ОБЯЗАННОСТЬ ПРОПОВЕДОВАТЬ.

( Очень важная статья ! )
Проповедь закона Божия нужна, чтобы люди познали свои грехи, как в зеркале видят недостатки своего лица,
а познав,
изгладили бы, их покаянием и верой и впредь береглись бы, их.
И это дело – долг пастырей.
Святитель Тихон Задонский.




Мы, усердно учащие, не виноваты в том, что не убеждаем слушателей, а отвечаем, только за то, что не обращаемся с наставлениями.

Наше дело – увещевание, а повиновение зависит от них. 


Святитель Иоанн Златоуст.






Ученики говорили Господу, чтобы отпустил народ купить себе еды в селах, но Господь сказал им:

«не нужно им идти, вы дайте им есть».

Это было перед чудом насыщения пяти тысяч народа, кроме женщин и детей, пятью хлебами и двумя рыбами.

Такое событие, имевшее особое значение в жизни Господа, представляет еще такой урок:

Народ - есть образ человечества, алчущего и жаждущего истины.

Когда, Господь сказал апостолам:

«вы дайте им есть», 

то этим предуказал им их будущее служение роду человеческому – напитать его истиной.

Апостолы исполнили это дело для своего времени;

для последующих же, времен, передали это служение своим преемникам – пастырям.

И к нынешнему пастырству простирает речь Господь:

«вы дайте есть народу вашему».

И пастырство должно на совести своей держать обязательство – питать народ истиной.

В церкви должна неумолчно идти проповедь слова Божиего.

Молчащее пастырство – что за пастырство?

А оно много молчит, чрезмерно много.

Но, нельзя сказать, чтобы это происходило оттого, что нет веры в сердце;

Так, одно недоразумение, дурной обычай.

Всё же, однако, это не оправдывает его.

«И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо, на то Я послан» (Лк. 4, 43).

Это – «ибо, на то Я послан» – нашему священству надо принять в непреложный закон.

И апостол заповедал им в лице святого Тимофея:

«настояй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай» (2Тим. 4, 2).

Истину на землю принес Господь и Дух Святой, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы и ходит она по земле.

Проводники её – уста иереев Божих.

Кто из них затворяет уста свои, тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих.

От этого и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая, не получая исхода, тяготит их.

Освободись же, иерей Божий, от этой тяготы, излей потоки слов Божиих в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ.

Когда же, увидишь, что и у тебя, самого, нет истины, возьми ее:

она – в святых писаниях;

и, исполняясь ею, препровождай ее к детям духовным;

только не молчи.

Проповедуй, ибо, на это ты призван. 


Святитель Феофан Затворник.







Пастыри должны часто это учение повторять, чтобы у иных страх Божий, у иных веру и от нее, истинное утешение насадить и утвердить в сердцах.

Святой Павел видел эту пользу и писал:

«Писать вам о том же, для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Флп. 3, 1).

В книге Бытия читаем, что и Сам Бог несколько раз повторял Аврааму Свое милостивое обещание.

То же, видим и в святых церковных учителях, которые, неустанно порученных себе людей учили, наставляли, увещевали, устрашали и утешали.

Непостоянно и переменчиво сердце человеческое и скоро совращается с истинного пути.

Поэтому, требует и постоянного напоминания, увещания, укрепления, наставления и поощрения. 


Святитель Тихон Задонский.






Почему Христос, теперь, повелевает взять нож тем, кто уже, научился подставлять щеку?..

Приближаясь к страданию и готовясь взойти на Крест, как по злоумышлению иудеев, так и по Собственному изволению, ради спасительного Домостроительства, Господь говорит это ученикам, готовя их к борьбе с противниками истины, но не к борьбе, предпринимаемой по маловажным предлогам, где расположением борющихся управляет раздражение, а к состязанию в подвиге, который внушен Богом по пламенной ревности к богопочитанию.

Ибо, Господь уже видел, что безстыдные псы - иудеи, с неистовством восстают против божественного учения и спешат положить конец спасительной проповеди.

