труба – к фонтану «Корзинка» перед Большим гротом.
Зеленая – к ступеням каскада(к нижним, у ковша).
При Петре I трубы делали из сосны, наподобие бочки. Их конопатили, покрывали смолой и свинцом.
При Екатерине II, деревянные трубы стали заменять чугунными. Замена длилась долго – до конца царствования Екатерины II. Сейчас, кстати, большая часть труб на фонтанном водоводе – Екатерининского времени.
Если спустится еще ниже под каскад. Ведь здесь, под землей – целый город. Есть подземные комнаты, залы.
Здесь, в подземном зале- подлинные фрагменты труб Екатерининского времени. Чугунные трубы отлиты на Демидовских заводах в 60-е гг. XIX века. Мелкие детали– трубы из свинца XVIII века, найдены и в Нижнем парке.
Еще при Петре Первом начали проводиться Петергофские праздники. Центром их был Большой каскад.
Праздники проводились в дни тезоименитств и поражали своей пышностью. Парк и каскад украшался иллюминацией, устраивался грандиозный фейерверк.
Иностранные послы включали описания этих праздников в дипломатические депеши. Один из них писал: «чтобы описать Петергофский праздник, нужно обмакнуть перо в радугу».
Эти традиции сохранились и по сей день. Сейчас в Петергофе два традиционных праздника – в конце мая « Открытие фонтанов» и в начале сентября - «Праздник фонтанов» в честь первого пуска фонтанов.

Большой каскад – центр парка. Вы уже знаете, что это сложнейшее сооружение – инженерное и гидротехническое.
Первой реставрации каскад потребовал при Екатерине II. Ее провел в 70 е годы XVIII века архитектор Фельтен. Он капитально переложил стены каскада.
Крупнейшая реставрация в 1858 г. проведена Николаем Леонтьевичем Бенуа, когда фактически за одну зиму он был разобран и собран заново.
Во время ВОВ каскад был взорван фашистами. Восстановлен был в 1947 г. Но восстановлен только снаружи.
Гроты и подземелье были забиты грудами битого кирпича.
В конце 80-х. гг. возникла просто опасная ситуация. Своды могли не выдержать нагрузки, мог просто провалиться центр Большого дворца.
Последняя реставрация длилась 7 лет. Совместно работали русские и польские реставраторы.
В витрине представлены материалы, использованные при последней реставрации: различные сорта мрамора, гранита, раковины и туф.

