♦ Мишка – зайка Рассадите в разных сторонах комнаты большого игрушечного зайку и мишку. Встаньте с малышом посреди комнаты и скажите: «Бежим к мишке». Когда малыш дотронется до мишке, скажите: «Бежим к зайке». В дальнейшем можно будет усложнять задачу: бегать к большому медведю или маленькому мышонку; большому или маленькому зайке; иди добавить еще 1-2 игрушки, к которым можно было бы бегать. ♦ Прятки с мышонком Покажите малышу игрушечного мышонка и предложите поиграть с ним в прятки. Пока папа и ребенок громко хлопают в ладоши и считают до пяти, вы прячете игрушку (сначала на видное и доступное ребенку место, в дальнейшем постепенно усложняя задачу по поиску и всё лучше и лучше пряча игрушку). ♦ Воробьи Предложите малышу превратиться в воробьев. Покрутите головой, похлопайте крыльями, полетайте по комнате. Полетали, полетали, присели на корточки и отдыхаем. А теперь посмотрим, нет ли где зернышек, и поклюем их (складываем пальцы «клювиком» и делаем вид, что клюем зерна). Во время игры можно проговаривать слова стихотворения: Воробушки, воробушки Летят, летят, летят, Найти скорее зернышки Воробушки хотят. ♦ Порхающая бабочка Сделайте из цветного картона или сшейте из ткани (флиса) бабочку. Привяжите её на веревочку, а веревочку – к палочке (получится удочка). Перемещайте над головой ребенка в разные стороны бабочку, а ребенок должен постараться её поймать. Бабочка-красавица На цветком спускается. Над цветком порхает, пляшет, Крылышком узорным машет. ♦ У медведя во бору В этой игре необходимо участие двух взрослых. Медведь (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает грибы, ягоды, перекрикивается «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к медведю со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит. На последнем слове медведь рычит (нежно!, чтобы не испугать ребенка) и бежит за ребенком и взрослым. ♦ Кто быстрее Скажите малышу: «Кто быстрее добежит до папы (дивана, шкафа и т.д.)». И начните соревнования. Конечно, малыш окажется победителем! ♦ Морковка для зайчика Разложите на полу морковку и картошку (игрушечную или настоящую) и посадите на детский столик зайчика. Предложите малышу собрать для зайчика в огороде только морковку. ♦Стоп Вместе с малышом выполняйте различные движения: хлопайте в ладоши, приплясывайте, ползайте, топайте ножками и т.д. Как только вы говорите «Стоп!» – всякие действия прекращаются. ♦День – ночь Когда вы говорите «день» – можно двигаться, ходить, топать, хлопать. «Ночь» – все останавливаются и стараются не двигаться. ♦Маленькие – большие Скажите малышу: «Вот какие мы большие» и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», – присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз: «Большие, маленькие, большие, маленькие», постепенно можно увеличивать темп. ♦Холодно – тепло Сядьте с ребенком на ковер, сложив ноги по-турецки. Скажите: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Сожмитесь в комочки, скрестив руки на груди. На слова: «Солнышко выглянуло. Стало тепло-тепло» — расслабьтесь, обмахивайтесь платочками. ♦ Делай, как я Попросите малыша повторять за вами: погладьте себя по голове, хлопните в ладоши, присядьте, встаньте, поднимите руки вверх, возьмитесь за уши и т.д. ♦ Солнечный зайчик Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: "Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками зайчика. Если зайчик окажется на полу – его можно ловить ногами. Скачут побегайчики Солнечные зайчики, Мы зовем их — не идут, Были тут — и нет их тут. Прыг, прыг по углам, Были там — и нет их там. Где же зайчики? Ушли, Мы нигде их не нашли. (А. Бродский) ♦ Солнышко и дождик Когда вы говорите «Солнышко» – можно свободно бегать по комнате, веселиться. Если «Дождик», то раскрываете зонт и зовете малыша спрятаться под зонтик от дождя. Пока вы стоите под зонтом, можно проговорить слова потешки, чтобы позвать солнышко: Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить! Можно прятаться не под зонтиком, а под большим платком, полотенцем, в игровом домике – палатке и т.п. ♦Птички и гнездышки Вы и ребенок – птички. Ходите по комнате, машите крыльями, ищите червячков, клюйте их и т.