ЕСЕНИНАНА: ОБРАЗ ЕСЕНИНА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ.
Ровно 124 года назад, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин. Личность Есенина, его вдохновенный, свежий, щедрый и разносторонний талант привлекали многие поколения представителей искусства. Есенинское наследие стало источником выдающихся музыкальных произведений, поэтических посвящений, живописных работ, образ Есенина запечатлен в скульптуре. Свой вклад в пополнение и обогащение художественной Есенинианы внесли представители кино и театра. Яркая и насыщенная жизнь поэта не могла пройти мимо режиссёрских взоров. Первичный анализ работ, которые были предприняты в кино, показывает нам, что каждая из них своеобразна и заслуживает внимания. Исполняя роль Есенина, каждый из артистов пытался понять не только превратности, особенности, детали его личной судьбы, но и по-новому осмыслить жизнь России в переломный момент ее истории, в рамках киноискусства художественно осмыслить сложные философские и социальные проблемы — такие, как поэт и время, поэт и власть. Как нам кажется, многогранная самобытная личность Есенина, как и любой другой творческой натуры, не может быть раскрыта во всей своей полноте и своеобразии. Заметим сразу, что этот факт не является недостатком уже осуществленных работ. Наоборот, это говорит о кропотливости и тщательности, вдумчивости и осторожности в подходе к созданию нового оригинального произведения, которое связано с воплощением образа творческой личности. В данной статье мы коротко проанализируем киноработы, главным героем в которых предстает Сергей Есенин. 1) «АЙСЕДОРА», 1968. (Режиссёр: Карел Рейш, роль Есенина: Звонимир Чрнко) Под конец своей жизни знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан надиктовывает мемуары своему секретарю и вспоминает самые яркие моменты из прошлого. В далёком детстве она решила, что обязательно посвятит свою жизнь искусству, и обещание самой себе выполнила: Дункан добилась большого успеха и стала революционером в мире танцев. К сожалению, искусство и любовь в жизни Айседоры сочетались крайне редко. Её разрывы с возлюбленными были очень драматичны. У неё было двое мужей: художник Роджер и богатый промышленник Зингер. В обоих браках у неё появились дети, которые погибли в результате трагического случая. В начале 20-х годов XX века в жизни Айседоры Дункан произошёл резкий поворот: её пригласили в Советский Союз, где она познакомилась с поэтом Сергеем Есениным. 2) «АННА СНЕГИНА», 1969. (Режиссёр: Виктор Серков, роль Есенина: Виталий Безруков) В Советском Союзе сняли телевизионный фильм-спектакль по поэме Сергея Есенина «Анна Снегина» в чёрно-белом формате. Специфика телеоперы заключается в данном случае в том, что видеоряд здесь чётко рассчитан с моментальными перебивками. В отличие от классической оперы, здесь есть крупные планы и стремительная смена мест действия. Лирический герой поэмы в «Анне Снегиной» является и рассказчиком, и героем произведения, а также участником событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическими нотками. Герой поэмы не был в родных краях несколько лет, он хочет спокойной жизни, но события врываются в его жизнь сами. 3) «ПОЙ ПЕСНЮ, ПОЭТ…», 1971. (Режиссёр: Сергей Урусевский, роль Есенина: Сергей Никоненко) Кино по самой своей зрелищной природе больше других искусств склонно мистифицировать, отчуждать образ от его реальной первоосновы. Яркое тому подтверждение — первый опыт осмысления личности поэта, который был предпринят в 1972 году режиссером-оператором Сергеем Урусевским в фильме «Пой песню, поэт…» по сценарию Геннадия Шпаликова. Фильм состоит из новелл, которые иллюстрируют жизненный и творческий путь поэта Сергея Есенина. В кинокартине выстроена пересекаются факты биографии Сергея Есенина с фрагментами его литературных произведений. Образ поэта и лирического героя в фильме соединён. В фильме можно услышать фрагменты из различных произведений Есенина: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель», «Письмо к женщине», «Чёрный человек», «Исповедь хулигана», «Анна Снегина», «Ленин», «Страна негодяев», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Письмо от матери», «Русь советская», «Не жалею, не зову, не плачу» и многих других. 