БОЛЬШОЙ ГРОТ (нижний).
Большой грот напоминает сказочный зал, невольно вызывающий образ пещеры, созданный морскими рифами. Его высота составляет 9 метров, ширина 9-9,5, глубина-8,5.
Строительство Большого грота началось в 1715г под руководством Леблона. Леблон- один из самых талантливых и образованных зодчих Европы. Еще до приезда в Россию он получил известность как создатель парков, загородных дворцов и особняков Французской знати. После смерти Леблона руководство Петергофским строительством перешло к архитекторам И. Браунштейн и Н. Микетти.
Как и Верхний, Большой грот внутри облицован туфом, одна из его стен прорезана 5 узкими и глубокими арками, в нишах которых располагаются золоченые статуй.
Пан – бог лесов с пастухом Олимпием, Венера Каллипига – богиня любви и красоты, покровительница садов и огородов, Фавн– воплощение стихийных сил природы, Вакх– бог вина и веселья.
Особым совершенством форм отличается структурная группа «Амур и Психея». Психея была столь красивой девушкой, что разбудила зависть самой Венеры. Сын Венеры, Амур, посланный богиней разжег любовь Психеи к некому недостойному созданию, сам влюбился в нее. Он привел Психею в свой дворец, где посещал ее с наступлением темноты, запретив ей поднимать на нее глаза.
Статуи установлены в 60 е годы XIX века и являются копиями с античных оригиналов различных эпох.
Копии изготовлены из красной меди (золоченые) в мастерской Иоганна Гамбургера методом гальванопластики в 1857 году. Процесс состоял в следующем: сначала делалась восковая модель, на нее методом напыления наносились небольшое металлическое покрытие, служившее проводником.
Затем скульптура погружалась в большую ванну, к ней присоединялись электроды, и металл откладывался, повторяя черты этой восковой модели. Таким образом, получали тонкостенные маловесящие изделия. Затем изделия подвергали нагреванию, воск вытаивал, и тогда их опускали в другую гальваническую ванну и наносили слой золота или серебра.
Непременным элементом убранства подобных архитектурных сооружений являлась мраморная скульптура. Аллегоричность скульптурного убранства подчеркивают четыре бюста, олицетворяющие времена года. Бюсты Зимы и Весны – принадлежат Пьетро Баратта (1668-1729 гг.), а Лето и Осень – это работа неизвестного итальянского скульптора первой половины XVIII в..
В Большом гроте, в 1728-1729 гг. уже после смерти Петра I по его утвержденному проекту в центре установлен «стол каменный с брызганьем», украшенный вододействующей бронзовой корзиной. Гости, протягивая руки за угощением, оказывались под действием водяных струй, направленных внутрь стола.
Дамские прически, пудренные парики и кружевные манжеты придворных были испорчены потоками воды, которые стекали с зазевавшихся гостей. Их злоключение этим не заканчивались, потому что своеобразные водопады обрушивались на них в арочных проемах, через которые они пытались покинуть Большой грот («Водяные завесы» архитектор Еропкин, 1727 г.).
Бенуа почти полностью разобрал гроты и каскады и заново возвел столбы и аркады, стены и своды. Весь плитный камень на водопадных уступах был снят, расчищен и частично заменен новым.
В 1988-1905гг. при послевоенной реконструкции была возрождена туфовая облицовка не только внутренних помещений Большого грота, но и его фасадов. С наружи грот тоже отделан туфом и морскими ракушками, символизируя близость моря.
Важную роль в оформлении Большого каскада играют фонтаны. Часть из них связанна с его скульптурным декором. Пример тому водяные струи, вырывающиеся из пасти змей, зажатых в руках двух бойцов Боргезе и расположенных на среднем уступе, или тритоны, расположенные на верхней балюстраде, дующие в морские раковины. Другие- подчинены архитектуре большого каскада, как и этот, расположенный на центральной площадке. Ажурный водяной рисунок его противопоставлен суровому аскетизму арок Грота - Фонтан «Корзинка».
Петр I особенно заботился о фонтане, который будет украшать площадку перед Большим каскадом. Он дважды вносил изменения в проект и добился создания водомета «Кольцо».
Он состоял из двух кругов разновысоких струй, а по середине его украшал полый внутри водяной столб. Однако, когда в середине XIX века проводили реставрацию, был изменен рисунок струй и фонтан был превращен в «Корзину». 28 прозрачных струй, переплетаясь, образуют силуэт большой корзины, внутри которой бьют 11 вертикальных струй, напоминающих букет цветов в хрустальной корзине.
На языке аллегории XIX ст. он символизировал мощь, богатство российского государства.
Еще Петр I стремился к тому, чтобы искусство, живопись и скульптура учили европейской символике, эмблематике и мифологии, что позволяло нашим соотечественникам обращаться с иностранцами на общем культурном фоне, понимать друг друга в светском обществе. Знание языка аллегории считалось признаком учености, образованности.
Наиболее ярко язык символов прослеживается в оформлении ковша и каскадных лестниц Большого каскада.
Декоративное убранство Большого каскада… Скульптурное оформление заимствованно в основном из античной и отечественной мифологии.
Архитектурное и скульптурное оформление Большого каскада подчинено четкому замыслу – показать утверждение морской мощи России. В центре этого водяного царства высится гигантская фигура Самсона, стоящего на массивном пьедестале. Самсон могучим усилием разрывает пасть льву, из которой взвивается ввысь мощная струя воды на высоту более 20 м. Это выражение предсмертного вопля царя зверей и торжество победителей.
