ЦИТАТА ДНЯ

В данной рубрике мы представляем экскурс в историю педагогики, предлагая вам наблюдать за становлением педагогики как науки и за тем, как в наследии К. Д. Ушинского трансформировались и углублялись взгляды его предшественников.
______________
Д. Локк
«§ 66. Но прошу вас помнить, что детей не следует учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их всё, что, по вашему мнению, они должны уметь делать, усваивать путём необходимой практики, приурочивая эту практику к каждому подходящему случаю, а если возможно, сами создавайте эти случаи. Это будет порождать у них привычки, которые, раз установившись, будут действовать сами собой, легко и естественно, без помощи со стороны памяти.
Но здесь позвольте мне сделать следующие два предупреждения:
1. Когда вы заставляете их упражняться в том, что вы хотели бы превратить у них в привычку, применяйте ласковые слова и мягкие уговоры лучше в форме как бы напоминания о том, что они позабыли, чем в форме резких замечаний или брани за умышленный будто бы проступок.
2. Второе, что вам следует соблюдать, заключается в том, чтобы не стараться укоренять в них слишком много привычек зараз, иначе вы разнообразием собьёте их с толку и основательно не разовьёте в них ни одной привычки. Когда постоянная практика превратила какое-либо действие в нечто лёгкое для них и естественное и они выполняют его не раздумывая, вы можете перейти к другому.
Практика. Этот метод обучения детей путём повторной практики, путём многократного выполнения, под наблюдением и руководством воспитателя, одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут делать это хорошо, с какой бы стороны мы ни рассматривали его, имеет столько преимуществ перед методом, рассчитанным на правила, которые дети должны усвоить с помощью памяти, что я могу только удивляться (если можно вообще удивляться дурным обычаям), как он мог оставаться в столь большом пренебрежении. Укажу здесь на ещё одно преимущество.
Пользуясь этим методом, мы можем видеть, соответствуют ли требования, предъявляемые к ребёнку, его способностям и подходит ли тот или другой приём к природным дарованиям и конституции ребёнка: это ведь также должно приниматься в соображение при правильном воспитании. Мы не должны рассчитывать на то, чтобы полностью изменить их прирождённые характеры, чтобы сделать весёлого человека задумчивым и серьёзным, а меланхолика — весёлым человеком, не портя их. Бог наложил определённую печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику, может быть немного исправлена, но вряд ли можно изменить её целиком и превратить в противоположное.
... Природные дарования каждого должны быть развиваемы до возможных пределов; но попытка привить ребёнку что-либо другое будет только бесплодным трудом, и то, что таким образом будет на нём налеплено, в лучшем случае окажется не к лицу и всегда будет производить неприятное впечатление принуждённости и манерности».

Комментарии

Комментариев нет.