28 сен 2021

Заканчивается монтаж мюзикла «Мелодия зеркал».

Скоро премьера!
Мудрая, искренняя, живая кинолента режиссёра Марка Захарова «Обыкновенное чудо» является настоящим шедевром. Про картину можно говорить бесконечно, находя всё новые и новые грани невероятной истории, а в каждой детали фильма символику и глубокий смысл. Ну как чудо может быть обыкновенным?
Фильм « Обыкновенное чудо»- классическая ода романтикам и мечтателям, которая с лёгкой грустью погружает человека в мир, где правят искренность и доброта. Она рассказывает просто и понятно о сложном, так искренне и многогранно..
Этот фильм для тех, кто мечтает о романтических приключениях, всепоглощающей любви и настоящем счастье…
Музыкальная картина «Обыкновенное чудо» смотрится на одном дыхании.
Ведь фильм говорит нам о том, что каждый человек рождён быть счастливым, что сила добра и любви не имеет границ.
Кинокартину можно назвать невероятным чудом, заставляющим поверить зрителей в себя и свои силы.
Когда в 1978 году Марку Захарову предложили снять для телевидения сказку по пьесе Евгения Шварца, режиссёр от этой идеи был не в восторге. Пьеса его не зацепила, кроме того, уже был снят фильм по этой пьесе и предыдущая версия 1964 года режиссёра Эраста Гарина не была успешной.
Но желание снять в фильме любимых актёров — Олега Янковского, Евгения Леонова, Андрея Миронова, Александра Абдулова, склонила Михаила Захарова в положительную сторону, ведь с таким звёздным составом фильм точно бы пользовался популярностью.
Действие фильма «Обыкновенное чудо» происходит в сказочной стране. Главный герой Волшебник не просто сочиняет сказки – он оживляет своих персонажей. Так, много лет назад Волшебник создал Медведя и превратил его в прекрасного юношу, наложив заклятие: обратно в медведя его превратит любовь и поцелуй Принцессы. Юноша много лет скитался по свету, избегая участи превратиться в зверя. Но любовь все-таки настигла его в доме Волшебника, куда он вернулся после странствий. И, конечно, влюбиться он мог только в очаровательную Принцессу, с которой не побоялся ничего. Любовь оказалась сильнее всех заклятий, она была способна творить настоящие чудеса….
Для создания музыки в фильме «Обыкновенное чудо» Михаил Захаров пригласил Геннадия Гладкова и Юлия Кима (Ю.Михайлова).
Всего для комедии было написано шесть песен, но в картину вошло только пять — за бортом осталась «Песня охотника» в исполнении Михаила Боярского. Её можно услышать только на пластинке, которая вышла после премьеры.
Андрей Миронов в фильме пел сам, а за остальных актёров пели Леонид Серебренников и Лариса Долина.
В начале фильма звучит слегка переделанная мелодия из фильмов о Джеймсе Бонде. Это было сделано по просьбе Марка Захарова, который был поклонником композитора Джона Барри и агента 007.
На роль Медведя режиссёр очень хотел взять Александра Збруева, но актёр не проявил интереса к этой роли. Начались длительные поиски среди театральных красавцев. Главным претендентом считался Александр Курепов, но он не вернулся с парижских гастролей, остался работать во Франции. Тогда Захаров пригласил на пробы Александра Абдулова. Он с улыбкой сказал: «С удовольствием, потому что всё равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский». Эта фраза зацепила режиссёра, и он отстоял Абдулова перед худсоветом, который сомневался, что молодой актёр впишется в команду мэтров.
Абдулов гордился этой работой и считал себя обязанным за эту роль Марку Захарову. «Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова – дикое количество удивительных актеров, – это очень дорогого стоило! И то, что я не потонул в этом потоке, – их заслуга. Они меня, наверное, пожалели просто. А могли бы «растащить одеяло» в разные стороны, и я бы оказался на дне. Но эта команда помогала мне, и что-то у меня вышло... Это такой отдельный кинематограф, который изобрел Марк Захаров», – говорил актер.
Режиссёр предупредил Александра Абдулова, что ему придётся выполнять много трюков, в том числе и на лошади. Актёр имел смутное представление о лошадях, но сказал, что всё умеет и дублёр ему не нужен. Всё было неплохо до момента, пока герой Абдулова не должен был на полном скаку влететь под арку, зацепиться за её выступ, подтянуться и залезть в окно.
Абдулов пустил лошадь в галоп, схватился за арку, но… забыл вынуть ноги из стремян. Актёр упал, одной ногой запутался в стремени и лошадь несколько метров волоком тащила «трюкача». Режиссёр предложил дублёра, но Абдулов отказался. Отдышавшись , он сам сделал всё как надо….
