Многожёнство в начале не было нормой, Господь сотворил Адама и Еву именно парой, об этом Спаситель напомнил в Евангелии. «И будут два одною плотью» - Быт.2:24. Это идеальная задумка Творца, Его совершенный замысел! (Мф.19:4-6; Быт.2:24). Однако человек пал в грех, и замысел Божий о нём уже не мог быть исполняем так, как это было в Раю, из-за злонравия человека. Бог не одобрял многожёнство, Он просто терпел это из-за «жестокосердия» людей (Мф.19:8). Это было попущение Божие, позволение. Не сразу древние люди могли дорасти до идеала, вот Бог и попускал (то есть, временно допускал), как мудрый родитель попускает подростку какие-то ошибки, чтобы он сам понял и дорос. Это был такой временный этап в долгом воспитании человечества. Помимо «жестокосердия», Божье дозволение многожёнства могло также отражать Его прагматичное сострадание. В падшем мире Бог допустил менее совершенное решение, чтобы уменьшить страдания (например, защитить уязвимых женщин от нищеты) и достичь более широких целей (например, заселить землю). Это демонстрирует, что взаимодействие Бога с человечеством не всегда заключается в немедленном, жёстком навязывании идеалов, но также в работе с человеческими ограничениями и социальными структурами и внутри них для достижения Его конечных целей, при этом всё ещё тонко указывая на идеал. Бог всякое попущение перелагает в добро. Но это никак не означает, что это изначально хорошо. И даже в этой «пустыне», где были такие непростые отношения, расцвела удивительная Пречистая Дева Мария — та, через Которую пришёл Спаситель. Она стала символом чистоты и верности Божьему замыслу, показав, что даже в несовершенном мире всегда есть место для совершенства и благодати. Церковь, куда Господь нас всех призывает, всегда хранила и хранит этот изначальный замысел о браке как союзе двух. С пришествием Христа, Церковь восстановила первоначальный идеал моногамии, утвердив его как единственный путь. Брак – это не просто плотское соединение, а духовный союз, образ единства Христа и Церкви. Именно в общении с Богом, которое полно раскрывается в Церкви, мы находим силы и понимание для жизни по Его совершенной воле и спасения. Очень верно сказал свт. Иоанн Златоуст: "Когда слышишь, что Иаков взял за себя старшую, а потом и младшую, не смущайся и не суди о тогдашних делах по нынешним обстоятельствам. Тогда, поскольку времена были еще первобытные, начальные, дозволялось сочетаться с двумя, тремя и более женами для распространения человеческого рода; ныне же, по благодати Божией, и сам род человеческий уже распространился в великом множестве, и преуспеяние в добродетели возросло. Христос, придя на землю и насадив между людьми добродетель, сделав из людей, так сказать, ангелов, искоренил все подобные обычаи древности. Видишь, как не следует основываться на обычае, а везде изыскивать полезное? Данный обычай многоженства был не хорош; он искоренен, и теперь уже никому не позволительно ссылаться на него. Поэтому ни в чем не смотри на обычай, а изыскивай всегда полезное, не душевредное. Если что-либо оказывается хорошим, хотя бы его и не было в обычае, пусть оно будет у нас; а если что-либо пагубно, хотя бы и в обычае оно было, будем избегать и отвращаться того." ------------- цикл бесед прот. Олега Стеняева Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. https://azbyka.ru/vopros/pochemu-gospod-popuskal-mnogozhenstvo/
Церковь в д.Колталово
Почему Господь попускал многоженство?
Многожёнство в начале не было нормой, Господь сотворил Адама и Еву именно парой, об этом Спаситель напомнил в Евангелии. «И будут два одною плотью» - Быт.2:24. Это идеальная задумка Творца, Его совершенный замысел! (Мф.19:4-6; Быт.2:24).
Однако человек пал в грех, и замысел Божий о нём уже не мог быть исполняем так, как это было в Раю, из-за злонравия человека. Бог не одобрял многожёнство, Он просто терпел это из-за «жестокосердия» людей (Мф.19:8). Это было попущение Божие, позволение. Не сразу древние люди могли дорасти до идеала, вот Бог и попускал (то есть, временно допускал), как мудрый родитель попускает подростку какие-то ошибки, чтобы он сам понял и дорос. Это был такой временный этап в долгом воспитании человечества.
Помимо «жестокосердия», Божье дозволение многожёнства могло также отражать Его прагматичное сострадание. В падшем мире Бог допустил менее совершенное решение, чтобы уменьшить страдания (например, защитить уязвимых женщин от нищеты) и достичь более широких целей (например, заселить землю). Это демонстрирует, что взаимодействие Бога с человечеством не всегда заключается в немедленном, жёстком навязывании идеалов, но также в работе с человеческими ограничениями и социальными структурами и внутри них для достижения Его конечных целей, при этом всё ещё тонко указывая на идеал. Бог всякое попущение перелагает в добро. Но это никак не означает, что это изначально хорошо.
И даже в этой «пустыне», где были такие непростые отношения, расцвела удивительная Пречистая Дева Мария — та, через Которую пришёл Спаситель. Она стала символом чистоты и верности Божьему замыслу, показав, что даже в несовершенном мире всегда есть место для совершенства и благодати.
Церковь, куда Господь нас всех призывает, всегда хранила и хранит этот изначальный замысел о браке как союзе двух. С пришествием Христа, Церковь восстановила первоначальный идеал моногамии, утвердив его как единственный путь. Брак – это не просто плотское соединение, а духовный союз, образ единства Христа и Церкви. Именно в общении с Богом, которое полно раскрывается в Церкви, мы находим силы и понимание для жизни по Его совершенной воле и спасения.
Очень верно сказал свт. Иоанн Златоуст: "Когда слышишь, что Иаков взял за себя старшую, а потом и младшую, не смущайся и не суди о тогдашних делах по нынешним обстоятельствам. Тогда, поскольку времена были еще первобытные, начальные, дозволялось сочетаться с двумя, тремя и более женами для распространения человеческого рода; ныне же, по благодати Божией, и сам род человеческий уже распространился в великом множестве, и преуспеяние в добродетели возросло. Христос, придя на землю и насадив между людьми добродетель, сделав из людей, так сказать, ангелов, искоренил все подобные обычаи древности. Видишь, как не следует основываться на обычае, а везде изыскивать полезное? Данный обычай многоженства был не хорош; он искоренен, и теперь уже никому не позволительно ссылаться на него. Поэтому ни в чем не смотри на обычай, а изыскивай всегда полезное, не душевредное. Если что-либо оказывается хорошим, хотя бы его и не было в обычае, пусть оно будет у нас; а если что-либо пагубно, хотя бы и в обычае оно было, будем избегать и отвращаться того."
-------------
цикл бесед прот. Олега Стеняева Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. https://azbyka.ru/vopros/pochemu-gospod-popuskal-mnogozhenstvo/