При первом же прикосновении к метафорическим ассоциативным картам открытой темой для меня осталась техника постановки вопросов. Понятно, что пресловутое «Карты – это инструмент, все зависти от парадигмы которую вы исповедуете» отсылают нас к азам психотерапии, НО ведь хочется «выжать» из карт максимум! Тем более эклектический подход никто не отменял. В данной статье я опишу основные способы задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса. В моем сознании нет общей классификации психотерапевтических вопросов, возможно, мы придем к ней в конце статьи. Рассматривая карты как стимул, запускающий в нас ассоциации, переживания, воспоминания и т.д. главным вопросом будет так называемая «петля в реальность» или «челнок» - «А что эта карта говорит о вас?». Но это лишь одна из возможностей, заложенных в инструмент. Для себя я выделяю костяк «сценария» консультационной встречи с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК), который: 1. Наладка контакта, прояснение запроса; 2. Предложение определенной техники-упражнения с МАКами; 3. Диссоциированная работа, погружение в МАКи; 4. Челнок в реальность, интеграция полученного опыта; 5. Подведение итога встречи. Хотя вполне возможны случаи, когда: • встречу начинают с упражнения с картами (для прояснения запроса, например) и потом идут в классике консультирования – тематической беседе; • погружение в карточные образы и челнок в реальность проделывается множества раз напротяжении сессии; • вся встреча строится на метафорическом общении в контексте карточного расклада или молчаливом манипулировании карточными образами. Принимая во внимание все исключения, у меня в сознании сложилась классификация вопросов, основанная на этапности (и соответственно целях) консультационного процесса. С самого начала совместной работы перед психологом стоит задача установления контакта с клиентом, создание атмосферы доброжелательности и поддержки, а так же прояснить цель прихода на консультацию, сформулировать запрос. o Как вы представляете наше сотрудничество? o Как, на ваш взгляд, я могу вам помочь? o Чего, в связи с заявленной проблемой, вы хотели б в результате наших встреч? Конечно, в разных направлениях психологии и психотерапии процесс прояснения запроса происходит по-разному. В нейролингвистическом программировании (НЛП), например, этот этап относительно четко регламентирован, существует ряд вопросов, прописанная схема, по которой психолог помогает клиенту сформулировать результат. В системной семейной терапии можно найти ряд вопросов, которые рекомендуют озвучить на начальном этапе встречи. (Кто и чего хочет? От кого хотят? С каких пор? Для чего?...) В экзистенциально-гуманистических подходах психотерапии, как правило, прояснение запроса происходит в диалоге, и сам этот процесс менее технологичен. Главное, чтобы клиент и психолог поняли друг друга и пришли к соглашению относительно дальнейшей работы. Ориентируясь на запрос, клиенту предлагают повзаимодействовать в карточном пространстве. Метафорические ассоциативные карты хоть и являются достаточно универсальным инструментом в психотерапии, но все же они не всесильны. Соответственно, выделяя возможные терапевтические задачи, ограничусь самыми часто встречающимися. 1. Рефреминг проблемной ситуации, поиск альтернатив; 2. Самопознание; 3. Работа с семейной системой клиента; 4. Проработка травмы, потери, страха. 5. Поиск внутренних ресурсов. Для достижения поставленных задач существует несколько распространенных форм проведения упражнения: • Работа «вслепую»/«в открытую» • Комбинация слов и изображений (пасьянсы)/ создание истории/ вырисовывание/ Так же можно выделить уровни погружения в инструмент: • Диссоциированный (То, что происходит с образами на карте); • Метафорический (То, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью); • Реальный (То, что происходит с клиентом в реальной жизни). Все эти 3 уровня задействованы в беседе в той или иной пропорции. Потенциал диссоциированного уровня – безопасное исследование актуальных для клиента событий, переживаний через художественные образы. Главный фокус вопросов, как мне кажется, должен быть направлен на углубление и расширение описания карты – т.е. максимальное насыщение истории проективным материалом. Вопросы, заданные на диссоциированном уровне, отличаются от вопросов про реальность лишь фокусом (от первого или от третьего лица они задаются). Например: Сколько процентов злости чувствует человек на карте, занесший нож за спиной у другого? Сколько процентов злости у вас, когда вы думаете о своем партнере по бизнесу? Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; на расшифровке основной метафоры. Реальный уровень в фокусе разговора и вопросов держит актуальные события и переживания клиента. Это по сути то, о чем он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами. Учитывая все вышесказанное, далее я приведу примеры вопросов, собранные из разных подходов, которые могут быть полезны при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Повторюсь, что информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса. Вопросы на классификацию Эта форма вопросов наилучшим образом «срабатывает» при выяснении позиций и отношений, требующих ранжирования: • Какой из этих образов (портретов) вы поставите на первый план? • Какая карта вызывает более положительные эмоции, а какая - отрицательные? «Процентные» вопросы Такая форма вопросов служит для уточнения отличий между предложениями, убеждениями, настроениями, концепциями (болезни), представлениями и т. п. • Представим, что образ на карте разрывается на части, что б стать одновременно ближе к другим картам (ситуация выбора), в каком процентном соотношении разорвется карта и по какому критерию? • Если представить себе, что вся ваша ролевая энергия содержится в круглом «энергетическом» пироге, то сколько его процентов (какая долька) содержится в роли «бизнес-леди»? А сколько процентов бы вам хотелось, что б эта роль содержала? За счет какой роли вы готовы увеличить/уменьшить энергию в этой роли? • Сколько процентов страха содержится в этой карте? • Сколько килограмм обид в мешке у изображенной на карте фигуры? Вопросы об исключениях из проблемы Сравнивая периоды, когда проблема беспокоит и когда ее нет, можно значительно лучше раскрыть их важные отличия. • (После описания через карты актуальной проблемы) Как часто (как давно, когда, где) проблема не возникала? Чем были заняты в это время вы и другие? Как вам удалось сделать так, чтобы проблема не возникла? Что бы вы еще могли сделать по сравнению с вашими действиями в «непроблемные» времена? • «Что еще?» заставляет нашего визави задуматься, а часто впервые подталкивает додумать что-либо дальше, чем до сих пор. Вопросы на изменение контекста Позволяет посмотреть на проблему с неожиданной стороны. • Если бы мы заглянули в будущее (на 5 лет) вперед, как звучала б эта история? • Как бы смогла описать проблему второстепенная фигура, предмет, изображенные на карте? Фокусировка на непроблемных областях и ресурсах Позволяет снять напряжение с зацикленного на проблеме разговора • В чем сила героя, изображенного на карте? • Описывая проблемную ситуацию, которая изображена на карте, какие из её элементов должны были бы остаться неизменным или повторяться как можно чаще? Цель и способы решения • Как должен был бы выглядеть по-настоящему хороший результат (во времени, пространстве, отношениях)? • Что могло бы быть наименьшим показателем того, что ситуация движется в ожидаемом направлении? • В каких временных промежутках и в каком темпе можно было бы рассчитывать на изменение? Предложение альтернативы • Как ты думаешь, как изменилась бы история, если главный герой смог обуздать свои агрессивные импульсы? • Как бы изменился смысл карты, если бы рядом с принцессой появился принц? Отдельно стоит осветить технику экстернализированной беседы нарративного подхода. Экстернализированная беседа заключается в преобразовании языка, используемого человеком для описания проблемы так, чтобы проблема заняла по отношению к человеку внешнюю позицию. Экстернализирующие беседы позволяют человеку занять метапозицию и увидеть ряд возможностей. Когда проблема занимает внешнюю позицию, человек, находя собственные предпочтения, может взять на себя ответственность за взаимодействие с ней. Образцы вопросов экстарнализущих проблему Сфера влияния: • в какие сферы жизни Проблема уже проникла, где её влияние особенно сильно? Влияет ли она на взаимоотношения с другими людьми, на чувства, вмешивается ли в мои мысли, как она изменила мое представление о самом себе и об истории моей жизни? Стратегии: • Как именно Проблема манипулирует мной: к каким стратегиям, методам и хитростям она прибегает, пытаясь руководить моей жизнью? Как я ей противодействую? Изобрел ли я какие-то техники, стратегии, хитрости, которые мешают Проблеме руководить Моей жизнью? Механизм взаимодействия: • Какими способами проблема сообщает мне, что она тут, как заявляет о своем влиянии на мою жизнь? Какие у Меня есть качества, умения, способности, которые Проблеме все еще трудно обесценить? Каким образом Я сообщаю проблеме, что не буду "подчиняться? Данные вопросы были взяты из системной семейной терапии и нарративного подхода. Любопытным остается возможность применения техник арт-терапии, НЛП и других направлений в работе с ассоциативно-метафорическими картами. Автор Александр Пушков
Психология на практике.
