ГАЗ-21 "Волга" - советский легковой заднеприводный автомобиль среднего класса с кузовом типа седан. Серийно выпускалась на Горьковском автозаводе в 1957 - 1970 гг.
Прототипом ГАЗ-21 послужил автомобиль Ford Mainline. В 1954 году ГАЗ приобрел такой автомобиль, чтобы изучить его автоматическую коробку передач.
Ford Mainline К 1954 году относится начало строительства опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя неважно и в серийное производство не пошел).
3 мая 1955 года начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно. Сразу после первых испытаний было получено разрешение на выпуск чертежей и подготовку к производству.
10 октября 1956 года были выпущены первые три производственных образца "ГАЗ-21". На них был установлен расточенный до 2,432 л. победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".
Волга ГАЗ-21 1 серии В 1957 году "ГАЗ-21" был поставлен на конвейер. "Волга" получает собственный двигатель - верхнеклапанный, мощностью 70 л.с. Внешним отличием первой серии автомобилей Волга ГАЗ-21 была решётка радиатора со звездой. Считается, что эта звезда была одной из причин относительно низкой популярности первой серии Волги в евопейских странах,так как она явно указывала на происхождение автомобиля из Советского Союза
На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно установлена автоматическая трансмиссия. Но из-за плохого положения в стране с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом, было выпущено всего 700 автомобилей с "автоматами".
Всего за два года выпуска 21ой первого поколения было произведено около 31000 автомобилей.
ОООсновные модификации: ГАЗ-М-21Г — с форсированным двигателем от «Победы», ГАЗ-М-21Б — с форсированным двигателем от «Победы», такси. ГАЗ-М-21 — двигатель 2,445 л. и АКПП, ГАЗ-М-21А — такси на базе ГАЗ-М-21В, ГАЗ-М-21В — общего назначения с двигателем 2,445 л., ГАЗ-М-21Д — экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.), дополнительные хромовые элементы отделки (только поясной молдинг, оклады стёкол появились начиная со второй серии). ГАЗ-М-21Е — экспортная с АКПП. В 1958 году начинается выпуск "Волги" второго поколения с 16-ю вертикальными отверстиями на радиаторе. Так же были изменены передние указатели поворотов и бамперы.
Волга ГАЗ-21 2 серии В этом же году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при".
ОООсновные модификации: ГАЗ-М-21И — базовый седан, ГАЗ-М-21А — такси, ГАЗ-М-21 — версия с АКПП (значилась в производственной программе, но реально выпущенные экземпляры не известны), ГАЗ-М-21Е — версия с АКПП (очень ограниченный выпуск по спецзаказу), ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (более богатая отделка, но со стандартным двигателем), ГАЗ-М-21К — экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки), ГАЗ-М-21К — экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки), В 1962 году начинается выпуск Волги ГАЗ-21 третьей серии. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. Знаменитый олень, который украшал капот Волги 1-ой и 2-й серии, не был использован в 3-й серии (в качестве меры безопасности - оленей часто воровали).
Волга ГАЗ-21 3 серии ООсновные модификации: ГАЗ-М-21Л — базовый седан, ГАЗ-М-21М — экспортная, ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (к комплектации добавились хромовые декоративные молдинги по крыльям — на передних в виде стрел и на задних — в форме плавников), ГАЗ-М21Т — таксомотор, имел раздельные передние сидения для перевозки крупногабаритных грузов. В этом же году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом ГАЗ-22 с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась "карета скорой помощи" "ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу завода. Сугубо для внутризаводских нужд, кустарно, в них переделывали универсалы.
Так же в этом году на секретную модификацию Волги установят 160-сильный V 8 "Чайки", коробку-автомат и гидроусилитель руля, и назовут её "ГАЗ-23". Всего до 1970 года было выпущено 603 автомобиля.
В 1965 году Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых.
Экспортные модификации
«Волга» ГАЗ-21 (М-21) была одним из первых массово экспортировавшихся советских автомобилей.