А потому, посылая Своих учеников на этот подвиг борьбы с иудеями, повелевает им отложить прежнюю кротость и вооружившись сильным словом, идти на обличение покушающихся низложить истину.

Хотя, христианину, прежде всего, необходимо достойное одеяние, степенная безмятежность духа и скромный нрав, 

однако 

во время борьбы с противниками необходимо ему и оружие слова.

Поэтому, говорит Господь, в то время, когда, Я посылал вас учителями к Израилю, вы хорошо делали, проявляя мирное состояние духа и таким поведением, привлекая непокорных к послушанию, кротостью ведя их к покорности;

для убеждения, действеннее сильного слова - правая жизнь...

Но, поскольку, по Моем вознесении враги истины нападут на нее, то каждый, из имеющих попечение о нравственном богоустройстве, да отложит старание о соблюдении мира и да приготовится к состязанию.

Ибо, нет никакой несообразности для важнейшего, оставить на время менее важное и отложив кротость, сделаться воителем.

Почему, продавший ризу, непременно, покупает нож и первой, не уничтожая и приобретая последний?

Да и какой, покупает он нож?

Тот, о котором говорит:

Христос:

«не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34), называя мечом слово проповеди.

Ибо, как нож разделяет сросшееся и связанное разделяет на части, так слово проповеди, вносимое в дом, во всяком из них, отсекало друг от друга соединенных ради зла неверием, отделяя сына от отца, дочь от матери, невестку от свекрови.

Оно рассекало самую природу и тем, показывало цель повеления Господня:

для великой пользы и во благо людям взять нож. 






Поэтому, Петр немедленно отвечает, что у них два ножа, о которых Господь сказал, что их достаточно для предстоящего подвига.

Ножи же, эти, как говорит апостол, есть обличение противников и утешение верующих.

Ибо, в послании к Титу вручает их учителю:

«чтобы, он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 9), 

чем и разделяет слово на два вида, 

ибо один вид – слово учения к верным 

и другой – слово истины к врагам;

и одно дело – обличение лжи, а другое – подтверждение истины.

А что мечом называют слово – это явно для всякого, так как, на памяти у каждого часто повторяемое изречение Писания:

«Ибо, слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого».


 Преподобный Нил Синайский.






Место учения есть святой храм.

Однако, пастырь, везде, где ни бывает народ и когда представится случай, может и должен преподавать учение.

В этом деле, примером всем пастырям - служит Христос, Спаситель мира.

Который, не только учил в храме Соломоновом, но и в домах, и в пустыне, и прочих местах.

Случай подскажет пастырю, старательному и остроумному, что и где говорить, как мы это видим и в Евангелии.

Сидя за трапезой, можно говорить о Трапезе Царствия Небесного и прочее.

После обедни, всегда, что-нибудь почитай, хоть краткое, ради поучения людей.

А праздника никакого не оставляй без поучения и где бываешь на приходе, 

в чьем-либо доме, говори, 

что-нибудь - душеполезное, чтобы, люди духовно созидались.

Если же, знаешь, кого-нибудь, в чем-то согрешающего, увещевай его и моли, чтобы перестал грешить, и устрашай Судом Божиим, и мукой вечною, и неизвестным окончанием этой жизни.

Горе христианам неисправным и священникам, не старающимся исправить их! 

Лица никакого не стыдись и не бойся, но всех, кто грешит, обличай, 

ибо это есть 

священническое призвание и всем проси помощи у Бога.

Даже, если будут тебя ненавидеть за это злые и злословить, 

не бойся их;

делай свое – и Бог тебя защитит. 


Святитель Тихон Задонский.






Первому ветхозаветному архиерею Аарону Господь Бог повелел сделать святительскую ризу, на подоле, которой, должны были находиться золотые звонцы:

«она будет на Аароне в служении, 

дабы, слышен был от него звук, 

когда он будет входить во святилище, пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть» (Исх. 28, 35).

Дивно было украшение этой ризы с позвонками, 

но еще, более дивно, то, что 

архиерея ожидала смерть, если бы, архиерейская риза не имела позвонков:

«дабы, слышен был, – сказано, – от него звук... чтобы ему не умереть».