«Я желаю», - писал Петр I, чтобы те, кто будут приходить в сей сад, могли быть в оном при довольствии своем найти «некоторые поучительные наставления». Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся у ног победителя. Из полуциркульных ниш пьедестала смотрят 4 льва, из пастей которых льется вода. Это – четыре стороны света, которые взирают на чудо победителя.
В основу центральной скульптуры Большого каскада положен миф о подвигах библейского героя Самсона, который в смертельной схватке победил царя зверей – льва. Знаменательная Полтавская битва произошла 27 июня (в день святого Самсония) 1709г. Это обстоятельство и наличие в шведском гербе изображения льва позволили истолковать подвиг Самсона как победу России над Швецией в ходе Северной войны.
Фонтан – монумент установлен в1735 г. в ознаменование 25 летия Полтавской баталии. Скульптурная группа была отлита из свинца по модели Карло Растрелли, в 1801 г. ее заменили бронзовой моделью Михаила Козловского, сохранившего первоначальный замысел и композицию.
Во время второй мировой войны скульптурная группа была утрачена. В 1947 г. скульптор Симонов и его помощник Михайлов воссоздали монумент, и он снова занял свое историческое место.
Скульптурное убранство ковша Большого каскада развивает и усиливает идею могущества России как морской державы.
Вот, например, покровительницы мореплавателей – наяды с мальчиками – тритонами, сказочные девы морские сирены с огромными дельфинами, расположенные на поребриках ковша у ног Самсона. Они трубят в раковину славу победителю.
На выступающих из туфовых полуостровков, что находятся по обеим сторонам у основания каскада, помещены скульптурные изображения рек- величественного старца с веслом Волхова и Невы, молодой женщины, держащей змею.
Это символическое выражение выдающихся событий петровской поры – строительство ладожского канала, соединивших эти реки и связавшего центральную Россию с морскими путями.
Между Невой и Волховом установлены 18 герм – своеобразных украшений, ведущих свое начало от дорожных столбов Древней Греции. Длинные, полосатые выступы - гермы, увенчанные масками мифологического бога торговли Гермеса, служат аллегорическим изображением процветания торговли и открытия водных торговых путей России в западную Европу.
Несколько выше находятся две устремленные друг к другу фигуры гладиаторов. В их руках потухшие факелы и побежденные змеи, из пасти которых бьют сильные струи, почти скрещивающиеся у вершины ковша. Потухший факел и змея – символы победоносного завершения битвы с врагом.
Две боковые семиступенчатые водопадные лестницы образуют основу каскада. Вертикальные плоскости ступеней украшены барельефами, где на зеленовато-бирюзовом фоне выпуклые золоченые фигуры, раскрывают ту или иную аллегорию, выражающую могущество России в освобождении прибалтийских земель от шведов.
Лестничные марши украшают фигуры мифологических богов, богинь и героев. Они не только подчеркивают пышность и великолепие Большого каскада, но и участвуют в раскрытии идейно-художественного замысла всего ансамбля. На левой стороне восточной лестницы изображены Персей, Церера, Фавн Флорентийский, Юпитер и Амазонка.
Персей – прославленный герой древнегреческих сказаний. Один из его многочисленных подвигов заключался в том, что он победил медузу-Горгону, взгляд которой обращал все живое в камень. Возвращаясь из царства Горгоны, Персей увидел прикованную к скале Андромеду, обреченную на съедение морским чудовищам. Он убил чудовищ, и спасенная Андромеда стала его женой. Мужественный, непреклонный Персей обнажил готовый к битве меч: в другой руке он держал голову медузы-горгоны, лицо которой имеет портретное сходство с лицом Карла XII.
В первой половине XVIII века образ Персея отождествлялся с Петром I, освободившим ижорские земли от шведских захватчиков. Эта скульптура была исполнена известным русским скульптором Федором Щедриным.
С правой стороны восточной лестницы Большого каскада расположены изваяния: Пандоры, Фавна, Венеры и Флоры.
Особым изяществом и одухотворенностью привлекает статуя Пандоры. «Вседаренная» - так называли эту женщину древние греки. Ее сотворил бог кузнец Гефест по повелению Зевса, чтобы наказать людей за обладание огнем, который был похищен для них Прометеем у богов. Гефест вылепил Пандору из земли и воды. Зевс отдал ее замуж за брата Прометея и в качестве свадебного подарка дал им сосуд, в котором были заключены все беды мира. Искушенная любопытством Пандора открыла сосуд и выпустила на волю все беды, оставив только одну надежду, которая оставалась в сосуде.
В XVIII веке эта скульптура была создана замечательным русским скульптором Шубиным. Прекрасный мастер психологического скульптурного портрета, Шубин сумел создать пленительный образ красивой молодой женщины, словно очарованный развернувшейся перед ее взором праздничной картины. На этом празднике жизни она не решается открыть сосуд несчастий и бед.
Завершает скульптурный ряд Большого Каскада группа «Тритонов» дующих в морские раковины. Действие водометов в момент пуска осуществляется таким образом, что только после того, как наберет полную высоту Самсон, начинают действовать Тритоны.
Большой каскад Петродворца Можно сравнить со слаженным симфоническим оркестром, где каждый музыкальный инструмент исполняет свою мелодию, а все они вместе озвучивают музыкальные произведения написанные в едином ключе.
Петергоф - русский Версаль - 872696700258
Петергоф - русский Версаль - 872696711522
Петергоф - русский Версаль - 872696718178
Петергоф - русский Версаль - 872696721506
Петергоф - русский Версаль - 872696729442
Петергоф - русский Версаль - 872696736098
Петергоф - русский Версаль - 872696740962
Петергоф - русский Версаль - 872696745314
Петергоф - русский Версаль - 872696752226
Петергоф - русский Версаль - 872696758882
Царицын остров в Колонистском парке. Петергоф


