Кинотеатр "Россия".

Проспект Вагоностроителей, 26А.
"Поспешите, завтра открытие кинотеатра!".
Широкоформатный кинотеатр неизбежно должен был появиться в Нижнем Тагиле. И не "рано или поздно", а именно в начале 1960-х, когда широкоэкранная система, разработанная Научно-исследовательским кинофотоинститутом СССР на основе американского стандарта CinemaScope, воплотилась в Советском Союзе на практике.
Так в феврале 1961 года в Москве был открыт первый в стране специализированный панорамный кинотеатр "Россия", в котором зрителям был представлен пионер широкоформатного кино – фильм "Повесть пламенных лет". Кинокартина проецировалась на самый крупный в мире экран (шириной 29 метров и высотой – 11), а в зале могли одновременно присутствовать 2,5 тысячи человек! Поражает, не правда ли? Но самый ошеломляющий эффект для зрителя представляла сама демонстрация фильма – это впечатление присутствия, невиданное для обычного кино. Неизбалованный провинциальный зритель, оказавшийся в столице родины в качестве профсоюзного туриста, уходил с сеанса буквально с ощущением прикосновения к чуду.
Конечно, в Нижнем Тагиле тоже были в курсе этого достижения и не сомневались, что за широкоформатным кинематографом блистательное будущее. Вопрос пока стоял только в том, какой район города сможет взять на себя бремя немалых расходов, какие предполагало столь дорогостоящее зрелище.
Но никто не рассчитывал, что это произойдёт так скоро…

Фото Шастина Анатолия. 1968. Публикуется впервые. С разрешения автора. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Фото Шастина Анатолия. 1968. Публикуется впервые. С разрешения автора. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Ясно, что такая возможность могла представиться в первую очередь одному из двух районов, за которыми стояли промышленные гиганты УВЗ и НТМК. Но и это полдела. Это право надо было обосновать в Совете министров СССР, заручившись для начала поддержкой на местах. Таков был порядок и в такой последовательности осуществлялись в советской державе все сколько-нибудь солидные "хотелки".
Неизвестно как проходили прения в соответствующих городских органах власти или всё было предрешено, но видимо по ряду причин у вагоностроителей оказалось больше шансов получить одобрение.
Фото: chelpho (негатив из личного архива). 1968-69. Источник: https://pastvu.com/p/2308811.
Фото: chelpho (негатив из личного архива). 1968-69. Источник: https://pastvu.com/p/2308811.
В те годы в Дзержинском районе демонстрация фильмов на постоянной основе проходила в двух клубах, состояние одного из которых желало быть лучшим даже после капитального ремонта. Это кинозал Центрального клуба УВЗ и кинозал Дома культуры УМС. При этом параллельно клубы несли общественную нагрузку – в них проходили занятия творческих коллективов, что добавляло организационных неудобств. Да и местонахождение обоих клубов было весьма неудобным для большинства жителей Вагонки, так как располагались они на краю района на улице Ильича, причём недалеко друг от друга. Где-то густо, а где-то пусто…
Автор снимка художник Е.И. Вагин. 1960-е. Источник: https://ok.ru/tagil.tagi
Автор снимка художник Е.И. Вагин. 1960-е. Источник: https://ok.ru/tagil.tagi
Но даже после того как местные инстанции дали формальное добро, прошло ещё около пяти лет, прежде чем заявку генерального директора УВЗ Ивана Васильевича Окунева утвердили в Москве. Такая волокита была вполне объяснима, ведь руководитель нижнетагильского предприятия выбивал не просто очередной кинотеатр, он желал кинотеатр, оснащённый передовыми технологиями киноиндустрии. А ведь после Великой Отечественной войны прошло всего 15 лет, и каждая копейка шла на восстановление пострадавших от войны территорий.
Фото Б.Н. Шилова. 1980-е. Источник: https://museum-nt.ru/content/science/publications/detail.php?ELEMENT_ID=7828.
Фото Б.Н. Шилова. 1980-е. Источник: https://museum-nt.ru/content/science/publications/detail.php?ELEMENT_ID=7828.
Вместе с высочайшим разрешением из Москвы привезли и проект будущего кинотеатра. То ли это была уступка со стороны И.В. Окунева, то ли это был уже заведённый порядок при Хрущёве в свете постановления "об устранении излишеств в архитектуре" (сомнительно, чтобы Иван Васильевич не верил в творческий потенциал тагильских и уральских архитекторов). Так или иначе, для кинотеатра на Вагонке послужил один из вариантов типовой серии 2-06-60 в стиле советского модернизма, разработанный "Центральным институтом типовых проектов" (https://www.calameo.com/read/005425639a0bc64051072).
Фото Г.П. Никитина (из семейного архива). 1950-е. Источник: https://old.tagilka.ru/news/news_detail/?ID=79128 (Проект 300 лет Н.Тагилу. Фотолетопись). Обработка: https://ok.ru/aminoff
Фото Г.П. Никитина (из семейного архива). 1950-е. Источник: https://old.tagilka.ru/news/news_detail/?ID=79128 (Проект 300 лет Н.Тагилу. Фотолетопись). Обработка: https://ok.ru/aminoff
Местом для нового кинотеатра выбрали пустырь на перекрёстке проспекта Вагоностроителей и улицы Богдана Хмельницкого (ныне проспект Дзержинского).
Фрагмент топографического плана Н.Тагила. 1962. Масштаб 1:10 000. Источник: https://yadi.sk/d/MLhnqhrOr95AN. Обработка: https://ok.ru/aminoff.
Фрагмент топографического плана Н.Тагила. 1962. Масштаб 1:10 000. Источник: https://yadi.sk/d/MLhnqhrOr95AN. Обработка: https://ok.ru/aminoff.
На карте, соответствующей аэрофотографической съемке 1960 года, место расположения будущего кинотеатра обозначено красным кружком.
2024. Фрагмент участка на карте российского картографического сервиса "2ГИС" (https://2gis.ru ). 3D версия.
2024. Фрагмент участка на карте российского картографического сервиса "2ГИС" (https://2gis.ru ). 3D версия.
Местоположение кинотеатра "Россия" на современной карте.
Фото Ю.А. Хренова. 1962. "Имя ему - "Россия". Е. Губина. "Тагильский рабочий". 29.9.1962. Монтаж и обработка: https://ok.ru/aminoff
Фото Ю.А. Хренова. 1962. "Имя ему - "Россия". Е. Губина. "Тагильский рабочий". 29.9.1962. Монтаж и обработка: https://ok.ru/aminoff
Кинотеатр ещё не сдали в эксплуатацию, а имя ему уже присвоили. Вероятно, его назвали по аналогии с первым советским широкоформатным кинотеатром в Москве. Уж слишком было заманчиво провести такие параллели. У нас он ведь тоже был первым и не только в родном городе, но и в Свердловской области!
Фото В. Каллистова, конструктора УВЗ. "Тагильский рабочий". 05.04.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Фото В. Каллистова, конструктора УВЗ. "Тагильский рабочий". 05.04.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Ход строительных работ широко освещался в местных газетах. …"Вот, вышли на нулевую отметку! Вот, возвели здание под крышу! Силами бригады маляров под руководством Таисии Васильевны Кузиной ведутся последние отделочные работы! Подходит к концу регулировка и наладка кинопроекционного оборудования, спасибо главному монтажнику всей аппаратуры Михаилу Борисовичу Штерну!"…
Тагильчане с волнением наблюдали за строительством кинотеатра: скорей, скорей прикоснуться к столичной диковинке!