А вот Евгений Леонов разрывался между запланированной поездкой в Германию и съёмками в «Обыкновенном чуде». Он не мог отказать Захарову, но и редко случающимся отпуском за границей жертвовать тоже не хотел. Леонов поставил режиссёру условие — готов сниматься сколько угодно, но на это у него было всего десять дней. Приходя на съёмку Леонов часто не знал роли своего Короля и учил её прямо перед входом в кадр.
Нередко он импровизировал на площадке и предлагал свои версии тех или иных сцен. Чаще всего Захаров прислушивался к его советам, но однажды сделал по-своему, и оказался прав. Леонов советовал ему вырезать эпизод, в котором Король машет рукой, приветствуя народ так, как это делали тогда члены Политбюро на трибуне Мавзолея, боясь, что из-за этого фильм положат на полку. Однако, в этой сцене не нашли ничего зазорного. Она была оставлена в фильме: там не нашли грубых ассоциаций и политической некорректности.
Зато сомнения вызвали многие другие эпизоды. Так, цензура не хотела пропускать песню о воробушке и бабочке, которая «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк». В ней заподозрили сексуальный подтекст – мол, зачем же еще воробей преследует бабочку? Наверняка с непристойными намерениями. Песню удалось оставить только благодаря тому, что Захарову удалось убедить цензоров в ином, более целесообразном подтексте.
В припеве песни просто рассказывается о маленьком воробушке, у которого появилось обычное желание - съесть бабочку. И смысл тут «гастрономический». После некоторого раздумья легкомысленную песенку позволили включить в фильм.
Немаловажную роль сыграло и то, что её исполнял знаменитый Андрей Миронов, которого любили все.
А вот фразу «Стареет наш королек» пришлось вырезать из-за слишком явных ассоциаций со стареющим Брежневым.
На съемках Евгений Леонов очень помогал режиссеру. По словам Марка Анатольевича, Евгению Павловичу удивительным образом удавалось чувствовать кадр — представлять, как тот или иной момент будет в итоге выглядеть на пленке. Поэтому артист часто предлагал снять «актерский дубль», который в итоге на экране смотрелся выигрышнее.
Уже всё было готово к началу работы, и вдруг пришла неприятная новость. Олег Янковский, единственный и незаменимый захаровский Волшебник, попал в реанимацию с сердечным приступом. Режиссёр тут же помчался в больницу — успокоить актёра, что без него он не начнёт работу: «Мне нужны только Вы, мы будем ждать». И съёмки отложили. Потом Янковский говорил, что если бы не Волшебник, то не было бы ни Мюнхгаузена, ни Свифта, ни Дракона.
Для актёра создавали новый образ. Его Волшебник, он же Хозяин усадьбы, должен быть уютным, домашним, но при этом оставаться волшебным. Актёр перемерил огромное количество костюмов, пока не нашли растянутую вязаную кофту, которую надели поверх рубашки с кружевами надетой поверх водолазки… Бороду Янковский не отращивал — её буквально по волоску создавали гримеры. В этом образе он почти одновременно снимался в двух фильмах — в «Обыкновенном чуде» и мелодраме «Мой ласковый и нежный зверь».
Марк Захаров точно знал кого он хочет видеть в главных ролях, но тогда режиссёры были обязаны делать фотопробы и предоставлять их худсовету. В случае с ролью своенравной Принцессы не было даже кандидатуры… На роль пробовались Вера Глаголева, Евгения Глушенко, Лариса Удовиченко, Марина Яковлева и Евгения Симонова, которая и была утверждена.
С Евгенией Симоновой на съёмках всё время что-то случалось. Одну из сцен снимали в песчаном карьере с огромной лужей на дне. Режиссёр попросил Александра Абдулова и Евгению Симонову подойти к этой луже поближе, и вдруг раздался визг актрисы! Сначала все подумали, что это результат какой-то проделки Абдулова, а оказалось, что Евгению начал засасывать мокрый песок. Буквально за минуту актриса ушла по пояс — она пыталась выбраться, а песок начал затягивать её сильнее. Абдулов тянул её за руки, но только проваливался сам. Вытащили Симонову дежурящие на съёмках пожарные.
Второй случай был связан с паническим страхом Евгении Симоновой перед оружием.
Один раз даже пришлось приостанавливать съемку, поскольку актриса никак не соглашалась сделать выстрел из пистолета. Режиссеру удалось все-таки уговорить Симонову, но даже в фильме заметно, как та зажмурилась, нажав за спусковой крючок.
