Моцарт носился по Вене как угорелый.

Он зарабатывал деньги, писал на заказ, давал уроки и устраивал академии. Его концертный график был расписан на несколько недель вперед - прямо как в детстве.
С одной стороны, такая востребованность очень льстила Вольфгангу; с другой, венская публика продолжала воспринимать Моцарта как блестящего виртуоза и гениального импровизатора, а ведь он давным-давно перерос это амплуа.
Тем более, что на любого виртуоза всегда найдется другой виртуоз, - и на виртуоза Моцарта нашелся виртуоз Клементи.
И Моцарт и Клементи оба были большие виртуозы - только очень уж разного толка. Может быть поэтому император Иосиф ll придумал устроить между ними соревнование - а может, ему просто надо было развлекать гостей.
- Для начала почитаем с листа, - объявил император, и достал из шкафа сонату Паизиелло - новую и всю в кляксах.
Моцарту досталась первая часть, Клементи - вторая и третья. За чтением с листа последовала импровизация, за импровизацией - исполнение собственных сочинений.
Клементи сыграл свою сонату, Моцарт - свои вариации. Публика металась - исполнители оказались слишком разные и сравнению не подлежали.
Клементи был какой-то запредельный технарь и победить его терцовые пассажи, скачки и репетиции было невозможно. От его игры у публики перехватывало дыхание и кружилась голова. Дело в том, что от Клементи уже вовсю веяло романтизмом, он лежал в направлении Листа и Бетховена и получил бы гран-при на любом конкурсе.
Моцарт ни таким темпераментом, ни такой техникой похвастаться не мог. Зато у Моцарта был такой драгоценный звук, такая искренность высказывания, и такое обаяние, что он получался как бы вне конкурса.
Проще говоря, от Клементи публика пищала, а от Моцарта - обмирала.
Таким образом, никто никого не победил; правда, Клементи остался в слезах восторга от моцартовской игры, а Вольфганг только хмыкнул - подумаешь, бог терций.
Вечером он написал папе Леопольду жалобное письмо о том, что у Клементи нет ни вкуса, ни чувства, ни выразительности, и вообще он шарлатан - пишет presto, а сам играет обычное allegro на четыре четверти.
А Клементи понял, что в жизни есть кое-что еще, помимо терцовых пассажей, вернулся в Лондон и всю жизнь играл там музыку незабвенного Вольфганга Амадея Моцарта.

Комментарии