Как утверждают историки, первыми музыкальными инструментами на Руси стали шумовые приспособления.
Еще в глубокой древности люди сопровождали напевы доступными звуковыми эффектами. Чтобы мелодия звучала ритмично, хлопали в ладоши, щелкали пальцам, притопывали ногами. Позже появились шумовые инструменты: ложки, трещотки, погремушки, бубны.
В Армавире их активно использует в своих выступлениях ансамбль народной песни «Кубанушка» городского Дворца культуры.
Простая музыка
Постепенно люди забывают о своем культурном наследии, народной музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить русский музыкальный фольклор, — говорит руководитель «Кубанушки» Светлана Нерсесян.— А ведь русская песня — это и культурное наследие, и душа народа. В ней отражены мировоззрение, традиции, история нации. В древности песня сопровождала людей в быту, при основных событиях в жизни семьи: посевных работах и уборке урожая, смене времени года, на свадьбах, похоронах, крестинах детей. Как отмечает Светлана Нерсесян, народная музыка проста и выразительна. Она отличается большими художественными достоинствами. А русская музыкальная культура богата красивыми и оригинальными песнями и напевами. Сохранилось множество свидетельств о том, как русские песни удивляли иностранных музыкантов свежестью и мелодичностью. Еще в XVIII веке итальянский композитор Джованни Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, что они были случайным творением простых людей, он полагал, что «оные произведения искусных музыкальных сочинителей».
Чтобы максимально сохранить аутентичное звучание русских народных песен, в «Кубанушке» в качестве музыкального сопровождения используют традиционные шумовые инструменты, которые в древности были предметами быта.
Рубель
Этот музыкальный инструмент, напоминающий деревянную стиральную доску, ничто иное, как утюг. В старину девушки разглаживали им белье после стирки. Вещи вручную отжимали, наматывали на скалку и раскатывали рубелем. Даже плохо выстиранное белье после такой процедуры приобретало белоснежный оттенок. Отсюда и появилась в народе пословица: «Не мытьем, так катаньем».
Рубель представляет собой пластину из древесины твердых пород, оснащенный на конце ручкой. С одной стороны рубель идеально гладкий, с другой — имеет ребристую поверхность.
— Звуки, извлекаемые из рубеля с помощью ложки, напоминают кряканье утки, — отметила Светлана Нерсесян.
Колокольчик
Этот музыкальный инструмент использовали в хозяйстве. Его вешали на шею домашним животным, чтобы, когда они далеко забредали, их было проще найти. Колокольчик висел на русской тройке, чтобы во время движения кучер не заснул.
Как отметила Светлана Нерсесян, колокольчики не слишком подходят для кубанских песен. «Кубанушка» использует их, когда поет русские песни. Иногда колокольчик — единственный музыкальный инструмент во время исполнения. Армавирский ансамбль использует его в песне «Ой, вы ветры, ветерочки»
Колотушка
Изначально колотушка была предназначена для сторожей, которые ходили по ночным улицам городов и деревень, постукивая ею через определенные промежутки времени. Эти звуки отпугивали разбойников и воров, а простым людям служили сигналом, что вокруг все спокойно.
Со временем колотушка стала широко использоваться музыкальными ансамблями, исполняющими русский фольклор. Она подходит почти для всех песен.
Бубен
Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить, когда он появился, невозможно.
На Руси бубном называли любой ударный музыкальный инструмент. Выделяют ратный и обрядовый бубны. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, которые использовали во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий
Трещотка
Славянская трещотка — это ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком. Встряхивая такой связкой, артист создает резкие хлопающие звуки.
Трещотки изготавливают из прочных пород древесины, чаще дуба. Инструмент использовали на ярмарках и народных гуляньях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.
— Звуки трещотки украшают собой пение и аккомпанемент на музыкальных инструментах, — отметила Светлана Нерсесян
Деревянные ложки
Как и рубель, они являлись предметом быта. Когда-то ими ели, поэтому ложки изготавливали разных размеров. Для детей их вырезали маленькими. Такой инструмент издает тоненький, писклявый звук. А вот ложки для взрослых и черпаки (половники) производят более громкий, глухой звук.