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ ПРИ РАБОТЕ С МАК
При первом же прикосновении к метафорическим ассоциативным картам открытой темой для меня осталась техника постановки вопросов. Понятно, что пресловутое «Карты – это инструмент, все зависти от парадигмы которую вы исповедуете» отсылают нас к азам психотерапии, НО ведь хочется «выжать» из карт максимум! Тем более эклектический подход никто не отменял.
В данной статье я опишу основные способы задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса. В моем сознании нет общей классификации психотерапевтических вопросов, возможно, мы придем к ней в конце статьи.
Рассматривая карты как стимул, запускающий в нас ассоциации, переживания, воспоминания и т.д. главным вопросом будет так называемая «петля в реальность» или «челнок» - «А что эта карта говорит о вас?». Но это лишь одна из возможностей, заложенных в инструмент.
Для себя я выделяю костяк «сценария» консультационной встречи с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК), который:
1. Наладка контакта, прояснение запроса;
2. Предложение определенной техники-упражнения с МАКами;
3. Диссоциированная работа, погружение в МАКи;
4. Челнок в реальность, интеграция полученного опыта;
5. Подведение итога встречи.
Хотя вполне возможны случаи, когда:
• встречу начинают с упражнения с картами (для прояснения запроса, например) и потом идут в классике консультирования – тематической беседе;
• погружение в карточные образы и челнок в реальность проделывается множества раз напротяжении сессии;
• вся встреча строится на метафорическом общении в контексте карточного расклада или молчаливом манипулировании карточными образами.
Принимая во внимание все исключения, у меня в сознании сложилась классификация вопросов, основанная на этапности (и соответственно целях) консультационного процесса.
С самого начала совместной работы перед психологом стоит задача установления контакта с клиентом, создание атмосферы доброжелательности и поддержки, а так же прояснить цель прихода на консультацию, сформулировать запрос.
o Как вы представляете наше сотрудничество?
o Как, на ваш взгляд, я могу вам помочь?
o Чего, в связи с заявленной проблемой, вы хотели б в результате наших встреч?
Конечно, в разных направлениях психологии и психотерапии процесс прояснения запроса происходит по-разному.
В нейролингвистическом программировании (НЛП), например, этот этап относительно четко регламентирован, существует ряд вопросов, прописанная схема, по которой психолог помогает клиенту сформулировать результат.
В системной семейной терапии можно найти ряд вопросов, которые рекомендуют озвучить на начальном этапе встречи. (Кто и чего хочет? От кого хотят? С каких пор? Для чего?...)
В экзистенциально-гуманистических подходах психотерапии, как правило, прояснение запроса происходит в диалоге, и сам этот процесс менее технологичен. Главное, чтобы клиент и психолог поняли друг друга и пришли к соглашению относительно дальнейшей работы. Ориентируясь на запрос, клиенту предлагают повзаимодействовать в карточном пространстве.
Метафорические ассоциативные карты хоть и являются достаточно универсальным инструментом в психотерапии, но все же они не всесильны.
Соответственно, выделяя возможные терапевтические задачи, ограничусь самыми часто встречающимися.
1. Рефреминг проблемной ситуации, поиск альтернатив;
2. Самопознание;
3. Работа с семейной системой клиента;
4. Проработка травмы, потери, страха.
5. Поиск внутренних ресурсов.
Для достижения поставленных задач существует несколько распространенных форм проведения упражнения:
• Работа «вслепую»/«в открытую»
• Комбинация слов и изображений (пасьянсы)/ создание истории/ вырисовывание/
Так же можно выделить уровни погружения в инструмент:
• Диссоциированный (То, что происходит с образами на карте);
• Метафорический (То, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью);
• Реальный (То, что происходит с клиентом в реальной жизни).
Все эти 3 уровня задействованы в беседе в той или иной пропорции.
Потенциал диссоциированного уровня – безопасное исследование актуальных для клиента событий, переживаний через художественные образы. Главный фокус вопросов, как мне кажется, должен быть направлен на углубление и расширение описания карты – т.е. максимальное насыщение истории проективным материалом. Вопросы, заданные на диссоциированном уровне, отличаются от вопросов про реальность лишь фокусом (от первого или от третьего лица они задаются).
Например:
Сколько процентов злости чувствует человек на карте, занесший нож за спиной у другого?
Сколько процентов злости у вас, когда вы думаете о своем партнере по бизнесу?
Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; на расшифровке основной метафоры. Реальный уровень в фокусе разговора и вопросов держит актуальные события и переживания клиента. Это по сути то, о чем он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами.
