Наир-сар, сын Шапура I, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 260—274 гг. , великий шах Армении 274—293 гг., великий шаханшах Эрана и Анэрана 293—302 гг. Ормизд II (Ярсак II), сын Нарсеха, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 293—302 гг. , великий шаханшах Эрана и Анэрана 302—309 гг. Шапур II, сын Хвармизда II, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 302—309 гг., великий шаханшах Эрана и Анэрана 309—379 гг. За своё 70-летнее правление вёл постоянные войны с Римской империей, которые завершились присоединением к государству Сасанидов множества территорий, включая Армению, Месопотамию и некоторые области Средней Азии. Во время его правления начались гонения на христиан из-за того, что христианство стало государственной религией в Римской империи (с его гонениями связано появление двух персидских святых — священномученика Иосифа и мученика Иосифа). Помимо этого, он основал несколько городов. Золотая персидская монета с портретом Шапура II
"Восхождение на трон Персии шаха Шапуга II. Царь же Триедар исступленно преследовал верных, и был он - как серп-меч Смерти для всех. И так, с помощью князя-дракона Морияра, объединил он северные роды, и привлёк гуннов и иверов и, поддерживаемый ратями ромеев, непрестанно воевал с парсами. И вот на тринадцатом году его правления умер царь Парсиян-стана сам Ярсака II (Ормизд II), прозванный Мудрым, и на златой трон ариев сел сын его Шапуг (Шапур II). Триедар же заявил свои права на престол и двинул войска в пределы парсийские. И захватил он земли обширные вплоть до семистенного Гамаюн-бана, стольного града Мидии. И были Триедар, владеющий крестом - мечом Каранджеля, а также Морияр, владетель серпа Седыева, неодолимы в бою. Но могут ли быть прочны завоевания, если не сделаны они десницей Божьей? И вся власть их рушилась, и наместники бежали, только лишь уходили их рати. А Шапуг, отступая, затем вновь занимал оставленные крепости. .
Гунны разрушают Китайскую империю (311 - 316 гг.). Дажень-яр заключает союз с царем Персии Шапугом II, направленный против гуннов (318 г.). строительство и украшение храма Вышнего в Кияр-граде с 318 по 320 год.
И было так, что в те годы гунны, будто Бич Божий, обрушились на край Синьский, а также на царства далян и китаев. И престол Владыки Неба был сокрушён гуннами, а сам император пленён и казнён. Также и Сараев-град был разрушен и сожжён, а Гамаюн-град захвачен. Гунны же сели за Великой Стеною и стали высасывать соки земли той. А на востоке новый император синьцев из рода Само принял имя Жёлтого дракона, и отошёл за Великую Кубан-реку, и там утвердил престол в Синь-граде. И так, видя крайнее ослабление императора синьцев от вождей и полководцев Морияра, дракона гуннов, который будто пожар пожирал города, подчинял и истреблял китаев. далян и синьцев, Дажень-яр, князь Востока, был крайне озабочен. Опасался он, что гунны, разбитые на Волге, вновь соберутся силами в степях и горах и отплатят за поражение, вторгшись ратями бесчисленными.
И так вновь они станут терзать Русколанию.