Вообще, Захаров долго не хотел брать Симонову в фильм «Обыкновенное чудо» — не отказывал, но и проводил кастинги с другими актрисами. Выручил артистку оператор Николай Немоляев — он так изящно снял девушку в черном мужском костюме, что режиссеру ничего не оставалось — только сдаться и утвердить Евгению на роль.
Правда, утверждение на эту роль сыграло с актрисой дурную шутку — образ принцессы надолго к ней прикрепился. И другие режиссеры стали приглашать Евгению воплощать на экране и сцене только подобные образы, что для разноплановой актрисы стало катастрофой.
Вы наверно никогда не догадывались, что невероятные декорации дома Волшебника, напоминавшие о детстве и приближающемся чуде, были в прямом смысле сделаны из мусора?
Людмила Кусакова, кинохудожник, рассказывала в интервью, что и огромный часовой механизм, и летучий корабль с мутным шаром наверху были собраны из вещей, найденных на свалке.
В фильме присутствуют «сказочные» детали- это часы, зеркала, странные рисунки, загадочные листы…
Но похоже ли «Обыкновенное чудо» на сказку? Оно отличается от всех других сказок своим ощущением грусти, рассуждением о невозможном с робкой надеждой на счастье. Фильм даже можно назвать «сказкой наоборот» — в которой поцелуй не служит избавлением от проклятья (как мы привыкли видеть ранее), а наоборот – выявляет его. В этой истории нет традиционного легкого решения, привычного для всех «хэппи-энда» – благодаря этому она становится пронзительной и настоящей. Театральности кадру добавляет постоянное взаимодействие актёров со зрителем (вроде бы в пустоту, а вроде бы к аудитории). Поэтому зритель в течение всего фильма готовится к волшебству…
А что если всё-таки произойдет чудо?
Тот факт, что данная сказка выходит из под контроля меланхоличного Волшебника- в этом кроется неожиданность и гениальность самого рассказа… Это и есть настоящее чудо!
С одной стороны, кажется, весь антураж, костюмы и декорации, будто собраны из того, что удалось найти в дефицитное время. Но потрясает здесь эклектика стилей и времен — от современности (70-е, когда снимали фильм) до романтизма и Средневековья. У каждой детали здесь своя жизнь и своя роль, смысл заложен в каждом наряде и образе.
К примеру, многослойный костюм Волшебника состоит из трёх слоёв, и этому есть своё объяснение: первый слой- серый кардиган говорит о том, что он стал «домашним» семейным человеком, второй слой- белая блузка с оборками-символ мечтательности и, казалось бы, доброты Волшебника, третий слой- возможно, его настоящая сущность — черная водолазка и на шее массивная цепь, символы колдуна (и ахетипичного Мага).
К концу истории герои избавляются от верхних своих одежд, и Волшебник уже выглядит величественно в своём одеянии.
А вот образ жены Волшебника строится на контрасте — утонченной внешности актрисы Ирины Купченко и её домашнего платья...с фартуком! Однако простой её не назовешь — это интеллигентная и тонко чувствующая женщина. И цвет платья, и его отделка указывают на романтизм героини.
Костюмы Медведя и Принцессы указывают нам на их сходство с первой же встречи. Оба чистые, мечтательные, романтичные — оба в пене белых оборок. Но животное начало юноши, который всё же Медведь, символизирует кожаный пиджак и кожаные штаны для верховой езды, в которых герой до последнего кадра.
А вот образ короля восхищает своей двойственностью. С одной стороны, это грубая железная корона, которая символизирует власть, суровость и жестокость. (кстати, эта же корона снималась в фильме «31 июля»).
С другой стороны, мы видим его костюм: он шуточный и несерьёзный как и сам персонаж, «болтающийся» между ребёнком и шутом.
У придворной дамы Эмилии оригинальный наряд увенчан увесистой шляпой. Получается буквальное отражение высокого статуса и сложного характера самой героини.
А вот любовь её молодости, трактирщик Эмиль- противоположность героине. Встреча с друг другом меняет их обоих, что тоже отражается и на костюмах. Например, Эмиль становится городским и элегантным, а шляпа героини исчезает к концу фильма...
Еще о деталях: изображение дракона, стираемое, когда фильм «Обыкновенное чудо» подходит к концу, женой волшебника в исполнении Ирины Купченко, — копия с гравюры 1702 года за авторством Иоганна Цана «Излучающий глаз. Дракон, видимый под разными углами зрения». Изначально изображение являлось частью научного труда по оптике и объясняло читателю, что такое угол зрения. Оно появляется в фильме несколько раз.