Мы знаем, что всё ветхозаветное, было - преобразованием новоблагодатного;

и ветхозаветное священство, было - прообразом нашего священства;

звонцы же, издающие звон, 

по толкованию святого Григория Двоеслова, 

знаменовали голос святительского учения, означали, что архиерей, как и иерей, не должен быть немым и должен провозглашать уже, не звонцами, а устами и языком, 

уча и вразумляя людей Божиих, по увещанию апостола:

«проповедуй слово, настояй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4, 2) 

– твори дело благовестника.

Звонцы были золотые и из священнических уст должны исходить золотые слова:

о богоугождении, 

о святой и праведной жизни, 

о любви к Богу и ближнему, 

– слова золотые, а не оловянные, 

то есть 

полезные, а не безполезные, честные, а не безчестные, любовные, а не враждебные, не оскорбительные и не гнилые. 

Не имеющий, этих золотых, духовных звонцов разума и книжного познания, не стяжавший духа премудрости и не способный к учительству, служитель Божий и пастырь, душ человеческих - нем, а вместе и мертв.

Ибо, как ветхозаветного святителя, если бы, он дерзнул войти в святилище без звонцов, ожидала смерть, 

так и новоблагодатным архиереям и иереям, 

дерзающим принимать на себя, со многими происками сан духовный, но не имеющих звонцов разума и премудрости духовной, 

не могущим поучать Христово стадо, 

предстоит некая, особая смерть – не телесная, а духовная, 

ибо они почитаются Богом мертвыми 

и каждому, из них, Он говорит в Апокалипсисе:

«ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Апок. 3, 1).

Мертв пред Богом тот, кто, только носит имя и сан пастыря, а обязанностей пастыря не исполняет.

Обязанность же, пастыря, прежде всего заключается в том, чтобы поучать полезно, уничтожая человеческие грехи и наставляя на путь спасения.

Вот что говорит Бог пастырю:

«Взывай громко, не удерживайся;

возвысь голос твой, подобно трубе и укажи народу Моему на беззакония его» (Ис. 58, 1);

если же, 

«ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника...

то беззаконник тот 

умрет в беззаконии своем и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3, 18).

Как бы, своей рукой убивает грешника тот, кто не старался увещевать его и отклонить от грехов его:

молчащий язык пастыря является, как бы - мечом, убивающим душу грешников.

Поэтому и апостол говорит о себе:

«горе мне, если не благовествую!».

Горе молчащему пастырю, горе языку его, не проповедующему слова Божия и не учащему! 

Нехорошо архиерею не иметь в устах своих слова, называться учителем и не учить, носить на мантии источники, а не источать из уст учения, именоваться пастырем, а не предлагать пажити своим овцам, носить на себе чин апостольский, а не благовествовать по-апостольски.

О таких пастырях святой апостол Павел говорит:

«горе мне, если не благовествую!».

Но, еще горше архиерею не иметь доброго жития, взирая, на которое, люди получали бы - пользу.

Ибо, если, много может принести пользы учительное слово, исходящее из уст архиерейских, 

то, еще более, 

может принести всем пользы его добрая жизнь, так какяяяяяя. голос дела звучит сильнее, чем голос слова.

Слово слышно только предстоящим, дело же, проповедуется до концов земли.

Пусть, ты носишь на языке своем мед сладкогласия, 

но, если 

имеешь в сердце желчь грехолюбия – твое слово будет недейственным, подобно грому без дождя, бывающему в облаках.

Какая польза от этого облачного грома, если нет дождя, изливающегося на жаждущую землю?

Какое умиление душам от голоса учителя, если он не помогает им делом?

Говорящий доброе, а делающий злое - более соблазнит, чем научит и от всякого услышит притчу:

«врач, исцели Самого Себя»


Святитель Димитрий Ростовский.



Комментарии

  • 25 авг 2021 07:37
    Господи, благослови на путь истиный. Слава Тебе Господи. Великая слава в учении.