А в Арийстане Парсийском также страшился за свою страну Шапуг-царь. Ждал беды он как от лютости гуннов, так и от царя армянского Триедара. И дошла до Шапуги весть, что ныне сей царь Триедар, приняв веру ариян, поклялся в верности князю Дажень-яру и разорвал союз с Морияром, князем гуннов. А ведь тот Триедар-царь, будучи прежде союзником гуннов, захватил в Парсиян-стане три области - сам Арийстан Арменский, а также Мидию и Арран, и его едва удалось умирить. И узнал также властитель парсиян и о благосклонности Дажень-яра к императору Константину, коего он возвёл на трон. И обеспокоился тем, что взаимная их дружба грозит западным рубежам Парсиян-стана, ибо истекал срок мира, заключённого с ромеями. Ведал Шапуг и том, что Дажень-яр держит в узде племена Парнстана, а также то, что в силу своего родства с двором князей кушанских, Дажень-яр по воле своей может сокрушить его рубежи и на Востоке. И от сих мыслей сон покидал надменного царя, прозываемого Властителем Вселенной. Потому-то чрез доверенных послов он отправил князю Дажень-яру великие клятвы и обещания несметных даров, приглашая его к себе для договора о мире и союзе против гуннов. И послание то застало Дажень-яра в Кияр-граде, как раз в ту пору, когда до князя в Аланию на крыльях голубиных долетела весть о разгроме гуннов и взятии детьми его Моргуль-града гуннов. Подумав же о близости неминуемой войны с гуннами, согласился на то предложение Дажень-яр. И, уповая на благость и силу Креста Бусова, приготовил он свои дары. Но прежде чем отправиться в путь из Кияр-града, он в Храме Предвечного Света молил о просветлении от Тайноведца, дабы узнать, как следовать Стезёй Прави и не быть преданным своим лютым гтнителям. С этими мыслями простился он с Победоносным Светом и, облачившись в доспехи Сварожьи, отправился на полдень. И когда шёл он через Арийстан Арменский, царь Триедар вместе со всеми своими боярами вышел к нему навстречу и принял его радостно, а также затем проводил с великим почётом. А когда Дажень-яр спустился с гор в землю Парсийскую, он увидел, как по велению царя парсов наместники градов, каждый в пределах своих, с почтением его провожали: и лошади были свежими, ночлеги приготовлены, и так до самого дворца царя в Тузбане он шествовал с пышностью. И там Шапуг-царь повелел боярам своим выйти навстречу гостю и подать ему колесницу, на коей он выезжал сам. С такими почестями великими прокатили его перед отрядами парсийскими, кои славили Дажень-яра как державного владыку. Услыхав прославление князя Дажень-яра, толпы людей в столице спешили собраться вдоль его пути, дабы узреть прежнего своего повелителя, свергшего Вахрамея. И тогда царь Шапуг, с восходом солнца восстав ото сна, с благим расположением встретил Дажень-яра, князя Востока, и ласково приветствовал его, будучи весьма рад встрече. Дажень-яр был принят достойными великого царя почестями, с какими до него не был принят ещё никто в Арийстане. Ведая же о светлом разуме Дажень-яра, царь Шапуг обратился к нему за разрешением забот его, касающихся угроз гуннских, хоть и сам был окружён мудрецами и звездочётами, но никто не мог дать ему в том разумного совета. И так, размышляя об упадке великого Парсийского царства и вспомнив об ужаснувшем мир сокрушении Синьской империи, Дажень-яр смело дал знать Шапугу, что пред лицом грозных гуннов следует забыть старые распри: "Пусть отныне каждый из царей будут сам владеть в своей земле, а на земли соседей не зарится, но установит вечный мир для наших народов и объединит усилия с соседями, дабы одолеть дракона на Востоке". И так, обезопасив себя от междоусобиц и закрепив мир с ромеями на западе, порешили великие владыки, что Шапуг-царь ударит по гуннам на полдне, а русколанские рати Дажень-яра пойдут с полночи, ибо мир с гуннами не будет долог. По заключении же договора о великом союзе на прощание Дажень-яра и всех, кто был с ним, Шапуг одарил богатыми дарами и поклялся в искренней дружбе". Ярилина книга.
После смерти Шапура II иранский престол в течение 20 лет занимали три шаха, не оставившие заметного следа в истории.
Арташир II, сын Шапура II, великий шах Кушан 330—379 гг., великий шаханшах Эрана и Анэрана 379—383 гг.
Шапур III, сын Шапура II, великий шаханшах Эрана и Анэрана 383—388 гг. В 387 г. Его правление ознаменовано подписанием мирного договора с Римом, продлившегося 36 лет, и разделом Армении между Ираном и Римской империей.