Благодаря ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, игра на ложках узнаваема и любима миллионами людей.
Шумящая коллекция
Коллекцию музыкальных инструментов для «Кубанушки» руководитель ансамбля собирала по крупицам. Рубель ей подарили. Трещотки сделали по заказу. А бубен перекупили у жителя Армавира за доллары. Кстати, сам инструмент был изготовлен за границей.
Видимо, там интересуются русским народным творчеством, раз изготавливают такие редкие инструменты, — предполагает Светлана Нерсесян. А вот если внимательно посмотреть на ложки, на которых играют юные артисты «Кубанушки», можно решить, что они расписаны на фабрике. На самом деле, их купили неокрашенными. Маленькие участники коллектива сами разрисовали каждую ложку и покрыли лаком. Причем рисунки дети придумывали сами.
Внешняя привлекательность и необычность музыкального инструмента вызывает интерес к нему, желание взять его в руки, — уверена руководитель ансамбля.
Сохранить генетический код
Современные подростки все меньше интересуются обычаями и традициями русского народа, считает Светлана Нерсесян.
- Чтобы сохранить народные музыкальные традиции и практику использования шумовых инструментов, нужно больше внимания уделять народному творчеству, в том числе самодеятельным коллективам, которые занимаются им, — уточнила Светлана. Руководитель ансамбля — сторонник того, чтобы каждый занимающийся в «Кубанушке» ребенок опробовал старинные музыкальные инструменты. Поэтому вместе со вторым руководителем ансамбля Ларисой Карпенко она учит воспитанников играть на всех шумовых инструментах, имеющихся в распоряжении коллектива. Но ребятам больше всего нравится играть на ложках. Одну из самых любимых песен «Барыню» они поют только под аккомпанемент деревянных ложек. Игра на них развивает у детей не только чувство ритма и музыкальные способности, но и стремление к познанию, формирует у них общительность, усидчивость, ответственность, убеждена Светлана Нерсесян.
— Кстати, наши юные артисты любят петь под баян. Не знаю, чем это объяснить, — говорит Светлана. — Возможно, так проявляется генетический код россиян
Армавирский собеседник
Народное звучание
Как утверждают историки, первыми музыкальными инструментами на Руси стали шумовые приспособления.Еще в глубокой древности люди сопровождали напевы доступными звуковыми эффектами. Чтобы мелодия звучала ритмично, хлопали в ладоши, щелкали пальцам, притопывали ногами. Позже появились шумовые инструменты: ложки, трещотки, погремушки, бубны.
В Армавире их активно использует в своих выступлениях
ансамбль народной песни «Кубанушка» городского Дворца культуры.
Простая музыка
Постепенно люди забывают о своем культурном наследии, народной музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить русский музыкальный фольклор, — говорит руководитель «Кубанушки» Светлана Нерсесян.— А ведь русская песня — это и культурное наследие, и душа народа. В ней отражены мировоззрение, традиции, история нации. В древности песня сопровождала людей в быту, при основных событиях в жизни семьи: посевных работах и уборке урожая, смене времени года, на свадьбах, похоронах, крестинах детей.Как отмечает Светлана Нерсесян, народная музыка проста и выразительна. Она отличается большими художественными достоинствами. А русская музыкальная культура богата красивыми и оригинальными песнями и напевами. Сохранилось множество свидетельств о том, как русские песни удивляли иностранных музыкантов свежестью и мелодичностью. Еще в XVIII веке итальянский композитор Джованни Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, что они были случайным творением простых людей, он полагал, что «оные произведения искусных музыкальных сочинителей».
Чтобы максимально сохранить аутентичное звучание русских народных песен, в «Кубанушке» в качестве музыкального сопровождения используют традиционные шумовые инструменты, которые в древности были предметами быта.
Рубель
Этот музыкальный инструмент, напоминающий деревянную стиральную доску, ничто иное, как утюг. В старину девушки разглаживали им белье после стирки. Вещи вручную отжимали, наматывали на скалку и раскатывали рубелем. Даже плохо выстиранное белье после такой процедуры приобретало белоснежный оттенок. Отсюда и появилась в народе пословица: «Не мытьем, так катаньем».Рубель представляет собой пластину из древесины твердых пород, оснащенный на конце ручкой. С одной стороны рубель идеально гладкий, с другой — имеет ребристую поверхность.
