Зачем зубцам Кремлёвской стены придавали форму буквы "М"?
Кажется, будто это просто прихоть архитектора или игра формы. Но на самом деле за этим силуэтом — дыхание истории, перекличка времён и мировоззрений. В далёкой Италии XIV века бушевала непримиримая борьба между гвельфами и гибеллинами. Первые — верные Папе Римскому — утверждали, что власть духовная выше мирской. Вторые — стоявшие за императора — были уверены, что именно светская власть должна править миром, а Папа обязан склонить голову перед империей. И даже зубцы крепостных стен тогда стали знаком идеологической принадлежности: гвельфы выстраивали прямоугольные, строгие и простые — символизируя опору на церковь. А гибеллины придавали зубцам форму ласточкиного хвоста, напоминающую орла с расправленными крыльями — гордую эмблему империи. Прошли столетия, и в далёкую, суровую Москву прибыли зодчие из Милана — строить кремль для великого князя. Перед ними встал почти философский вопрос: какой короной увенчать его стены? Прямоугольной — папской, или с вырезом — императорской? Архитекторы выбрали форму, в которой отразилась сила и власть — силуэт, в котором можно угадать крылья орла… или букву "М" — как знак Москвы, могущества и державности. Так среди снегов и сосен появилась крепость, в чьих зубцах — отголоски далёкой Италии и символ великой русской судьбы. Теперь, проходя мимо стен Кремля, вы будете знать: за этой формой скрывается история целой эпохи.
СИНЯЯ ВЕЧНОСТЬ.
Зачем зубцам Кремлёвской стены придавали форму буквы "М"?
Кажется, будто это просто прихоть архитектора или игра формы. Но на самом деле за этим силуэтом — дыхание истории, перекличка времён и мировоззрений.
В далёкой Италии XIV века бушевала непримиримая борьба между гвельфами и гибеллинами. Первые — верные Папе Римскому — утверждали, что власть духовная выше мирской. Вторые — стоявшие за императора — были уверены, что именно светская власть должна править миром, а Папа обязан склонить голову перед империей.
И даже зубцы крепостных стен тогда стали знаком идеологической принадлежности: гвельфы выстраивали прямоугольные, строгие и простые — символизируя опору на церковь. А гибеллины придавали зубцам форму ласточкиного хвоста, напоминающую орла с расправленными крыльями — гордую эмблему империи.
Прошли столетия, и в далёкую, суровую Москву прибыли зодчие из Милана — строить кремль для великого князя. Перед ними встал почти философский вопрос: какой короной увенчать его стены? Прямоугольной — папской, или с вырезом — императорской?
Архитекторы выбрали форму, в которой отразилась сила и власть — силуэт, в котором можно угадать крылья орла… или букву "М" — как знак Москвы, могущества и державности.
Так среди снегов и сосен появилась крепость, в чьих зубцах — отголоски далёкой Италии и символ великой русской судьбы.
Теперь, проходя мимо стен Кремля, вы будете знать: за этой формой скрывается история целой эпохи.