Учитывая все вышесказанное, далее я приведу примеры вопросов, собранные из разных подходов, которые могут быть полезны при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Повторюсь, что информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса.
Вопросы на классификацию
Эта форма вопросов наилучшим образом «срабатывает» при выяснении позиций и отношений, требующих ранжирования:
• Какой из этих образов (портретов) вы поставите на первый план?
• Какая карта вызывает более положительные эмоции, а какая - отрицательные?
«Процентные» вопросы
Такая форма вопросов служит для уточнения отличий между предложениями, убеждениями, настроениями, концепциями (болезни), представлениями и т. п.
• Представим, что образ на карте разрывается на части, что б стать одновременно ближе к другим картам (ситуация выбора), в каком процентном соотношении разорвется карта и по какому критерию?
• Если представить себе, что вся ваша ролевая энергия содержится в круглом «энергетическом» пироге, то сколько его процентов (какая долька) содержится в роли «бизнес-леди»? А сколько процентов бы вам хотелось, что б эта роль содержала? За счет какой роли вы готовы увеличить/уменьшить энергию в этой роли?
• Сколько процентов страха содержится в этой карте?
• Сколько килограмм обид в мешке у изображенной на карте фигуры?
Вопросы об исключениях из проблемы
Сравнивая периоды, когда проблема беспокоит и когда ее нет, можно значительно лучше раскрыть их важные отличия.
• (После описания через карты актуальной проблемы) Как часто (как давно, когда, где) проблема не возникала? Чем были заняты в это время вы и другие? Как вам удалось сделать так, чтобы проблема не возникла? Что бы вы еще могли сделать по сравнению с вашими действиями в «непроблемные» времена?
• «Что еще?» заставляет нашего визави задуматься, а часто впервые подталкивает додумать что-либо дальше, чем до сих пор.
Вопросы на изменение контекста
Позволяет посмотреть на проблему с неожиданной стороны.
• Если бы мы заглянули в будущее (на 5 лет) вперед, как звучала б эта история?
• Как бы смогла описать проблему второстепенная фигура, предмет, изображенные на карте?
Фокусировка на непроблемных областях и ресурсах
Позволяет снять напряжение с зацикленного на проблеме разговора
• В чем сила героя, изображенного на карте?
• Описывая проблемную ситуацию, которая изображена на карте, какие из её элементов должны были бы остаться неизменным или повторяться как можно чаще?
Цель и способы решения
• Как должен был бы выглядеть по-настоящему хороший результат (во времени, пространстве, отношениях)?
• Что могло бы быть наименьшим показателем того, что ситуация движется в ожидаемом направлении?
• В каких временных промежутках и в каком темпе можно было бы рассчитывать на изменение?
Предложение альтернативы
• Как ты думаешь, как изменилась бы история, если главный герой смог обуздать свои агрессивные импульсы?
• Как бы изменился смысл карты, если бы рядом с принцессой появился принц?
Отдельно стоит осветить технику экстернализированной беседы нарративного подхода.
Экстернализированная беседа заключается в преобразовании языка, используемого человеком для описания проблемы так, чтобы проблема заняла по отношению к человеку внешнюю позицию. Экстернализирующие беседы позволяют человеку занять метапозицию и увидеть ряд возможностей. Когда проблема занимает внешнюю позицию, человек, находя собственные предпочтения, может взять на себя ответственность за взаимодействие с ней.
Образцы вопросов экстарнализущих проблему
Сфера влияния:
• в какие сферы жизни Проблема уже проникла, где её влияние особенно сильно? Влияет ли она на взаимоотношения с другими людьми, на чувства, вмешивается ли в мои мысли, как она изменила мое представление о самом себе и об истории моей жизни?
Стратегии:
• Как именно Проблема манипулирует мной: к каким стратегиям, методам и хитростям она прибегает, пытаясь руководить моей жизнью? Как я ей противодействую? Изобрел ли я какие-то техники, стратегии, хитрости, которые мешают Проблеме руководить Моей жизнью?
Механизм взаимодействия:
• Какими способами проблема сообщает мне, что она тут, как заявляет о своем влиянии на мою жизнь? Какие у Меня есть качества, умения, способности, которые Проблеме все еще трудно обесценить? Каким образом Я сообщаю проблеме, что не буду "подчиняться?
Данные вопросы были взяты из системной семейной терапии и нарративного подхода. Любопытным остается возможность применения техник арт-терапии, НЛП и других направлений в работе с ассоциативно-метафорическими картами.
Автор Александр Пушков