Колонистский парк - романтический ландшафтный парк, созданный в 1837 - 1848 гг. и получивший своё название по Александринской немецкой колонии, основанной Николаем I в 1832 году. Большую часть территории занимает Ольгин пруд с Царицыным, Ольгиным и Кроличьим островами.
На Царицыном острове в 1842 - 1844 годах был построен павильон в "помпеянском" стиле, он был создан наподобие Римских купален и Шарлоттенхофа (Потсдам). Остров и "маленькая античная вилла" на нём стали подарком Николая I супруге Александре Фёдоровне. Об этом упоминает в своём дневнике их сын в.кн.Константин Николаевич: "В воскресенье, шестого числа, после обедни Пап'а подарил Мам'а новый Царицын остров, и на нём греческий дом, с бездной фонтанов, пергола и разные разности, что в самом деле чудесно (но оно стоит миллион двести тысяч...). Мы там завтракали...".
Вид на Царицын павильон с Ольгина острова.
Петергоф - русский Версаль - 872697570914
В южной части острова расположен небольшой партерный садик, ограниченный с юга большой скамьёй белого каррарского мрамора. Скамью украшают бюсты Юпитера и Юноны, а также статуи Флоры и Цереры, это копии с античных оригиналов, выполненные по заказу Штакеншнейдера в 1844 году. В центре садика находится фонтан со статуей Нарцисса, любующегося своим отражением в воде.
Петергоф - русский Версаль - 872697678434
В фонтане стоит белая чугунная ваза с живыми цветами, укрытая водяным колоколом - клошем.
Петергоф - русский Версаль - 872697750882
Внутренний дворик, примыкающий к северной стене павильона.
Петергоф - русский Версаль - 872697778018
Бюст Гомера, выполненный в 1796 году с античного оригинала.
Петергоф - русский Версаль - 872697793122
Померанцевые деревья
Петергоф - русский Версаль - 872697816930
Бюст "Девушка под вуалью" - фрагмент знаменитой статуи "Вера" работы ск. Антонио Коррадини. Его излюбленным приёмом было покрывать скульптуры вуалью, чтобы сквозь складки проступали контуры лица и очертания фигуры. Статуя была куплена Рагузинским в Венеции для коллекции Петра I за "100 золотых дукатов" и изначально находилась в Летнем саду в боскете "Крестовое гульбище". В конце 18 века её перенесли в Георгиевский зал Зимнего дворца, где она сильно пострадала во время пожара 1837 года. Верхняя часть статуи после реставрации была помещена Штакеншнейдером сюда, во Внутренний садик.
Петергоф - русский Версаль - 872697843042
Петергоф - русский Версаль - 872697922658
Вид на Собственный садик имп.Александры Фёдоровны и Петропавловский собор.
Петергоф - русский Версаль - 872698076258
Петергоф - русский Версаль - 872698101858
В центре собственного садика возвышается "Хрустальная колонна", состоящая из 30 трубок голубого и белого матового стекла. Изготовлена в сер. XIX века в Пруссии и подарена королём Фридрихом Вильгельмом своей сестре имп.Александре Фёдоровне. Колонна пострадала во время войны и была воссоздана в 2001 году. Капитель колонны, как и прежде, венчает сохранившаяся в эвакуации скульптура "Девочка с попугаем" нем.ск.Бергеса.
Петергоф - русский Версаль - 872698430562
Петергоф - русский Версаль - 872698442594
"Руины"- характернейшая черта романтического сада. Это мраморные детали третьего Исаакиевского собора, разобранного в 1818 году.
Петергоф - русский Версаль - 872698458210
Сортовые розы
Петергоф - русский Версаль - 872698489442
А это великолепный белый павлин Аполлинарий Николаевич, обитатель Ольгина острова, кадрит свою "даму". К сожалению, он находится за решёткой. Нам сказали, что его предшественника,свободно разгуливавшего по острову, съела выдра (представьте себе!), и теперь павлина не выпускают.
Петергоф - русский Версаль - 872698547554
Андрей Иванович Штакеншнейдер, архитектор, создатель ансамблей Царицына и Ольгина островов.
Петергоф - русский Версаль - 872698566242
Близ Ольгина пруда возвышается Петропавловский собор. Поднявшись на 143 ступеньки можно обозреть окрестности!
Вид на Ольгин пруд: по центру Царицын остров, слева от него Ольгин остров, соединённый с ним деревянным мостиком
Петергоф - русский Версаль - 872698627426
Архитектор А.И. Штакеншнейдер был похоронен на самом красивом кладбище в Европе, не только в Санкт-Петербурге, на кладбище Троице-Сергиевой приморской пустыни, оно находилось у Стрельны. В 1960-е годы монастырское кладбище и весь архитектурный ансамбль пустыни получили сокрушительный удар, туда въехала Специальная средняя школа милиции, дальше можно не рассказывать...
Императорские резиденции в пригородах С-Петербурга
2 ноя 2018
Неизвестный Петергоф - Ольгин и Царицын Павильоны
Императорские резиденции в пригородах С-Петербурга
2 ноя 2018
Неизвестный Петергоф - Ольгин и Царицын Павильоны
История парка «Александрия» 