п. Когда вы скажете «Дождь пошел!» – птичкам надо улететь в свои гнездышки (обручи, разложенные на полу, или стульчики). ♦ Цыплятки и кот Вы – курочка, а ребенок – цыпленок. Папа может выступить в роли кота, который будет пока спать. Курочка и цыплятки идут гулять: Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко. На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка» Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет. На последних словах кот просыпается и бежит догонять цыпленка. Цыпленок бежит к маме-курице под крыло. ♦ Непослушные цыплятки В эту игру интереснее играть с несколькими детьми или взрослыми. Вы – мама – курица, дети и взрослые – цыплятки. Цыплятки от вас убегают, вы их догоняете и рассаживаете на стульчики. Но цыплятки не слушаются: как только вы от них отходите, они снова вскакивают со своих мест и начинают от вас бегать. ♦ Волк и зайчики В этой игре ребенок и взрослый – зайчиками. Волк – будет воображаемый. Зайчики свободно играются на лужайке – пляшут, бегают, ходят. На слова «Серый волк» – бегут друг к другу и обнимаются. Можно придумать домик, в котором зайцы будут прятаться от волка: стульчики, обруч, занавеска и т.п. Потом зайцы осторожно выглядывают из укрытия, сообщают друг другу, что волка нет, и опять идут веселиться. ♦ Птичка Вы вместе с ребенок садитесь на корточки и говорите: Села птичка на окошко, Посиди у нас немножко, Посиди, не улетай, Улетела птичка – ай! На слове ай – встаете и бегаете по комнате, махая руками – крыльями. ♦ Мишка и дети В этой игре необходимо присутствие двух взрослых, а детей – чем больше, тем интереснее. Один взрослый назначается медведем, он «бродит» по лесу, приговаривая: Миша по лесу гулял, Миша деточек искал, Долго, долго он искал, Сел на травку задремал. В это время другой взрослый и дети прячутся от гуляющего по лесу медведя. Когда медведь садится на стульчик и «засыпает», дети радостно пляшут, играются, бегают по комнате со словами: Стали деточки плясать, Стали ножками стучать. Мишка, Мишенька, вставай, Наших деток догоняй. Медведь просыпается и начинает догонять детей. А эти 2 игры - самые любимые у деток, все родители их знают, но не все играют в них:: ♦ Прятки Предложите малышу поиграть в прятки. Скажите малышу: «Прячься от меня» и закройте глаза руками. Отправляйтесь на поиски, громко озвучивая свои действия: «Где же …(имя ребенка)? Может он в шкафу. Проверим. Нет, здесь его нет. Может он под столом…» и т.д., пока не найдете. Потом попросите малыша закрыть глаза или выйдите в другую комнату и там спрячьтесь. ♦ Догонялки Самая интересная и веселая игра. Малыш от вас убегает – а вы его догоняете и обнимаете. Потом меняетесь ролями.
♨ Рецепты супов для детей 1-3 лет
♨Суп овощной
Вымытую и очищенную морковь нарезать соломкой, тушить в кастрюле с небольшим количеством воды под крышкой в течение 10 минут, добавить нашинкованную капусту, нарезанный мелкими кубиками картофель, зеленый горошек, спассерованный лук, залить горячей водой и варить до готовности. Перед снятием с огня добавить сметану.
♨ Борщ с картофелем
Картофель вымыть, очистить, нарезать кубиками, опустить в кипящую воду, довести до кипения, добавить мелко нашинкованные или натертые на крупной терке и спассерованные свеклу и морковь, мелко нарезанный и спассерованный с томатом-пастой лук и варить до готовности. Перед снятием с огня добавить сметану.
♨ Щи из свежей капусты
Вымытые и очищенные картофель и капусту нарезать кубиками, опустить в кипящую воду (раннюю капусту закладывать после картофеля), варить 15-20 минут, после чего добавить пассерованные мелко нарезанные морковь и лук и варить до готовности. Перед снятием с огня добавить сметану. Подавать с мелко нарубленной зеленью.
♨ Зеленые щи
Щавель перебрать, тщательно промыть, залить кипятком на 5-6 минут, затем воду слить, пропустить листья через мясорубку. В кипящую воду положить мелко нарезанный картофель, варить до готовности, за 10-15 минут до конца варки добавить подготовленный щавель и спассерованный мелко нарезанный зеленый и репчатый лук. Перед снятием с огня добавить сметану. Подавать с мелко нарубленным крутым яйцом и зеленью.