Экспортные автомобили имели улучшенное оформление, состав комплекта — согласно году выпуска. Кроме того, двигатели этих машин были форсированы на 10 л.с. или 5 л.с. относительно базовой модели (соответственно, 80 л.с. и 75 л.с. на ранних выпусках и 85 л.с. — на 3 серии) за счёт повышения степени сжатия для работы на более качественном бензине с октановым числом 80 (по моторному методу — в те годы, европейский «регулярный» — сорт «regular», не путать с современным АИ-80 с октановым числом, измеренным по исследовательскому методу — его использование в этих форсированных двигателях недопустимо, так как по октановому числу, измеренному по моторному методу, он примерно соответствует сорту А-76).
15 июля 1970 года последняя "Волга" ГАЗ-21 сошла с конвейера. Этот автомобиль модификации "21УС" с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970й год было выпущено 638875 автомобилей "ГАЗ-21" и "ГАЗ-22".
Автомобиль Юрия Гагарина
Первый космонавт Земли Юрий Гагарин после первого полёта в космос в 1961 году получил в качестве награды автомобиль «Волга» ГАЗ-21 специальной сборки. Машина была чёрного цвета с нештатным голубым салоном (и металл, и обивка) и полным комплектом люксового хрома. Год выпуска — 1960 (2 серия). Регистрационный знак 78-78 МОД. Любопытно, что водительского удостоверения до этого у Гагарина не было: впоследствии он получил его на общих основаниях, пройдя обучение и сдав экзамены в секции ДОСААФ.
В настоящее время эта машина хранится в музее в городе Гагарин (Гжатск). Состояние автомобиля изначально соответствовало возрасту, так как на хранение машину поставили в 70-х годах без реставрации, да и хранение под глухим стеклянным колпаком его также отнюдь не улучшало. Впоследствии, уже в недавнее время, «Волга» Гагарина прошла восстановительный ремонт в местном автосервисе.
Позднее Юрием Алексеевичем была приобретена более поздняя «Волга» III серии (очевидно, 21УС), также чёрная, но уже со штатным серым салоном.
В 1965 году французы подарили Гагарину во время его визита (по другим данным, непосредственно после него) спортивный автомобиль — купе Matra Bonnet Djet V S голубого цвета. Однако, судя по источникам, активно эту машину он не эксплуатировал.
Автозапчасти в Нижнем Новгороде
Волга ГАЗ-21 ИСТОРИЯ
ГАЗ-21 "Волга" - советский легковой заднеприводный автомобиль среднего класса с кузовом типа седан. Серийно выпускалась на Горьковском автозаводе в 1957 - 1970 гг.
Ford Mainline
К 1954 году относится начало строительства опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя неважно и в серийное производство не пошел).
3 мая 1955 года начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно. Сразу после первых испытаний было получено разрешение на выпуск чертежей и подготовку к производству.
10 октября 1956 года были выпущены первые три производственных образца "ГАЗ-21". На них был установлен расточенный до 2,432 л. победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".
Волга ГАЗ-21 1 серии
В 1957 году "ГАЗ-21" был поставлен на конвейер. "Волга" получает собственный двигатель - верхнеклапанный, мощностью 70 л.с. Внешним отличием первой серии автомобилей Волга ГАЗ-21 была решётка радиатора со звездой. Считается, что эта звезда была одной из причин относительно низкой популярности первой серии Волги в евопейских странах,так как она явно указывала на происхождение автомобиля из Советского Союза
На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно установлена автоматическая трансмиссия. Но из-за плохого положения в стране с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом, было выпущено всего 700 автомобилей с "автоматами".
Всего за два года выпуска 21ой первого поколения было произведено около 31000 автомобилей.
ОООсновные модификации:
ГАЗ-М-21Г — с форсированным двигателем от «Победы»,
ГАЗ-М-21Б — с форсированным двигателем от «Победы», такси.
ГАЗ-М-21 — двигатель 2,445 л. и АКПП,
ГАЗ-М-21А — такси на базе ГАЗ-М-21В,
ГАЗ-М-21В — общего назначения с двигателем 2,445 л.,
ГАЗ-М-21Д — экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.), дополнительные хромовые элементы отделки (только поясной молдинг, оклады стёкол появились начиная со второй серии).
ГАЗ-М-21Е — экспортная с АКПП.