Одним из интереснейших пригородов Санкт-Петербурга является Александрия — дворцово-парковый ансамбль, служивший семейным гнездом четырем поколениям династии Романовых. Александрия находится на юго-западе Петербурга между Стрельной и Петергофом.

Парк императрицы
Петергоф - русский Версаль - 872699233890
Парк Александрия получил свое название в честь своей первой хозяйки императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Гостей парка поражают просторы газонов и лугов, затейливые клумбы, тенистые аллеи деревьев, прохлада ручьев.
В начале 18-го века эти места облюбовал А. Д. Меншиков, который после смерти Петра Первого планировал обустроить здесь свою усадьбу Монкураж (фр. «Моя отвага»). Однако, князь в скором времени попал в опалу и был сослан в ссылку так и не завершив строительства.

Дача для Николая I
Нового хозяина эти земли обрели лишь в 1825 году, когда Император Александр Первый подарил их своему брату — великому князю Николаю Павловичу. На следующий год новый хозяин, ставший к тому времени императором Николаем I, приказал построить для себя дачу — сельский домик с прилегающим к нему парком.
Три года потребовалось для завершения первоочередных строительных работ. К этому же времени поэт В.А Жуковский, близкий друг семьи, предложил эскиз герба Александрии. На нем был изображен синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок из белых роз. Белые розы появились на гербе не случайно. Это были любимые цветы супруги императора Александры Федоровны.
Петергоф - русский Версаль - 872699252834
Парк русского романтизма
Архитектором Адамом Менеласом с шотландскими корнями был создан дворец «Коттедж» в стиле неоготика. Также были спроектированы и построены хозяйственные корпуса. Пейзажный парк окружал постройки и простирался на 115 Гектар, создавая ощущение простора.

Результатом творчества мастеров паркового дела, на берегу Финского залива появился один из прекраснейших парков русского романтизма. Различные архитектурные решения в неоготическом стиле подчеркивали романтический дух места. В парке были созданы караулки, чугунные колодцы, затейливые мосты, уединенные беседки и скамейки. До наших дней сохранились Руинный мост, перекинутый через глубокий овраг и «каменный диван», высеченный в огромном валуне.