В конце фильма вид дракона символизирует усталость души Волшебника, который перестал контролировать процесс и прислушиваться к своей мелодии сердца. Когда его жена стирает нарисованное изображение, перед нами открывается, что оно было нанесено не на холст, на котором следует творить, а на зеркало, которое всего лишь бездушно фиксирует происходящее.
Другими словами, Волшебник превратился из творца в обычного художника, который делает всё по поставленной задаче. В нем уже нет былого огня, теперь он просто фиксирует то, что должно быть, и совершенно не волен что-либо изменить.
В сюжете фильма наблюдается знакомая многим влюбленным боязнь собственных чувств, которая есть у Медведя, а также нежелание идти на риск ради любви. Здесь и созданная Волшебником «лаборатория», где он может творить то, что захочет.. и его творческий кризис, и инфантильность Короля, и бесчувственная жадность Министра.. Вообщем, показаны все людские страхи и пороки. Почти для каждого героя этой истории необходимо «обыкновенное чудо», чтобы излечить душу.
Каждый персонаж в фильме находится на своём месте. Герои — не совсем сказочные действующие лица. Им также свойственны цинизм, коварство, ирония.
Но вместе с тем каждый персонаж искренен в своих мотивах. Обаятельные герои притягивают внимание, за ними хочется наблюдать. Даже Король, который произносит неприятные грубые слова, вызывает на лицах зрителей улыбку.
А вот Олег Янковский сыграл в фильме Волшебника так, как умеет только он. Его персонаж устал от жизни: вокруг него лишь скука и серость. Но Волшебник придумал для себя необычное занятие. Он манипулирует людьми, играет их мыслями и чувствами.
Александр Абдулов в образе Медведя покорил большинство зрителей. Романтичный персонаж своим примером показал, что в жизни есть место доброте и искренности. Самовлюбленный министр, которого сыграл Андрей Миронов, не вызывает неприязни. Несмотря на высокомерие, персонаж притягивает взгляды публики. О наполненных, ярких, многогранных героях можно говорить часами, ведь актёрская игра на высоте…
Собирательные образы героев заставляют зрителей поверить в то, что такие персонажи есть и в нашей жизни. Режиссёр тонко и не навязчиво показал людские пороки, которые иногда мы просто не замечаем. Хотя эта история со светлым финалом, после себя она оставляет долгое послевкусие. И тут есть над чем задуматься. Почему люди разучились мечтать? Почему мы больше не верим в волшебство ? Вопросы, которые не принято обсуждать, ведь ты можешь показаться глупым и нелепым.
Фильм «Обыкновенное чудо» впервые показали 1 января 1978 года, и он тронул сердца советских зрителей. Этот фильм об истинной любви, о самоотверженности и готовности ради человека пожертвовать самым дорогим- жизнью.
Кинокартину можно назвать гениальным творением, ведь она поднимает темы, важные во все времена.
Она учит людей любить и принимать выбор другого человека, и показывает, что манипулировать и играть на чужих чувствах нельзя..
С момента съемок фильма- сказки Марка Захарова прошло уже более 40 лет, большинства актеров, к сожалению, уже нет в живых, но эта трогательная история по-прежнему актуальна, а многих уже современных зрителей заставляет поверить в то, что чудеса иногда случаются…
«Обыкновенное чудо» — это невероятное кино c театральными элементами, сказочной атмосферой, с глубоко психологичными действиями и диалогами персонажей, типажами героев, которые представляют индивидуальные портреты. И осень – лучшее время для того, чтобы пересмотреть этот фильм и еще раз вспомнить режиссёра Марка Захарова и гениальных советских актёров.
Наш мюзикл «Мелодия Зеркал» тоже учит любви и добру.
Он непременно поможет Вам поверить в чудо и убедиться в том,
что даже самые недосягаемые цели возможны…
Ведь чудеса случаются с теми, кто в них верит!
Желаю, чтобы в жизни каждого из Вас всегда было для них место.
А в Вашей жизни происходили события,
когда любовь выдерживала все препятствия?
Поделитесь с нами своим опытом.
Martin Verdi

Комментарии

  • 29 сен 2021 05:12
    Никто не умел делать такие пустые, мёртвые глаза, как Миронов. Или создать образ такой чистоты, как Симонова. Абсолютно не верится, что фильму уже столько лет. Хочется пересматривать постоянно.
  • 29 сен 2021 18:15
    Отличные актеры! Красавцы!
  • 30 сен 2021 11:27
    Абдулов здесь просто красавчик!!!
  • 2 окт 2021 21:45
  • 2 окт 2021 21:45
    И добавить нечего!
  • 4 окт 2021 15:04