В 1958 году начинается выпуск "Волги" второго поколения с 16-ю вертикальными отверстиями на радиаторе. Так же были изменены передние указатели поворотов и бамперы.
Волга ГАЗ-21 2 серии
В этом же году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при".
ОООсновные модификации:
ГАЗ-М-21И — базовый седан,
ГАЗ-М-21А — такси,
ГАЗ-М-21 — версия с АКПП (значилась в производственной программе, но реально выпущенные экземпляры не известны),
ГАЗ-М-21Е — версия с АКПП (очень ограниченный выпуск по спецзаказу),
ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (более богатая отделка, но со стандартным двигателем),
ГАЗ-М-21К — экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки),
ГАЗ-М-21К — экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки),
В 1962 году начинается выпуск Волги ГАЗ-21 третьей серии. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. Знаменитый олень, который украшал капот Волги 1-ой и 2-й серии, не был использован в 3-й серии (в качестве меры безопасности - оленей часто воровали).
Волга ГАЗ-21 3 серии
ООсновные модификации:
ГАЗ-М-21Л — базовый седан,
ГАЗ-М-21М — экспортная,
ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (к комплектации добавились хромовые декоративные молдинги по крыльям — на передних в виде стрел и на задних — в форме плавников),
ГАЗ-М21Т — таксомотор, имел раздельные передние сидения для перевозки крупногабаритных грузов.
В этом же году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом ГАЗ-22 с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась "карета скорой помощи" "ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу завода. Сугубо для внутризаводских нужд, кустарно, в них переделывали универсалы.
Так же в этом году на секретную модификацию Волги установят 160-сильный V 8 "Чайки", коробку-автомат и гидроусилитель руля, и назовут её "ГАЗ-23". Всего до 1970 года было выпущено 603 автомобиля.
В 1965 году Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых.
Экспортные модификации
«Волга» ГАЗ-21 (М-21) была одним из первых массово экспортировавшихся советских автомобилей.
Экспортные автомобили имели улучшенное оформление, состав комплекта — согласно году выпуска. Кроме того, двигатели этих машин были форсированы на 10 л.с. или 5 л.с. относительно базовой модели (соответственно, 80 л.с. и 75 л.с. на ранних выпусках и 85 л.с. — на 3 серии) за счёт повышения степени сжатия для работы на более качественном бензине с октановым числом 80 (по моторному методу — в те годы, европейский «регулярный» — сорт «regular», не путать с современным АИ-80 с октановым числом, измеренным по исследовательскому методу — его использование в этих форсированных двигателях недопустимо, так как по октановому числу, измеренному по моторному методу, он примерно соответствует сорту А-76).
15 июля 1970 года последняя "Волга" ГАЗ-21 сошла с конвейера. Этот автомобиль модификации "21УС" с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970й год было выпущено 638875 автомобилей "ГАЗ-21" и "ГАЗ-22".
Автомобиль Юрия Гагарина
Первый космонавт Земли Юрий Гагарин после первого полёта в космос в 1961 году получил в качестве награды автомобиль «Волга» ГАЗ-21 специальной сборки. Машина была чёрного цвета с нештатным голубым салоном (и металл, и обивка) и полным комплектом люксового хрома. Год выпуска — 1960 (2 серия). Регистрационный знак 78-78 МОД. Любопытно, что водительского удостоверения до этого у Гагарина не было: впоследствии он получил его на общих основаниях, пройдя обучение и сдав экзамены в секции ДОСААФ.
В настоящее время эта машина хранится в музее в городе Гагарин (Гжатск). Состояние автомобиля изначально соответствовало возрасту, так как на хранение машину поставили в 70-х годах без реставрации, да и хранение под глухим стеклянным колпаком его также отнюдь не улучшало. Впоследствии, уже в недавнее время, «Волга» Гагарина прошла восстановительный ремонт в местном автосервисе.
Позднее Юрием Алексеевичем была приобретена более поздняя «Волга» III серии (очевидно, 21УС), также чёрная, но уже со штатным серым салоном.
В 1965 году французы подарили Гагарину во время его визита (по другим данным, непосредственно после него) спортивный автомобиль — купе Matra Bonnet Djet V S голубого цвета. Однако, судя по источникам, активно эту машину он не эксплуатировал.