Руинный мост
Петергоф - русский Версаль - 872699280738
Церковь для императорской семьи
На смену шотландскому мастеру пришел А.И. Штакеншнейдер, прославившийся своими творениями в Петербурге. Архитектору потребовалось 22 года на перестройку фермы с павильоном «в сельском вкусе», созданной его предшественником.

В результате был создан Фермерский дворец для императора Александра II. Кроме того, Штакеншнейдер построил Новую Ферму, здание Дворцовой телеграфной станции и Константиновского или Адмиральского домика, который был спроектирован для великого князя Константина Николаевича — второго сына императора Николая Первого.

Архитектор К. Шинкель возвел здание домашней церкви для императорской семьи. Церковь была построена в неоготическом стиле и стала одной из самых необычных построек дворцово-паркового ансамбля с не менее необычным названием – Готическая капелла.
Петергоф - русский Версаль - 872699325282
Семейный уголок для отдыха

Александрия стала дачей Николая Первого и служила местом семейного отдыха для всей императорской семьи, в которой дети были окружены особой заботой. Поэтому в «Александрии» создавались разные детские сооружения, такие как, например, спортивная площадка к югу от «Коттеджа», детская Крепость с валом и Пожарная каланча рядом с Фермерским дворцом.

Не сохранились до наших времен Детский сельский домик, Голубятня, Детская ферма на берегу залива и водяная Мельница. Супруга Николая I, императрица Александра Фёдоровна создала в «Александрии» для своей семьи особый уголок любви, наполненный семейным теплом и уютом.

Свидетельством этого стал тот факт, что ее сын император Александр II и внук – император Александр III, каждое лето проводили с семьёй в «Коттедже».

Коттедж
Петергоф - русский Версаль - 872699371362
Дворец Коттедж

Малоизвестная достопримечательность Петергофа — дача, построенная в XIX веке для русской царицы Александры Федоровны. Загородная резиденция была специально отведена для летнего отдыха. Здесь царица могла отрешиться от забот, насладиться красотами природы и побыть наедине со своим венценосным супругом.

В 1826 году по приказу Николая I, задумавшего построить для своей жены Александры Федоровны загородную резиденцию, зодчий Адам Менелас приступает к строительству дачи.

При работе над чертежами архитектор явно вдохновлялся изображениями английских загородных домов, которые особенно получили распространение в первой половине XIX столетия. Коттедж в готическом стиле ― это компактное здание в три этажа с 27 комнатами, окна которого обращены в сторону Финского залива. Работы продолжались около 3 лет. В результате в пригороде столицы появилась роскошная собственная Ее Величества дача «Александрия».

Центральным элементов планировки дворца служит чугунная лестница. На первом этаже дворца находятся комнаты царицы: прихожая, камер-юнгферская, туалетная, опочивальня, кабинет, гостиная, библиотека, приемная, малая приемная, столовый зал с буфетом. На втором этаже размещается кабинет Николая I, комнаты для детей, ванная и два крытых балкона. В мансардном этаже располагается Морской кабинет с балконом, гардеробные и комнаты персонала.

Нужно заметить, что царская семья очень любила выезжать на лето в Коттедж, именно этим можно объяснить скорое возникновение по соседству Адмиральского домика для Константина Николаевича, перестройку для Александра II обычной фермы в шикарный Фермерский дворец и позже — возведение Нижней дачи для Николая II. Так вокруг небольшой дачки постепенно складывалось поселение Великих князей и властительных личностей, имеющих прямое касательство до царской фамилии.

После революции дачу удалось уберечь от вандалов и воров, так как внутри разместили историко-художественный музей, посвященный русскому и западноевропейскому искусству XIX века. В годы войны имущество особняка удалось спасти благодаря тому, что большинство экспонатов эвакуировали.

В 70-х годах на даче была проведена масштабная реставрация, и в 1979 году дворец был открыт для
Петергоф - русский Версаль - 872700290658
Петергоф - русский Версаль - 872700293474
Петергоф - русский Версаль - 872700296034
Петергоф - русский Версаль - 872700299874
Петергоф - русский Версаль - 872700305762

Комментарии

Комментариев нет.