♨ Суп картофельный с мясными фрикадельками
Картофель и морковь вымыть, очистить, нарезать кубиками, опустить в кипящую воду, добавить спассерованный лук, петрушку и варить 20-25 минут. Мясо пропустить через мясорубку, смешать с мелко нарубленным луком, яйцом, хорошо перемешать, сформировать шарики, залить их бульоном и варить 5-6 минут при слабом кипении. Бульон после припускания добавить в суп. Готовые фрикадельки положить в тарелку перед подачей.
♨ Суп рисовый с мясом
В кипящую воду всыпать перебранный и хорошо промытый рис и варить до полуготовности, затем добавить спассерованный лук, томат-пасту, нарезанное на кусочки отваренное мясо и варить до готовности.
♨ Суп-пюре геркулесовый
Геркулес перебрать, засыпать в кипящий «вторичный» бульон, варить до готовности, затем преть через сито, добавить сваренные протертые морковь и картофель, спассерованный лук, хорошо перемешать, довести до кипения. Перед снятием с огня добавить сметану.
«Вторичный» бульон получают следующим путем: подготовленное мясо (курицу) заливают холодной водой, медленно доводят до кипения, первый бульон сливают, мясо (курицу) вновь заливают горячей водой и варят до готовности.
♨ Суп молочный с картофелем и гренками
Картофель вымыть, очистить, нарезать тонкими ломтиками, опустить в кипящую воду, варить около 30 минут, добавить подогретое молоко и варить при слабом кипении 2-3 минуты. Перед снятием с огня добавить масло. Хлеб для гренок нарезать мелкими кубиками, подсушить в духовом шкафу, подавать отдельно.
♨ Суп молочный с овощами
В кипящую воду положить нарезанные кусочками картофель, морковь, разделанную на мелкие кочешки цветную капусту, спассерованный лук, варить на слабом огне около 15 минут, затем добавить зеленый горошек и варить до готовности, после чего слить горячее молоко и довести до кипения. Перед снятием с огня добавит масло.
♨ Суп с лапшой на курином бульоне
В куриный «вторичный» бульон положить нарезанный соломкой картофель, припущенные лук, морковь и петрушку и варить до готовности. Лапшу сварить в большом количестве подсоленной воды, откинуть, опустить в бульон, довести до кипения.
Я — Мама
22 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ
♦ Мишка – зайка
Рассадите в разных сторонах комнаты большого игрушечного зайку и мишку. Встаньте с малышом посреди комнаты и скажите: «Бежим к мишке».
Когда малыш дотронется до мишке, скажите: «Бежим к зайке». В дальнейшем можно будет усложнять задачу: бегать к большому медведю или маленькому мышонку; большому или маленькому зайке; иди добавить еще 1-2 игрушки, к которым можно было бы бегать.
♦ Прятки с мышонком
Покажите малышу игрушечного мышонка и предложите поиграть с ним в прятки. Пока папа и ребенок громко хлопают в ладоши и считают до пяти, вы прячете игрушку (сначала на видное и доступное ребенку место, в дальнейшем постепенно усложняя задачу по поиску и всё лучше и лучше пряча игрушку).
♦ Воробьи
Предложите малышу превратиться в воробьев. Покрутите головой, похлопайте крыльями, полетайте по комнате. Полетали, полетали, присели на корточки и отдыхаем.
А теперь посмотрим, нет ли где зернышек, и поклюем их (складываем пальцы «клювиком» и делаем вид, что клюем зерна). Во время игры можно проговаривать слова стихотворения:
Воробушки, воробушки
Летят, летят, летят,
Найти скорее зернышки
Воробушки хотят.
♦ Порхающая бабочка
Сделайте из цветного картона или сшейте из ткани (флиса) бабочку. Привяжите её на веревочку, а веревочку – к палочке (получится удочка). Перемещайте над головой ребенка в разные стороны бабочку, а ребенок должен постараться её поймать.
Бабочка-красавица
На цветком спускается.
Над цветком порхает, пляшет,
Крылышком узорным машет.
♦ У медведя во бору
В этой игре необходимо участие двух взрослых. Медведь (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит».
Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает грибы, ягоды, перекрикивается «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
На последнем слове медведь рычит (нежно!, чтобы не испугать ребенка) и бежит за ребенком и взрослым.
♦ Кто быстрее
Скажите малышу: «Кто быстрее добежит до папы (дивана, шкафа и т.д.)». И начните соревнования. Конечно, малыш окажется победителем!