Изображение Шапура III на монете периода его правления
Бахрам IV, (Варахран IV) сын Шапура II, великий шах Кушан 379—388 гг., великий шаханшах Эрана и Анэрана 388—399 гг. При Шапуре III Армения была окончательно разделена между Римом и Ираном, но после его смерти Армения восстала и свергла власть Сасанидов, что стало предлогом для начала новой войны между Римом и Ираном, которая проходила в царствование Варахрана IV.
Йездигерд I, сын Шапура III, великий шаханшах Эрана и Анэрана 399—421 гг. Внук Шапура II. Ему пришлось править в новых, изменившихся условиях, когда усилилась роль местных владетельных князей и зороастрийского духовенства. В борьбе с ними шах старался опираться на торгово-ремесленное население городов, среди которого было много христиан. Вследствие этого жестокие гонения на христиан, которые имели место при Шапуре II, сменились при Йездегерде терпимым отношением к ним. Шах освободил христианских узников, позволил восстановить разрушенные церкви и даже разрешил в 410 г. провести иранским христианам свой поместный собор в Селевкии. Во все годы правления Йездегерда I поддерживался мир с Восточной Римской империей (Византией). Своей политикой шах нажил себе многочисленных врагов среди знати и зороастрийского духовенства. Против него сложился заговор.
Монета Йездигерда I
Бахрам V (Варахран, Баhрам, Врам) (перс. بهرام گور) — более известный в истории как Бахрам Гур сасанидский шаханшах с 420/421 по 439 годы. Сын Йездигерда I (399-420) и Шошандухт, дочери еврейского экзиларха. Варахран V почти не занимался делами, отдавшись развлечениям и удовольствиям. Он был смелый охотник, утонченный любовник (персидская традиция сохранила много анекдотов о его любовных похождениях) и большой любитель пиров. Управление государством было перепоручено всесильному временщику Михр-Нарсе. Бахрам Гур стал знаменит не столько своим правлением, сколько как герой "Шахнаме" где его образ был идеализирован и героизирован. Благодаря своему образу в "Шахнаме" позднее стал также героем многих иранских мифов и преданий, раннего Средневековья. В мифологическом образе ему "предписывалось" победа над неким драконом. Также как герою "Шахнаме" ему было предписано, справедливое правление, забота о народе, ему ставилась в заслуги, создание первых поэм на фарси. Если в его справделивое правление, ещё можно верить, то возведение его в ранг первого поэта писавщего на фарси, является чистейшей воды мифологией. Так как, в период царствования Бахрама Гура, языком Ирана, как официальным, литературным, так и разговорным, был среднеперсидский язык - пехлеви.
Йездигерд II (с персидского «созданный Богом») — пятнадцатый царь из династии Сасанидов (438—457), сын Варахрана V.
В начале своего правления, предпринял массированную атаку на Восточную Римскую империю, дабы воспрепятствовать её восстановлению после варварских нашествий. Несмотря на линию пограничных фортификационных сооружений, римляне были настигнуты врасплох, и только сильнейшее наводнение не дало возможности персам проникнуть вглубь Империи. Император Феодосий II запросил мира и в 441 г. персы отошли на довоенные позиции. После заключения мира Йездигерд II отправился на северо-восток империи усмирять гуннов, которых он разгромил в ряде сражений и оттеснил за Амударью. Политика к религиозным меньшинств
В ходе своих походов Йездигерд II стал подозревать христиан и евреев в измене. Вероятно, своей веронетерпимостью царь хотел: добиться большего внутреннего единства своей державы; ликвидировать возможную «пятую колонну» в случае войны с Римом, ведь христиане-армяне были для христиан-римлян потенциальными союзниками; продвинуть официальную персидскую религию того времени (зороастризм), которую он считал единственно верной. Армяне подняли восстание против дискриминации, но проиграли в Аварайрской битве в 451 году.
Используемая литература: Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.
Персидская империя. Кир II Великий. Камбрис II. Дарий I. Дарий I. Окончание Ксеркс. Артаксеркс I. Дарий II. Артаксеркс II. Артаксеркс III. Дарий III. Асгард. Парфянское Царство. Династия Сасанидов. Ардашир I. Династия Сасанидов. Бахрам II Династия Сасанидов. Наир-сар. Династия Сасанидов. Шапур II. Династия Сасанидов. Хосров I. Последние правители династии Сасанидов.
