Правда ли немецкие асы сбивали так много самолётов

Правда ли немецкие асы сбивали так много самолётов - 961462198132
Вопрос о том, достоверные ли сведения о количестве сбитых самолётов у самых известных асов Люфтваффе понимался не раз в любых обсуждениях про войну. И мне, например, такой вопрос регулярно задают.
Если мне память не изменяет, то я уже отвечал на этот вопрос, но отдельной статьи не было. Давайте попробуем разобраться.
Начнём с часто звучащего утверждения, что немецкая система учёта воздушных побед была нечестная и позволяла делать приписки, тогда как советская была немного честнее и точнее. Вообще-то утверждать такое при разнице в оснащении наших и немецких самолётов различными приборами — нелепо. Достаточно вспомнить, когда у кого появились фотопулемёты. Да и вообще, прежде чем на эту тему восклицать, достаточно просто взять и сравнить обе системы учёта, а уже потом о чём-то говорить.
Теперь важный момент о том, насколько вообще достоверная система учёта.
Дело в том, что количество воздушных побед может быть завышено по сугубо объективным причинам. Представьте ситуацию, когда несколько истребителей атакуют бомбардировщик. Один из истребителей, а то и несколько, обстреливают самолёта противнику, у того валит дым, затем он начинает падать, из него выпрыгивают на парашютах члены экипажа. И на основании фотопулемёта, и по свидетельствам других пилотов, бомбардировщик считается сбитым. Но потом у земли самолёты выправляется и возвращается на базу (реальные случае такие были, и даже не один). А истребители давно улетели, за мгновения буквально они уже теряют из вида подбитый ими самолёт, да и оглядываться лишний раз некогда на войне.
Ведь воздушный бой — это не кино, где все всё видят, фиксируют, летают не расходую горючее и патроны никогда не кончаются, если это не требуется по сценарию. Воздушный бой — это огромные скорости и мгновенная смена обстановки. Тут много чего не разглядишь. Это на земле — подбили танк, он стоит и горит, и всем понятно, что у противника танком меньше. А спор возникает из-за того, кто его подбил и обычно записывают сразу всем. Хоть и в воздушном бою подбитый самолёт могут записать сразу двоим. Сначала один фотопулемёт зафиксирует, что обломки полетели и дым пошёл… потом ещё один истребитель в пике отправил… и «сбитый», причём дважды самолёт возвращается на базу (и опять из реальных же примеров).
Но это всё о другом, важно же следующее.
Как и во всей войне, в вопросе воздушных побед есть две стороны — военная и агитационная.
Так вот, если кратко. Надо чётко разделять реальные данные о победах, которые записаны в боевых документах, и то, что писали разные агитаторы. Я даже больше скажу, данные о сбитых самолётах противника можно смело считать завышенными в 1.5-2 раза, как по объективным причинам, так и из-за элементарных приписок. И это легко увидеть, сравнивая данные о потерях с разных сторон. Но всё-таки это хоть какие-то данные, на чём-то основанные.
А вот сторона медали агитационная — это вообще о другом. Там задача бойцов вдохновлять, а не правду писать. И надо понимать, что, когда мы читаем цифры про уничтоженные разными знаменитыми асами самолёты — это сторона агитационная, политическая. А в этих вопросах цифры запросто могли браться с потолка. Самый «честный» способ преувеличения побед — это когда пилоту записывают все самолёты, сбитые всей эскадрильей или хотя бы звеном. Такие методы и среди танкистов, кстати, тоже широко распространены.
Как же быть?
Да никак. Если вас интересует в целом история боевых действий, то сколько конкретно самолётов сбил какой-то конкретный ас — вопрос вообще шестнадцатый. Важны результаты потерь в целом. А изучение конкретных биографий — это вообще совсем другое.
И для тех, кто интересуется биографиями могу предложить пару моих статей:
Улица имени Героя: кто такой лётчик Пилютов?
Улица имени Героя: где воевал лётчик Здоровцев?

Правда ли немецкие асы сбивали так много самолётов - 947352541444

Комментарии

Комментариев нет.