4) «ЕСЕНИН», 2005. (Режиссёр: Игорь Зайцев, роль Есенина: Сергей Безруков) Пожалуй, это самое известное киновоплощение поэта. Режиссёр Игорь Зайцев снял многосерийный художественный телефильм «Есенин», по мотивам произведения Виталия Безрукова «Сергей Есенин», в котором автор излагает конспирологическую версию смерти великого русского поэта. В сериале идут две сюжетные линии. Первая проходит в 80-е годы XX века, когда следователь МУРа Хлыстов получает посмертную фотографию Сергея Есенина по почте и начинает своё собственное расследование. Вторая сюжетная линия повествует о жизни поэта с момента службы в армии и до похорон. Режиссёр ярко описал приезд Есенина в Петроград, становление его как поэта, общение с Троцким, путешествия сначала по стране, а затем и по миру, совместная жизнь с Айседорой Дункан и другие романы поэта. В сериале большое внимание уделяется последним годам и дням жизни Сергея Есенина. Подробно показан последние часы жизни Есенина. Во завершении фильма во время похорон поэта режиссёр решил рассказать о судьбе тех людей, с которыми был связан Есенин. «МАЯКОВСКИЙ. ДВА ДНЯ», 2011. (Режиссёр: Дмитрий Томашпольский, Алёна Демьяненко. Роль Есенина: Евгений Титов) В телесериале описываются события двух последних дней жизни поэта Владимира Маяковского. Параллельно «всплывают» ассоциации и воспоминания предыдущих лет. Сериал сняли в 2011 году, но по телевидению показали спустя два года к 120-й годовщине со дня рождения Маяковского.
Актёры Российского кино
:екатерина терюшкова
ЕСЕНИНАНА: ОБРАЗ ЕСЕНИНА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ.
Ровно 124 года назад, 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин. Личность Есенина, его вдохновенный, свежий, щедрый и разносторонний талант привлекали многие поколения представителей искусства. Есенинское наследие стало источником выдающихся музыкальных произведений, поэтических посвящений, живописных работ, образ Есенина запечатлен в скульптуре. Свой вклад в пополнение и обогащение художественной Есенинианы внесли представители кино и театра. Яркая и насыщенная жизнь поэта не могла пройти мимо режиссёрских взоров.
Первичный анализ работ, которые были предприняты в кино, показывает нам, что каждая из них своеобразна и заслуживает внимания. Исполняя роль Есенина, каждый из артистов пытался понять не только превратности, особенности, детали его личной судьбы, но и по-новому осмыслить жизнь России в переломный момент ее истории, в рамках киноискусства художественно осмыслить сложные философские и социальные проблемы — такие, как поэт и время, поэт и власть.
Как нам кажется, многогранная самобытная личность Есенина, как и любой другой творческой натуры, не может быть раскрыта во всей своей полноте и своеобразии. Заметим сразу, что этот факт не является недостатком уже осуществленных работ. Наоборот, это говорит о кропотливости и тщательности, вдумчивости и осторожности в подходе к созданию нового оригинального произведения, которое связано с воплощением образа творческой личности.
В данной статье мы коротко проанализируем киноработы, главным героем в которых предстает Сергей Есенин.
1) «АЙСЕДОРА», 1968.
(Режиссёр: Карел Рейш, роль Есенина: Звонимир Чрнко)
Под конец своей жизни знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан надиктовывает мемуары своему секретарю и вспоминает самые яркие моменты из прошлого. В далёком детстве она решила, что обязательно посвятит свою жизнь искусству, и обещание самой себе выполнила: Дункан добилась большого успеха и стала революционером в мире танцев.