Р У С Ь ДРЕВНЯЯ
ДИНАСТИЯ САСАНИДОВ
Наир-сар, сын Шапура I, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 260—274 гг.
, великий шах Армении 274—293 гг.,
великий шаханшах Эрана и Анэрана 293—302 гг.
Ормизд II (Ярсак II), сын Нарсеха, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 293—302 гг.
, великий шаханшах Эрана и Анэрана 302—309 гг.
Шапур II, сын Хвармизда II, шах Индии, Сакастана и Тохаристана 302—309 гг.,
великий шаханшах Эрана и Анэрана 309—379 гг.
За своё 70-летнее правление вёл постоянные войны с Римской империей, которые завершились присоединением к государству Сасанидов множества территорий, включая Армению, Месопотамию и некоторые области Средней Азии.
Во время его правления начались гонения на христиан из-за того, что христианство стало государственной религией в Римской империи (с его гонениями связано появление двух персидских святых — священномученика Иосифа и мученика Иосифа). Помимо этого, он основал несколько городов.
Золотая персидская монета с портретом Шапура II
Царь же Триедар исступленно преследовал верных, и был он - как серп-меч Смерти для всех. И так, с помощью князя-дракона Морияра, объединил он северные роды, и привлёк гуннов и иверов и, поддерживаемый ратями ромеев, непрестанно воевал с парсами.
И вот на тринадцатом году его правления умер царь Парсиян-стана сам Ярсака II (Ормизд II), прозванный Мудрым, и на златой трон ариев сел сын его Шапуг (Шапур II). Триедар же заявил свои права на престол и двинул войска в пределы парсийские. И захватил он земли обширные вплоть до семистенного Гамаюн-бана, стольного града Мидии.
И были Триедар, владеющий крестом - мечом Каранджеля, а также Морияр, владетель серпа Седыева, неодолимы в бою. Но могут ли быть прочны завоевания, если не сделаны они десницей Божьей? И вся власть их рушилась, и наместники бежали, только лишь уходили их рати. А Шапуг, отступая, затем вновь занимал оставленные крепости.
.
Гунны разрушают Китайскую империю (311 - 316 гг.). Дажень-яр заключает союз с царем Персии Шапугом II, направленный против гуннов (318 г.). строительство и украшение храма Вышнего в Кияр-граде с 318 по 320 год.
И было так, что в те годы гунны, будто Бич Божий, обрушились на край Синьский, а также на царства далян и китаев. И престол Владыки Неба был сокрушён гуннами, а сам император пленён и казнён. Также и Сараев-град был разрушен и сожжён, а Гамаюн-град захвачен. Гунны же сели за Великой Стеною и стали высасывать соки земли той.
А на востоке новый император синьцев из рода Само принял имя Жёлтого дракона, и отошёл за Великую Кубан-реку, и там утвердил престол в Синь-граде.
И так, видя крайнее ослабление императора синьцев от вождей и полководцев Морияра, дракона гуннов, который будто пожар пожирал города, подчинял и истреблял китаев. далян и синьцев, Дажень-яр, князь Востока, был крайне озабочен. Опасался он, что гунны, разбитые на Волге, вновь соберутся силами в степях и горах и отплатят за поражение, вторгшись ратями бесчисленными.
И так вновь они станут терзать Русколанию.
А в Арийстане Парсийском также страшился за свою страну Шапуг-царь. Ждал беды он как от лютости гуннов, так и от царя армянского Триедара.
И дошла до Шапуги весть, что ныне сей царь Триедар, приняв веру ариян, поклялся в верности князю Дажень-яру и разорвал союз с Морияром, князем гуннов. А ведь тот Триедар-царь, будучи прежде союзником гуннов, захватил в Парсиян-стане три области - сам Арийстан Арменский, а также Мидию и Арран, и его едва удалось умирить.