Вряд ли современное поколение, знакомое уже с 3D и с 5D кинотеатрами и даже с 7D (уже есть такой) сможет понять эти чувства. Но послевоенный зритель не был столь искушён, как нынешний. Я помню, как в классе четвёртом специально отправился пешком к товарищу из одного края района на другой, лишь бы одним глазком взглянуть на экран цветного телевизора. Казалось, такого просто не может быть! И в этом нет ни капли преувеличения…

Кинотеатр "Россия" ещё не начал работать, а во всех уголках Нижнего Тагила уже множились потенциальные зрители. Да, это реально был золотой век советского кинематографа!
Решение Горсовета № 134 от 28 апреля 1963 года. Источник: https://ntgia.ru/post/1109 (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.882.Л.125, Ф. 183.Оп.1.Д.74.Лл.76-77).
Решение Горсовета № 134 от 28 апреля 1963 года. Источник: https://ntgia.ru/post/1109 (НТГИА. Ф.70.Оп.2.Д.882.Л.125, Ф. 183.Оп.1.Д.74.Лл.76-77).
Наконец, 28 апреля 1963 года Исполком Н-Тагильского Совета депутатов трудящихся утвердил акт приёмки кинотеатра в эксплуатацию Государственной приемочной комиссии архитектурно-строительного контроля. Так началась эра широкоформатного кино на Урале…
Фото В. Михеенко. 1963. "Вспыхнут огни реклам". А. Владимирцева. "Тагильский рабочий". №84. 28.4.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Фото В. Михеенко. 1963. "Вспыхнут огни реклам". А. Владимирцева. "Тагильский рабочий". №84. 28.4.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
А нам пора, хотя бы вкратце поведать, что же представляла из себя эта невидаль, воплощённая в кинотеатре "Россия". Поможет нам в этом репортаж с места события корреспондента А. Владимирцевой…