♦ Морковка для зайчика
Разложите на полу морковку и картошку (игрушечную или настоящую) и посадите на детский столик зайчика. Предложите малышу собрать для зайчика в огороде только морковку.
♦Стоп
Вместе с малышом выполняйте различные движения: хлопайте в ладоши, приплясывайте, ползайте, топайте ножками и т.д. Как только вы говорите «Стоп!» – всякие действия прекращаются.
♦День – ночь
Когда вы говорите «день» – можно двигаться, ходить, топать, хлопать. «Ночь» – все останавливаются и стараются не двигаться.
♦Маленькие – большие
Скажите малышу: «Вот какие мы большие» и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», – присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз: «Большие, маленькие, большие, маленькие», постепенно можно увеличивать темп.
♦Холодно – тепло
Сядьте с ребенком на ковер, сложив ноги по-турецки. Скажите: «Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Сожмитесь в комочки, скрестив руки на груди. На слова: «Солнышко выглянуло. Стало тепло-тепло» — расслабьтесь, обмахивайтесь платочками.
♦ Делай, как я
Попросите малыша повторять за вами: погладьте себя по голове, хлопните в ладоши, присядьте, встаньте, поднимите руки вверх, возьмитесь за уши и т.д.
♦ Солнечный зайчик
Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: "Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками зайчика. Если зайчик окажется на полу – его можно ловить ногами.
Скачут побегайчики
Солнечные зайчики,
Мы зовем их — не идут,
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли,
Мы нигде их не нашли.
(А. Бродский)
♦ Солнышко и дождик
Когда вы говорите «Солнышко» – можно свободно бегать по комнате, веселиться. Если «Дождик», то раскрываете зонт и зовете малыша спрятаться под зонтик от дождя.
Пока вы стоите под зонтом, можно проговорить слова потешки, чтобы позвать солнышко:
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Можно прятаться не под зонтиком, а под большим платком, полотенцем, в игровом домике – палатке и т.п.
♦Птички и гнездышки
Вы и ребенок – птички. Ходите по комнате, машите крыльями, ищите червячков, клюйте их и т.п. Когда вы скажете «Дождь пошел!» – птичкам надо улететь в свои гнездышки (обручи, разложенные на полу, или стульчики).
♦ Цыплятки и кот
Вы – курочка, а ребенок – цыпленок. Папа может выступить в роли кота, который будет пока спать. Курочка и цыплятки идут гулять:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко!
Не ходите далеко.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка»
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
На последних словах кот просыпается и бежит догонять цыпленка. Цыпленок бежит к маме-курице под крыло.
♦ Непослушные цыплятки
В эту игру интереснее играть с несколькими детьми или взрослыми. Вы – мама – курица, дети и взрослые – цыплятки.
Цыплятки от вас убегают, вы их догоняете и рассаживаете на стульчики. Но цыплятки не слушаются: как только вы от них отходите, они снова вскакивают со своих мест и начинают от вас бегать.
♦ Волк и зайчики
В этой игре ребенок и взрослый – зайчиками. Волк – будет воображаемый. Зайчики свободно играются на лужайке – пляшут, бегают, ходят.
На слова «Серый волк» – бегут друг к другу и обнимаются. Можно придумать домик, в котором зайцы будут прятаться от волка: стульчики, обруч, занавеска и т.п. Потом зайцы осторожно выглядывают из укрытия, сообщают друг другу, что волка нет, и опять идут веселиться.
♦ Птичка
Вы вместе с ребенок садитесь на корточки и говорите:
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай,
Улетела птичка – ай!
На слове ай – встаете и бегаете по комнате, махая руками – крыльями.
♦ Мишка и дети
В этой игре необходимо присутствие двух взрослых, а детей – чем больше, тем интереснее. Один взрослый назначается медведем, он «бродит» по лесу, приговаривая:
Миша по лесу гулял,
Миша деточек искал,
Долго, долго он искал,
Сел на травку задремал.
В это время другой взрослый и дети прячутся от гуляющего по лесу медведя. Когда медведь садится на стульчик и «засыпает», дети радостно пляшут, играются, бегают по комнате со словами:
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, Мишенька, вставай,
Наших деток догоняй.
Медведь просыпается и начинает догонять детей.