И узнал также властитель парсиян и о благосклонности Дажень-яра к императору Константину, коего он возвёл на трон. И обеспокоился тем, что взаимная их дружба грозит западным рубежам Парсиян-стана, ибо истекал срок мира, заключённого с ромеями. Ведал Шапуг и том, что Дажень-яр держит в узде племена Парнстана, а также то, что в силу своего родства с двором князей кушанских, Дажень-яр по воле своей может сокрушить его рубежи и на Востоке. И от сих мыслей сон покидал надменного царя, прозываемого Властителем Вселенной.
Потому-то чрез доверенных послов он отправил князю Дажень-яру великие клятвы и обещания несметных даров, приглашая его к себе для договора о мире и союзе против гуннов.
И послание то застало Дажень-яра в Кияр-граде, как раз в ту пору, когда до князя в Аланию на крыльях голубиных долетела весть о разгроме гуннов и взятии детьми его Моргуль-града гуннов.
Подумав же о близости неминуемой войны с гуннами, согласился на то предложение Дажень-яр. И, уповая на благость и силу Креста Бусова, приготовил он свои дары.
Но прежде чем отправиться в путь из Кияр-града, он в Храме Предвечного Света молил о просветлении от Тайноведца, дабы узнать, как следовать Стезёй Прави и не быть преданным своим лютым гтнителям. С этими мыслями простился он с Победоносным Светом и, облачившись в доспехи Сварожьи, отправился на полдень.
И когда шёл он через Арийстан Арменский, царь Триедар вместе со всеми своими боярами вышел к нему навстречу и принял его радостно, а также затем проводил с великим почётом. А когда Дажень-яр спустился с гор в землю Парсийскую, он увидел, как по велению царя парсов наместники градов, каждый в пределах своих, с почтением его провожали: и лошади были свежими, ночлеги приготовлены, и так до самого дворца царя в Тузбане он шествовал с пышностью.
И там Шапуг-царь повелел боярам своим выйти навстречу гостю и подать ему колесницу, на коей он выезжал сам. С такими почестями великими прокатили его перед отрядами парсийскими, кои славили Дажень-яра как державного владыку.
Услыхав прославление князя Дажень-яра, толпы людей в столице спешили собраться вдоль его пути, дабы узреть прежнего своего повелителя, свергшего Вахрамея. И тогда царь Шапуг, с восходом солнца восстав ото сна, с благим расположением встретил Дажень-яра, князя Востока, и ласково приветствовал его, будучи весьма рад встрече.
Дажень-яр был принят достойными великого царя почестями, с какими до него не был принят ещё никто в Арийстане. Ведая же о светлом разуме Дажень-яра, царь Шапуг обратился к нему за разрешением забот его, касающихся угроз гуннских, хоть и сам был окружён мудрецами и звездочётами, но никто не мог дать ему в том разумного совета.
И так, размышляя об упадке великого Парсийского царства и вспомнив об ужаснувшем мир сокрушении Синьской империи, Дажень-яр смело дал знать Шапугу, что пред лицом грозных гуннов следует забыть старые распри: "Пусть отныне каждый из царей будут сам владеть в своей земле, а на земли соседей не зарится, но установит вечный мир для наших народов и объединит усилия с соседями, дабы одолеть дракона на Востоке".
И так, обезопасив себя от междоусобиц и закрепив мир с ромеями на западе, порешили великие владыки, что Шапуг-царь ударит по гуннам на полдне, а русколанские рати Дажень-яра пойдут с полночи, ибо мир с гуннами не будет долог.
По заключении же договора о великом союзе на прощание Дажень-яра и всех, кто был с ним, Шапуг одарил богатыми дарами и поклялся в искренней дружбе". Ярилина книга.
После смерти Шапура II иранский престол в течение 20 лет занимали три шаха, не оставившие заметного следа в истории.
Арташир II, сын Шапура II, великий шах Кушан 330—379 гг., великий шаханшах Эрана и Анэрана 379—383 гг.
Шапур III, сын Шапура II, великий шаханшах Эрана и Анэрана 383—388 гг. В 387 г.
Его правление ознаменовано подписанием мирного договора с Римом, продлившегося 36 лет, и разделом Армении между Ираном и Римской империей.