К сожалению, искусство и любовь в жизни Айседоры сочетались крайне редко. Её разрывы с возлюбленными были очень драматичны. У неё было двое мужей: художник Роджер и богатый промышленник Зингер. В обоих браках у неё появились дети, которые погибли в результате трагического случая.
В начале 20-х годов XX века в жизни Айседоры Дункан произошёл резкий поворот: её пригласили в Советский Союз, где она познакомилась с поэтом Сергеем Есениным.
2) «АННА СНЕГИНА», 1969.
(Режиссёр: Виктор Серков, роль Есенина: Виталий Безруков)
В Советском Союзе сняли телевизионный фильм-спектакль по поэме Сергея Есенина «Анна Снегина» в чёрно-белом формате. Специфика телеоперы заключается в данном случае в том, что видеоряд здесь чётко рассчитан с моментальными перебивками. В отличие от классической оперы, здесь есть крупные планы и стремительная смена мест действия.
Лирический герой поэмы в «Анне Снегиной» является и рассказчиком, и героем произведения, а также участником событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическими нотками. Герой поэмы не был в родных краях несколько лет, он хочет спокойной жизни, но события врываются в его жизнь сами.
3) «ПОЙ ПЕСНЮ, ПОЭТ…», 1971.
(Режиссёр: Сергей Урусевский, роль Есенина: Сергей Никоненко)
Кино по самой своей зрелищной природе больше других искусств склонно мистифицировать, отчуждать образ от его реальной первоосновы. Яркое тому подтверждение — первый опыт осмысления личности поэта, который был предпринят в 1972 году режиссером-оператором Сергеем Урусевским в фильме «Пой песню, поэт…» по сценарию Геннадия Шпаликова.
Фильм состоит из новелл, которые иллюстрируют жизненный и творческий путь поэта Сергея Есенина. В кинокартине выстроена пересекаются факты биографии Сергея Есенина с фрагментами его литературных произведений. Образ поэта и лирического героя в фильме соединён.
В фильме можно услышать фрагменты из различных произведений Есенина: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель», «Письмо к женщине», «Чёрный человек», «Исповедь хулигана», «Анна Снегина», «Ленин», «Страна негодяев», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Письмо от матери», «Русь советская», «Не жалею, не зову, не плачу» и многих других.
4) «ЕСЕНИН», 2005.
(Режиссёр: Игорь Зайцев, роль Есенина: Сергей Безруков)
Пожалуй, это самое известное киновоплощение поэта. Режиссёр Игорь Зайцев снял многосерийный художественный телефильм «Есенин», по мотивам произведения Виталия Безрукова «Сергей Есенин», в котором автор излагает конспирологическую версию смерти великого русского поэта.
В сериале идут две сюжетные линии. Первая проходит в 80-е годы XX века, когда следователь МУРа Хлыстов получает посмертную фотографию Сергея Есенина по почте и начинает своё собственное расследование.
Вторая сюжетная линия повествует о жизни поэта с момента службы в армии и до похорон. Режиссёр ярко описал приезд Есенина в Петроград, становление его как поэта, общение с Троцким, путешествия сначала по стране, а затем и по миру, совместная жизнь с Айседорой Дункан и другие романы поэта.
В сериале большое внимание уделяется последним годам и дням жизни Сергея Есенина. Подробно показан последние часы жизни Есенина. Во завершении фильма во время похорон поэта режиссёр решил рассказать о судьбе тех людей, с которыми был связан Есенин.
«МАЯКОВСКИЙ. ДВА ДНЯ», 2011.
(Режиссёр: Дмитрий Томашпольский, Алёна Демьяненко. Роль Есенина: Евгений Титов)
В телесериале описываются события двух последних дней жизни поэта Владимира Маяковского. Параллельно «всплывают» ассоциации и воспоминания предыдущих лет. Сериал сняли в 2011 году, но по телевидению показали спустя два года к 120-й годовщине со дня рождения Маяковского.