"…Ощущение изящества, скромной простоты охватывает сразу, стоит зайти в вестибюль кинотеатра. Низкие журнальные столики, удобные современные кресла вдоль стен…
А вот и главное – зрительный зал. Высота кинозала 14 метров, а общая площадь – 800 м². Серые и красные, сочетающиеся с большим вкусом тона (заслуга работников горпроекта, на общественных началах принявших участие оформлении кинотеатра). Ряды, расположенные амфитеатром. Каждому из 848 зрителей одинаково хорошо будет виден огромный (20 метров на 8) экран. Тут же, вверху зала, операторский пульт управления. Задача оператора – регулировать звук, резкость, занавес, темнитель и т.д.
В зале удивительно мягкий звук благодаря гипсовым решёткам – канелюрам, покрывшим стены. Необычен и экран, первый на Урале экран из пластиката. На сцене за экраном – линзы для распыления звука. Всё необычно в этом зале, даже небольшие окошечки вдоль стен с лампами аварийного света, включающимися автоматически.
Автоматика – полновластная хозяйка этого большого дома. Она и в аппаратной, и глубоко внизу, в подвале кинотеатра, где установлены кондиционеры и компрессоры, поставляющие в зал воздух: тёплый - зимой и прохладный – летом…
Кстати, кассы находятся в доме напротив. Это тоже удобно, так как даёт определённую разгрузку помещению"...

С первого взгляда, не столь впечатляющее описание, чтобы оценить и прочувствовать восторженную реакцию автора статьи, хотя многое, что встретил бы зритель в новом кинотеатре на подступах к зрительному залу, было в новинку для клубов тех лет. Думается, основное, чем жил в нетерпеливом ожидании зритель и что его больше всего тревожило накануне открытия кинотеатра, находилось не в фойе, а за кулисами, где располагался гигантский экран, установленный - как интересно! - по вогнутой дуге. Представить страшно, - высотой 8 метров и длиной 20 метров! Как охватить взглядом всю панораму? Как поспеть за героями, если они будут быстро перемещаться с одной стороны на другую? Так и шею свернуть можно!..

То же самое, если честно, было и с заявленным фильмом к открытию. Ни содержание фильма, ни его художественные качества, расписанные в анонсе, интересовали в первую очередь тогдашнего зрителя, которому предстояло впервые переступить порог широкоформатного кинотеатра. Им двигало любопытство и даже… скептицизм, потрясёт ли его широкоформатное кино или оставит равнодушным? Чтобы понять эти настроения, не лишне напомнить: на тот момент подобные кинотеатры работали лишь в Москве и Ленинграде!
Возможно, в тех тысячах предварительных заявок на посещение "России", о которых с удовлетворением отмечала директор кинотеатра Ольга Викторовна Мариенченко, основную массу и составляла такая публика…

Но оставим все вопросы до завтра. Это свершится завтра! Да, - завтра…
Анонс фильма "Повесть пламенных лет". "Тагильский рабочий". 28.4.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Анонс фильма "Повесть пламенных лет". "Тагильский рабочий". 28.4.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Первый широкоформатный фильм, который должны были увидеть тагильчане на открытии "России", стал фильм "Повесть пламенных лет". Именно эта картина была премьерной в одноимённом московском кинотеатре. Каждый патриот родного города исполнился гордости, что и в его уральской глубинке будет почти как в столице: "Теперь не нужно ехать в Москву, чтобы посмотреть широкоформатный фильм".

"Повесть пламенных лет" – это первый советский художественный широкоформатный фильм, снятый на киностудии "Мосфильм" в 1960 году режиссёром Юлией Солнцевой (к слову, Солнцеву можно увидеть в главной роли в фильме Протазанова "Аэлита" (1924).
В мае 1961 года кинокартина получила приз на Каннском кинофестивале. В Советском Союзе фильм посмотрели (причём почти одновременно по всей стране) двенадцать с половиной миллионов советских кинозрителей!
Своим успехом фильм обязан, прежде всего, своим антивоенным посылом. Народы только-только вздохнули от второй мировой войны и как никогда знали цену миру.
Преисполненная предельного пафоса, поэма о простых героях Великой Отечественной войны, зашла и тагильской киноаудитории. Ежедневные аншлаги говорили лучше всяких официальных рецензий. Только за первую неделю демонстрации фильма, новый кинотеатр посетили более 30 000 тагильчан!