— Звуки, извлекаемые из рубеля с помощью ложки, напоминают кряканье утки, — отметила Светлана Нерсесян.
Колокольчик
Этот музыкальный инструмент использовали в хозяйстве. Его вешали на шею домашним животным, чтобы, когда они далеко забредали, их было проще найти. Колокольчик висел на русской тройке, чтобы во время движения кучер не заснул.Как отметила Светлана Нерсесян, колокольчики не слишком подходят для кубанских песен. «Кубанушка» использует их, когда поет русские песни. Иногда колокольчик — единственный музыкальный инструмент во время исполнения. Армавирский ансамбль использует его в песне «Ой, вы ветры, ветерочки»
Колотушка
Изначально колотушка была предназначена для сторожей, которые ходили по ночным улицам городов и деревень, постукивая ею через определенные промежутки времени. Эти звуки отпугивали разбойников и воров, а простым людям служили сигналом, что вокруг все спокойно.Со временем колотушка стала широко использоваться музыкальными ансамблями, исполняющими русский фольклор. Она подходит почти для всех песен.
Бубен
Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить, когда он появился, невозможно.На Руси бубном называли любой ударный музыкальный инструмент. Выделяют ратный и обрядовый бубны. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, которые использовали во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий
Трещотка
Славянская трещотка — это ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком. Встряхивая такой связкой, артист создает резкие хлопающие звуки.Трещотки изготавливают из прочных пород древесины, чаще дуба. Инструмент использовали на ярмарках и народных гуляньях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.
— Звуки трещотки украшают собой пение и аккомпанемент на музыкальных инструментах, — отметила Светлана Нерсесян
Деревянные ложки
Как и рубель, они являлись предметом быта. Когда-то ими ели, поэтому ложки изготавливали разных размеров. Для детей их вырезали маленькими. Такой инструмент издает тоненький, писклявый звук. А вот ложки для взрослых и черпаки (половники) производят более громкий, глухой звук.Благодаря ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, игра на ложках узнаваема и любима миллионами людей.
Шумящая коллекция
Коллекцию музыкальных инструментов для «Кубанушки» руководитель ансамбля собирала по крупицам. Рубель ей подарили. Трещотки сделали по заказу. А бубен перекупили у жителя Армавира за доллары. Кстати, сам инструмент был изготовлен за границей.Видимо, там интересуются русским народным творчеством, раз изготавливают такие редкие инструменты, — предполагает Светлана Нерсесян.
А вот если внимательно посмотреть на ложки, на которых играют юные артисты «Кубанушки», можно решить, что они расписаны на фабрике. На самом деле, их купили неокрашенными. Маленькие участники коллектива сами разрисовали каждую ложку и покрыли лаком. Причем рисунки дети придумывали сами.
Внешняя привлекательность и необычность музыкального инструмента вызывает интерес к нему, желание взять его в руки, — уверена руководитель ансамбля.
Сохранить генетический код
Современные подростки все меньше интересуются обычаями и традициями русского народа, считает Светлана Нерсесян.- Чтобы сохранить народные музыкальные традиции и практику использования шумовых инструментов, нужно больше внимания уделять народному творчеству, в том числе самодеятельным коллективам, которые занимаются им, — уточнила Светлана.
Руководитель ансамбля — сторонник того, чтобы каждый занимающийся в «Кубанушке» ребенок опробовал старинные музыкальные инструменты. Поэтому вместе со вторым руководителем ансамбля Ларисой Карпенко она учит воспитанников играть на всех шумовых инструментах, имеющихся в распоряжении коллектива. Но ребятам больше всего нравится играть на ложках.
Одну из самых любимых песен «Барыню» они поют только под аккомпанемент деревянных ложек. Игра на них развивает у детей не только чувство ритма и музыкальные способности, но и стремление к познанию, формирует у них общительность, усидчивость, ответственность, убеждена Светлана Нерсесян.
— Кстати, наши юные артисты любят петь под баян. Не знаю, чем это объяснить, — говорит Светлана. — Возможно, так проявляется генетический код россиян