Изображение Шапура III на монете периода его правления
При Шапуре III Армения была окончательно разделена между Римом и Ираном, но после его смерти Армения восстала и свергла власть Сасанидов, что стало предлогом для начала новой войны между Римом и Ираном, которая проходила в царствование Варахрана IV.
Йездигерд I, сын Шапура III, великий шаханшах Эрана и Анэрана 399—421 гг. Внук Шапура II.
Ему пришлось править в новых, изменившихся условиях, когда усилилась роль местных владетельных князей и зороастрийского духовенства. В борьбе с ними шах старался опираться на торгово-ремесленное население городов, среди которого было много христиан.
Вследствие этого жестокие гонения на христиан, которые имели место при Шапуре II, сменились при Йездегерде терпимым отношением к ним. Шах освободил христианских узников, позволил восстановить разрушенные церкви и даже разрешил в 410 г. провести иранским христианам свой поместный собор в Селевкии.
Во все годы правления Йездегерда I поддерживался мир с Восточной Римской империей (Византией).
Своей политикой шах нажил себе многочисленных врагов среди знати и зороастрийского духовенства. Против него сложился заговор.
Монета Йездигерда I
Варахран V почти не занимался делами, отдавшись развлечениям и удовольствиям. Он был смелый охотник, утонченный любовник (персидская традиция сохранила много анекдотов о его любовных похождениях) и большой любитель пиров. Управление государством было перепоручено всесильному временщику Михр-Нарсе. Бахрам Гур стал знаменит не столько своим правлением, сколько как герой "Шахнаме" где его образ был идеализирован и героизирован. Благодаря своему образу в "Шахнаме" позднее стал также героем многих иранских мифов и преданий, раннего Средневековья. В мифологическом образе ему "предписывалось" победа над неким драконом. Также как герою "Шахнаме" ему было предписано, справедливое правление, забота о народе, ему ставилась в заслуги, создание первых поэм на фарси. Если в его справделивое правление, ещё можно верить, то возведение его в ранг первого поэта писавщего на фарси, является чистейшей воды мифологией. Так как, в период царствования Бахрама Гура, языком Ирана, как официальным, литературным, так и разговорным, был среднеперсидский язык - пехлеви.
Йездигерд II (с персидского «созданный Богом») — пятнадцатый царь из династии Сасанидов (438—457), сын Варахрана V.
В начале своего правления, предпринял массированную атаку на Восточную Римскую империю, дабы воспрепятствовать её восстановлению после варварских нашествий. Несмотря на линию пограничных фортификационных сооружений, римляне были настигнуты врасплох, и только сильнейшее наводнение не дало возможности персам проникнуть вглубь Империи. Император Феодосий II запросил мира и в 441 г. персы отошли на довоенные позиции.
После заключения мира Йездигерд II отправился на северо-восток империи усмирять гуннов, которых он разгромил в ряде сражений и оттеснил за Амударью. Политика к религиозным меньшинств
В ходе своих походов Йездигерд II стал подозревать христиан и евреев в измене. Вероятно, своей веронетерпимостью царь хотел: добиться большего внутреннего единства своей державы; ликвидировать возможную «пятую колонну» в случае войны с Римом, ведь христиане-армяне были для христиан-римлян потенциальными союзниками; продвинуть официальную персидскую религию того времени (зороастризм), которую он считал единственно верной.
Армяне подняли восстание против дискриминации, но проиграли в Аварайрской битве в 451 году.
Используемая литература:
Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.
Персидская империя. Кир II Великий.
Камбрис II.
Дарий I.
Дарий I. Окончание
Ксеркс.
Артаксеркс I.
Дарий II.
Артаксеркс II.
Артаксеркс III.
Дарий III.
Асгард. Парфянское Царство.
Династия Сасанидов. Ардашир I.
Династия Сасанидов. Бахрам II
Династия Сасанидов. Наир-сар.
Династия Сасанидов. Шапур II.
Династия Сасанидов. Хосров I.
Последние правители династии Сасанидов.