В любом случае, благодаря ли художественным достоинствам картины, благодаря ли передовой кино-технологии, но зритель остался доволен. Чего и добивались радельщики этого беспрецедентного для Нижнего Тагила, - да и всего Урала, - замысла.
Фото В. Михеенко. 1963. "Тагильский рабочий". 12.05.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Фото В. Михеенко. 1963. "Тагильский рабочий". 12.05.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Даже когда ажиотаж спал, посещение кинотеатра продолжало оставаться уверенно стабильным.
1960-е. Фото из семейного альбома Лыскова Владимира. Публикуется впервые. Обработка: https://ok.ru/aminoff
1960-е. Фото из семейного альбома Лыскова Владимира. Публикуется впервые. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Не секрет, что в новый кинотеатр на Вагонке ездили со всего города, несмотря даже на то, что кроме "России" в районах на тот момент насчитывалось 8 специализированных благоустроенных киноклубов.
Фото Охрименко Сергея. 01.05.1972. Публикуется впервые. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Фото Охрименко Сергея. 01.05.1972. Публикуется впервые. Обработка: https://ok.ru/aminoff
В течение почти десяти лет вагонский иллюзион "Россия" был вне конкуренции. Лишь с вводом в эксплуатацию следующего широкоформатного кинотеатра "Современник" 17 декабря 1971 года, его первенство было поколеблено. Теперь киноманам было проще ехать на кинопремьеры в центр города, чем на Вагонку, куда из некоторых районов им приходилось до этих пор добираться с пересадками не менее полутора часов.
Фото Б. Клипиницера. "Тагильский рабочий". Сентябрь, 1966. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Фото Б. Клипиницера. "Тагильский рабочий". Сентябрь, 1966. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Тем не менее тагильчане успели полюбить кинотеатр и продолжали считать его родным, независимо от места проживания. Пусть здание не отличалось особенными декоративными изысками и прорывными архитектурными решениями, его простые формы и строгие линии органично складывались в памяти с теми многочисленными киношедеврами, какие они успели лицезреть в стенах этого гостеприимного дома.
Кинотеатр "Россия". - 962413972378
Фото из открытых источников*.
Фото из открытых источников*.
И пусть никого не смущает, что кинотеатр серии 2-06-60, будучи типовым проектом, нашёл пристанище от Москвы до самых до окраин, где стал кино-обителью тамошних почитателей кино. У одних этот проект воплотился в жизнь под названием "Космос", "Мир" или "Ракета", у других, как в Нижнем Тагиле, словно под копирку - "Россия".

На фотографиях представлены "близняшки"- три "России". Из Братска, Новгорода и Красного Луча Луганской области. Попробуй, сумей не ошибиться!
Кстати, шутки шутками, но мне встречался в сети подобный ляп, когда чужой кинотеатр "Россия" приписали к Нижнему Тагилу…
Фото В. Михеенко. 1963. "Тагильский рабочий". №84. 28.4.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Фото В. Михеенко. 1963. "Тагильский рабочий". №84. 28.4.1963. Обработка: https://ok.ru/aminoff
Кинотеатр "Россия" неспроста открыли 29 апреля, накануне 1 мая. В стране Советов так было заведено - государственные праздники встречать успехами на трудовом фронте. Открытие кинотеатра точно в срок (а скорее всего досрочно) – это вклад строителей треста №88.
Общественность района тоже не сидела сложа руки. К празднику "Солидарности трудящихся" был разбит сквер вокруг кинотеатра, получивший название Молодёжный. Во время субботников, в свободное от основной работы и учёбы время, комсомольцы, коммунисты и беспартийные, высадили на площади в пять гектаров тысячи саженцев смородины, яблони, сирени, лип, ясени, и клёнов!

Через два дня наступит Праздник Весны и Труда.
С наступающим Первомаем, дорогие товарищи! Ура-а-а!..
..................................................................................................
Фото Охрименко Сергея. 2011. Публикуется с разрешения автора.
Фото Охрименко Сергея. 2011. Публикуется с разрешения автора.
"В 2003 году произошло печальное событие: кинотеатр пришлось закрыть из-за физического износа технического оборудования и самого здания.
Немногим известно, каких усилий стоило возродить к жизни «Россию». В течение пяти лет здание кинотеатра модернизировалось. И в 2008 году в Нижнем Тагиле появился уникальный культурно-развлекательный центр, который включал в себя цифровой 3D-кинотеатр, модное кафе «USB», игротеку, боулинг, и огромный выбор развлечений для детей - от предоставления услуг ведущего на время детского турнира в боулинге до комплексной организации любого праздничного мероприятия, что называется «под ключ». Развитие индустрии детских развлечений стало основным направлением деятельности КРЦ. Весной 2014 года рядом со зданием культурно-развлекательного центра открылся парк аттракционов. Этот парк за очень короткий период времени стал любимым местом отдыха для жителей не только Дзержинского района, но и всего города!
Летом 2020 года кинотеатр «Россия» начинает работу под брендом компании «Премьер Зал» с сохранением исторического названия. Сотрудничество с компанией федерального уровня «Премьер Зал» позволит автоматизировать процессы, внедрить единые стандарты, предлагать зрителям ещё более высокий уровень сервиса и оставаться самым надёжным кино-другом для жителей нашего города" (
https://russia-nt.ru/pages/company).

Комментарии