А эти 2 игры - самые любимые у деток, все родители их знают, но не все играют в них::
♦ Прятки
Предложите малышу поиграть в прятки. Скажите малышу: «Прячься от меня» и закройте глаза руками. Отправляйтесь на поиски, громко озвучивая свои действия: «Где же …(имя ребенка)? Может он в шкафу. Проверим. Нет, здесь его нет. Может он под столом…» и т.д., пока не найдете. Потом попросите малыша закрыть глаза или выйдите в другую комнату и там спрячьтесь.
♦ Догонялки
Самая интересная и веселая игра. Малыш от вас убегает – а вы его догоняете и обнимаете. Потом меняетесь ролями.
♨Суп овощной
Вымытую и очищенную морковь нарезать соломкой, тушить в кастрюле с небольшим количеством воды под крышкой в течение 10 минут, добавить нашинкованную капусту, нарезанный мелкими кубиками картофель, зеленый горошек, спассерованный лук, залить горячей водой и варить до готовности. Перед снятием с огня добавить сметану.
♨ Борщ с картофелем
Картофель вымыть, очистить, нарезать кубиками, опустить в кипящую воду, довести до кипения, добавить мелко нашинкованные или натертые на крупной терке и спассерованные свеклу и морковь, мелко нарезанный и спассерованный с томатом-пастой лук и варить до готовности. Перед снятием с огня добавить сметану.
♨ Щи из свежей капусты
Вымытые и очищенные картофель и капусту нарезать кубиками, опустить в кипящую воду (раннюю капусту закладывать после картофеля), варить 15-20 минут, после чего добавить пассерованные мелко нарезанные морковь и лук и варить до готовности. Перед снятием с огня добавить сметану. Подавать с мелко нарубленной зеленью.
♨ Зеленые щи
Щавель перебрать, тщательно промыть, залить кипятком на 5-6 минут, затем воду слить, пропустить листья через мясорубку. В кипящую воду положить мелко нарезанный картофель, варить до готовности, за 10-15 минут до конца варки добавить подготовленный щавель и спассерованный мелко нарезанный зеленый и репчатый лук. Перед снятием с огня добавить сметану. Подавать с мелко нарубленным крутым яйцом и зеленью.
♨ Суп картофельный с мясными фрикадельками
Картофель и морковь вымыть, очистить, нарезать кубиками, опустить в кипящую воду, добавить спассерованный лук, петрушку и варить 20-25 минут. Мясо пропустить через мясорубку, смешать с мелко нарубленным луком, яйцом, хорошо перемешать, сформировать шарики, залить их бульоном и варить 5-6 минут при слабом кипении. Бульон после припускания добавить в суп. Готовые фрикадельки положить в тарелку перед подачей.
♨ Суп рисовый с мясом
В кипящую воду всыпать перебранный и хорошо промытый рис и варить до полуготовности, затем добавить спассерованный лук, томат-пасту, нарезанное на кусочки отваренное мясо и варить до готовности.
♨ Суп-пюре геркулесовый
Геркулес перебрать, засыпать в кипящий «вторичный» бульон, варить до готовности, затем преть через сито, добавить сваренные протертые морковь и картофель, спассерованный лук, хорошо перемешать, довести до кипения. Перед снятием с огня добавить сметану.
«Вторичный» бульон получают следующим путем: подготовленное мясо (курицу) заливают холодной водой, медленно доводят до кипения, первый бульон сливают, мясо (курицу) вновь заливают горячей водой и варят до готовности.
♨ Суп молочный с картофелем и гренками
Картофель вымыть, очистить, нарезать тонкими ломтиками, опустить в кипящую воду, варить около 30 минут, добавить подогретое молоко и варить при слабом кипении 2-3 минуты. Перед снятием с огня добавить масло. Хлеб для гренок нарезать мелкими кубиками, подсушить в духовом шкафу, подавать отдельно.
♨ Суп молочный с овощами
В кипящую воду положить нарезанные кусочками картофель, морковь, разделанную на мелкие кочешки цветную капусту, спассерованный лук, варить на слабом огне около 15 минут, затем добавить зеленый горошек и варить до готовности, после чего слить горячее молоко и довести до кипения. Перед снятием с огня добавит масло.
♨ Суп с лапшой на курином бульоне
В куриный «вторичный» бульон положить нарезанный соломкой картофель, припущенные лук, морковь и петрушку и варить до готовности. Лапшу сварить в большом количестве подсоленной воды, откинуть, опустить в бульон, довести до кипения.